СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание приставок на -з и -с. Обобщающий урок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке  учащиеся повторяют правило правописания приставок на -з и -с и закрепляют, выполняя разнообразные упражнения.

Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок на -з и -с. Обобщающий урок»

Шошина Роза Ивановна, учитель русского языка ГБОУ АО «Соломбальская СКОШИ».

Конспект урока русского языка в 9 классе.

Тема: Правописание приставок на з- и с- : раз-(рас-),без-(бес-),воз-(вос-),из-(ис-).

Цель: закрепить и обобщить материал по данной теме;

Задачи: закрепить правило правописания приставок на з- и с- и обобщить изученный материал; уметь находить слова с данными приставками и употреблять их в устной и письменной речи;

формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение; коррегировать и развивать фонетический слух, наблюдательность, внимание, сосредоточенность; умение анализировать и обобщать;

воспитывать чувство ответственности за окружающую среду, прививать любовь к природе;

пополнять словарный запас;

развивать познавательный интерес к русскому языку через использование творческих заданий.

Тип урока: урок развития, совершенствования и применения знаний, умений и навыков.

Оборудование:

1.Опорные схемы по теме «Состав слова» (приставка корень суффикс окончание). 2.Карточки со словарными словами. 3.Карточки с приставками: раз- (рас-), без-(бес-), воз-(вос-), из-(ис-). 4.Таблица звонких и глухих согласных. 5.Карточки со словами пословиц. 6.Цветная иллюстрация раннего утра + слова «рассвет», «восход». 7.Тексты письма писателя Л.Леонова и вопросы. 8.Музыка для релакс-паузы «Утренняя серенада».











I.Организационный момент. Психологический настрой на работу.

-Сегодня на уроке мы будем закреплять знания по изученной теме. Для этого в течение урока нам нужно преодолеть много трудностей. Как известно, трудности преодолевать легко тогда, когда человек внимательно слушает и делает всё с хорошим настроением. У вас настроение хорошее. Тогда в добрый путь!

II.Сообщение плана работы.

-На уроке мы повторим словарные слова: их лексическое значение и правописание. -Пополним словарь новыми словами. -Закрепим правило по изученной теме. Для этого вам будет предложено много интересных заданий.

III.Оформление работы в тетради. –Число. Классная работа. –Тема: Правописание…

IV.Уточнение общей темы. –Какую большую тему мы изучаем? (Состав слова) -Из каких частей состоят слова? -Какова роль каждой части?

V.Словарная работа. 1).Задание: записать одним словом. -получать образование в школе или ещё где-то (обучение); -должностное лицо, которое чем-то заведует (заведующий); -распространение политических идей и лозунгов среди населения (агитация); -род трудовой деятельности, требующий подготовки и является источником существования (профессия); -то, что входит в круг действий поступков обязательных для выполнения (обязанность). 2).Проверка по карточкам. Задание: проверить и ошибки исправить карандашом. Поставить себе оценку. 3).Знакомство с новыми словами. Отчизна (карточка)- Отечество, Родина. - примеры: защищать Отчизну; На подвиг Отчизна зовёт. Малодушие (карточка)- отсутствие стойкости, мужества, твёрдости духа. - о ком можно так говорить? (о людях). Это черта характера человека. - это положительная или отрицательная черта? - кого из литературных героев можно назвать малодушным человеком? (Костылин) - примеры: презирать за малодушие.

4).Разбор слова ОБУЧЕНИЕ по составу (повторить порядок разбора – таблица).

Вывод: в этом слове есть все части (морфемы). - с какой из этих морфем мы работаем? (приставки) - дайте определение приставки; - как пишутся приставки? - какую они выполняют роль? (образуют новые слова). Дополнительно. К. И. Чуковский так говорил о приставках:,,Приставка придаёт русской речи много богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.”

VI.Уточнение темы урока. Повторение.

- с какими необычными приставками мы познакомились? (меняют согласную) - назовите известные вам приставки на З- и С- (выкладываются карточки)

раз- рас-

без- бес-

воз- вос-

из- ис-

Вывод и сообщение темы урока: -Мы сегодня работаем с капризными приставками, то им «з» подавай,то-«с». (дописывается на доске тема урока)

- чтобы не ошибиться в написании таких приставок, что надо помнить? (c какого согласного начинается корень в слове: звонкого или глухого) - таблица звонких и глухих согласных.

р л м н й

б в г д ж з



п ф к т ш с

х ц ч щ

- рассказать правило правописания приставок на З- и С-, используя опорную таблицу:

Помни:

З - звонкий

С - глухой

VI.Практические упражнения.

1).Проблема: в записанных на доске словах пропущены буквы в приставках. Нужно решить проблему: какую вставить букву: «з» или «с».

ра…вязать бе…полезный и…трепать и…правный во…вратить во…мущённый бе…покоить ра…судительный

- к какой части речи относятся слова? - вставить пропущенные буквы, доказать ваш выбор и составить словосочетания со словами первого столбика.

2).Работа с пословицами. Собери пословицу.

На карточках написаны слова. Задача: собрать пословицу. - К какому жанру литературы относятся пословицы? - Обратите внимание на заглавную букву и точку. Что они подсказывают ?

добра

Бе…делье

не

доведёт.

до

Безделье до добра не доведёт.

дружбу

Крепкую

ра…рубишь.

топором

не

Крепкую дружбу топором не разрубишь.

сильного

У

всегда

бе…сильный

виноват.

У сильного всегда бессильный виноват.

- Какое правило нужно помнить, чтобы правильно записать слова с приставками? - Докажите ваш выбор? - Объясните смысл первой пословицы.

Релакс – пауза под музыку (открывается цветная иллюстрация раннего утра)

-какое время суток здесь изображено? -как ещё называют раннее утро? (ра..свет-карточка) -а ещё подберите сходное по значению слово-синоним (во…ход-карточка) -что делают чаще всего люди в это время? - Представьте себе раннее утро. Вы ещё спите. И вдруг вы почувствовали на лице первые лучи солнца. Вы медленно поднимаете голову, открываете глаза. От ярких лучей солнца снова закрываете глаза. Но солнышко заставляет проснуться. Глаза открываются. Вы потягиваетесь, встряхиваетесь. Вы проснулись. Взбодрились и вновь начинаем работу.

Задача: объяснить написание слов, обозначающих раннее утро.

3).Творческий диктант. Задание: заменить существительные с предлогом прилагательными с приставками на з (с) и распределите в два столбика: без-,бес-.

Вход без платы (бесплатный) 1 Пустыня без воды (безводная) 2 Дорога без конца (бесконечная) 1 Шоколад без вкуса (безвкусный) 2 Движение без шума (бесшумное) 1 Небо без звёзд (беззвёздное) 2 Жидкость без цвета (бесцветная) 1 День без ветра (безветренный) 2

Проверка работы: - прочитать слова с приставкой бес-; - прочитать слова с приставкой без-.

VII.Работа с текстом. (Тексты на листочках)

1). -Прочитайте открытое письмо к молодёжи писателя Леонида Леонова.

Дорогие юные друзья!

Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.

Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.

- В каком предложении содержится основная мысль? - Какие предложения употреблены в переносном значении? - Как вы понимаете слова этого текста?

Предполагаемые ответы учащихся. (Мы берём у земли её богатства. Не даём ей за это даже расписки. Но долги надо отдавать. Каждый сорванный цветок, сломанную ветку надо возмещать посадкой цветов и деревьев. Леса – наше богатство. Они наши зелёные друзья. )

2).Задание: списать, вставить пропущенные буквы.

3).Составление суждения о письме Л. Леонова. – согласны ли вы с мыслями высказанными в письме Л.Леонова? - давайте подтвердим своё согласие или несогласие, т.е. выскажем суждение. – своё суждение вы начнёте с предложения, которое находится после текста. А после этого вы объясните, почему вы согласны или несогласны с точкой зрения писателя. Помогут вам в этом вопросы (на обратной стороне текста): - к чему ведёт гибель лесов? - что высохнет без зелёного друга? - что погубят сухие ветры? - кто исчезнет на земле? - кто в этом виноват?

4). Проверка выполненного задания. Учащиеся читают свои суждения.

Обобщение:

-что надо сделать, чтобы сберечь лес? - зависит ли от человека будущее Земли? - какой твой вклад может быть полезным для природы?

VIII. Задание на дом.

IX. Итог урока.

- Назовите тему сегодняшнего урока. – В каких случаях в приставках пишется З-; С-?

X. Рефлексия. На листочках напишите:

- Своей работой на уроке я ……………………………………………………………

- Я понял, когда…………………………………………………………………………..

- Я не понял……………………………………………………………………………



Приложение.

Литература

1.Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания, М., «Просвещение», 2004.

2.Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В., Русский язык 9 класс, М., «Просвещение», 2006.

3.Ладыженская Т. А., Никольская Р.И., Речевые уроки, М., «Просвещение», 1995.

4. Семёнова Е.Е. Занимательная грамматика, М., «Омега», 1996.

5. Фестиваль педагогических идей. Открытый урок 2010 – 2011учебного года.