| ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОКУЗНЕЦКИЙ ТРАНСПОРТНО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» |
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УМР ____________Н.Ш. Янова «___»_______2024г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГПОУ НТТТ ____________Е.Д. Сазанович «___»_______2024г. |
Фестиваль открытых уроков
Методическая разработка открытого бинарного урока по физике и химии
для профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».
Тема «Понятие о растворах»
Разработчики: Стежко Т.М., преподаватель химии
Титовец И.В., преподаватель физики
Аннотация: Методическая разработка бинарного урока подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначена для студентов, обучающихся по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей. Представляет собой документ, содержащий: методический комментарий, в котором отражены цель и задачи, результаты, полученные преподавателями физики и химии при проведении бинарного урока первичного предъявления новых знаний на тему «Понятие о растворах», план учебного занятия, ход учебного занятия, приложения, содержащие необходимый демонстрационный материал для проведения занятия. Данная методическая разработка бинарного урока позволяет выявить взаимосвязь дисциплин физика и химия; освещает понятия о растворах, их свойства, получение и применение в быту и в будущей профессиональной деятельности.
Новокузнецк, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…….……………….…………………………3
Технологическая карта …………….. ……………..............................6
Сценарий занятия………………………………………...…………..16
Список источников …………………………………………………..18
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………19
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: сформировать знания у обучающихся о растворах как гомо и гетерогенных системах, их свойствах и применении.
Задачи: 1. Образовательные: систематизировать знания обучающихся о свойствах растворов; сформировать умение определять тип раствора и проводить расчеты концентрации раствора.
2.Развивающие: развивать познавательные способности, мышление, внимание, умения использовать изученный материал для познания нового
3.Воспитательные: показать обучающимся необходимость изучения свойств растворов для объяснения различных процессов, происходящих в жизни; воспитать интерес к дисциплинам Химия и Физика и к будущей профессиональной деятельности
Предполагаемые результаты мероприятия: по итогам бинарного урока студенты должны знать:
- основные свойства растворов;
- получение и применение растворов;
-физические и химические свойства растворов;
- формулы для вычисления массовой доли растворенного вещества и коэффициента растворимости веществ.;
- правила техники безопасности при работе с различными типами растворов;
-теории происхождения растворов;
студенты должны уметь:
- определять РН растворов при помощи индикаторов;
-проводить расчёты коэффициента растворимости и массовой доли растворенного вещества;
- определять растворимость веществ;
Целевая аудитория: студенты 1 курса.
Форма проведения мероприятия: бинарный урок по физике и химии
Роль и место мероприятия в структуре воспитательной работы: воспитывает интерес к предметам химия и физика и к будущей профессиональной деятельности.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс, [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. -6-е изд., М.: Дрофа,2016.
2. Габриелян О.С., И.П.Воскобойникова, [Текст]: Настольная книга для учителя., М.: Дрофа, 2002 г.
3. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей [Текст]: учебник для студентов учреждений сред. Проф. образования /Т.И. Трофимова, А.В. Фирсов. – 4-е изд., стр. – М.: Издательский центр “Академия”, 2018. – 288 с.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, таблицы «Степени окисления», демонстрационный материал: различные типы растворов: кристаллогидраты (медный купорос, глауберова соль), растворы кислот, щелочей, солей. Пробирки и индикаторы
Учебно-методическое обеспечение: презентация «Типы растворов», инструкции к лабораторным опытам, ЛОК, карточки с дифференцированными заданиями на закрепление.
Электронные информационные ресурсы: «Федеральный институт педагогических измерений» (банк открытых заданий)
http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
Рекомендации по использованию методической разработки в воспитательном процессе
Данная методическая разработка содействует формированию у студентов общей научной картины мира, способности находить взаимосвязь между предметами и применять полученные знания в быту и будущей профессиональной деятельности, воспитывает интерес к предметам химия и физика и к будущей профессиональной деятельности.
Предварительная работа: анализ литературы, подготовка сценария урока, разработка презентации, разработка ЛОК, раздаточного материала, подготовка заданий на закрепление и методов рефлексии.
Ход мероприятия:
Мотивационная часть. Вступительное слово учителя.
Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок, а урок в котором мы совместим 2 предмета и 2 темы! Физика и химия относятся к естественным наукам, которые изучают одни и те же объекты. Для формирования единого естественно - научного мировоззрения необходимо рассматривать эти явления всесторонне, одновременно с позиций разных наук.
«О, физика, наука из наук!
Все впереди! Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть станет нам она очами.
Не разлучайте этих двух сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знание человеческое шире».
Вся история взаимодействия химии и физики полна примеров обмена идеями, объектами и методами исследования. Связь эта носит генетический характер. Химия и физика изучают практически одни и те же объекты, но только каждая из них видит в этих объектах свою сторону, свой предмет изучения. Две науки непрерывно дополняют друг друга. Как сказал М.В.Ломоносов «Химия — это правая рука физики».
Основная часть.
Изучение темы по плану:
1.Определение растворов
2.Классификация
3.Типы растворов
4.Растворение
5.Коэффициент растворимости
6.Теории растворения
7.Растворы в автомобиле
8.Электролиты
9.Массовая доля раствора
10.Среда растворов
11.Водородный показатель
12.Индикаторы
Демонстрация презентации, самостоятельная работа в малых группах, эксперимент, выступление обучающихся с докладами. Выполнение заданий на закрепление.
Заключительная часть. Рефлексия.
Обобщение изученного, выводы по теме,
Акцентируют внимание на конечных результатах деятельности студентов на уроке, оценивают работу обучающихся во время урока, комментируют оценки. Отмечают степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке.
Ответы обучающихся на вопросы:
-Заинтересовал ли вас урок?
-Что нового открыли для себя?
-Что было сложным на уроке?
Выбор смайлика:
Технологическая карта бинарного урока открыт урока (
№ | Основные пункты технологической карты | Содержание |
1 | ФИО преподавателя | Стежко Татьяна Михайловна, Титовец Ирина Владимировна |
2 | Наименование дисциплины | Химия, Физика |
3 | Номер урока (учебного занятия) | 28 |
4 | Группа, специальность | АМ-123, 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей |
5 | Дата проведения | 03.04.2024 |
6 | Тема урока (номер) | «Понятие о растворах» |
7 | Цель занятия (как ожидаемый результат обучения) | Сформировать знания у обучающихся о растворах как гомо и гетерогенных системах, их свойствах и применении. |
8 | Задачи (образовательные, развивающие, воспитывающие) | А) образовательная – систематизировать знания обучающихся о свойствах растворов; сформировать умение определять тип раствора и проводить расчеты концентрации раствора. Б) развивающая – развивать познавательные способности, мышление, внимание, умения использовать изученный материал для познания нового. В) воспитательная – показать обучающимся необходимость изучения свойств растворов для объяснения различных процессов, происходящих в жизни; воспитать интерес к дисциплинам Химия и Физика и к будущей профессиональной деятельности. |
9 | Тип и вид занятия (если выделяется) | Бинарный урок первичного предъявления новых знаний по химии и физике; |
10 | Методы обучения | Словесный: объяснение, беседа с элементами лекции; наглядный: демонстрация (слайдов, опытов продуктов и напитков, содержащих кислоты.); практический: лабораторный опыт; рефлексивный: итоговая рефлексия. |
11 | Формы организации | фронтальная, групповая, индивидуальная |
12 | Педагогические технологии | ИКТ, игровые технологии, элементы проблемного обучения |
13 | Формируемые компетенции (общие компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК)) | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развитияОК.6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ПК 2.1 Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей. |
14 | Учебно-методическое оснащение урока | Презентация по теме: "Понятие о растворах", инструкции к лабораторным опытам, таблицы «Степени окисления», стихи, загадки, ЛОК, оценочная таблица, демонстрационный материал: различные типы растворов: кристаллогидраты (медный купорос, глауберова соль), растворы кислот, щелочей, солей. Пробирки и индикаторы. |
15 | Междисциплинарные и межкурсовые связи | Физика, Химия, Математика, МДК 01.01 Устройство автомобиля |
16 | Образовательные ресурсы (в том числе Internet) | 1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс, [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. -6-е изд., М.: Дрофа,2016. 2. Габриелян О.С., И.П.Воскобойникова, [Текст]: Настольная книга для учителя., М.: Дрофа, 2002 г. 3. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей [Текст]: учебник для студентов учреждений сред. Проф. образования /Т.И. Трофимова, А.В. Фирсов. – 4-е изд., стр. – М.: Издательский центр “Академия”, 2018. – 288 4.«Федеральный институт педагогических измерений» (банк открытых заданий) http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege |
Структура и содержание бинарного урока
Этапы занятия | Длительность этапа (мин) | Планируемые результаты | Критерии и способ оценки | Содержание деятельности преподавателя | Содержание деятельности студента |
1.Организационный момент | 2 | Настрой на работу | | Предлагают студентам занять рабочие места; Взаимное приветствие преподавателей и студентов; Создание атмосферы доброжелательности. | Занимают свои места. Приветствуют преподавателей. Докладывают количество отсутствующих |
2.Мотивация учебной деятельности студентов. Постановка цели и задач урока | 7 | Интерес к теме урока | Сотрудничество Оценка процесса | Организуют работу студентов. Читают отрывок поэмы «Ленинские горы», объясняют взаимосвязь химии и физики. Демонстрирую ребус для определения темы обучающимися. В форме подводящего диалога подводят студентов к формулированию темы урока. Обобщают высказывания обучающихся и объявляют тему урока. Задают наводящие вопросы, для формулировки цели урока. Объясняют практическую значимость темы урока в будущем. | Слушают преподавателя, отвечают на вопросы. Отгадывают загадки; Формулируют тему урока. Формулируют цель урока вместе с преподавателем. Записывают тему урока в ЛОК Отвечают на вопросы преподавателей. |
3.Изучение новой темы | 25 | Понятие о растворах, их классификация, виды, теории происхождения, РН растворов и индикаторы. | Сотрудничество Оценка процесса | Рассказывают план работы на уроке и систему оценивания. Объясняют новую тему по плану: 1.Определение растворов 2.Классификация 3.Типы растворов 4.Растворение 5.Коэффициент растворимости 6.Теории растворения 7.Растворы в автомобиле 8.Электролиты 9.Массовая доля раствора 10.Среда растворов 11.Водородный показатель 12.Индикаторы Заслушивают докладчиков «Антифриз» «Стеклоомывайка», «Электролит». Объясняет решение задач на нахождение массовой доли веществ. | Слушают, задают вопросы. Работают с ЛОК, записывают новую информацию. Отвечают на вопросы преподавателей, беседуют. Читают доклады Решают задачу с профессиональной направленностью. |
4.Открытие студентами новых знаний | 25 | Экспериментальное определение РН растворов | Бально-рейтинговая оценка Групповая работа обучающихся. | Мы с вами вспомнили, что такое раствор, из каких компонентов он состоит. Я предлагаю вам применить полученные знания о растворах на практике. Преподаватель организует работу в группах. Проводит инструктаж выполнения лабораторных опытов, напоминает о правилах техники безопасности. Создает проблемную ситуацию. Раздает инструкции и зачитывает проблемные вопросы: 1 группа: определите РН сладких газированных напитков. 2 группа: почему раствор хозяйственного мыла не рекомендуют использовать для мытья тела? 3 группа: как экспериментальным путем можно определить наличие щелочей в растворах моющих средств? 4 группа: определите, в какой из пробирок находится раствор кислот. 5 группа: определите, в какой из пробирок находится раствор щелочей. 6 группа: определить, в какой из пробирок находится вода Контролирует проведение опытов, оказывает помощь в проведении. Заслушивает отчет и выводы обучающихся к лабораторным опытам, оценивает работу групп. Задает вопросы, подводит обучающихся к формулировке химических свойств щелочей. Собирает листы с оформленными лабораторными опытами. Обобщает и делает выводы о свойствах и РН растворов. Заслушивают докладчиков «История открытия растворов» «Биографии учены химиков и физиков» | Объединяются в группы. Повторяют правила техники безопасности при проведении лабораторных опытов. Получают инструкции с алгоритмом работы в группе и проблемным вопросом для каждой группы. Работают в группах, проводят лабораторные опыты по инструктивным картам. Предоставляют отчет по работе Сдают листы с оформленными лабораторными опытами и выводами по работе. Выступают с докладами. Смотрят презентацию, слушают, записывают. |
5. Закрепление. | 15 | Сформированные знания по теме | Бально- рейтинговая система оценки. Сотрудничество | Работа по вариантам с дифференцированными заданиями по пройденной теме (1 варианта). 1.Определите растворимость веществ (3 балла): Вещество | Растворимо | Нерастворимо | Малораство римо | KNO3 | | | | CaSO4 | | | | Mg(OH)2 | | | | 2.Определите коэффициент растворимости электролита, если масса раствора составляет 500 г., а объем равен 2000 куб.см.(4 балла) 3. Решите задачу (5 баллов): Определите массовую долю глицерина в антифризе, содержащим 200 г. глицерина и 1800 г. воды.? 2 вариант: 1.Определите растворимость веществ (3 балла): Вещество | Растворимо | Нерастворимо | Малораство римо | NaNO3 | | | | CuSO4 | | | | MgCl2 | | | | 2.Определите коэффициент растворимости стеклоомывающей жидкости, если масса раствора составляет 1000 г., а объем равен 6000 куб.см.(4 балла) 3. Решите задачу (5 баллов): Определите массовую долю этиленгликоля в антифризе, содержащем 500 г. этиленгликоля и 4500 г. воды. Вставить пропущенные слова: Природная вода практически не является чистым веществом, а представляет собой _____________. Растворы – это однородные ___________. Они состоят из _______________________ и __________. ________ — это преобладающий компонент раствора, находящийся в том же агрегатном состоянии, что и раствор. Способность вещества растворяться характеризуется _______________. Раствор, в котором данное вещество в данных условиях больше не может растворяться, называется ____________. Раствор, в котором растворяемое вещество в данных условиях еще может растворяться, называется ____________. В результате химического взаимодействия образуются соединения _______. Слова для справок: растворенного вещества раствор растворимостью насыщенным растворитель системы гидраты растворителя ненасыщенным | Выполняют по вариантам дифференцированные задания по пройденной теме. |
6. Итог урока, Рефлексия | 2 | Анализ собственной деятельности и полученных знаний | Формирующее, развивающее оценивание | Преподаватели обобщают материал, формулируют выводы по теме. Организуют рефлексию: Акцентируют внимание на конечных результатах деятельности студентов на уроке, оценивают работу обучающихся во время урока, комментируют оценки. Отмечают степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке. | Отвечают на вопросы преподавателей, заполняют таблицу, оценивают собственную деятельность на уроке |
7. Домашнее задание | 1 | Закрепление материала | Формирующее, развивающее оценивание | Предлагают д/з, объясняют ход выполнения: 1.Составить кроссворд из 10 слов по теме «Растворы» 2.Написать мини-сказку из 10 предложений по теме «Автомобильный аккумулятор» | Слушают, задают вопросы. |
8. Актуализации изучения следующей темы | 2 | Интерес к дальнейшему изучению | | Доводит до сведения обучающихся о предстоящей паре химии: лабораторной работе по теме «Растворы», акцентрирует внимание на том, что знания, полученные на уроке, будут полезны при проведении опытов и решения расчётных задач при выполнении контрольных вопросов лабораторной работы. «Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний; он постоянно расширяется» | Отвечают на вопрос преподавателя. |
9. Окончание урока | 1 | | | Благодарят за работу, прощаются с обучающимися | Прощаются с преподавателями |
Преподаватели: Стежко Т.М.
Титовец И.В.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
«То, что мы знаем – ограничено;
То, что не знаем-бесконечно".
П. Лаплас
1.Организационный этап (2 мин): приветствие обучающихся, проверка отсутствующих, готовности к уроку.
2.Мотивация учебной деятельности студентов. Постановка цели и задач урока (7 мин.): Преподаватель химии: Физика и химия относятся к естественным наукам, которые изучают одни и те же объекты. Для формирования единого естественно - научного мировоззрения необходимо рассматривать эти явления всесторонне, одновременно с позиций разных наук.
Преподаватели читают по очереди:
«О, физика, наука из наук!
Все впереди! Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть станет нам она очами.
Не разлучайте этих двух сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знание человеческое шире».
М. Алигер «Ленинские горы»
Преподаватель химии: как вы понимаете данные строки? А в чем же связь двух наук? Как вы думаете?
Преподаватель физики: Вся история взаимодействия химии и физики полна примеров обмена идеями, объектами и методами исследования. Связь эта носит генетический характер. Химия и физика изучают практически одни и те же объекты, но только каждая из них видит в этих объектах свою сторону, свой предмет изучения. Т.О. 2 науки непрерывно дополняют друг друга.
Преподаватель химии: как сказал М.В.Ломоносов «Химия — это правая рука физики». А сегодня мы объединим темы и предметы в одно целое. А какие темы? Попробуйте догадаться самостоятельно. Перед вами ребус (см. на экран) Что здесь зашифровано?
Преподаватель физики: итак, тема нашего урока «Понятие о растворах».
Преподаватель химии: А какова цель нашего урока? Подумайте и сформулируйте. Что мы должны изучить?
Цель: сформировать знания у обучающихся о растворах как гомо и гетерогенных системах, их свойствах и применении.
3.Изучение новой темы (25 мин.):
Преподаватель химии: писать сегодня будем не в тетрадях, а в ЛОК темы, вы их вклеите в тетрадь. В ЛОК есть план изучения темы, определенная информация пропечатана, что-то нужно будет заполнить по ходу урока.
Итак, в ЛОК Запишите тему урока: «Понятие о растворах»
Изучать тему будем по плану:
1.Определение растворов
2.Классификация
3.Типы растворов
4.Растворение
5.Коэффициент растворимости
6.Теории растворения
7.Растворы в автомобиле
8.Электролиты
9.Массовая доля раствора
10.Среда растворов
11.Водородный показатель
12.Индикаторы
Преподаватель химии: Велика роль растворов в возникновении и развитии жизни на Земле. Одной из теорий возникновения организмов является теория зарождения жизни в первичном океане, который представлял собой воду с растворенными в ней веществами. Из этого раствора организмы получали необходимые для роста и развития ионы и молекулы.
И в организме человека находятся физиологически важные растворы. Какие?
Различные процессы, происходящие в организме, протекают в растворах.
Например, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор.
Преподаватель физики: В природе водные растворы участвуют в процессах почвообразования и снабжают растения питательными веществами.
В технике такие процессы, как получение соды, удобрений, бумаги, также протекают в растворах. Так как растворы играют важную роль в жизни человека, изучение их свойств очень важно.
Преподаватель химии:1. Определение растворов: Физико-химические дисперсные системы, состоящие из двух или более компонентов, называются РАСТВОРАМИ
2.Классификация: растворы бывают твердые. Жидкие и газообразные
Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные. Приведите примеры. Как вырастить кристалл?
Концентрированные и разбавленные.
3.Типы растворов: Истинные, коллоидные и взвеси: суспензия и эмульсия
Задание: определите тип раствора.-даны пробирки с растворами, определить тип раствора.
Преподаватель физики: 4. Растворение: что же это за процесс?
Растворение — переход молекул вещества из одной фазы в другую.
Происходит в результате взаимодействия атомов (молекул) растворителя и растворённого вещества
При растворении межфазная граница исчезает, при этом меняются физические свойства раствора (например, плотность, вязкость, иногда — цвет, и другие).
От каких факторов зависит растворимость веществ?
(от температуры, природы вещества и природы растворителя)
Преподаватель химии: В зависимости от способности вещества
растворятся в воде, оно может быть: нерастворимо, малорастворимо, хорошо растворимо (если при комнатной температуре в 100 граммах воды растворяется более 1 грамма этого вещества).
Давайте поработаем с таблицей растворимости.
Преподаватель физики: назовите основные признаки растворения.
1.Поглощение или выделение теплоты
2.изменение окраски
3.уменьшение или увеличение объема раствора.
5.Коэффициент растворимости
Преподаватель химии: Отношение массы вещества к объему растворителя (г\л.) K=m / V
Давайте решим задачу: определите коэффициент растворимости серной кислоты в растворе электролита, если масса серной кислоты 100 г., объем полученного раствора
1000 см. куб.
Ответ: К=0,1 г/см куб.
6.Теории растворения:
Преподаватель физики: существуют следующие теории растворения:
1.Физическая теория (авторы теории Вант-Гофф, Аррениус): процесс растворения является процессом диффузии.
Диффузия- процесс взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого.
Диффузия- самопроизвольный процесс переноса вещества, в результате которого устанавливается равновесие распределения концентраций, в следствии беспорядочного теплового движения атомов и молекул в твердых, жидких и газообразных телах.
Скорость диффузии возрастает с увеличением температуры, а уменьшается с увеличением вязкости среды.
2.Химическая теория (автор теории Д.И.Менделеев) Преподаватель химии:
процесс растворения – это результат взаимодействия вещества с молекулами воды.
3.Физико-химическая (современная): растворение – физико-химический процесс взаимодействия растворителя и растворенного вещества.
7.Преподаватель химии: какие растворы существуют в автомобиле?
Антифриз
Основная функция антифриза-утилизация избытка тепла, вырабатываемого двигателем при сгорании воздушно-топливной смеси.
Побочные функции антифриза:
предотвращение повреждения деталей (ввиду коррозии, кавитации и разъедания эластомеров);
обеспечение нормальной работы системы охлаждения в летних и зимних условиях.
Незамерзайка:
1. Раствор этилового спирта с водой
2.Изопропилового спирта с водой
3.Этиленгликоль или пропиленгликоль с водой.
При температуре −30 °C замерзает:
водный раствор метанола 35%vol, водный раствор этанола 40%vol и водный раствор изопропанола 45%vol
Электролиты:
Аккумуляторы принято разделять по типу электролита. Наиболее распространённые – кислотные, у них катод и анод помещены в водный раствор кислоты, чаще всего серной.
Они лучше остальных подходят для автомобиля, потому что способны очень интенсивно разряжаться, выдавая большой электрический ток, который нужен стартеру для запуска ДВС.
Реже используются щелочные — на основе растворов с едкими натрием или калием.
Преподаватель физики: Автомоби́льный аккумуля́тор – тип электрической аккумуляторной батареи, применяемый на автомобильном или мототранспорте. Используется в качестве вспомогательного источника электроэнергии в бортовой сети при неработающем двигателе и для запуска двигателя.
На электротранспорте является не вспомогательным источником энергии, а основным. Такие аккумуляторы принято называть тяговыми.
Свинцово-кислотные аккумуляторы
Номинальное напряжение элемента принимается 2 В. Все применяемые батареи, состоящие из ряда последовательно соединённых элементов, имеют номинальные напряжения, кратные 2 В.
Свинцово-кислотные АКБ обладают уникальным свойством автоматической остановки заряда и резкого роста напряжения, как и резкого падения зарядного тока, при полном заряде. Значительным преимуществом является также её относительная безопасность при разрушении, например при аварии, хотя и использование литий-ионных или литий-железо-фосфатных аккумуляторов также возможно.
Напряжение без нагрузки зависит от температуры и от плотности электролита при полном заряде. Плотность электролита при одном и том же уровне заряда в свою очередь также зависит от температуры (обратная зависимость). Степень заряженности оценивают на отключённом от нагрузки аккумуляторе не менее, чем через 6 часов покоя, и при комнатной температуре.
Ёмкость АКБ измеряется в ампер-часах. Применительно к маркировке аккумулятора, значение номинальной ёмкости показывает, каким током будет равномерно разряжаться автомобильная АКБ до конечного напряжения при 20-часовом цикле разряда. Ёмкость аккумулятора, как правило, выбирается исходя из рабочего объёма двигателя (больший объём - бо́льшая мощность стартёра - бо́льшая ёмкость АКБ), его типа (для дизельных ёмкость автомобильной АКБ должна быть больше, чем для бензиновых двигателей при равном объёме цилиндров).
Аккумулятор автомобиля содержит химические вещества, которые, вступая в электрохимическую реакцию, производят электрический ток. В свинцово-кислотном аккумуляторе две группы пластин из губчатого свинца помещаются в водный раствор серной кислоты, который называется электролитом. Вследствие этого в электролите начинается движение ионов, а во внешней электрической цепи возникает электрический ток. Когда аккумулятор разряжается, диоксид свинца на аноде окисляется до сульфата свинца. Свинец обеих пластин вступают в реакцию с SO4, в результате образуется сульфат свинца (PbSO4). Водород (H2) из серной кислоты вступает в реакцию с кислородом (O2) из положительной пластины и образуется вода (H2O). При этом расходуется серная кислота и образуется вода. Правильная зарядка во многом определяет ресурс службы батареи.
8.Массовая доля раствора ( Преподаватель химии):
W = m вещества / m раствора . 100 %
m раствора = m вещества + m воды
Решим задачу: Для приготовления антифриза смешали 30 л. воды и 10 л. глицерина. Определите массовую долю глицерина в растворе.
9.Среда раствора: кислая, щелочная, нейтральная
10. РН-величина, характеризующая содержание ионов водорода в растворе.
11.Индикаторы – это вещества, которые изменяют свой цвет в зависимости от среды раствора. Обратите внимание на экран.
4.Открытие студентами новых знаний (25 мин.):
Преподаватель химии: Назовите мне «3 не» при работе с растворами кислот и щелочей (не пробовать, не разливать, не нюхать!).
-Предлагаю определить РН растворов самостоятельно, работая в группах (15мин.). Затем нас ждут выступления каждой группы с ответом на проблемный вопрос. (5 мин.)
Каждая группа получает инструктивную карту (всего 6 карт, содержащих по одному вопросу), выполняют по ней экспериментальную задачу, отвечают на вопросы, делают выводы. (инструктивные карты см. приложение):
1 группа: определите РН газированных напитков?
2 группа: почему раствор хозяйственного мыла не рекомендуют использовать для мытья тела?
3 группа: как экспериментальным путем можно определить наличие щелочей в растворах моющих средств?
4 группа: определите, в какой из пробирок находится раствор кислот?
5 группа: определите, в какой из пробирок находится раствор щелочей?
6 группа: определить, в какой из пробирок находится вода?
5.Закрепление изученного материала (20 мин.):
Перед вами результативные листы с заданиями по пройденной теме, выполните самостоятельную работу (приложение 2 и приложение 3)
6.Итог урока, рефлексия (2 мин.): Выставление оценок за работу на уроке. Ответьте на вопросы:
-Заинтересовал ли вас урок?
-Что нового открыли для себя?
-Что было сложным на уроке?
В качестве рефлексии выберите, пожалуйста, смайлики 7.Домашнее задание (2 мин.): 1.Составить кроссворд по теме «Растворы»
2.Составить мини-сказку из 10 слов по теме «Аккумуляторы в автомобиле»
8. Актуализации изучения следующей темы (2 мин.):
Преподаватель химии: на следующей паре вас ожидает лабораторная работа по теме «Растворы», знания, полученные на уроке, будут полезны при проведении опытов , решении расчётных задач и при выполнении контрольных вопросов лабораторной работы.
«Ни один сосуд не вмещает
больше своего объема, кроме сосуда знаний;
он постоянно расширяется» (Арабская пословица)
Хочу пожелать вам, чтобы ваш сосуд знаний непрерывно пополнялся.
9.Окончание урока (1 мин.): Наш урок подошел к концу, всем спасибо за работу и до свидания!
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс, [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. -6-е изд., М.: Дрофа,2016.
2. Габриелян О.С., И.П.Воскобойникова, [Текст]: Настольная книга для учителя., М.: Дрофа, 2002 г.
3. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей [Текст]: учебник для студентов учреждений сред. Проф. образования /Т.И. Трофимова, А.В. Фирсов. – 4-е изд., стр. – М.: Издательский центр “Академия”, 2018. – 288 с.
4.«Федеральный институт педагогических измерений» (банк открытых заданий)
http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Инструктивная карта №1
Группа №1:………………………………………………………………………
Определите РН сладких газированных напитков.
Цель эксперимента: определить индикатором среду раствора газированного напитка.
Ход эксперимента:
1.В первую и вторую пробирки с газировкой опустите лакмусовую бумажку. Запишите наблюдения.
2. В первую и вторую пробирки с газировкой добавьте индикатор фенолфталеин. Что наблюдаете? Какова РН растворов?
Заполните таблицу:
Пробирки | Наблюдения с индикатором лакмус | Наблюдения с индикатором фенолфталеином |
№1 | | |
№2 | | |
Сделайте вывод о РН сладких газированных напитков
……………………………………………………………………………………………………
Критерии оценивания: без ошибок выполненные и оформленные опыты- 5 баллов,
1-2 ошибки-4 балла, 3-4 ошибки-3 балла, более 4 ошибок-2 балла.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Инструктивная карта №2
Группа №2:……………………………………………………………………
Почему раствор хозяйственного мыла не рекомендуют использовать для мытья тела?
Цель эксперимента: определить, какова среда раствора хозяйственного мыла.
Ход эксперимента:
1.В первую пробирку с раствором хозяйственного мыла опустить лакмусовую бумажку. Каков цвет индикатора?
2. Во вторую пробирку с раствором детского мыла опустите лакмусовую бумажку. Каков цвет индикатора?
3.В первую пробирку добавьте раствор фенолфталеина. Что наблюдаете?
4.Во вторую пробирку добавьте раствор фенолфталеин. Что наблюдаете?
Заполните таблицу:
Моющее средство | Наблюдения с Индикатором лакмус | Наблюдения с индикатором фенолфталеин |
1.Хозяйственное мыло | | |
2.Детское мыло | | |
Сделайте вывод о среде моющих средств и влиянии данных средств на кожу человека………………………………………………………………………………
Критерии оценивания: без ошибок выполненные и оформленные опыты- 5 баллов,
1-2 ошибки-4 балла, 3-4 ошибки-3 балла, более 4 ошибок-2 балла.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Инструктивная карта №3
Группа №3:……………………………………………………………………
Как экспериментальным путем можно определить наличие щелочей в растворах моющих средств?
Цель эксперимента: определить, как изменяется цвет индикатора при взаимодействии со щелочами.
Ход эксперимента:
1.В обе пробирки с растворами опустите лакмусовую бумажку. Что наблюдаете?
2.В обе пробирки с растворами капните фенолфталеин. Что наблюдаете?
Заполните таблицу:
Пробирки | Наблюдения с индикатором лакмус | Наблюдения с индикатором фенолфталеин |
1.Раствор жидкого мыла | | |
2.Раствор стирального порошка | | |
Сделайте вывод о смене окраски индикаторов в щелочной среде
…………………………………………………………………………………………
Критерии оценивания: без ошибок выполненные и оформленные опыты- 5 баллов,
1-2 ошибки-4 балла, 3-4 ошибки-3 балла, более 4 ошибок-2 балла.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Инструктивная карта №4
Группа №4:…………………………………………………………………
Определите, в какой из пробирок находится раствор кислот.
Цель эксперимента: исследовать действие индикатора на кислоты.
Ход эксперимента:
1. В первую и вторую пробирки добавить индикатор лакмус. Что наблюдаете?
2. В обе пробирки добавить индикатор метил оранжевый. Что наблюдаете?
В какой из пробирок находится раствор кислот?
Заполните таблицу:
Пробирки | Наблюдения с Индикатором лакмус | Наблюдения с Индикатором метилоранжевым |
№1 | | |
№2 | | |
Сделайте вывод: в какой из пробирок находится раствор кислот?
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
Критерии оценивания: без ошибок выполненные и оформленные опыты- 5 баллов,
1-2 ошибки-4 балла, 3-4 ошибки-3 балла, более 4 ошибок-2 балла.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Инструктивная карта №5
Группа №5……………………………………………………………………
Определите, в какой из пробирок находится раствор щелочей.
Цель эксперимента: определить РН раствора?.
Ход эксперимента:
1. В первую и вторую пробирки с раствором опустить индикатор лакмус. Что наблюдаете?
2. В первую и во вторую пробирку с раствором добавить фенолфталеин. Что наблюдаете? В какой из пробирок находится щелочь?
Заполните таблицу:
Пробирки | Наблюдения с Индикатором лакмус | Наблюдения с Индикатором фенолфталеин |
№1 | | |
№2 | | |
Сделайте вывод об изменении окраски индикаторов в щелочной среде
…………………………………………………………………………………………
Критерии оценивания: без ошибок выполненные и оформленные опыты- 5 баллов,
1-2 ошибки-4 балла, 3-4 ошибки-3 балла, более 4 ошибок-2 балла.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Инструктивная карта №6
Группа №6……………………………………………………………………
Определить, в какой из пробирок находится вода.
Цель эксперимента: определить РН растворов.
Ход эксперимента:
1. В каждую из пробирок сначала опустите лакмусовую бумажку. Что наблюдаете?
3.Добавьте в пробирки индикатор Метилоранжевый. Что наблюдаете?
Заполните таблицу:
Пробирки | Наблюдения с Индикатором лакмус | Наблюдение с индикатором метилоранжевым |
№1 | | |
№2 | | |
Сделайте вывод об изменении окраски индикаторов в различных средах..
…………………………………………………………………………………………
Критерии оценивания: без ошибок выполненные и оформленные опыты- 5 баллов,
1-2 ошибки-4 балла, 3-4 ошибки-3 балла, более 4 ошибок-2 балла.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результативный лист с заданиями для закрепления темы
«Понятие о растворах»
1 вариант
ФИО…………………………………………………№ группы…………….
1.Определите растворимость веществ (3 балла):
Вещество | Растворимо | Нерастворимо | Малорастворимо |
KNO3 | | | |
CaSO4 | | | |
Mg(OH)2 | | | |
2.Определите коэффициент растворимости электролита, если масса раствора составляет 500 г., а объем равен 2000 куб. см. (4 балла)
3. Решите задачу (5 баллов):
Определите массовую долю глицерина в антифризе, содержащим 200 г. глицерина и 1800 г. воды.?
Рефлексия:
Поставьте «+» под смайликом, обозначающим ваше настроение на уроке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результативный лист с заданиями для закрепления темы
«Понятие о растворах»
2 вариант
ФИО…………………………………………………………..№ группы……
1.Определите растворимость веществ (3 балла):
Вещество | Растворимо | Нерастворимо | Малорастворимо |
NaNO3 | | | |
CuSO4 | | | |
MgCl2 | | | |
2.Определите коэффициент растворимости стеклоомывающей жидкости, если масса раствора составляет 1000 г., а объем равен 6000 куб.см.(4 балла)
3. Решите задачу (5 баллов):
Определите массовую долю этиленгликоля в антифризе, содержащем 500 г. этиленгликоля и 4500 г. воды.
Рефлексия:
Поставьте «+» под смайликом, обозначающим ваше настроение на уроке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Задание для закрепления темы «Понятие о растворах»
вставьте пропущенные слова:
Природная вода практически не является чистым веществом, а представляет собой _____________. Растворы – это однородные ___________. Они состоят из _______________________ и __________.
________ — это преобладающий компонент раствора, находящийся в том же агрегатном состоянии, что и раствор.
Способность вещества растворяться характеризуется _______________. Раствор, в котором данное вещество в данных условиях больше не может растворяться, называется ____________.
Раствор, в котором растворяемое вещество в данных условиях еще может растворяться, называется ____________.
В результате химического взаимодействия образуются соединения _______.
Слова для справок:
1.растворенного вещества 2. раствор 3. растворимостью
4.насыщенным 5. растворитель 6. системы
7.гидраты 8. растворителя 9. ненасыщенным
Рефлексия:
Поставьте «+» под смайликом, обозначающим ваше настроение на уроке.
ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА
Характеристика группы:
межличностные отношения: группа АМ-123 состоит из 25 человек, 1 девушка-староста группы и 24 юноши. Группа работоспособна, активна, ответственно относится к поручениям.
недостатки биологического и психического развития: не выявлено
недостатки и достоинства подготовленности группы: уровень владения школьной программой предметов химии и физики выше среднего.
Место урока в изучаемой теме:
Данная тема «Понятие о растворах» изучается после тем «Вещество. Простые и сложные вещества», «Органические и неорганические вещества», следующий урок Лабораторная работа «Типы растворов». На уроке раскрывают понятие растворов, типы, классификацию и предоставляются обучающимся формулы для определения массовой доли раствора и коэффициента растворимости, необходимые для решения задач в лабораторной работе.
Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей (ОК, ПК).
Цель: сформировать знания у обучающихся о растворах как гомо и гетерогенных системах, их свойствах и применении.
Задачи:
1.Образовательные: систематизировать знания обучающихся о свойствах растворов; сформировать умение определять тип раствора и проводить расчеты концентрации раствора.
2.Развивающие: развивать познавательные способности, мышление, внимание, умения использовать изученный материал для познания нового
3.Воспитательные: показать обучающимся необходимость изучения свойств растворов для объяснения различных процессов, происходящих в жизни; воспитать интерес к дисциплинам Химия и Физика и к будущей профессиональной деятельности
Формируемые компетенции: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК.6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ПК 2.1 Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей.
Характеристика плана урока:
методы обучения: Словесный: объяснение, беседа с элементами лекции;
наглядный: демонстрация (слайдов, опытов продуктов и напитков, содержащих кислоты.);
практический: лабораторный опыт;
пед. технологии: ИКТ, игровые технологии, элементы проблемного обучения
рефлексивный: итоговая рефлексия.
приёмы обучения: лекция, беседа, самостоятельная работа в группах.
формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.
Структура урока соответствует его типу: урок первичного предъявления новых знаний, целевому назначению: Первичное усвоение новых предметных ЗУНов, ОК, ПК.
Логичны связи между этапами: урок состоит из 8 этапов, каждый из которых плавно перетекает в следующий.
Как был построен урок в соответствии с планом:
разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.
Структурный аспект самоанализа урока:
Структура урока соответствует его типу (Урок первичного предъявления новых знаний), целевому назначению (Первичное усвоение новых предметных ЗУНов, ОК, ПК).
Дидактические принципы, используемые на уроке:
- научности;
-последовательности и систематичности;
- доступности;
- сознательности и активности;
- наглядности;
- связи теории и практики;
- учета возрастных особенностей и индивидуальных особенностей;
- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
-принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности (лабораторный опыт).
Соразмерность этапов урока выдержана
анализ каждого элемента урока;
его вклад в достижение результата;
доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.
Какие именно личностные результаты и УУД формируются в процессе урока
1. Личностные (нравственно-оценочные). Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.
2. Регулятивные (организационные). Умения организовывать свою деятельность.
3. Познавательные (интеллектуальные). Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.
4. Коммуникативные (коммуникативные). Умения общаться, взаимодействовать с людьми.
Функциональный аспект:
насколько структура урока соответствовала общей цели;
соответствие возможностям группы;
анализ стиля отношений педагога и студентов;
влияние на конечный результат урока.
Аспект оценки конечного результата урока:
формирование ОК, ПК на уроке; ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.,
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК.6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами.
ПК 2.1 Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей
выводы и самооценка: обучающиеся активно работали, получили положительные оценки, остальным оценки будут озвучены на следующем уроке,
Компетентностно-деятельностный подход в обучении реализовался, урок достиг поставленной цели ребята активно работали, отвечали.
этапы плавно перетекали один в другой,
преподаватели взаимодействовали друг с другом и студентами.
В перспективе продолжим внедрение ИКТ, интерактивных методов обучения, игровых приемов для активизации познавательной деятельности обучающихся,
1