СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка

Просмотр содержимого документа
«"Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе».»

Технологическая карта урока русского языка

Предмет: русский язык

Класс: 4 класс

Учитель: Меркулова Елена Александровна

Тема урока «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе».


Цель

деятельности учителя

Способствовать формированию представлений о склонении имён существительных во множественном числе.

Образовательная: познакомить с изменением имён существительных по падежам во множественном числе; дать представление о правописании безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

Развивающая: развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии, обобщать и классифицировать по признакам); развитие умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную ими на уроке.

Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение; активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения; воспитание и укрепление интереса к изучению русского языка; создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять склонение имён существительных в форме множественного числа; изменять имена существительные в форме множественного числа по падежам, определять падеж имён существительных во множественном числе; правильно писать падежные окончания имён существительных во множественном числе.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; умение вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; осознавать важность грамотного письма.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический.

Основные

понятия и термины

Имя существительное, склонение, падежи, единственное число имени существительного, множественное число имени существительного.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1, 2. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017.

- мультимедийный проектор;

- слайдовая презентация к уроку «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе»;

- конверты с заданиями;

- изображение новогодней ёлки, новогодние игрушки-карточки;

- листы самооценки.


Структура урока


Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения



Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Формы органи-зации взаимо-действия на уроке


Формируемые умения (универсальные учебные действия)


Промежу-точный контроль

I. Моти-вация (самоопределение) к учебной деятель-ности

Эмоцио-нальная, психологи-ческая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

- Наш урок я начну строчками из стихотворения Валерия Брюсова «Работа».

(Слайд 2).

Великая радость – работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта –

Всё счастье земли – за трудом!

- Назовите главную мысль стихотворения. Что нам хотел сказать автор?

- Какое отношение могут иметь к нам?

- Желаю вам хорошо потрудиться! Пусть наша работа принесёт вам радость!

- У вас на столах лежат листы самооценки.

Напомню вам правила работы с листами самооценки.

Объясняет, как работать с листами самооценки.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.


Слушают стихотворение.




Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.


Находят листы самооценки.

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Наблюдение учителя за организацией обучающимися рабочего места.

II. Актуализация знаний, постановка проблемы.




1.Орфографическая минутка.









2.Выявление и фиксация места и причины затруднения.

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.


(Слайд 3)

- Прочитайте предложение.

У б…рё…ки в…юга посер..брила инеем ги…кие ветви.


- Запишите его в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

- Проверим.


(Слайд 4)


- Какое задание можем выполнить?


- Определите склонение и падеж имён существительных. Какие трудности возникли?

- Сформулируйте затруднение.

- Какие предположения у вас есть?








- Оцените свою работу.

Открывают тетради, записывают число, классная работа.

Читают предложение.



Записывают предложение. Проверяют написание и объясняют орфограммы.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Повторяют ранее усвоенные учебные действия, необходимые для восприятия нового материала.

Работают с листами самооценки.

Фронтальная, индивидуальная.

П – формировать умение выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость.

Р – способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; принимать, дополнять, уточнять высказанные мнения.

К – используют речевые средства в ходе решения учебно-познавательных задач; применяют изученные правила общения. Л – осознают возможности в учении; способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Устные ответы, наблюде-ния учителя, выполнен-ные задания.

III. Сообще-ние темы, цели урока.




























Упражнение в определении числа имени существительного.

- Определите тему нашего урока.

На экране появляется тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе».

(Слайд 5)


- Поставим перед собой цель на сегодняшний урок.

- Итак, цель нашего урока: отработка умения определять склонение и падеж имён существительных во множественном числе.

- Чему мы хотим научиться?

- На какие знания мы будем опираться в работе?

- Что такое имя существительное?

- Что такое склонение?

- Назовите падежи и падежные вопросы.

- Сколько склонений в русском языке?

- Как отличить имя существительное в единственном числе от имени существительного во множественном числе?

- Что мы умеем?

-Мы умеем находить имя существительное, определять форму множественного числа, определять склонение и падеж.

- Умеете ли вы отличать форму множественного числа от формы единственного числа?

- Я буду называть имена существительные. Если вы услышите имя существительное единственного числа – нужно будет хлопнуть в ладоши, если множественного – молчать.

Снежинки, зима, вьюга, коньки, ель, подарки, праздник, игрушки, календарь.


- Оцените свою работу.

Отвечают на вопросы.
































Выполняют задания.


Оценивают свою работу.

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Выполнен-ные задания

IV. Открытие новых знаний.




1.Дифференцированное задание.




































Физкульт-минутка




2.Определение склонения имён существительных во множественном числе.




3.Работа с таблицей окончаний.

- Возьмите конверт с заданиями и найдите задание № 1.


- Прочитайте стихотворение выразительно.

Воют первые метели,

А деревья – расцвели!

Это птицы прилетели:

С хохолками свиристели,

С огоньками – снегири!


- Почему деревья расцвели?


- Предлагаю задание на выбор – списать стихотворение или записать его по памяти.



- Найдите имена существительные во множественном числе.


- Попробуйте определить их склонение.






- Сделаем вывод: как определить склонение имени существительного в форме множественного числа?





- Прочитайте в учебнике рубрику «Обратите внимание!» на стр. 131.





- Оцените свою работу.


(Слайд 6)

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке.


- Найдите в конверте задание № 2.


Задание № 2. Просклонять слова птицы, снегири, метели, записать их в таблицу и выделить окончания.

- Прочитайте задание.

- Просклоняйте имена существительные во множественном числе.






- На столах у вас лежат таблицы. Заполните её и выделите окончания.

- Каждая группа представляет свою работу.


(Слайд 7)

- Проанализируем полученную таблицу окончаний. Ребята, что вы заметили, глядя на эту таблицу?


- Оцените свою работу.

Работают в группе.


Читают стихотворение.






Отвечают на вопросы.

Делают выбор. Выполняют задание самостоятельно.

Определяют число имён существительных. Проговаривают порядок проведения наблюдения за именами существительными.

Делают вывод о том, как можно определить склонение имён существительных во множественном числе.

Открывают учебник, читают. Соотносят сделанный вывод с информацией в учебнике.

Оценивают свою работу.





Находят задание № 2.




Читают задание.

Обучающиеся в группах склоняют слова.

Изменяют по падежам, выделяют окончания.

Заполняют таблицу.

Результата вывешивают на доску.

Сравнивают окончания.



Оценивают работу.

Фронтальная, группо-вая, индивидуальная.

П – построение логической цепи рассуждений; выбор эффективных способов решения задач в зависимости от поставленной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства и способы её осуществления; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определяют эффективные способы достижения результата.

К – используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; умеют слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения; излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения.


Выполненные задания

V. Практичес-кая деятель-ность.
























1.Алгоритм определения правописания окончания имён существительных во множественном числе.


2. Списывание текста с выполнением задания.

- Мы теперь знаем, как определить склонение имён существительных во множественном числе, знаем какие падежные окончания они имеют.

- Чему будем учиться?

- Верно, будем учиться определять склонение имени существительного множественного числа и грамотно писать падежные окончания существительных во множественном числе.

(Слайд 8)

- На слайде есть текст. Прочитайте его. Обратите внимание на задание.


Птицы – наши друзья. Они охраняют сады и леса от вредител… Голодно птиц… зимой. Вот и летят они к жилью человека. Жалко ребят… пернатых друзей. Они смастерили кормушку для птиц и насыпали туда семян и сухих ягод.

Слетелись к кормушке синицы, снегири. Помоги и ты птиц… зимой.


- Что нужно сделать?

- Составим алгоритм наших действий:

1) прочитать слово;

2) поставить его в начальную форму;

3) определить склонение;

4) определить падеж;

5) вспомнить окончание;

6) записать слово.


- Спишите текст, выполните задание.

- После выполнения задания, обменяйтесь друг с другом тетрадями. Проверьте выполненное задание по образцу (Слайд 9)

и оцените свою работу.

Отвечают на вопросы.










Читают текст. Обращают внимание на задание.









Дети в группе и на доске составляют алгоритм работы.







Выполняют упражнение. Выполняют взаимопроверку.

Оценивают работу.

Фронтальная, группо-вая, индивидуальная.

П – построение логической цепи рассуждений; выбор эффективных способов решения задач в зависимости от поставленной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Р – способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; принимать, дополнять, уточнять высказанные мнения.

Л – проявлять внимание, желание больше узнать.

Выполненные задания

VI. Включение в систему знаний.

Игра «Укрась ёлку».

- Приближается новый год. Предлагаю нарядить ёлку.

– Игрушки будут необычными и прежде, чем повесить их, нужно подумать. У каждой группы есть набор игрушек, на которых написаны предложения и подчёркнуты слова, падеж которых нужно определить.

- Вы должны вешать не любую игрушку, а найти только ту, которую я закажу.

- На ёлку нужно повесить игрушку, на которой есть имя существительное в Т.п., в Д.п., в И.п., в Р.п.

Под голубыми НЕБЕСАМИ

Великолепными КОВРАМИ,

Блестя, на солнце, снег лежит.


Рвать цветы легко и просто

ДЕТЯМ маленького роста.


На шапочке красной у Тани

СНЕЖИНКИ сложили узор.


Избушка там на курьих ножках

Стоит БЕЗ ОКОН, БЕЗ ДВЕРЕЙ.


В небе ЗВЁЗДОЧКИ горят,

В речке струйки говорят.


- Посмотрите, какая нарядная ёлка у нас получилась.

Слушают правила игры.

Работают в группе.








Находят нужную игрушку и вешают её на ёлку.

Фронтальная, группо-вая, индивидуальная.

П – поиск и выделение необходимой информации.

Р – планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определяют эффективные способы достижения результата.

К – планируют совместную деятельность.

Л – умение выражать своё эмоциональное отношение к содержанию, развитие доброжелательности, доверия, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.


VII. Итоги урока. Рефлексия.

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок.

- Вспомните стихотворение, с которого начали урок.

- Для кого работа была радостью? Почему?

- Что узнали нового? Чему научились?

- Какое задание понравилось?

- Когда было трудно?

- За что бы вы себя похвалили?

Отвечают на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная.

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету.

Устные ответы

VIII. Домашнее задание.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Стр. 132, упр. 252.

Задают уточняющие вопросы.

Фронтальная, индивидуальная.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения.






2



Скачать

© 2021, 177 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!