Повторении теоретических сведений. Продолжите предложения… Ъ пишется после приставок, а Ь в корне слова, а также в конце для смягчения согласных звуков. Определение темы: — Ребята, а что же такое морфема? (наименьшая значимая часть слова) Чтобы вспомнить морфемы, я предлагаю вам разгадать кроссворд. Работаем в парах, задания на листах Кроссворд. | | | | 2. | | | | 3. | | | 5. | | | о | | | | п | | | к | | | с | | | | р | | 1. | о | к | о | н | ч | а | н | и | е | | р | | | о | | | | с | | | е | | | в | | | | т | | | н | | | а | | | | а | | | ь | | | | | | | в | | | | 4. | с | у | ф | ф | и | к | с | | | | | | | | | а | | Изменяемая часть слова. Часть слова без окончания. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Поднимите руку, кто с заданием справился? Поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок? Молодцы, а сейчас мы проведём игру «Угадай словечко». -На доске «спрятано» слово, догадайтесь какое. Я открою первую букву. Сможете ли вы догадаться, какое это слово? (нет). ( на планшете скрыто слово тигрята). -Открываю последнюю букву. Стало ли слово вам понятнее? (нет). -Кто может предположить, какая это морфема, и какой части речи (или частям речи) она может принадлежать? (окончание существительного или глагола). -А теперь я открою сразу три буквы. Кто догадался, какое слово здесь «прячется»? (тигрята). - Благодаря какой морфеме вы догадались? (корню). -Какой вывод можно сделать. Что такое корень? (Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов). - Может ли быть в слове два корня? (приведите пример) - А что происходит в корнях слов друг – друзья – дружба; собери – собирай (чередование гласных и согласных звуков) - Оказывается, в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов. Сформулируем тему урока; поставим задачи. |