Цель деятельности учителя | Способствовать формированию представлений о склонении имён существительных во множественном числе. |
Образовательная: познакомить с изменением имён существительных по падежам во множественном числе; дать представление о правописании безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе. Развивающая: развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии, обобщать и классифицировать по признакам); развитие умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную ими на уроке. Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение; активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения; воспитание и укрепление интереса к изучению русского языка; создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка. |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять склонение имён существительных в форме множественного числа; изменять имена существительные в форме множественного числа по падежам, определять падеж имён существительных во множественном числе; правильно писать падежные окончания имён существительных во множественном числе. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; умение вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; осознавать важность грамотного письма. |
Методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический. |
Основные понятия и термины | Имя существительное, склонение, падежи, единственное число имени существительного, множественное число имени существительного. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1, 2. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - мультимедийный проектор; - слайдовая презентация к уроку «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе»; - конверты с заданиями; - изображение новогодней ёлки, новогодние игрушки-карточки; - листы самооценки. |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи-зации взаимо-действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежу-точный контроль |
I. Моти-вация (самоопределение) к учебной деятель-ности | Эмоцио-нальная, психологи-ческая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. - Наш урок я начну строчками из стихотворения Валерия Брюсова «Работа». (Слайд 2). Великая радость – работа, В полях, за станком, за столом! Работай до жаркого пота, Работай без лишнего счёта – Всё счастье земли – за трудом! - Назовите главную мысль стихотворения. Что нам хотел сказать автор? - Какое отношение могут иметь к нам? - Желаю вам хорошо потрудиться! Пусть наша работа принесёт вам радость! - У вас на столах лежат листы самооценки. Напомню вам правила работы с листами самооценки. Объясняет, как работать с листами самооценки. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Находят листы самооценки. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. | Наблюдение учителя за организацией обучающимися рабочего места. |
II. Актуализация знаний, постановка проблемы. | 1.Орфографическая минутка. 2.Выявление и фиксация места и причины затруднения. | - Откройте тетради и запишите число, классная работа. (Слайд 3) - Прочитайте предложение. У б…рё…ки в…юга посер..брила инеем ги…кие ветви. - Запишите его в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. - Проверим. (Слайд 4) - Какое задание можем выполнить? - Определите склонение и падеж имён существительных. Какие трудности возникли? - Сформулируйте затруднение. - Какие предположения у вас есть? - Оцените свою работу. | Открывают тетради, записывают число, классная работа. Читают предложение. Записывают предложение. Проверяют написание и объясняют орфограммы. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Повторяют ранее усвоенные учебные действия, необходимые для восприятия нового материала. Работают с листами самооценки. | Фронтальная, индивидуальная. | П – формировать умение выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Р – способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; принимать, дополнять, уточнять высказанные мнения. К – используют речевые средства в ходе решения учебно-познавательных задач; применяют изученные правила общения. Л – осознают возможности в учении; способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. | Устные ответы, наблюде-ния учителя, выполнен-ные задания. |
III. Сообще-ние темы, цели урока. | Упражнение в определении числа имени существительного. | - Определите тему нашего урока. На экране появляется тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе». (Слайд 5) - Поставим перед собой цель на сегодняшний урок. - Итак, цель нашего урока: отработка умения определять склонение и падеж имён существительных во множественном числе. - Чему мы хотим научиться? - На какие знания мы будем опираться в работе? - Что такое имя существительное? - Что такое склонение? - Назовите падежи и падежные вопросы. - Сколько склонений в русском языке? - Как отличить имя существительное в единственном числе от имени существительного во множественном числе? - Что мы умеем? -Мы умеем находить имя существительное, определять форму множественного числа, определять склонение и падеж. - Умеете ли вы отличать форму множественного числа от формы единственного числа? - Я буду называть имена существительные. Если вы услышите имя существительное единственного числа – нужно будет хлопнуть в ладоши, если множественного – молчать. Снежинки, зима, вьюга, коньки, ель, подарки, праздник, игрушки, календарь. - Оцените свою работу. | Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Оценивают свою работу. | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. | Выполнен-ные задания |
IV. Открытие новых знаний. | 1.Дифференцированное задание. Физкульт-минутка 2.Определение склонения имён существительных во множественном числе. 3.Работа с таблицей окончаний. | - Возьмите конверт с заданиями и найдите задание № 1. - Прочитайте стихотворение выразительно. Воют первые метели, А деревья – расцвели! Это птицы прилетели: С хохолками свиристели, С огоньками – снегири! - Почему деревья расцвели? - Предлагаю задание на выбор – списать стихотворение или записать его по памяти. - Найдите имена существительные во множественном числе. - Попробуйте определить их склонение. - Сделаем вывод: как определить склонение имени существительного в форме множественного числа? - Прочитайте в учебнике рубрику «Обратите внимание!» на стр. 131. - Оцените свою работу. (Слайд 6) Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке. - Найдите в конверте задание № 2. Задание № 2. Просклонять слова птицы, снегири, метели, записать их в таблицу и выделить окончания. - Прочитайте задание. - Просклоняйте имена существительные во множественном числе. - На столах у вас лежат таблицы. Заполните её и выделите окончания. - Каждая группа представляет свою работу. (Слайд 7) - Проанализируем полученную таблицу окончаний. Ребята, что вы заметили, глядя на эту таблицу? - Оцените свою работу. | Работают в группе. Читают стихотворение. Отвечают на вопросы. Делают выбор. Выполняют задание самостоятельно. Определяют число имён существительных. Проговаривают порядок проведения наблюдения за именами существительными. Делают вывод о том, как можно определить склонение имён существительных во множественном числе. Открывают учебник, читают. Соотносят сделанный вывод с информацией в учебнике. Оценивают свою работу. Находят задание № 2. Читают задание. Обучающиеся в группах склоняют слова. Изменяют по падежам, выделяют окончания. Заполняют таблицу. Результата вывешивают на доску. Сравнивают окончания. Оценивают работу. | Фронтальная, группо-вая, индивидуальная. | П – построение логической цепи рассуждений; выбор эффективных способов решения задач в зависимости от поставленной цели; поиск и выделение необходимой информации. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства и способы её осуществления; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определяют эффективные способы достижения результата. К – используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; умеют слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения; излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения. | Выполненные задания |
V. Практичес-кая деятель-ность. | 1.Алгоритм определения правописания окончания имён существительных во множественном числе. 2. Списывание текста с выполнением задания. | - Мы теперь знаем, как определить склонение имён существительных во множественном числе, знаем какие падежные окончания они имеют. - Чему будем учиться? - Верно, будем учиться определять склонение имени существительного множественного числа и грамотно писать падежные окончания существительных во множественном числе. (Слайд 8) - На слайде есть текст. Прочитайте его. Обратите внимание на задание. Птицы – наши друзья. Они охраняют сады и леса от вредител… Голодно птиц… зимой. Вот и летят они к жилью человека. Жалко ребят… пернатых друзей. Они смастерили кормушку для птиц и насыпали туда семян и сухих ягод. Слетелись к кормушке синицы, снегири. Помоги и ты птиц… зимой. - Что нужно сделать? - Составим алгоритм наших действий: 1) прочитать слово; 2) поставить его в начальную форму; 3) определить склонение; 4) определить падеж; 5) вспомнить окончание; 6) записать слово. - Спишите текст, выполните задание. - После выполнения задания, обменяйтесь друг с другом тетрадями. Проверьте выполненное задание по образцу (Слайд 9) и оцените свою работу. | Отвечают на вопросы. Читают текст. Обращают внимание на задание. Дети в группе и на доске составляют алгоритм работы. Выполняют упражнение. Выполняют взаимопроверку. Оценивают работу. | Фронтальная, группо-вая, индивидуальная. | П – построение логической цепи рассуждений; выбор эффективных способов решения задач в зависимости от поставленной цели; поиск и выделение необходимой информации. Р – способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; принимать, дополнять, уточнять высказанные мнения. Л – проявлять внимание, желание больше узнать. | Выполненные задания |
VI. Включение в систему знаний. | Игра «Укрась ёлку». | - Приближается новый год. Предлагаю нарядить ёлку. – Игрушки будут необычными и прежде, чем повесить их, нужно подумать. У каждой группы есть набор игрушек, на которых написаны предложения и подчёркнуты слова, падеж которых нужно определить. - Вы должны вешать не любую игрушку, а найти только ту, которую я закажу. - На ёлку нужно повесить игрушку, на которой есть имя существительное в Т.п., в Д.п., в И.п., в Р.п. Под голубыми НЕБЕСАМИ Великолепными КОВРАМИ, Блестя, на солнце, снег лежит. Рвать цветы легко и просто ДЕТЯМ маленького роста. На шапочке красной у Тани СНЕЖИНКИ сложили узор. Избушка там на курьих ножках Стоит БЕЗ ОКОН, БЕЗ ДВЕРЕЙ. В небе ЗВЁЗДОЧКИ горят, В речке струйки говорят. - Посмотрите, какая нарядная ёлка у нас получилась. | Слушают правила игры. Работают в группе. Находят нужную игрушку и вешают её на ёлку. | Фронтальная, группо-вая, индивидуальная. | П – поиск и выделение необходимой информации. Р – планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определяют эффективные способы достижения результата. К – планируют совместную деятельность. Л – умение выражать своё эмоциональное отношение к содержанию, развитие доброжелательности, доверия, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи. | |
VII. Итоги урока. Рефлексия. | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок. | - Вспомните стихотворение, с которого начали урок. - Для кого работа была радостью? Почему? - Что узнали нового? Чему научились? - Какое задание понравилось? - Когда было трудно? - За что бы вы себя похвалили? | Отвечают на вопросы. | Фронтальная, индивидуальная. | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету. | Устные ответы |
VIII. Домашнее задание. | Инструктаж по выполнению домашнего задания. | Стр. 132, упр. 252. | Задают уточняющие вопросы. | Фронтальная, индивидуальная. | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения. | |