СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Постимпрессионизм

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») — художественное направление, условное собирательное[1] обозначение неоднородной совокупности основных направлений в европейской (главным образом — французской) живописи[2]; термин, принятый в искусствознании для обозначения магистральной линии развития французского искусства[3] начиная со второй пол. 1880-х гг. до нач. ХХ в.

Просмотр содержимого документа
«Постимпрессионизм»

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ Поль Сезанн (1839–1906) Поль Гоген (1848–1903) Винсент Ван Гог (1853–1890) Жорж Сёра (1859–1891) Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901) Поль Синьяк (1863–1935) В. Ван Гог. Поле зерновых с воронами. Фрагмент. 1890

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ

Поль Сезанн (1839–1906)

Поль Гоген (1848–1903)

Винсент Ван Гог (1853–1890)

Жорж Сёра (1859–1891)

Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901)

Поль Синьяк (1863–1935)

В. Ван Гог. Поле зерновых

с воронами. Фрагмент. 1890

Другие названия клуазонизм новый импрессионизм синтетизм Дивизионизм (пуантилизм) Ж. Сёра и П. Синьяка Ж. Сёра. Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт Фрагмент. 1884–1886

Другие названия

клуазонизм

новый импрессионизм

синтетизм

Дивизионизм

(пуантилизм)

Ж. Сёра и П. Синьяка

Ж. Сёра. Воскресная прогулка

на острове Гранд-Жатт

Фрагмент. 1884–1886

П. Синьяк. Портрет Феликса Фенеона на эмалевом фоне, ритмизованном размерами и углами, тонами и красками. 1890

П. Синьяк. Портрет Феликса Фенеона на эмалевом фоне, ритмизованном размерами и углами, тонами и красками. 1890

Импрессионисты-предшественники Э. Дега. Всадники в пейзаже. 1862 О. Ренуар. Большие купальщицы. 1884 – 1887 К. Писсарро. Остров Лакруа. Руан. Эффект тумана. 1888

Импрессионисты-предшественники

Э. Дега. Всадники в пейзаже. 1862

О. Ренуар. Большие купальщицы. 1884 – 1887

К. Писсарро. Остров Лакруа. Руан. Эффект тумана. 1888

Сочувствующие – группа «Наби» П. Серюзье. Талисман. Пейзаж с Лесом любви в Понт-Авене. 1888 М. Дени. Музы. 1893 А. Майоль. Женщина с зонтиком 1880-е Последователи – фовисты, кубисты, экспрессионисты

Сочувствующие – группа «Наби»

П. Серюзье. Талисман. Пейзаж с Лесом

любви в Понт-Авене. 1888

М. Дени. Музы. 1893

А. Майоль. Женщина с зонтиком

1880-е

Последователи – фовисты, кубисты, экспрессионисты

Некоторые пейзажи Сезанна и Ван Гога стали такими же светлыми и задернутыми кисеей голубых рефлексов, так же сливающими  воздух, свет и цвет в нераздельное целое,  как и пейзажи импрессионистов П. Сезанн. Эрмитаж в Понтуазе. 1875 – 1877 В. Ван Гог. Ресторан «Сирена» в Аньере. 1887

Некоторые пейзажи Сезанна и Ван Гога стали такими же светлыми и задернутыми кисеей голубых рефлексов, так же сливающими воздух, свет и цвет в нераздельное целое, как и пейзажи импрессионистов

П. Сезанн. Эрмитаж в Понтуазе. 1875 – 1877

В. Ван Гог. Ресторан «Сирена» в Аньере. 1887

П. Сезанн. Дом повешенного в Овере. 1873

П. Сезанн. Дом повешенного в Овере. 1873

Импрессионисты еще находили в окружающем обществе не только горечь,  но и радость. Постимпрессионисты не находят в окружающей жизни ничего, кроме резких диссонансов, извращенности, угрозы естественной человечности. П. Сезанн. Убийство. 1870

Импрессионисты еще находили в окружающем обществе не только горечь, но и радость. Постимпрессионисты не находят в окружающей жизни ничего, кроме резких диссонансов, извращенности, угрозы естественной человечности.

П. Сезанн. Убийство. 1870

Постимпрессионисты спасаются от суеты Парижа  в провинции: Сезанн – в Эксе,  Ван Гог – в Арле, Гоген – в Бретани,  на Таити и на Маркизских островах. П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар около Гардана. 1886–1890 П. Сезанн. Таяние снегов в Эстаке. 1870

Постимпрессионисты спасаются от суеты Парижа в провинции: Сезанн – в Эксе, Ван Гог – в Арле, Гоген – в Бретани, на Таити и на Маркизских островах.

П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар около Гардана. 1886–1890

П. Сезанн. Таяние снегов в Эстаке. 1870

В. Ван Гог. Пейзаж в Овере после дождя. 1890

В. Ван Гог. Пейзаж в Овере после дождя. 1890

П. Гоген. Бретонский пейзаж со свинопасом. Понт-Авен. 1888

П. Гоген. Бретонский пейзаж со свинопасом. Понт-Авен. 1888

П. Гоген. Женщина, держащая плод. 1893 П. Гоген. Большой Будда. 1899

П. Гоген. Женщина, держащая плод. 1893

П. Гоген. Большой Будда. 1899

Портреты Опаленный страстью «Портрет Виктора Шоке» или сказочно расцвеченный «Папаша Танги»  Ван Гога – свидетельство тому,  что художники разглядели в своих моделях качества, неведомые окружающим, что выводило  их за пределы обыденности  и превращало скромного чиновника Шоке в Дон Кихота,  а торговца красками Танги  в волшебника в экзотическом мире искусства. П. Сезанн. Портрет Виктора Шоке. 1875

Портреты

Опаленный страстью «Портрет Виктора Шоке» или сказочно расцвеченный «Папаша Танги» Ван Гога – свидетельство тому, что художники разглядели в своих моделях качества, неведомые окружающим, что выводило их за пределы обыденности и превращало скромного чиновника Шоке в Дон Кихота, а торговца красками Танги в волшебника в экзотическом мире искусства.

П. Сезанн. Портрет Виктора Шоке. 1875

Естественного человека постимпрессионисты находят в наивно-набожных бретонках и таитянках, задавленных жизнью простолюдинах или чистых  духом чудаках, подобных папаше Танги или почтальону Рулену. В. Ван Гог. Папаша Танги. 1887 – 1888 В. Ван Гог. Почтальон Рулен. 1888

Естественного человека постимпрессионисты находят в наивно-набожных бретонках и таитянках, задавленных жизнью простолюдинах или чистых духом чудаках, подобных папаше Танги или почтальону Рулену.

В. Ван Гог. Папаша Танги. 1887 – 1888

В. Ван Гог. Почтальон Рулен. 1888

В. Ван Гог. Едоки картофеля. 1885

В. Ван Гог. Едоки картофеля. 1885

Образ провансальского крестьянина в картинах Сезанна «индивидуален как портрет. Универсален, как идея, торжествен, как монумент,  и крепок, как чистая совесть» П. Сезанн. Крестьянин в голубой блузе. 1897 П. Сезанн. Сидящий крестьянин. 1898 – 1890

Образ провансальского крестьянина в картинах Сезанна «индивидуален как портрет. Универсален, как идея, торжествен, как монумент, и крепок, как чистая совесть»

П. Сезанн. Крестьянин в голубой блузе. 1897

П. Сезанн. Сидящий крестьянин. 1898 – 1890

Тулуз-Лотрек жил в Париже  и развенчивал миф об этом веселом и беззаботном городе. Вместе со знаменитым монмартрским шансонье Аристидом Брюаном неделикатно оголял то, что буржуазное общество пыталось скрыть  и приукрасить. А. Тулуз-Лотрек. Аристид Брюан  в «Амбассадер». 1893

Тулуз-Лотрек жил в Париже и развенчивал миф об этом веселом и беззаботном городе. Вместе со знаменитым монмартрским шансонье Аристидом Брюаном неделикатно оголял то, что буржуазное общество пыталось скрыть и приукрасить.

А. Тулуз-Лотрек. Аристид Брюан в «Амбассадер». 1893

А. Тулуз-Лотрек. Максим Детома. На балу в Опера. 1896 А. Тулуз-Лотрек. Жарден де Пари – Жанна Авриль. 1893

А. Тулуз-Лотрек. Максим Детома. На балу в Опера. 1896

А. Тулуз-Лотрек. Жарден де Пари – Жанна Авриль. 1893

А. Тулуз-Лотрек. В салоне на улице Мулен. 1894 А. Тулуз-Лотрек. Танец в «Мулен Руж»

А. Тулуз-Лотрек. В салоне на улице Мулен. 1894

А. Тулуз-Лотрек. Танец в «Мулен Руж»

Постимпрессионисты начали с отказа от «очеловечивания» природы,  с восстановления прав космоса. Этот новый мир должен был обрести способность жить в большом пространстве и в большом времени, как в  ренессансном мироконструирующем искусстве.  П. Сезанн. Марсельская бухта. Вид Эстака 1869 – 1870

Постимпрессионисты начали с отказа от «очеловечивания» природы, с восстановления прав космоса. Этот новый мир должен был обрести способность жить в большом пространстве и в большом времени, как в ренессансном мироконструирующем искусстве.

П. Сезанн. Марсельская бухта. Вид Эстака 1869 – 1870

П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар с большой сосной. 1885 – 1887

П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар с большой сосной. 1885 – 1887

Если попытаться вынуть из пейзажа Шишкина одну из сосен, то все другие части живописи останутся нетронутыми, а если то же самое проделать с сосной Сезанна, то ее ветви увлекут за собой небо, а корни – землю, и на холсте не останется  ни одного квадратного сантиметра окрашенной поверхности. П. Сезанн. Большая сосна близ Экса. 1895 – 1897  П. Сезанн. Большая сосна. 1896

Если попытаться вынуть из пейзажа Шишкина одну из сосен, то все другие части живописи останутся нетронутыми, а если то же самое проделать с сосной Сезанна, то ее ветви увлекут за собой небо, а корни – землю, и на холсте не останется ни одного квадратного сантиметра окрашенной поверхности.

П. Сезанн. Большая сосна близ Экса. 1895 – 1897

П. Сезанн. Большая сосна. 1896

В. Ван Гог. Жатва. Долина Ла Кро. 1888

В. Ван Гог. Жатва. Долина Ла Кро. 1888

«Меня влечет к себе небо и безграничность природы», – говорил Сезанн.  Это панорамные пейзажи, объединяющие в себе множество элементов, приведенных  к возвышенной гармонии. Сезанн, уходя от импрессионизма, обращается к героико-синтетическим пейзажам Пуссена и ренессансному мироконструирующему искусству.  Ван Гог ищет опору в живописи старых нидерландцев и барочности Рубенса. Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом. 1649 П. Брейгель Старший. Жатва. Август. 1565 П.П. Рубенс. Крестьяне, возвращающиеся с поля. 1637

«Меня влечет к себе небо и безграничность природы», – говорил Сезанн. Это панорамные пейзажи, объединяющие в себе множество элементов, приведенных к возвышенной гармонии. Сезанн, уходя от импрессионизма, обращается к героико-синтетическим пейзажам Пуссена и ренессансному мироконструирующему искусству. Ван Гог ищет опору в живописи старых нидерландцев и барочности Рубенса.

Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом. 1649

П. Брейгель Старший. Жатва. Август. 1565

П.П. Рубенс. Крестьяне, возвращающиеся с поля. 1637

П. Гоген. МАтамое (Смерть). Пейзаж с павлинами. 1892 П. Гоген. Аве Мария (Иа Орана Мариа). 1891

П. Гоген. МАтамое (Смерть). Пейзаж с павлинами. 1892

П. Гоген. Аве Мария (Иа Орана Мариа). 1891

Натюрморты Сезанна Для Сезанна натюрморт – торжественное явление сформировавшейся, хотя бы отчасти приобщившейся к вечности материи. В натюрмортах наиболее ярко подтверждается фраза художника: «Цвет – та точка, где наш мозг соприкасается со Вселенной».  П. Сезанн. Натюрморт с бутылкой из-под мятного ликера и синий ковер. 1893 – 1895 П. Сезанн. Натюрморт с апельсинами и яблоками.  1896–1900

Натюрморты Сезанна

Для Сезанна натюрморт – торжественное явление сформировавшейся, хотя бы отчасти приобщившейся к вечности материи. В натюрмортах наиболее ярко подтверждается фраза художника: «Цвет – та точка, где наш мозг соприкасается со Вселенной».

П. Сезанн. Натюрморт с бутылкой из-под мятного ликера и синий ковер. 1893 – 1895

П. Сезанн. Натюрморт с апельсинами и яблоками. 1896–1900

«Натюрморт с часами» – первый шедевр Сезанна. Он символически воплощает идею остановившегося или притаившегося времени. «Я само напряжение», – сказал тогда Сезанн.  П. Сезанн. Натюрморт с часами из черного мрамора. 1869 – 1870

«Натюрморт с часами» – первый шедевр Сезанна. Он символически воплощает идею остановившегося или притаившегося времени. «Я само напряжение», – сказал тогда Сезанн.

П. Сезанн. Натюрморт с часами из черного мрамора. 1869 – 1870

Ван Гога увлекали центробежные силы материи, стремящейся вырваться за пределы, преодолеть стабильность форм. Жизнь – это освобожденная энергия, прорастание, порыв  в неограниченное. Действие космических сил у Ван Гога вторгается в повседневность. Солнце, окруженное ореолом, висит над горизонтом и будто стекает на землю (в «Красных виноградниках»).     А ночью жизнь провинциального городка течет под пристальным взором увеличившихся  до невероятных размеров звезд («Терраса кафе ночью», «Звездная ночь»).     Ван Гог прибегает к своеобразным пространственным преувеличениям и деформациям, усиливая ощущение искривленности земли, вплоть до того, что она начинает пульсировать, вздыматься и буквально выскальзывать из-под ног идущих людей, в то время как небеса закручиваются спиралями воздушных потоков и световых вспышек («Дорога в Провансе»).

Ван Гога увлекали центробежные силы материи, стремящейся вырваться за пределы, преодолеть стабильность форм. Жизнь – это освобожденная энергия, прорастание, порыв в неограниченное. Действие космических сил у Ван Гога вторгается в повседневность. Солнце, окруженное ореолом, висит над горизонтом и будто стекает на землю (в «Красных виноградниках»). А ночью жизнь провинциального городка течет под пристальным взором увеличившихся до невероятных размеров звезд («Терраса кафе ночью», «Звездная ночь»). Ван Гог прибегает к своеобразным пространственным преувеличениям и деформациям, усиливая ощущение искривленности земли, вплоть до того, что она начинает пульсировать, вздыматься и буквально выскальзывать из-под ног идущих людей, в то время как небеса закручиваются спиралями воздушных потоков и световых вспышек («Дорога в Провансе»).

В. Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888

В. Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888

В. Ван Гог. Терраса кафе ночью. 1888 В. Ван Гог. Дорога в Провансе. 1900

В. Ван Гог. Терраса кафе ночью. 1888

В. Ван Гог. Дорога в Провансе. 1900

В. Ван Гог. Звездная ночь. 1889

В. Ван Гог. Звездная ночь. 1889

Подсолнухи Ван Гога Для Ван Гога понятие мертвой натуры  было нестерпимо, поэтому столь  патетичны многочисленные «Подсолнухи» – символы любимого  им солнца. В. Ван Гог. Два подсолнуха. 1888 В. Ван Гог. Подсолнухи. 1888

Подсолнухи Ван Гога

Для Ван Гога понятие мертвой натуры было нестерпимо, поэтому столь патетичны многочисленные «Подсолнухи» – символы любимого им солнца.

В. Ван Гог. Два подсолнуха. 1888

В. Ван Гог. Подсолнухи. 1888

Картины Ван Гога «Воспоминание о Мауве» дают ключ ко всему постимпрессионистическому искусству, которое открыло для живописи эффект сжатия длительности, подобно тому как импрессионисты сумели освоить эффект «растянутой мимолетности». В. Ван Гог. Дерево миндаля в цвету. Воспоминание о Мауве. 1888 В. Ван Гог. Цветущее персиковое дерево. Воспоминание о Мауве. 1888

Картины Ван Гога «Воспоминание о Мауве» дают ключ ко всему постимпрессионистическому искусству, которое открыло для живописи эффект сжатия длительности, подобно тому как импрессионисты сумели освоить эффект «растянутой мимолетности».

В. Ван Гог. Дерево миндаля в цвету. Воспоминание о Мауве. 1888

В. Ван Гог. Цветущее персиковое дерево. Воспоминание о Мауве. 1888

Гоген парадоксально совмещал в своих картинах приметы прошлого  и настоящего, реального и воображаемого, действительности и мифа.  Так он использовал прием, распространенный в средневековом (и недолго  в ренессансном) искусстве: совмещения разновременного в одном пространстве. П. Гоген. Автопортрет с желтым Христом. 1890 П. Гоген. Желтый Христос. 1890

Гоген парадоксально совмещал в своих картинах приметы прошлого и настоящего, реального и воображаемого, действительности и мифа. Так он использовал прием, распространенный в средневековом (и недолго в ренессансном) искусстве: совмещения разновременного в одном пространстве.

П. Гоген. Автопортрет с желтым Христом. 1890

П. Гоген. Желтый Христос. 1890

В. Ван Гог. Борьба Иакова с ангелом. Видение после проповеди. 1888

В. Ван Гог. Борьба Иакова с ангелом. Видение после проповеди. 1888

В последних картинах Ван Гога угадывается  грядущий экспрессионистический взрыв. В. Ван Гог. Церковь в Овере. 1890 В. Ван Гог. Кипарис. 1889

В последних картинах Ван Гога угадывается грядущий экспрессионистический взрыв.

В. Ван Гог. Церковь в Овере. 1890

В. Ван Гог. Кипарис. 1889

Живопись Сезанна на рубеже XIX и XX вв. предвосхищает  восстание форм, породившее кубизм. П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар в сумерках  (Пейзаж в Эксе). 1905 П. Сезанн. Большие купальщицы. 1906

Живопись Сезанна на рубеже XIX и XX вв. предвосхищает восстание форм, породившее кубизм.

П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар в сумерках (Пейзаж в Эксе). 1905

П. Сезанн. Большие купальщицы. 1906

П. Гоген. Портрет Мари Лагаду  на фоне сезанновского натюрморта. 1890 Презентация подготовлена  на основании материала  В. Прокофьева  Газета «Искусство» № 19 / 2010

П. Гоген. Портрет Мари Лагаду на фоне сезанновского натюрморта. 1890

Презентация подготовлена на основании материала В. Прокофьева Газета «Искусство» № 19 / 2010


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!