«Построение графика квадратичной функции» (9 класс)
Квадратичной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида y=ax² + bx+c , где х - независимая переменная, a, b и с -некоторые числа (причём а≠0).
Например: у = 5х ² +6х+3,
у = -7х ² +8х-2,
у = 0,8х ² +5,
у = ¾ х ² -8х,
у = -12х ²
- квадратичные функции
0 ) или вниз (если а у= 2 х ² +4х-1 – графиком является парабола, ветви которой направлены вверх (т.к. а=2, а 0 ). Например: у= -7 х ² -х+3 – графиком является парабола, ветви которой направлены вниз (т.к. а=-7, а 0 ). у 0 х у 0 х " width="640"
Графиком квадратичной функции является парабола , ветви которой направлены вверх (если а 0 ) или вниз (если а
- у= 2 х ² +4х-1 – графиком является парабола, ветви которой направлены вверх (т.к. а=2, а 0 ).
Например:
- у= -7 х ² -х+3 – графиком является парабола, ветви которой направлены вниз (т.к. а=-7, а 0 ).
у
0
х
у
0
х
0 ) " width="640"
Чтобы построить график функции надо:
1. Описать функцию:
название функции,
что является графиком функции,
куда направлены ветви параболы.
Пример: у = х ² -2х-3 – квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой направлены вверх (т.к. а=1, а 0 )
Чтобы построить график функции надо:
Пример: у = х ² -2х-3 (а = 1; b = -2; с = -3) Найдём координаты вершины параболы
n = 1 ² -2 · 1-3 = -4
А(1;-4) – вершина параболы.
х =1 – ось симметрии параболы.
2. Найти координаты вершины параболы А( m ; n ) по формулам:
;
или n = у( m ) т.е. подставить найденное значение абсциссы m в формулу, которой задана функция и вычислить значение.
Прямая x=m является ось ю симметрии параболы.
Чтобы построить график функции надо:
3. Заполнить таблицу значений функции:
Прямая x=m является осью симметрии параболы, т.е. точки графика симметричны относительно этой прямой.
В таблице расположить вершину в середине таблицы и взять соседние симметричные значения х. Например, следующим образом:
*- посчитать значение функции в выбранных значениях х.
Пример: у = х ² -2х-3
А(1;- 4) – вершина параболы
х =1 – ось симметрии параболы.
Составим таблицу значений функции:
х
у
- 1
0
0
- 3
1
- 4
2
- 3
3
0
х
у
m -2
*
m -1
*
m
m +1
n
*
m +2
*
Чтобы построить график функции надо:
4. Построить график функции: - отметить в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице; - соединить их плавной линией.
х
у
-1
0
0
-3
1
-4
2
-3
3
0
У
4
-4
3
-3
2
-2
1
-1
0
-1
у = х ² -2х-3
-2
1
-3
2
-4
3
4
-5
5
6
х
Попробуйте ответить на контрольные вопросы:
- Сформулируйте определение квадратичной функции.
- Что представляет собой график квадратичной функции?
- Куда могут быть направлены ветви параболы и от чего это зависит?
- В какой последовательности нужно строить график квадратичной функции?
Если вы затрудняетесь ответить на поставленные вопросы, то можете посмотреть теорию ещё раз. Для этого подведите курсор мыши на значок «домик» и нажмите на левую кнопку мыши.
Стоит немного отдохнуть от компьютера.
Попробуйте построить в тетради график функции
у = -2х ² +8х-3
- Если вы забыли последовательность действий, запишите в тетради формулу и перейдите по ссылке
план
Постройте график функции у = -2х ² +8х-3 План построения графика квадратичной функции:
1. Описать функцию:
- название функции; что является графиком функции; куда направлены ветви параболы
- название функции;
- что является графиком функции;
- куда направлены ветви параболы
2. Найти координаты вершины параболы А( m ; n )
по формулам:
или n = у( m )
3. Заполнить таблицу значений функции.
4. Построить график функции:
- отметить в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице; соединить их плавной линией.
- отметить в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице;
- соединить их плавной линией.
Проверьте себя. Ваше задание должно быть выполнено следующим образом:
у = -2х ² +8х-3 - квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой направлены вниз
(т.к . а=-2, а 0 );
Найдём координаты вершины параболы
n = -2 · 2 ² +8 · 2-3 =5
А ( 2; 5 ) – вершина параболы.
х=5 ось симметрии параболы.
Составим таблицу значений функции.
у = -2х ² +8х-3
у
7
6
5
-3
4
-2
3
-1
2
1
0
-1
-2
1
-3
2
3
-4
4
5
6
х
Х
у
0
-3
1
3
2
3
5
3
4
-3
Если у вас получилось тоже самое – вы молодец и мы вас поздравляем!!! Вы можете перейти к следующей странице .
Если вы допустили ошибку – не огорчайтесь. У вас всё ещё впереди! Вы можете просмотреть объяснение ещё раз, выбрав левой кнопкой мыши значок «домик» ,
или заглянуть в свой учебник (п.7)
0 на промежутке (0,5;3,5) y Функция возрастает на промежутке (-∞;2 ] функция убывает на промежутке [ 2;+∞) Наибольшее значение функции равно 5 у 7 6 5 4 3 у = -2х ² +8х-3 -1 2 1 0 -1 1 -2 -3 2 -4 3 4 х " width="640"
Рассмотрим свойства этой квадратичной функции. (листаем свойства по щелчку мыши)
- Область определения функции (-∞;+∞)
Область значений функции (-∞;5 ]
- Нули функции х =0,5 и х =3,5
- у 0 на промежутке (0,5;3,5)
y
- Функция возрастает на промежутке (-∞;2 ]
функция убывает на промежутке [ 2;+∞)
- Наибольшее значение функции равно 5
у
7
6
5
4
3
у = -2х ² +8х-3
-1
2
1
0
-1
1
-2
-3
2
-4
3
4
х
Выполните следующую работу в тетрадях по вариантам. Постройте графики функций:
у = -х ² +6х-8
Укажите ООФ, ОЗФ, нули функции, промежуток возрастания функции.
Желаем успеха!
у = -х ² -6х-7
Укажите ООФ, ОЗФ, нули функции, промежуток убывания функции.
Перед продолжением работы запишите домашнее задание, перейдя по ссылке
Д/З
Далее выполните тест.
- прочитайте задание;
- выполните его устно или, сделав записи в тетради;
- и выберите правильный ответ левой кнопкой мыши.
Выполните тест и посчитайте свои правильные ответы в оценочном листе.
1 вопрос: Выберите квадратичную функцию а)
б)
в)
г)
Выполните тест и посчитайте свои правильные ответы в оценочном листе.
2 вопрос: Куда направлены ветви параболы ?
Выполните тест и посчитайте свои правильные ответы в оценочном листе.
3 вопрос: Укажите координаты вершины параболы
а) А(3;6)
б) А(-1;-17)
в) А(1;-3)
г) А(1;-1)
Выполните тест и посчитайте свои правильные ответы в оценочном листе.
У
-6 0
х
У
-6 0
х
у
0 6
х
4 вопрос:
На рисунке показаны графики квадратичных функций. Выберите график функции
у= - 4х ² -16х+1, подведите к нему стрелку и нажмите левую кнопку мыши .
у
5
0 2,5
х
2,5
у
6
0
х
у
17
1
-2 х
Выполните тест и посчитайте свои правильные ответы в оценочном листе.
5 вопрос: Укажите формулу квадратичной функции, график которой изображён на рисунке.
- у = - x 2 +6x
- у = - 3х ² +8х-11
- у = - 4х ² -16х+1
- у = х ² -6х
- у = х ² +6х
- у = 1,2х ² -6х+5
У
-6 0
х
ВЕРНО
Вы просто молодец! Продолжайте в том же духе.
Для продолжения нажмите кнопку «Далее»
НЕ ВЕРНО
Увы! Вы ошиблись! Попробуйте в следующем вопросе выбрать правильный ответ.
Для продолжения нажмите кнопку «Далее»
Если вы закончили работу и у вас не осталось времени, нажмите левой кнопкой мыши на значок
Если вы закончили работу и у вас осталось время до конца урока, перейдите к дополнительному заданию
Запишите домашнее задание:
Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова ] ; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2008-2009 г.
Глава I пункт 7 (учить); пункт 1, 2, 5, 6 (повт.)
№ 123, № 124 (б, в)
Желаем успехов!