СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Показательная функция, её свойства и график.

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретическая часть разработки содержит определение показательной функции, её свойства, примеры построения графиков. В практической части представлены задания самого разнообразного толка - от нахождения области определения показательной функции до построения достаточно сложных графиков.

Просмотр содержимого документа
«Показательная функция, её свойства и график.»


Показательная функция, её свойства и график.


При изучении степенной функции мы говорили, что аргументом у этой функции является основание степени. А что происходит, когда аргументом будет показатель степени? В этом случае рассматривается уже другая функция – показательная.



Показательной называется функция вида , где – некоторое число, причём .



Поясним условия выбора основания степени. Аргумент этой функции является произвольным вещественным числом, которое может равняться, например, или . Значит, число, которое мы возводим в эту степень должно быть неотрицательным (по определению степени с рациональным показателем). Если , то , а это есть линейная функция и графиком её является ось абсцисс. Если , то , а это тоже линейная функция и графиком её является прямая, проходящая через точку , параллельная оси абсцисс. Значит, показательная функция рассматривается только для значений .

Свойства и график показательной функции зависят от значений . Мы знаем, что возводя число, меньшее 1 (но большее нуля), в какую-либо степень, само число уменьшается. А если возводим число, большее 1, в какую-либо степень, само число увеличивается. Поэтому, рассматривая показательную функцию, всегда делают акцент на основание .



Свойства показательной функции.

  1. Область определения – множество всех действительных чисел:

  2. Область значений – множество всех положительных чисел: .

  3. . Значит, функция не является ни чётной, ни нечётной и график этой функции не обладает симметричностью ни относительно Оу, ни относительно начала координат.

  4. Функция возрастает на всей области определения, если

функция убывает на всей области определения, если .

  1. Функция непрерывна на всей области определения.

  2. Асимптотой функции является ось абсцисс.



График показательной функции не имеет собственного названия. Он проходит через точку при любом допустимом значении , не пересекает ось Ох и возрастает, если , убывает, если .

Как и ко всем, ранее изученным, к графику показательной функции можно применять геометрические преобразования, т.е. растяжение, сжатие, смещение вдоль осей Оу и Ох.

На рисунке изображён схематический график показательной функции.








Приведём примеры показательных функций.

  1. показательная функция, график её располагается выше оси Ох, проходит через точку , возрастает, т.к. . Возьмём несколько дополнительных точек: .



  1. показательная функция, график её располагается выше оси Ох, проходит через точку , убывает, т.к. . Возьмём несколько дополнительных точек: .













  1. Среди заданных функций указать те, которые являются показательными:

  2. Найти значение показательной функции при заданных значениях аргумента:

  1. Найти значение аргумента, при котором функция принимает заданное значение:

  2. Найти значение аргумента, при котором функция принимает заданное значение:

  3. В одной системе координат построить графики функций:

  4. Определить, какое из чисел больше, если:

  5. Сравнить значения , если:

  6. Сравнить значения , если:

  7. Сравнить значения , если:

  8. Определить, какое из чисел больше, если:



  1. Построить графики функций и опишите их свойства:

  2. Найти область определения функции:

  3. Найти область значений функции:

  4. Найти область определения и область значений функции:

  5. Найти область значений функции на заданном отрезке:

  6. Исследовать функцию на чётность:

  7. Исследовать на монотонность функцию:

  8. Даны функции . Исследуйте на монотонность функции

  9. Найти наименьшее и наибольшее значение функции на указанном промежутке:

  10. Найти наибольшее и наименьшее значения функции (если они существуют):

  11. На каком отрезке функция принимает:

  1. наибольшее значение, равное 32, и наименьшее, равное ;

  2. наибольшее значение, равное , и наименьшее, равное

  1. На каком отрезке функция принимает:

  1. наибольшее значение, равное 81, и наименьшее, равное ;

  2. наибольшее значение, равное , и наименьшее, равное

  1. Доказать, что для функции выполняются равенства:

  2. Доказать, что для функции выполняются равенства:

  3. Дана функция .

  1. Вычислить

  2. Построить график данной функции.

  1. Дана функция .

  1. Вычислить

  2. Построить график данной функции.

  1. Дана функция .

  1. Вычислить

  2. Построить график данной функции.

  1. Найти наименьшее значение функции при .

  2. Определить, при каких значениях параметра функция является нечётной.

  3. Определить, при каких значениях функции и являются чётными.

  4. При каком значении графики функций и имеют единственную общую точку?

  5. При каком значении графики функций и имеют единственную общую точку?

  6. Используя свойства показательной функции, определить знак выражения:

  7. Построить график функции и, с его помощью, исследовать функцию (найти её область определения и область значений; промежутки возрастания и убывания; выяснить, является ли функция ограниченной, чётной (нечётной, общего вида); определить её наибольшее и наименьшее значение):

  8. Построить график функции и с его помощью определить число корней уравнения при указанных значениях параметра :

  1. Указать, какие из заданных функций ограничены снизу:

  2. Указать, какие из заданных функций не ограничены сверху:

  3. Доказать, что функция ограничена:

  4. Сравнить числа и , если:

  5. Расположить в порядке возрастания числа:

  6. Установить, какие значения может принимать параметр , чтобы выполнялось неравенство:



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!