СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Построение квадратичной функции

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Построение квадратичной функции»

«Построение графика квадратичной функции»  (9 класс)

«Построение графика квадратичной функции» (9 класс)

Квадратичной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида y=ax² + bx+c , где  х - независимая переменная, a, b и с -некоторые числа (причём а≠0). Например: у = 5х ² +6х+3,  у = -7х ² +8х-2,  у = 0,8х ² +5,  у = ¾ х ² -8х,  у = -12х ² - квадратичные функции

Квадратичной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида y=ax² + bx+c , где х - независимая переменная, a, b и с -некоторые числа (причём а≠0).

Например: у = 5х ² +6х+3,

у = -7х ² +8х-2,

у = 0,8х ² +5,

у = ¾ х ² -8х,

у = -12х ²

- квадратичные функции

0 ) или вниз (если а у= 2 х ² +4х-1 – графиком является парабола, ветви которой направлены вверх (т.к. а=2, а 0 ). Например: у= -7 х ² -х+3 – графиком является парабола, ветви которой направлены вниз (т.к. а=-7, а 0 ). у 0 х у 0 х " width="640"

Графиком квадратичной функции является парабола , ветви которой направлены вверх (если а 0 ) или вниз (если а

  • у= 2 х ² +4х-1 – графиком является парабола, ветви которой направлены вверх (т.к. а=2, а 0 ).

Например:

  • у= -7 х ² -х+3 – графиком является парабола, ветви которой направлены вниз (т.к. а=-7, а 0 ).

у

0

х

у

0

х

0 ) " width="640"

Чтобы построить график функции надо:

1. Описать функцию:

название функции,

что является графиком функции,

куда направлены ветви параболы.

Пример: у = х ² -2х-3 – квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой направлены вверх (т.к. а=1, а 0 )

Чтобы построить график функции надо:     Пример: у = х ² -2х-3 (а = 1; b = -2; с = -3) Найдём координаты вершины параболы  n  = 1 ² -2 · 1-3 = -4 А(1;-4) – вершина параболы. х =1  – ось симметрии параболы. 2. Найти координаты вершины параболы А( m ; n )  по формулам:  ; или n = у( m )  т.е. подставить найденное значение абсциссы m в формулу, которой задана функция и вычислить значение. Прямая x=m является ось ю симметрии параболы.

Чтобы построить график функции надо:

Пример: у = х ² -2х-3 (а = 1; b = -2; с = -3) Найдём координаты вершины параболы

n = 1 ² -2 · 1-3 = -4

А(1;-4) – вершина параболы.

х =1 – ось симметрии параболы.

2. Найти координаты вершины параболы А( m ; n ) по формулам:

;

или n = у( m ) т.е. подставить найденное значение абсциссы m в формулу, которой задана функция и вычислить значение.

Прямая x=m является ось ю симметрии параболы.

Чтобы построить график функции надо: 3. Заполнить таблицу значений функции:   Прямая x=m является осью симметрии параболы, т.е. точки графика симметричны относительно этой прямой.  В таблице расположить вершину в середине таблицы и взять соседние симметричные значения х. Например, следующим образом: *- посчитать значение функции в выбранных значениях х. Пример: у = х ² -2х-3 А(1;- 4) – вершина параболы х =1  – ось симметрии параболы. Составим таблицу значений функции: х у - 1 0 0 - 3 1 - 4 2 - 3 3 0 х у m -2 * m -1 * m m +1 n * m +2 *

Чтобы построить график функции надо:

3. Заполнить таблицу значений функции:

Прямая x=m является осью симметрии параболы, т.е. точки графика симметричны относительно этой прямой.

В таблице расположить вершину в середине таблицы и взять соседние симметричные значения х. Например, следующим образом:

*- посчитать значение функции в выбранных значениях х.

Пример: у = х ² -2х-3

А(1;- 4) – вершина параболы

х =1 – ось симметрии параболы.

Составим таблицу значений функции:

х

у

- 1

0

0

- 3

1

- 4

2

- 3

3

0

х

у

m -2

*

m -1

*

m

m +1

n

*

m +2

*

Чтобы построить график функции надо: 4. Построить график функции:  - отметить в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице; - соединить их плавной линией. х у -1 0 0 -3 1 -4 2 -3 3 0 У 4 -4 3 -3 2 -2 1 -1 0 -1 у = х ² -2х-3 -2 1 -3 2 -4 3 4 -5 5 6 х

Чтобы построить график функции надо:

4. Построить график функции: - отметить в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице; - соединить их плавной линией.

х

у

-1

0

0

-3

1

-4

2

-3

3

0

У

4

-4

3

-3

2

-2

1

-1

0

-1

у = х ² -2х-3

-2

1

-3

2

-4

3

4

-5

5

6

х

Попробуйте ответить на контрольные вопросы: Сформулируйте определение квадратичной функции. Что представляет собой график квадратичной функции? Куда могут быть направлены ветви параболы и от чего это зависит? В какой последовательности нужно строить график квадратичной функции?    Если вы затрудняетесь ответить на поставленные   вопросы, то можете посмотреть теорию ещё раз.   Для этого подведите курсор мыши на значок    «домик» и нажмите на левую кнопку мыши.

Попробуйте ответить на контрольные вопросы:

  • Сформулируйте определение квадратичной функции.
  • Что представляет собой график квадратичной функции?
  • Куда могут быть направлены ветви параболы и от чего это зависит?
  • В какой последовательности нужно строить график квадратичной функции?

Если вы затрудняетесь ответить на поставленные вопросы, то можете посмотреть теорию ещё раз. Для этого подведите курсор мыши на значок «домик» и нажмите на левую кнопку мыши.

Стоит немного отдохнуть от компьютера.  Попробуйте построить в тетради график функции  у = -2х ² +8х-3 Если вы забыли последовательность действий, запишите в тетради формулу и перейдите по ссылке план

Стоит немного отдохнуть от компьютера.

Попробуйте построить в тетради график функции

у = -2х ² +8х-3

  • Если вы забыли последовательность действий, запишите в тетради формулу и перейдите по ссылке

план

Постройте график функции у = -2х ² +8х-3  План построения графика квадратичной функции: 1. Описать функцию: название функции; что является графиком функции; куда направлены ветви параболы название функции; что является графиком функции; куда направлены ветви параболы 2. Найти координаты вершины параболы А( m ; n )   по формулам:   или  n = у( m ) 3. Заполнить таблицу значений функции. 4. Построить график функции: отметить в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице; соединить их плавной линией. отметить в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице; соединить их плавной линией.

Постройте график функции у = -2х ² +8х-3 План построения графика квадратичной функции:

1. Описать функцию:

  • название функции; что является графиком функции; куда направлены ветви параболы
  • название функции;
  • что является графиком функции;
  • куда направлены ветви параболы

2. Найти координаты вершины параболы А( m ; n )

по формулам:

или n = у( m )

3. Заполнить таблицу значений функции.

4. Построить график функции:

  • отметить в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице; соединить их плавной линией.
  • отметить в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице;
  • соединить их плавной линией.
Проверьте себя. Ваше задание должно быть выполнено следующим образом: у = -2х ² +8х-3  - квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой направлены вниз  (т.к . а=-2, а  0 ); Найдём координаты вершины параболы n = -2 · 2 ² +8 · 2-3 =5 А ( 2; 5 ) – вершина параболы. х=5 ось симметрии параболы. Составим таблицу значений функции.  у = -2х ² +8х-3 у 7 6 5 -3 4 -2 3 -1 2 1 0 -1 -2 1 -3 2 3 -4 4 5 6 х Х у 0 -3 1 3 2 3 5 3 4 -3

Проверьте себя. Ваше задание должно быть выполнено следующим образом:

у = -2х ² +8х-3 - квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой направлены вниз

(т.к . а=-2, а 0 );

Найдём координаты вершины параболы

n = -2 · 2 ² +8 · 2-3 =5

А ( 2; 5 ) – вершина параболы.

х=5 ось симметрии параболы.

Составим таблицу значений функции.

у = -2х ² +8х-3

у

7

6

5

-3

4

-2

3

-1

2

1

0

-1

-2

1

-3

2

3

-4

4

5

6

х

Х

у

0

-3

1

3

2

3

5

3

4

-3

Если у вас получилось тоже самое – вы молодец и мы вас поздравляем!!!  Вы можете перейти к следующей странице .  Если вы допустили ошибку – не огорчайтесь. У вас всё ещё впереди! Вы можете просмотреть объяснение ещё раз, выбрав левой кнопкой мыши значок «домик» , или заглянуть в свой учебник (п.7)

Если у вас получилось тоже самое – вы молодец и мы вас поздравляем!!! Вы можете перейти к следующей странице .

Если вы допустили ошибку – не огорчайтесь. У вас всё ещё впереди! Вы можете просмотреть объяснение ещё раз, выбрав левой кнопкой мыши значок «домик» ,

или заглянуть в свой учебник (п.7)

0 на промежутке (0,5;3,5) y Функция возрастает на промежутке (-∞;2 ] функция убывает на промежутке [ 2;+∞) Наибольшее значение функции равно 5 у 7 6 5 4 3 у = -2х ² +8х-3 -1 2 1 0 -1 1 -2 -3 2 -4 3 4 х " width="640"

Рассмотрим свойства этой квадратичной функции. (листаем свойства по щелчку мыши)

  • Область определения функции (-∞;+∞)

Область значений функции (-∞;5 ]

  • Нули функции х =0,5 и х =3,5
  • у 0 на промежутке (0,5;3,5)

y

  • Функция возрастает на промежутке (-∞;2 ]

функция убывает на промежутке [ 2;+∞)

  • Наибольшее значение функции равно 5

у

7

6

5

4

3

у = -2х ² +8х-3

-1

2

1

0

-1

1

-2

-3

2

-4

3

4

х

Выполните следующую работу в тетрадях по вариантам. Постройте графики функций: I вариант у = -х ² +6х-8 Укажите ООФ, ОЗФ, нули функции, промежуток возрастания функции. Желаем успеха! II вариант  у = -х ² -6х-7 Укажите ООФ, ОЗФ, нули функции, промежуток убывания функции.

Выполните следующую работу в тетрадях по вариантам. Постройте графики функций:

  • I вариант

у = -х ² +6х-8

Укажите ООФ, ОЗФ, нули функции, промежуток возрастания функции.

Желаем успеха!

  • II вариант

у = -х ² -6х-7

Укажите ООФ, ОЗФ, нули функции, промежуток убывания функции.

Перед продолжением работы запишите домашнее задание, перейдя по ссылке Д/З Далее выполните тест. прочитайте задание; выполните его устно или, сделав записи в тетради;  и выберите правильный ответ левой кнопкой мыши.

Перед продолжением работы запишите домашнее задание, перейдя по ссылке

Д/З

Далее выполните тест.

  • прочитайте задание;
  • выполните его устно или, сделав записи в тетради;
  • и выберите правильный ответ левой кнопкой мыши.
Выполните тест и посчитайте свои правильные ответы в оценочном листе. 1 вопрос: Выберите квадратичную функцию  а)     б)     в)     г)

Выполните тест и посчитайте свои правильные ответы в оценочном листе.

1 вопрос: Выберите квадратичную функцию а)

б)

в)

г)

Выполните тест и посчитайте свои правильные ответы в оценочном листе. 2 вопрос: Куда направлены ветви параболы ? Вверх Вниз

Выполните тест и посчитайте свои правильные ответы в оценочном листе.

2 вопрос: Куда направлены ветви параболы ?

  • Вверх
  • Вниз
Выполните тест и посчитайте свои правильные ответы в оценочном листе. 3 вопрос: Укажите координаты вершины параболы а) А(3;6) б) А(-1;-17) в) А(1;-3) г) А(1;-1)

Выполните тест и посчитайте свои правильные ответы в оценочном листе.

3 вопрос: Укажите координаты вершины параболы

а) А(3;6)

б) А(-1;-17)

в) А(1;-3)

г) А(1;-1)

Выполните тест и посчитайте свои правильные ответы в оценочном листе.  У  -6 0  х  У  -6 0  х  у  0 6  х 4 вопрос: На рисунке показаны графики квадратичных функций. Выберите график функции у= - 4х ² -16х+1, подведите к нему стрелку и нажмите левую кнопку мыши .  у 5  0 2,5  х  2,5  у  6  0  х  у   17  1  -2 х

Выполните тест и посчитайте свои правильные ответы в оценочном листе.

У

-6 0

х

У

-6 0

х

у

0 6

х

4 вопрос:

На рисунке показаны графики квадратичных функций. Выберите график функции

у= - 4х ² -16х+1, подведите к нему стрелку и нажмите левую кнопку мыши .

у

5

0 2,5

х

2,5

у

6

0

х

у

17

1

-2 х

Выполните тест и посчитайте свои правильные ответы в оценочном листе. 5 вопрос: Укажите формулу квадратичной функции, график которой изображён на рисунке. у = - x 2 +6x у = - 3х ² +8х-11  у = - 4х ² -16х+1 у = х ² -6х у = х ² +6х у = 1,2х ² -6х+5    У  -6 0  х

Выполните тест и посчитайте свои правильные ответы в оценочном листе.

5 вопрос: Укажите формулу квадратичной функции, график которой изображён на рисунке.

  • у = - x 2 +6x
  • у = - 3х ² +8х-11
  • у = - 4х ² -16х+1
  • у = х ² -6х
  • у = х ² +6х
  • у = 1,2х ² -6х+5

У

-6 0

х

ВЕРНО Вы просто молодец! Продолжайте в том же духе. Для продолжения нажмите кнопку «Далее»

ВЕРНО

Вы просто молодец! Продолжайте в том же духе.

Для продолжения нажмите кнопку «Далее»

НЕ ВЕРНО Увы! Вы ошиблись! Попробуйте в следующем вопросе выбрать правильный ответ. Для продолжения нажмите кнопку «Далее»

НЕ ВЕРНО

Увы! Вы ошиблись! Попробуйте в следующем вопросе выбрать правильный ответ.

Для продолжения нажмите кнопку «Далее»

Если вы закончили работу и у вас не осталось времени, нажмите левой кнопкой мыши на значок Если вы закончили работу и у вас осталось время до конца урока, перейдите к дополнительному заданию

Если вы закончили работу и у вас не осталось времени, нажмите левой кнопкой мыши на значок

Если вы закончили работу и у вас осталось время до конца урока, перейдите к дополнительному заданию

Запишите домашнее задание:  Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова ] ; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2008-2009 г.  Глава I пункт 7 (учить); пункт 1, 2, 5, 6 (повт.) № 123, № 124 (б, в) Желаем успехов!

Запишите домашнее задание:

Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова ] ; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2008-2009 г.

Глава I пункт 7 (учить); пункт 1, 2, 5, 6 (повт.)

№ 123, № 124 (б, в)

Желаем успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс