ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
Поль Сезанн (1839–1906)
Поль Гоген (1848–1903)
Винсент Ван Гог (1853–1890)
Жорж Сёра (1859–1891)
Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901)
Поль Синьяк (1863–1935)
В. Ван Гог. Поле зерновых
с воронами. Фрагмент. 1890
Другие названия
клуазонизм
новый импрессионизм
синтетизм
Дивизионизм
(пуантилизм)
Ж. Сёра и П. Синьяка
Ж. Сёра. Воскресная прогулка
на острове Гранд-Жатт
Фрагмент. 1884–1886
П. Синьяк. Портрет Феликса Фенеона на эмалевом фоне, ритмизованном размерами и углами, тонами и красками. 1890
Импрессионисты-предшественники
Э. Дега. Всадники в пейзаже. 1862
О. Ренуар. Большие купальщицы. 1884 – 1887
К. Писсарро. Остров Лакруа. Руан. Эффект тумана. 1888
Сочувствующие – группа «Наби»
П. Серюзье. Талисман. Пейзаж с Лесом
любви в Понт-Авене. 1888
М. Дени. Музы. 1893
А. Майоль. Женщина с зонтиком
1880-е
Последователи – фовисты, кубисты, экспрессионисты
Некоторые пейзажи Сезанна и Ван Гога стали такими же светлыми и задернутыми кисеей голубых рефлексов, так же сливающими воздух, свет и цвет в нераздельное целое, как и пейзажи импрессионистов
П. Сезанн. Эрмитаж в Понтуазе. 1875 – 1877
В. Ван Гог. Ресторан «Сирена» в Аньере. 1887
П. Сезанн. Дом повешенного в Овере. 1873
Импрессионисты еще находили в окружающем обществе не только горечь, но и радость. Постимпрессионисты не находят в окружающей жизни ничего, кроме резких диссонансов, извращенности, угрозы естественной человечности.
П. Сезанн. Убийство. 1870
Постимпрессионисты спасаются от суеты Парижа в провинции: Сезанн – в Эксе, Ван Гог – в Арле, Гоген – в Бретани, на Таити и на Маркизских островах.
П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар около Гардана. 1886–1890
П. Сезанн. Таяние снегов в Эстаке. 1870
В. Ван Гог. Пейзаж в Овере после дождя. 1890
П. Гоген. Бретонский пейзаж со свинопасом. Понт-Авен. 1888
П. Гоген. Женщина, держащая плод. 1893
П. Гоген. Большой Будда. 1899
Портреты
Опаленный страстью «Портрет Виктора Шоке» или сказочно расцвеченный «Папаша Танги» Ван Гога – свидетельство тому, что художники разглядели в своих моделях качества, неведомые окружающим, что выводило их за пределы обыденности и превращало скромного чиновника Шоке в Дон Кихота, а торговца красками Танги в волшебника в экзотическом мире искусства.
П. Сезанн. Портрет Виктора Шоке. 1875
Естественного человека постимпрессионисты находят в наивно-набожных бретонках и таитянках, задавленных жизнью простолюдинах или чистых духом чудаках, подобных папаше Танги или почтальону Рулену.
В. Ван Гог. Папаша Танги. 1887 – 1888
В. Ван Гог. Почтальон Рулен. 1888
В. Ван Гог. Едоки картофеля. 1885
Образ провансальского крестьянина в картинах Сезанна «индивидуален как портрет. Универсален, как идея, торжествен, как монумент, и крепок, как чистая совесть»
П. Сезанн. Крестьянин в голубой блузе. 1897
П. Сезанн. Сидящий крестьянин. 1898 – 1890
Тулуз-Лотрек жил в Париже и развенчивал миф об этом веселом и беззаботном городе. Вместе со знаменитым монмартрским шансонье Аристидом Брюаном неделикатно оголял то, что буржуазное общество пыталось скрыть и приукрасить.
А. Тулуз-Лотрек. Аристид Брюан в «Амбассадер». 1893
А. Тулуз-Лотрек. Максим Детома. На балу в Опера. 1896
А. Тулуз-Лотрек. Жарден де Пари – Жанна Авриль. 1893
А. Тулуз-Лотрек. В салоне на улице Мулен. 1894
А. Тулуз-Лотрек. Танец в «Мулен Руж»
Постимпрессионисты начали с отказа от «очеловечивания» природы, с восстановления прав космоса. Этот новый мир должен был обрести способность жить в большом пространстве и в большом времени, как в ренессансном мироконструирующем искусстве.
П. Сезанн. Марсельская бухта. Вид Эстака 1869 – 1870
П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар с большой сосной. 1885 – 1887
Если попытаться вынуть из пейзажа Шишкина одну из сосен, то все другие части живописи останутся нетронутыми, а если то же самое проделать с сосной Сезанна, то ее ветви увлекут за собой небо, а корни – землю, и на холсте не останется ни одного квадратного сантиметра окрашенной поверхности.
П. Сезанн. Большая сосна близ Экса. 1895 – 1897
П. Сезанн. Большая сосна. 1896
В. Ван Гог. Жатва. Долина Ла Кро. 1888
«Меня влечет к себе небо и безграничность природы», – говорил Сезанн. Это панорамные пейзажи, объединяющие в себе множество элементов, приведенных к возвышенной гармонии. Сезанн, уходя от импрессионизма, обращается к героико-синтетическим пейзажам Пуссена и ренессансному мироконструирующему искусству. Ван Гог ищет опору в живописи старых нидерландцев и барочности Рубенса.
Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом. 1649
П. Брейгель Старший. Жатва. Август. 1565
П.П. Рубенс. Крестьяне, возвращающиеся с поля. 1637
П. Гоген. МАтамое (Смерть). Пейзаж с павлинами. 1892
П. Гоген. Аве Мария (Иа Орана Мариа). 1891
Натюрморты Сезанна
Для Сезанна натюрморт – торжественное явление сформировавшейся, хотя бы отчасти приобщившейся к вечности материи. В натюрмортах наиболее ярко подтверждается фраза художника: «Цвет – та точка, где наш мозг соприкасается со Вселенной».
П. Сезанн. Натюрморт с бутылкой из-под мятного ликера и синий ковер. 1893 – 1895
П. Сезанн. Натюрморт с апельсинами и яблоками. 1896–1900
«Натюрморт с часами» – первый шедевр Сезанна. Он символически воплощает идею остановившегося или притаившегося времени. «Я само напряжение», – сказал тогда Сезанн.
П. Сезанн. Натюрморт с часами из черного мрамора. 1869 – 1870
Ван Гога увлекали центробежные силы материи, стремящейся вырваться за пределы, преодолеть стабильность форм. Жизнь – это освобожденная энергия, прорастание, порыв в неограниченное. Действие космических сил у Ван Гога вторгается в повседневность. Солнце, окруженное ореолом, висит над горизонтом и будто стекает на землю (в «Красных виноградниках»). А ночью жизнь провинциального городка течет под пристальным взором увеличившихся до невероятных размеров звезд («Терраса кафе ночью», «Звездная ночь»). Ван Гог прибегает к своеобразным пространственным преувеличениям и деформациям, усиливая ощущение искривленности земли, вплоть до того, что она начинает пульсировать, вздыматься и буквально выскальзывать из-под ног идущих людей, в то время как небеса закручиваются спиралями воздушных потоков и световых вспышек («Дорога в Провансе»).
В. Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888
В. Ван Гог. Терраса кафе ночью. 1888
В. Ван Гог. Дорога в Провансе. 1900
В. Ван Гог. Звездная ночь. 1889
Подсолнухи Ван Гога
Для Ван Гога понятие мертвой натуры было нестерпимо, поэтому столь патетичны многочисленные «Подсолнухи» – символы любимого им солнца.
В. Ван Гог. Два подсолнуха. 1888
В. Ван Гог. Подсолнухи. 1888
Картины Ван Гога «Воспоминание о Мауве» дают ключ ко всему постимпрессионистическому искусству, которое открыло для живописи эффект сжатия длительности, подобно тому как импрессионисты сумели освоить эффект «растянутой мимолетности».
В. Ван Гог. Дерево миндаля в цвету. Воспоминание о Мауве. 1888
В. Ван Гог. Цветущее персиковое дерево. Воспоминание о Мауве. 1888
Гоген парадоксально совмещал в своих картинах приметы прошлого и настоящего, реального и воображаемого, действительности и мифа. Так он использовал прием, распространенный в средневековом (и недолго в ренессансном) искусстве: совмещения разновременного в одном пространстве.
П. Гоген. Автопортрет с желтым Христом. 1890
П. Гоген. Желтый Христос. 1890
В. Ван Гог. Борьба Иакова с ангелом. Видение после проповеди. 1888
В последних картинах Ван Гога угадывается грядущий экспрессионистический взрыв.
В. Ван Гог. Церковь в Овере. 1890
В. Ван Гог. Кипарис. 1889
Живопись Сезанна на рубеже XIX и XX вв. предвосхищает восстание форм, породившее кубизм.
П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар в сумерках (Пейзаж в Эксе). 1905
П. Сезанн. Большие купальщицы. 1906
П. Гоген. Портрет Мари Лагаду на фоне сезанновского натюрморта. 1890
Презентация подготовлена на основании материала В. Прокофьева Газета «Искусство» № 19 / 2010