Человек.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.
Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи
- формировать представления о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;
- формировать умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей (принимать пищу и пить, ходить в туалет и т.д.);
- развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
- учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я).
Содержание программы:
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи», «Чистка зубов».
Образовательные задачи раздела «Представления о себе» направлены на формирование представлений о своем теле, о своих двигательных возможностях, ощущениях, о своих потребностях.
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию гигиенических навыков и умений: умываться, причесываться и т.д.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение навыкам приема пищи и питья, использованию во время еды столовых приборов.
Раздел «Туалет» включает задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете.
Восприятие сенсорных событий, затрагивающих собственное тело. Восприятие прикосновений, тактильного контакта. Разрешение прикасаться к себе. Ответ на прикосновения, тактильный контакт. Принятие изменения положения тела, перемещения.
Знакомство с собственным телом, его частями. Восприятие тела как целого. Узнавание части тела, как части собственного тела. Формирование схемы тела. Руки. Ноги. Туловище: плечи, грудь, живот, спина. Голова. Лицо. Части лица. Обнаружение частей своего тела.
Одевание-раздевание. Принятие процесса одевания-раздевания. Участие в процессе одевания-раздевания. Самостоятельное одевание-раздевание.
Прием пищи. Сообщение о голоде и жажде. Принятие процесса приема пищи. Глотание. Жевание. Прием жидкости. Знакомство с посудой и приборами. Связь пища-тарелка-ложка. Выражение предпочтений. Прием пищи с поддержкой. Прием пищи самостоятельно. Поведение за столом.
Умывание. Принятие процесса умывания. Умывание с поддержкой. Умывание самостоятельно.
Чистка зубов. Принятие прикосновений к области рта. Стимуляция области около рта и области рта. Принятие процесса чистки зубов. Знакомство со своими зубами и полостью рта. Чистка зубов с поддержкой. Чистка зубов самостоятельно.
Умение пользоваться туалетом. Выражение потребности посетить туалет. Умение пользоваться туалетом с поддержкой. Умение пользоваться туалетом самостоятельно.
Восприятие своего тела и своих действий во времени: формирование осознания реакции на стимул, последовательности двух и более событий (стало холодно – оденем кофту, сначала моем руки, а потом едим и т.д.)
Знание своего имени и умение давать отклик на имя доступным способом.
Формирование зрительного образа «Я»: умения узнавать себя в зеркале, умение узнавать себя на фотографиях и показывать себя.
Формирование знания о собственной гендерной принадлежности (мальчик, девочка) и возрастных представлений (ребенок, взрослый, малыш, большой).
Формирование знаний частей тела и их показ на себе, на другом, на игрушке.
Гигиена тела. Обучение использованию гигиенических принадлежностей – расчески, салфетки, мыла, полотенца.
Содержание учебного предмета
Это— я
Упражнения на ориентировку в собственном теле. Уточнение знания обучающимся названий частей тела: голова, руки, ноги, туловище, живот, колено, локоть.
Закрепление в речи обучающегося названий эмоциональных состояний: смеется, плачет. Знакомство с состоянием: радуется, грустит. Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмоции и их главные признаки.
Имя, фамилия, пол. Использование этих сведений в общении со взрослыми.
Моя семья
Совместное с обучающимся рассматривание фотографий, беседа о его семье (мама, папа, бабушка, дедушка).
Безопасность дома и на улице
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Оказание первой медицинской помощи.
Основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
Формирование алгоритма последовательных действий обучающегося по одновременному уходу за руками и лицом.
Чтение ребёнку потешек, стихов и сказок о последовательности, необходимости, значении умывания. («Водичка, водичка», «Да здравствует мыло душистое» и др.)
Заучивание с обучающимся названий частей лица, показ частей лица на себе, кукле, на фотографии. Название частей лица обучающимся с помощью учителя или самостоятельно: глаза, уши, рот, нос, щёки.
Чтение стихов и рассказов, пение песенок об уходе за глазами и ушами.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Правила обеспечения безопасности дорожного движения. Правила безопасного поведения на воде. Правила безопасного поведения в быту. Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях.
Планируемые результаты освоения курса «Человек»:
Личностные результаты:
- Ответ на прикосновения, тактильный контакт.
- Участие в процессе одевания-раздевания.
Предметные результаты:
- Повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
- Выражение потребности посетить туалет.
- Прием пищи с поддержкой.
- Чистка зубов с поддержкой.
Система оценки достижения возможных результатов:
Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения АООП обучающимся по каждому показателю по следующей шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс.
1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.
2 – минимальная динамика.
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 – полное освоение действия.
Календарно-тематическое планирование
Человек
| Тема | Кол-во уроков | Дата |
1 | Представления о себе. Я человек. | 1 | |
2 | Представления о себе. Я человек. | 1 | |
3 | Представления о себе. «Мое имя». | 1 | |
4 | Представление о себе. Кто я? | 1 | |
5 | Представление о себе. Я- девочка. | 1 | |
6 | Представление о себе. Мои руки. | 1 | |
7 | Представление о себе. Мои ноги. | 1 | |
8 | Представление о себе. Голова. | 1 | |
9 | Знакомство с собственным телом, его частями. Узнавание части тела, как части собственного тела. | 1 | |
10 | Формирование схемы тела. Руки. Ноги. Туловище. Голова. Лицо. | 1 | |
11 | Формирование знаний частей тела и их показ на себе, на другом, на игрушке. | 1 | |
12 | Гигиена. Уход за руками. | 1 | |
13 | Гигиена. Мытье рук. | 1 | |
14 | Гигиена. Мои уши, уход за ушами. | 1 | |
15 | Гигиена. Вытирание рук. | 1 | |
16 | Гигиена. Туалет (раковина, унитаз). | 1 | |
17 | Просьба «Я хочу кушать». | 1 | |
18 | Прием пищи. Сообщение о голоде и жажде. | 1 | |
19 | Принятие процесса приема пищи. Глотание. Жевание. Прием жидкости. | 1 | |
20 | Знакомство с посудой и приборами. | 1 | |
21 | Связь: пища-тарелка-ложка. | 1 | |
22 | Выражение предпочтений. | 1 | |
23 | Прием пищи с поддержкой. | 1 | |
24 | Прием пищи самостоятельно. | 1 | |
25 | Поведение за столом. | 1 | |
26 | Поведение за столом. | 1 | |
27 | Знакомство с посудой и приборами. | 1 | |
28 | Знакомство с посудой и приборами. | 1 | |
29 | Гигиена тела. Обучение использованию гигиенических принадлежностей – расчески, салфетки, мыла, полотенца. | 1 | |
30 | Гигиена тела. Обучение использованию гигиенических принадлежностей – расчески, салфетки, мыла, полотенца. | 1 | |
31 | | 1 | |
32 | | 1 | |
33 | Застегивание и расстёгивание пуговиц. | 1 | |
34 | Застегивание и расстёгивание пуговиц. | 1 | |