Установим правила.
Правило первое. Не забывайте называть цвета предметов, которые окружают малыша.
Правило второе. Сначала нужно называть предметы окружающего мира, игрушки, однотонную одежду, чтобы у ребёнка не было путаницы. Предметы пёстрой, рябой окраски можно называть позже, когда уже хорошо усвоены чистые основные цвета.
Правило третье. Цвета нарисованных и игрушечных животных, растений, которые вы собираетесь показать своему крохе, должны соответствовать их природной окраске. Следуя этому правилу, мама убрала некоторые книжки с карикатурно- утрированными картинками и несколько игрушек: синего зайца, зелёного волка, красного бобра, фиолетового слона. Не стоит навязывать ребёнку искажённое представление о природе.
А дальше были придуманы несколько «цветных» игр. Когда Сонечке исполнилось три месяца, мама превратила одну из стен в комнате в наглядное пособие по цветам. Она приклеила на стену листы цветного картона - семь листов семи цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Под каждым листом подпись – название цвета, справа приклеено слово «радуга», слева слово «цвет». Изучение цветов, кстати, стало любимой папиной игрой: с ребёнком на руках он проходил вдоль «настенной радуги», показывал и называл цвета, а потом прочитывал их названия. Особых правил – сколько играть и когда – не устанавливали. Иногда подходили к «радуге» несколько раз в день, иногда забывали о ней на неделю. К семи месяцам Софья, услышав название какого-либо цвета, смотрела и показывала пальчиком на «домашнюю радугу».
К этому времени мама придумала новое развлечение: купила семь широких атласных лент основных цветов (по одному метру на каждый) и обтянула ими лист плотного картона (можно также использовать крышку от обувной коробки), оставив концы лент свободно свисающими. Получилась ещё одна своеобразная радуга. По смыслу эта игра похожа на предыдущую: показать и назвать цвета, но в ней был кульминационный момент – после того как все цвета названы, поднести ребёнка к свисающим концам ленточек и разрешить их от души подёргать.
Можно усовершенствовать эту игру – те же ленточки в том же порядке (от красного к фиолетовому) она привязала к детской кроватке. Всегда под рукой, дергать удобно и тянуть можно изо всех сил.
Живописцы окуните ваши кисти.
В изучении цветов помогало рисование. Соне было полгода и мама рисовала сама (говорила какой цвет и показывала какой след он оставляет на бумаге.) Месяцев с десяти Софья стала рисовать сама – пальцами, ладошками. В выборе цвета мама принципиально не участвовала, она лишь называла выбранные ребенком цвета, комментируя: «Соня рисует желтым цветом», «Что Соня нарисовала синим?»
Мама сделала тематические альбомы (ЖИВОТНЫЕ, РАСТЕНИЯ, АРХИТЕКТУРА…)
Можно сделать картонные карточки разных цветов и время от времени показывать их ребенку. Чтобы усложнить игру, нужны разноцветные колечки одинакового размера. Разложите перед малышом в ряд цветные карточки и, выдавая по одному колечку, попросите: «положи красное колечко на красную карточку» и т.д. Вместо колечек можно использовать другие предметы: пуговицы, карандаши, фломастеры, карточки меньшего размера, кусочки ткани, ленточки, бантики – главное, чтобы они были одинаковой формы, а их цвета соответствовали цветам на карточках.
Поиграв, можно закрепить новые знания о цвете. Возьмите, допустим, синюю карточку и спросите у малыша, что у него синего цвета. Отвечать сначала, конечно, придется самой: «Колготки, цветок на майке». «А давай-ка посмотрим, что у папы синее?» - «Рубашка, полоски на тельняшке». «А у мамы?» - «Горошины на халате». «А что синее у твоей куколки?» - «Бусы, бантик». Чем мельче детали нужного цвета, тем сложнее игра. Когда найден синий цвет у всех домочадцев (реальных или игрушечных), возьмите карточку другого цвета и все повторите. Если ребенок устал, отложите игру.
В следующий раз возьмите карточку другого цвета, допустим зеленого, прогуляйтесь с малышом по квартире, находя все предметы этого цвета: круги на шторах, узор на диване, книга на столе, красивые разводы на кувшине…
Новые цветные цели.
К году Софья начала распознавать основные цвета – красный, синий, желтый, зеленый. Кстати, первые четыре цвета оказались самыми сложными. Но как только ребенок осознал сам принцип, по которому мама одинаковые по форме квадратики называла по- разному, как только понял, что подразумевается под словом «цвет», изучение самих цветов стало терять актуальность: стоило раз назвать или показать цвет, и Сонечка его тут же запоминала. Погуляли по белым сугробам – малышка узнала белый цвет, купили ей новые бордовые варежки – она узнала бордовый цвет. Нарядили новогоднюю ёлку золотыми и серебряными шарами, её «цветной репертуар» пополнился и этими драгоценными цветами.
Когда ребенок научился не просто узнавать цвета, но и находить их на фоне других цветов, показывать очень мелкие предметы, мама перешла на следующий уровень: расширять репертуар, знакомить ребенка с новыми цветами, учить отличать светлые и темные оттенки. Для этого можно использовать коробку с карандашами (в ней основные цвета представлены двумя оттенками.)
На этом этапе новые игры. Вот одна из игр: снимите с фломастеров колпачки и попросите надеть колпачок на красный фломастер и т.п.
Далее меняем задание: просим вставить фломастер определенного цвета в колпачок. Такая перемена важна для тренировки мелкой моторики. Если колпачки с фломастерами одного цвета, то можно снять и перемешав попросить соединить их.
Игрушечная помощь.
Еще одна хорошая игра, которая учит детей распознавать цвета и тренирует мелкую моторику, - кубик Лены Даниловой. Его можно заказать в Интернет – магазине «Данилка» или сшить самим. Это кубик, у которого каждая грань определенного цвета, на каждой грани кармашек, куда вложен предмет соответствующего цвета. Например, на красной грани красный кармашек, в котором живет красная клубничка, в зеленом кармашке на красной грани живет зеленый листик и т.п. Ребенок с удовольствием расставляет цветочки, ягодки, листики по разноцветным домикам кармашкам.
Следующая умная игрушка каталка «Квинтет». Она представляет собой дощечку с пятью колышками, на каждый из которых надеваются разноцветные колечки, а сверху – шарики – головки, причем все с разными выражениями: один улыбается, другой ухмыляется, третий смеется, четвертый подмигивает. Прелесть игрушки в том, что она многофункциональна, с ее помощью малыш изучает цвета, просто участвуя в увлекательных играх, в процессе которых называть цвета колечек. Можно сосчитать колечки: сколько красных, а сколько синих? Или поиграть в математику: «У Сони одно красное колечко, у мамы одно синее. Мама дала Соне свое колечко. Сколько у Сони теперь колечек? Какое из них красное, а какое синее?» и т.п. Можно научить ребенка собирать разноцветные колышки: «Давай найдем все красные колечки и наденем их на первый колышек!» и так же с остальными колечками.
Еще один вариант. Наденьте на каждый колышек по одному колечку разных цветов, а потом предложите малышу продолжить и надеть все колечки, соблюдая установленный вами порядок. Ребенок растет, становится более сообразительным, и игры должны становиться умнее. Предложите составлять узоры из колечек, надевая на один колышек колечки разных цветов, например чередуя синие и желтые или красное, два зеленых, красное. Усложняя игру, придумывайте узоры из колечек трех-четырех цветов. Составлять узоры различной степени сложности можно бесконечно долго!
Путешествуем!
Без цвета жизнь кажется монотонной, а мир скучным, может, дети и любят цвета, что с ними веселее. Зная цвета, малыш начинает усваивать новую информацию. Так, наша героиня Соня стала узнавать на картинах времена года: белую зиму, зеленую весну, красное лето, желтую осень. А вскоре начала «путешествовать по миру». Мама расстилает на полу большую карту, приглашая дочь поплавать в голубых океанах, полазить по коричневым горам, посетить белую Антарктиду. Софья показывает самые высокие горы мира – они темно-коричневые, и самые глубокие места в океанах – темно-синие. На политической карте мира находит розовую Россию (ведь она в ней живет), коричневый Египет (там был папа), сиреневую Украину (там живут бабушка с дедушкой). Вот как малышка и гуляет по всему разноцветному миру.