СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила Сенсорики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правило первое. Не забывайте называть цвета предметов, которые окружают малыша.

Правило второе. Сначала нужно называть предметы окружающего мира, игрушки, однотонную одежду, чтобы у ребёнка не было путаницы. Предметы пёстрой, рябой окраски можно называть позже, когда уже хорошо усвоены чистые основные цвета.

Просмотр содержимого документа
«Правила Сенсорики»

Установим правила.

Правило первое. Не забывайте называть цвета предметов, которые окружают малыша.

Правило второе. Сначала нужно называть предметы окружающего мира, игрушки, однотонную одежду, чтобы у ребёнка не было путаницы. Предметы пёстрой, рябой окраски можно называть позже, когда уже хорошо усвоены чистые основные цвета.

Правило третье. Цвета нарисованных и игрушечных животных, растений, которые вы собираетесь показать своему крохе, должны соответствовать их природной окраске. Следуя этому правилу, мама убрала некоторые книжки с карикатурно- утрированными картинками и несколько игрушек: синего зайца, зелёного волка, красного бобра, фиолетового слона. Не стоит навязывать ребёнку искажённое представление о природе.

А дальше были придуманы несколько «цветных» игр. Когда Сонечке исполнилось три месяца, мама превратила одну из стен в комнате в наглядное пособие по цветам. Она приклеила на стену листы цветного картона - семь листов семи цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Под каждым листом подпись – название цвета, справа приклеено слово «радуга», слева слово «цвет». Изучение цветов, кстати, стало любимой папиной игрой: с ребёнком на руках он проходил вдоль «настенной радуги», показывал и называл цвета, а потом прочитывал их названия. Особых правил – сколько играть и когда – не устанавливали. Иногда подходили к «радуге» несколько раз в день, иногда забывали о ней на неделю. К семи месяцам Софья, услышав название какого-либо цвета, смотрела и показывала пальчиком на «домашнюю радугу».

К этому времени мама придумала новое развлечение: купила семь широких атласных лент основных цветов (по одному метру на каждый) и обтянула ими лист плотного картона (можно также использовать крышку от обувной коробки), оставив концы лент свободно свисающими. Получилась ещё одна своеобразная радуга. По смыслу эта игра похожа на предыдущую: показать и назвать цвета, но в ней был кульминационный момент – после того как все цвета названы, поднести ребёнка к свисающим концам ленточек и разрешить их от души подёргать.

Можно усовершенствовать эту игру – те же ленточки в том же порядке (от красного к фиолетовому) она привязала к детской кроватке. Всегда под рукой, дергать удобно и тянуть можно изо всех сил.

Живописцы окуните ваши кисти.

В изучении цветов помогало рисование. Соне было полгода и мама рисовала сама (говорила какой цвет и показывала какой след он оставляет на бумаге.) Месяцев с десяти Софья стала рисовать сама – пальцами, ладошками. В выборе цвета мама принципиально не участвовала, она лишь называла выбранные ребенком цвета, комментируя: «Соня рисует желтым цветом», «Что Соня нарисовала синим?»

Мама сделала тематические альбомы (ЖИВОТНЫЕ, РАСТЕНИЯ, АРХИТЕКТУРА…)

Можно сделать картонные карточки разных цветов и время от времени показывать их ребенку. Чтобы усложнить игру, нужны разноцветные колечки одинакового размера. Разложите перед малышом в ряд цветные карточки и, выдавая по одному колечку, попросите: «положи красное колечко на красную карточку» и т.д. Вместо колечек можно использовать другие предметы: пуговицы, карандаши, фломастеры, карточки меньшего размера, кусочки ткани, ленточки, бантики – главное, чтобы они были одинаковой формы, а их цвета соответствовали цветам на карточках.

Поиграв, можно закрепить новые знания о цвете. Возьмите, допустим, синюю карточку и спросите у малыша, что у него синего цвета. Отвечать сначала, конечно, придется самой: «Колготки, цветок на майке». «А давай-ка посмотрим, что у папы синее?» - «Рубашка, полоски на тельняшке». «А у мамы?» - «Горошины на халате». «А что синее у твоей куколки?» - «Бусы, бантик». Чем мельче детали нужного цвета, тем сложнее игра. Когда найден синий цвет у всех домочадцев (реальных или игрушечных), возьмите карточку другого цвета и все повторите. Если ребенок устал, отложите игру.

В следующий раз возьмите карточку другого цвета, допустим зеленого, прогуляйтесь с малышом по квартире, находя все предметы этого цвета: круги на шторах, узор на диване, книга на столе, красивые разводы на кувшине…

Новые цветные цели.

К году Софья начала распознавать основные цвета – красный, синий, желтый, зеленый. Кстати, первые четыре цвета оказались самыми сложными. Но как только ребенок осознал сам принцип, по которому мама одинаковые по форме квадратики называла по- разному, как только понял, что подразумевается под словом «цвет», изучение самих цветов стало терять актуальность: стоило раз назвать или показать цвет, и Сонечка его тут же запоминала. Погуляли по белым сугробам – малышка узнала белый цвет, купили ей новые бордовые варежки – она узнала бордовый цвет. Нарядили новогоднюю ёлку золотыми и серебряными шарами, её «цветной репертуар» пополнился и этими драгоценными цветами.

Когда ребенок научился не просто узнавать цвета, но и находить их на фоне других цветов, показывать очень мелкие предметы, мама перешла на следующий уровень: расширять репертуар, знакомить ребенка с новыми цветами, учить отличать светлые и темные оттенки. Для этого можно использовать коробку с карандашами (в ней основные цвета представлены двумя оттенками.)

На этом этапе новые игры. Вот одна из игр: снимите с фломастеров колпачки и попросите надеть колпачок на красный фломастер и т.п.

Далее меняем задание: просим вставить фломастер определенного цвета в колпачок. Такая перемена важна для тренировки мелкой моторики. Если колпачки с фломастерами одного цвета, то можно снять и перемешав попросить соединить их.

Игрушечная помощь.

Еще одна хорошая игра, которая учит детей распознавать цвета и тренирует мелкую моторику, - кубик Лены Даниловой. Его можно заказать в Интернет – магазине «Данилка» или сшить самим. Это кубик, у которого каждая грань определенного цвета, на каждой грани кармашек, куда вложен предмет соответствующего цвета. Например, на красной грани красный кармашек, в котором живет красная клубничка, в зеленом кармашке на красной грани живет зеленый листик и т.п. Ребенок с удовольствием расставляет цветочки, ягодки, листики по разноцветным домикам кармашкам.

Следующая умная игрушка каталка «Квинтет». Она представляет собой дощечку с пятью колышками, на каждый из которых надеваются разноцветные колечки, а сверху – шарики – головки, причем все с разными выражениями: один улыбается, другой ухмыляется, третий смеется, четвертый подмигивает. Прелесть игрушки в том, что она многофункциональна, с ее помощью малыш изучает цвета, просто участвуя в увлекательных играх, в процессе которых называть цвета колечек. Можно сосчитать колечки: сколько красных, а сколько синих? Или поиграть в математику: «У Сони одно красное колечко, у мамы одно синее. Мама дала Соне свое колечко. Сколько у Сони теперь колечек? Какое из них красное, а какое синее?» и т.п. Можно научить ребенка собирать разноцветные колышки: «Давай найдем все красные колечки и наденем их на первый колышек!» и так же с остальными колечками.

Еще один вариант. Наденьте на каждый колышек по одному колечку разных цветов, а потом предложите малышу продолжить и надеть все колечки, соблюдая установленный вами порядок. Ребенок растет, становится более сообразительным, и игры должны становиться умнее. Предложите составлять узоры из колечек, надевая на один колышек колечки разных цветов, например чередуя синие и желтые или красное, два зеленых, красное. Усложняя игру, придумывайте узоры из колечек трех-четырех цветов. Составлять узоры различной степени сложности можно бесконечно долго!

Путешествуем!

Без цвета жизнь кажется монотонной, а мир скучным, может, дети и любят цвета, что с ними веселее. Зная цвета, малыш начинает усваивать новую информацию. Так, наша героиня Соня стала узнавать на картинах времена года: белую зиму, зеленую весну, красное лето, желтую осень. А вскоре начала «путешествовать по миру». Мама расстилает на полу большую карту, приглашая дочь поплавать в голубых океанах, полазить по коричневым горам, посетить белую Антарктиду. Софья показывает самые высокие горы мира – они темно-коричневые, и самые глубокие места в океанах – темно-синие. На политической карте мира находит розовую Россию (ведь она в ней живет), коричневый Египет (там был папа), сиреневую Украину (там живут бабушка с дедушкой). Вот как малышка и гуляет по всему разноцветному миру.