СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение изученного в 5 классе. Правописание корней.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источники:

1. Пишем без ошибок. Все правила русского языка. 100% грамотность за 20 минут в день/Наталья Сычева.-М.: АСТ, СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; Владимир: ВКТ, 2011.-192 с.- (главная книга родителей).

2. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений.-3-е изд.-М.: Просвещение, 1994. – 256 с.

Просмотр содержимого документа
«Повторение изученного в 5 классе. Правописание корней.»

Технологическая карта урока

Дата: 03.09.22 г.


Предмет: русский язык


Тема: 6 класс, № 3. Повторение изученного в 5 классе. Правописание
корней.

Тип: урок закрепление и коррекция усвоенных знаний, понятий, способов действия.

Цель: организация деятельности обучающихся для актуализации знаний о правописании корней.

Планируемые результаты:

Предметные: характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного). Иметь представление о русском литературном языке.


Метапредметные: выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях.

Личностные: проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык». Установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благо​получия.


Воспитательные: устранение имеющихся недостатков и пробелов в воспитании учащихся (нетактичность, недисциплинированность, необязательность, неаккуратность и т.д.); воспитание таких личностных качеств как умения преодолевать трудности, усидчивость, аккуратность при выполнении поручений и заданий, сила воли, упорство, настойчивость и т.д.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы, приемы организации учебной деятельности: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (иллюстративный метод), практический (упражнения), метод проблемного обучения (исследовательский метод, частично-поисковый метод).

Межпредметные связи: связь с литературой, историей.

Ресурсы урока: https://урок.рф/library/povtorenie_izuchennogo_v_5_klasse_po_teme_slovoob_224049.html?ysclid=l6c5o5nwdc826050123;

Пишем без ошибок. Все правила русского языка. 100% грамотность за 20 минут в день/Наталья Сычева.-М.: АСТ, СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; Владимир: ВКТ, 2011.-192 с.- (главная книга родителей); Русский язык: Теория: Учеб. Для 5-9 кл. общеобразоват. Учреждений.-3-е изд.-М.: Просвещение, 1994. – 256 с.

Учебно-методический комплекс: учебник «Русский язык» 6 кл, 1 ч., Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов; наглядный материал, дидактический материал.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.


-Доброе утро, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть вас и ваши лица, улыбку, думаю, сегодня урок принесет всем радость общения друг с другом.


Проверьте свою готовность к уроку. На парте должны лежать:

-учебник;

-тетрадь;

-пенал;

-дневник.


Поднимите руку, если у кого-то чего-то нет.

Отлично, приступим к работе!


Открываем тетради, посередине записываем число на первой строчке, классная работа на второй строчке. Обратите внимание на доску, как правильно записывать. Число мы полностью прописываем буквами.

Третье сентября.

Классная работа.


За индивидуальными карточками ко мне подходят…

Настраиваются на урок. Проверяют свою готовность к уроку.

М. Самоопределение, смыслообразование

Целеполагание Планирование учебного сотрудничества

II. Актуализация знаний. Целеполагание












Повторении теоретических сведений.

Продолжите предложения…

Ъ пишется после приставок, а Ь в корне слова, а также в конце для смягчения согласных звуков.

Определение темы:

— Ребята, а что же такое морфема? (наименьшая значимая часть слова)

Чтобы вспомнить морфемы, я предлагаю вам разгадать кроссворд. Работаем в парах, задания на листах


Кроссворд.






2.




3.



5.



о




п



к



с




р


1.

о

к

о

н

ч

а

н

и

е


р



о




с



е



в




т



н



а




а



ь







в




4.

с

у

ф

ф

и

к

с









а



  1. Изменяемая часть слова.

  2. Часть слова без окончания.

  3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

  4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

  5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Поднимите руку, кто с заданием справился?

Поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок?

Молодцы, а сейчас мы проведём игру «Угадай словечко».


-На доске «спрятано» слово, догадайтесь какое. Я открою первую букву. Сможете ли вы догадаться, какое это слово? (нет).

( на планшете скрыто слово тигрята).

-Открываю последнюю букву. Стало ли слово вам понятнее? (нет).

-Кто может предположить, какая это морфема, и какой части речи (или частям речи) она может принадлежать? (окончание существительного или глагола).

-А теперь я открою сразу три буквы. Кто догадался, какое слово здесь «прячется»?

(тигрята).

- Благодаря какой морфеме вы догадались? (корню).

-Какой вывод можно сделать. Что такое корень? (Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов).

- Может ли быть в слове два корня? (приведите пример)

- А что происходит в корнях слов друг – друзья – дружба; собери – собирай (чередование гласных и согласных звуков)

- Оказывается, в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.

Сформулируем тему урока; поставим задачи.

Отвечают по домашнему заданию. Определяют тему урока. Составляют плана на урок.


К. Умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; оценивать высказывание товарища; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

III. Основная часть



Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение, называется корнем.

Как называются слова с одинаковыми корнями? (однокоренными)

Например, мир, мирный, мирить, примирить, перемирие.

Подберите однокоренные слова к слову вода: водный, водяной, подводный, подводник.

Слайд.

Родственные (однокоренные) слова составляют гнездо. По количеству входящих в него слов оно может быть маленьким и большим. Так, от слова дрожжи образуется лишь одно однокоренное слово дрожжевой, а в гнездо с исходным словом звезда входят слова: звездочка, звездный, созвездие и др.

Чтобы найти корень слова, что мы должны сделать? (подобрать однокоренные слова)

Слайд. Например. Какой корень в следующих однокоренных словах: беда, бедный, бедность, обеднеть, бедненький –бед-;

искатель, искать, поиск, искание -иск-.

Найти корень слова – значит выделить в слове самое главное, понять его смысл (его основное значение), проверить и запомнить написание корней целой группы слов, составляющих гнездо.

Есть слова с такими корнями, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение. Сравните два гнезда слов. Слайд.

Скажите, какие слова не будут являться однокоренными? (первый, так слова разные по значению)






Физминутка.



Отвечают на поставленные вопросы учителя. Выполняют физминутку.

М. Умение строить логическое рассуждение.

IV. Первичное закрепление


Упражнение 1. Устно. Я вам называю слова или словосочетания, а вы подбираете однокоренные слова.

  1. Примирить (врагов) – мир, мирный;

  2. Примерять (платье) – примерка, мерить, померить;

  3. Полететь – полёт, лётный;

Упражнение 2. Письменно. В корне слова могут чередоваться гласные «а-о» и «е-и». Корней с чередование гласных «е-и» всего 9 и они подчиняются одному правилу чередования. Его сейчас и вспомним.

Продолжите правило: букву и пишем, если за корнем следует суффикс… (-а-). В остальных случаях пишется буква… (-е-).

Найдите на столах карточку упр. 50. Выполняем первые пять вместе. (ученик у доски).


Самостоятельная работа. Последние пять слов, начиная со слова «замирать», выполняем самостоятельно (ученик у доски).


Взаимопроверка с оцениванием.

«5» - 0 ошибок;

«4» - 1 ошибка;

«3» - 2 ошибки;

«2» - 3 и больше ошибок.

Выполнение задания. Делают выводы.

К. Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Оценивание усваиваемого содержания.

Контроль, коррекция, оценка.

V. Итог урока рефлексия





Итог. Если будет время: Ик. Паустовский рассказывает о встрече с лесником – большим любителем разбирать слова…


- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?


Рефлексия.

Я повторил…

Я умею…


Оценки…


Открываем дневники, записываем домашнее задание:

в карточках с. 61 изучить, с. 62 упр. 53 письменно.



Спасибо за работу, урок окончен.

Анализируют проделанную работу на уроке. Оценивают свою деятельность. Записывают домашнее задание.

К.Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка;

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений


2