Подобные слагаемые (6 класс) (по учебнику Н.Я. Виленкина)
Учитель математики МБОУ ООШ ст.Черноярской
Елканова Рита Казбековна
Цель урока
- Ввести понятие «подобные слагаемые»
- Объяснить, что означает «привести подобные слагаемые»
- Развивать логическое мышление, интерес к математике
- Повторить сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел, раскрытие скобок
Перед началом урока каждый учащийся получает:
- Таблицу для подсчета количества баллов (всего 20 баллов);
- Карточку с самостоятельной работой;
- Красный, синий и зеленый цветочек, один из которых будет прикрепляться на нарисованную на доске корзину в конце урока.
Помогите Мальвине
разместить 45 разных бантиков в 9 коробках так, чтобы в каждой коробке было разное их количество.
Ответ: 1+2+3+4+5+6+7+8+9=45
Вспомним предыдущий урок:
Перед скобкой плюс стоит
Он о том и говорит,
Что ты скобки опускай
И все числа выпускай
a+ (b-c+d-c+f) =
a + (-b-c-d+c-f) =
a + (b+c+d-c+2c) =
a+b-c+d-c+f =
a+b+d+f-2c
a-b-d-f
a-b-c-d+c-f =
a+b+d+2c
a+b+c+d-c+2c =
Перед скобкой минус строгий
Загородит вам дорогу
Чтобы скобки нам убрать
Надо знаки поменять
a-b-d-f+2c
a-b+c-d+c-f =
a - (b-c+d-c+f) =
a+b+d+f
a+b+c+d-c+f =
a - (-b-c-d+c-f) =
a-b-c-d+c-2c =
a-b-d-2c
a - (b+c+d-c+2c) =
А теперь – упростим выражения:
30ad
15•a•2•d=
a•5•(-4) •m=
6•b•(-1) •c=
(-7)•a•3b=
-20am
-6bc
-21ab
Буратино получил странную записку. Помогите её расшифровать.
О Е П Н Д Ы Б
Г Л Е А С Ы М
3 1 5 1 7 4 6 2
5 2 4 1 4 3 7 6 3
ПОДОБНЫЕ
СЛАГАЕМЫЕ
Преобразуем выражение: 12a – 7a + 5a.
а
Что общего у этих слагаемых?
коэффициентами
Чем они отличаются?
Используя распределительный закон a•(b+c) = ab + ac
Вынесем за скобки общий множитель: а•(12+(-7)+5)
Что получили в скобках?
Сумму коэффициентов
Как мы преобразовали выражение?
Упростили
Слагаемые, имеющие одинаковую буквенную часть, называются подобными .
Подобный – похожий на что, схожий с чем, близкий, подходящий, одного вида, образа, свойств или качеств.
(Из толкового словаря В.И. Даля)
Владимир Даль
- Я понял. Подобные слагаемые имеют одинаковое название!
- А одинаковые буквенные части, я могу заменить одинаковыми словами. Например, запись 3а - 2а = а можно заменить на 3 апельсина минус 2 апельсина получится 1 апельсин
-
=
Помогите Буратино привести подобные слагаемые.
2a
2) 8c + 3c – 8c =
3) b + 3b – 2b =
3c
2b
Раскройте скобки № 1281 (а,в,д)
а) (а – b + с) • 8 = 8а – 8b + 8с
в) a(b – m + n) = ab – am + an
д) (3m – 2k + 1) • (-3) = – 9m + 6k – 3
Проверьте себя:
Выполните действия, применив распределительное свойство умножения № 1282 (г,д)
Проверьте себя:
г) 9 • 17 – 3 • 17 = 17 • (9 – 3) = 17 • 6 = 102
д)1,5 • 13 + 1,5 • 7 = 1,5(13 + 7) = 1,5 • 20 = 30
Сложите подобные слагаемые № 1283 (а,г)
Проверьте себя:
а) – 9х + 7х – 5х+2х = – 5х
г) – 3,8k – k +3,8k + k = 0
Выполните приведение подобных слагаемых № 1284 (а,б)
Проверьте себя:
а) 10а + b – 10b – a = 9а - 9b
б) – 8y + 7x + 6 y + 7x = 14х – 2у
ВЕСЁЛАЯ
ЗАРЯДКА
Идентификатор 100-433-122
ПОВОДИМ
ГЛАЗКАМИ!!!
ГОЛОВУ!!!
НАКЛОНЯЕМ
ПОТАНЦУЕМ!!!
А теперь - за работу:
II ВАРИАНТ
11 • 27 – 11 • 9 =
2. Упростить выражение:
а) 23x – 23 + 40 + 4x =
б) y + 124 + a – 124 – y =
в) 9a + 13b – 5 + 8a =
3. Вычислить:
3,28 + 15,4 – 6,28 =
I ВАРИАНТ
8 • 11 + 16 • 11 =
а) – 6а + 4 + 5а – 7 =
б) х + b – x – b + 2 =
в) – 15x + 10y + 12x – 1 =
3. Вычислить:
– 3,56 + 7,38 + 2,56 =
198
264
27х+18
– а – 3
а
2
= – 3х + 10у – 1
= 17а + 13b – 5
12,4
6,38
Решим задачу № 1300
Длина, см
На плане
Масштаб
4,2
Действительный размер
Длина, см
?
2
7
Масштаб
?
?
5
3
Решение:
1). Пусть х см – действительный размер отрезка. Составим пропорцию:
4,2 : х = 2 : 7
х = 4,2•7:2
х = 14,7
Действительный размер отрезка 14,7 см.
2). Пусть у – размер отрезка на плане с масштабом 5 : 3 . Составим пропорцию:
у : 14,7 = 5 : 3
у = 14,7 • 5 : 3
у = 24,5
На плане 5 : 3 размер отрезка 24,5 см
Ответ : 24,5 см
1. Что мы сегодня изучали на уроке?
2. Какие слагаемые называются подобными ?
3. Чем они могут отличаться?
4. Что означает
«привести
подобные слагаемые»?
5. Что значит
«упростить выражение»?
Домашнее задание
п. 41 стр 224
№ 1304 (а,е)
№ 1305 (а,е)
№ 1306 (а-е)
Спасибо за внимание!