Тема: «Портрет. Виды портрета»
Составила:
Учитель ИЗО,
Сотникова Марина Маркусовна
Цель: познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох
Задачи:
познакомить с понятием «портрет», видами портрета, художниками-портретистами, научить различать виды портрета
развить способность учащихся к анализу, сопоставлению и сравнению произведений искусства
формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем образе человека;
Оборудование: презентация PowerPoint, рабочая тетрадь, принадлежности для рисования
Ход урока
1.Организационный момент
2. Вводная беседа
1.Определение темы урока
Когда художник, независимо от века,
Изобразил нам на картине человека,
То ту картину назовем, сомнений нет,
Конечно, не иначе как... (портрет)
2.Формулировка целей и задач урока
3.Изучение нового материала
Портретный жанр возник раньше других - известный скульптурные египетские портреты многовековой давности.
Портрет - изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры. Портрет является одним из основных жанров живописи, скульптуры, графики .
Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому назад. Первые портреты был созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нем навечно. В созданных величественных статуях она чувствовала себя спокойно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела.
Только в IV веке в портрете начинает отражаться вся полнота индивидуальности личности (Платон, Аристотель, Софокл и др.).
«Я заканчиваю ваш портрет» — сказал Пикассо человеку, которого рисовал. — «А теперь постарайтесь быть похожим на него»
Пабло Пикассо
Как вы понимаете это высказывание?
Портрет - это художественный образ человека. В нем должна ощущаться конкретная личность с присущими ей, и только ей, особенностями внешности, психологии, нравственного облика.
Портрет должен увековечить в истинном, правдивом, неискаженном виде облик определенного реального человека. А как этого добиться? Копируя его? Нет, дело не в том, чтобы точно скопировать внешность. Главное - передать сущность портретируемого.
Постепенно в искусстве стали выделяться виды портрета. На сегодняшний день существуют следующие: (слайд 3)-Парадный портрет, репрезентативный портрет — подтип портрета, абсолютизма. Его главной задачей является нетолько передача визуального сходства, но и возвеличивание заказчика, уподобление изображенной персоныбожеству (в случае портретирования монарха) или монарху (в случае
портретирования аристократа)
Камерный портрет - это не только набор внешних признаков, это - новый способ видения человека. Если в парадном изображении критерием ценности человеческой личности были ее деяния (о которых зритель узнавал через атрибуты), то в камерном - на первый план выдвигаются моральные качества
Камерный портрет — используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.
Одиночный и групповой портрет различаются по количеству изображаемых. Групповой портрет подразумевает изображение трех и более человек. Портретируемые представлены в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми.
Нередко портреты образуют целые ансамбли — портретные галереи. Они изображают обычно представителей одного рода, включая здравствующих членов семьи и их предков. Портретные галереи иногда создаются по профессиональному, административному, семейному и другим признакам (например, галереи портретов членов корпорации, гильдии, офицеров полка и т. д.).
Погрудный портрет. Предпочительные форматы портрета в станковой живописи меняются на протяжении времени. В ранний период развития портрета (например, западноевропейский средневековый портрет, или Россия XVI века) изображается только голова, или оплечное изображение, в котором лицо все равно является самым главным. Погрудный срез и затеснённость обрезом картины создаёт впечатление максимальной приближённости к зрителю, крупного плана. Нейтральный фон не отвлекает внимания от лица. Отсутствие жестов также сосредотачивает внимание на нём.
Затем, по мере развития жанра, стремление к тому, чтобы показать личность более конкретно, ведет к тому и с указанием на его социальные характеристики с помощью атрибутов, ведет к тому, что появляются светские поясные портреты, затем и портреты целиком в рост. Трактовке костюма и окружающего модель пространства уделяется все больше внимания. В дальнейшем портретная композиция все больше обогащается реальным бытовым интерьером и атрибутами.
Автопортрет. Автопортре?т — портрет самого себя. Многие художники-портретисты создавали автопортреты, причём некоторые написали рекордное число своих изображений. Иногда художники помещали своё изображение в групповые портреты.
4.Физ.минутка
5. Обобщение и закрепление знаний
Определите вид портрета.
6.Практическая работа
Задание. Выполните рисунок на свободную тему (работа красками).
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи 'учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.
7. Итог урока.
Выставка работ.
8.Заключительное слово.
9.Домашняя работа.