МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников, является методическое объединение. Это коллегиальный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.
Большое внимание заместитель директора по учебно-методической работе должен уделить организации и мониторингу деятельности методических объединений школы.
Предметное методическое объединение, как правило, возглавляет педагог, который:
— имеет высокую профессиональную категорию;
имеет высокие результаты профессиональной деятельности;
обладает высокой методической культурой;
пользуется уважением своих коллег — предметников, учителей и администрации школы;
обладает высокой коммуникативной культурой;
способен стать лидером коллектива педагогов.
Предметное методическое объединение — это объединение педагогов, которые преподают один предмет или несколько предметов, объединенных общими признаками.
Руководство методическим объединением, кафедрой, творческой лабораторией назначается приказом по учебному заведению в самом начале учебного года, в приказе определяются даты проведения заседаний МО или кафедр.
Заседания методических объединений проводятся не реже 4—5 раз в год и оформляются протоколом.
Деятельность методического объединения строится на основе годового планирования работы школы, в котором отдельным блоком проходит:
методическая тема работы школы:
проблемные поля для организации методической работы, основой которых служит анализ деятельности МО по итогам учебного года;
обязательные вопросы для обсуждения в ходе заседаний МО в новом учебном году;
критерии оценки деятельности МО и кафедр на новый учебный год;
программы наблюдения уроков и внеклассных мероприятий согласно методической теме года.
Для того чтобы деятельность методического объединения, кафедры, творческой лаборатории носила регламентированный характер, эти методические подразделения имеют свои положения, которые принимаются членами МО и утверждаются директором учебного заведения.
Примерный план проведения заседания МО
Заседание МО или кафедры проводит его руководитель.
В установленное время все члены МО собираются в установленном месте (как правило, это методический кабинет школы) и руководитель ставит вопрос на голосование об открытии заседания.
Для этого он использует следующую терминологию:
В заседании МО из ... его членов участвуют ...
Отсутствуют ... (Если причины отсутствия известны, то они называются.)
Какие будут предложения по началу заседания МО? Есть предложение открыть заседание МО.
Ставим предложение на голосование. Кто за то, чтобы открыть заседание? Кто против? Кто воздержался?
Затем руководитель сообщает результаты голосования.
4. Предлагается следующая повестка дня ... Какие будут предложения? Мнения могут такими:
утвердить;
дополнить;
изменить.
Затем проходит процедура голосования по принципу пункта 3.
5. Руководитель говорит: «Для работы заседания МО необходимо утвердить регламент работы»:
для доклада по теме докладчик просит ... минут (если в этом есть необходимость);
для выступления в прениях предлагается ... минут;
для справок ... минут;
общее время заседания — 1—1,5 часа.
6. Руководитель МО продолжает: «Слово для информации о выполнении решений предыдущего заседания МО предоставляется ...» (Заслушивается сообщение и принимается решение по данной информации.)
7. Слово для доклада предоставляется ... (Заслушивается доклад.) После доклада ставится вопрос: «Какие есть вопросы к докладчику?»
Затем руководитель МО сообщает: «Переходим к обсуждению сообщений. Слово для выступления предоставляется ... Приготовиться ...»
После обсуждения сообщения или доклада докладчику может быть предоставлено заключительное слово (не более 3—5 минут) и принимается постановление.
10. Руководитель МО обращается к аудитории со следующими словами:
11. Проект решения МО ставится на голосование в целом с принятыми дополнениями и изменениями, и результаты голосования сообщаются аудитории.
На основании материалов заседания МО оформляется протокол заседания МО. Протокол заседания МО должен быть оформлен не позднее трех суток со дня его проведения. Протокол заседания можно вести на отдельных бланках или в отдельной тетради, которая хранится в методическом кабинете школы или, если такого кабинета нет, в кабинете заместителя директора по учебно-методической работе.
Примерный бланк протокола заседания МО
Протокол №...
заседания методического объединения учителей ... школы №...
от «...» ... 20...г.
Всего членов МО: ...
Присутствовало на заседании ...
Отсутствовало: ...
В заседании участвовали: ...
Если присутствовали другие лица, указывается их фамилия и должность.
Повестка дня
Вопрос 1
Вопрос 2
Регламент:
Доклад минут.
Справки минут.
1. СЛУШАЛИ: информацию ... (Ф.И.О.) - руководителя МО о выполнении решения заседания МО от «...» ... 20...г.
РЕШИЛИ: информацию о ходе выполнения решений заседания МО от «...» 20... принять к сведению (или принимаются конкретные решения по пунктам).
СЛУШАЛИ: доклад ... (Ф.И.О., должность докладчика).
Излагается краткое содержание доклада. Полный текст доклада прилагается.
ВЫСТУПИЛИ:
1. Ф.И.О., учитель (предмет). Она (он) отметила, что ...
(Содержание выступления излагается от третьего лица.)
РЕШИЛИ:
...
...
Полностью излагается решение МО.
В таком же порядке идет обсуждение каждого вопроса.
Руководитель МО ... (подпись).
Примерная схема оформления решений МО
Схема решения методического объединения состоит из двух частей: констатирующей и постановляющей.
В констатирующей части дается анализ состояния изученного вопроса в объединении и соответствующая оценка. Подробно рассматриваются недостатки, нерешенные проблемы, приводятся цифры, факты, указывается то, что послужило причиной проявившихся недостатков, указываются фамилии ответственных, от кого зависело решение данного вопроса.
Содержание постановляющей части решения заседания МО является программой деятельности на предстоящий период по обсуждаемым проблемам. Каждому недостатку или нерешенному вопросу соответствует пункт решения. Каждый пункт решения должен четко указывать содержание предстоящей работы, сроки ее исполнения, ответственных за выполнение.
Схематично это выглядит так:
РЕШИЛИ:
ПОСТАНОВИЛИ:
...
...
...
ЦЕЛИ И ФОРМЫ МО
У учителей — руководителей МО школы всегда вызывает затруднение постановка целей работы методического объединения на учебный год.
По этому вопросу заместитель директора по учебно-методической работе может провести тематическую консультацию и посвятить ее планированию и постановке задач деятельности МО. Для такой консультации можно предложить набор типовых целей планирования МО, которые помогут руководителям определить собственное целеполагание.
Планирование работы методических объединений и кафедр учебного заведения строится на основании задач, вытекающих из оценки результативности деятельности школы, методического объединения, из проблемных полей деятельности всех методических подразделений, вытекающих из анализа результативности работы за предыдущий год.
Для того чтобы правильно сформулировать цели методической работы педагогического коллектива на новый учебный год, нужно выделить типичные цели, касающиеся деятельности любого методического подразделения. К ним можно отнести следующие:
Повышение теоретического, методического и профессионального мастерства учителей.
Вооружение педагогов эффективными, методами, приемами и технологиями организации урочной и внеурочной деятельности.
Изучение и эффективное использование в деятельности МО основополагающих документов по предмету.
Изучение достижений передового педагогического опыта и достижений педагогической науки и практики.
Развитие творческого потенциала педагога, способности к рефлексивной оценке своих достижений.
Развитие положительной профессиональной мотивации учителя и стремления к профессиональному росту.
Формирование потребности педагогов в повышении своей профессиональной культуры.
Формирование культуры преемственности педагогов в учебно-воспитательном процессе школы.
Повышение эффективности школьного урока на всех этапах школьного обучения учащихся.
Развитие коммуникативной культуры педагога.
Формирование интереса педагогов к организации дифференцированного обучения учащихся на всех этапах урока.
Организация работы педагогов по развитию индивидуальных умений учащихся, способности к собственному продвижению по учебным предметам в рамках программы «Одаренные дети».
Развитие потребности учителя в повышении своей собственной профессиональной культуры.
Формирование рефлексивной культуры учителя.
Формирование культуры качественного использования информационных технологий на школьном уроке.
Развитие профессионального интереса педагогов к работе в творческих группах.
Изучение профессиональных достижений педагогов.
Изучение эффективности использования учителями — предметниками различных технологий организации урока.
Формы организации и проведения заседаний МО могут быть следующими:
Лекция
Теоретический семинар
Семинар-практикум
Конференция
Экскурсия
Творческая дискуссия
Творческий диалог
Гостиная
Час коллективного творчества
Методический фестиваль (по итогам методической работы за год)
Деловая игра
Методический КВН
Ярмарка методических идей
Методический тренинг
Встреча за круглым столом
Авторская мастерская
Каждое заседание методического объединения предполагает различные варианты обратной связи с учителями по изученной теме. В ходе консультаций, анализируя с руководителями МО и кафедр планирование деятельности МО, завуч может помочь предусмотреть необходимые виды домашних заданий учителям, которые позволят более эффективно и качественно строить методическую работу учителя.
Виды домашних заданий учителям в рамках планирования методической работы могут быть такими:
Моделирование урока (целиком или фрагментарно)
Разработка системы уроков по теме или курсу
Разработка спецкурса, программы исследования по определенной теме
Подбор литературы по определенной теме, курсу, проблеме
Аннотирование по теме, курсу, проблеме, опыту работы коллеги
Составление контрольных материалов, тестов
Составление и защита опорных схем, памяток, дидактического материала
Разработка планов кружков, сценариев внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору
Посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий спецкурсов, дополнительных занятий с последующим анализом
Представление собственного опыта работы по теме, проблеме
Защита темы по самообразованию
Защита собственных достижений в рамках собственного исследования
Творческий отчет по определенной теме или в рамках методической темы года
Подготовка презентации по изученной теме, проблеме
Подготовка доклада по определенной проблеме
Демонстрация материалов по подготовке к обобщению ППО.
АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МО
Для анализа результативности работы МО нужно составить и изучить отчет о деятельности данного МО.
Примерная форма отчета работы МО за ... учебный год
Руководитель МО
1. В течение учебного года методическим объединением были проведены заседания со следующей повесткой дня:
Тема заседания | Обсуждаемые вопросы | Сроки проведения | Ответственные | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Организационное заседание. Утверждение плана работы. Утверждение творческих групп в рамках методической темы | 1. Изучение государственных документов по проблемам образования, инструктивно- методических писем. 2. Обсуждение рекомендаций Единого речевого режима. 3. Планирование работы на год. 4. Обсуждение методических проблем обучения и воспитания учащихся в рамках изучаемых предметов. 5. Определение направлений деятельности творческих групп учителей. | 5.09.2018 | Руководитель МО; заместитель директора по учебно-методической работе | Разработка рекомендаций учителям по работе с тетрадями, журналами. Планирование работы творческих групп МО. |
Особенности организации урочной деятельности и внеклассных мероприятий в условиях дифференциации и индивидуали- зации обучения и воспитания учащихся | 1. Организация дифференциации на среднем и старшем этапе обучения учащихся. 2. Формы внеклассной работы, способствующие развитию индивидуальности учащихся. 3. Творческие задания на уроках в условиях диффе- ренциации индивидуали- зации обучения. | Ноябрь 2018 | Учителя-предметники, руководители кружка, факультатива | Разработка уроков в рамках темы. Разработка внеклассных мероприятий в рамках темы. Подготовка выступления членов МО на педагогиче- ском совете по данной про- блеме. Защита мате- риалов ППО по данной проблеме. Определение тем по самооб- разованию в рамках темы. |
Система рабо- ты МО по раз- витию творче- ских способно- стей учащихся и педагогов Круглый стол | 1. Анализ работы педаго- гов МО по подготовке учащихся к участию в олимпиадах, научно- исследовательских конфе- ренциях, марафонах, творческих проектах по предмету. 2. Вклад учителей МО в процесс творческого ста- новления педагогического коллектива. 3. Отчет творческих групп учителей. | Февраль, 2018 | Руководитель МО; учителя - члены МО | Презентация деятельности МО по разви- тию творче- ских способ- ностей учите- лей и учащих- ся. |
Подведение итогов прове- дения методи- ческой недели, декады | 1. Анализ посещенных уроков, внеклассных ме- роприятий. 2. Подведение итогов за- щиты тем по самообразо- ванию учителей. 3. Анализ представленных материалов творческими группами в рамках недели. | Апрель, 2018 | Руководи- тель МО; заместитель директора | Презентация по результатам недели, декады |
Анализ работы методического объединения за год Круглый стол | 1. Подведение итогов ра- боты за год. 2. Определение проблем, требующих решения в новом учебном году. 3. Мониторинг методиче- ских затруднений педаго- гов. | Май, 2018 | Руководи- тель МО; заместитель директора по учебно- методиче- ской работе | Годовой отчет (таблицы, мо- ниторинг дея- тельности учи- телей). Анализ работы за год. Предполагае- мые темы для работы в но- вом учебном году (по ре- зультатам мо- ниторинга) |
Не проведены следующие заседания (указать причину).
Внутри МО в текущем учебном году проводилась следующая творческая исследовательская работа учителей:
Группы учителей | Состав групп | Проблема, над которой работают | Сроки реализации | Ответственный | Практический выход |
Аналитические | | | | | |
Проблемные | | | | | |
Исследовательские | | | | | |
«Я»-позиции | | | | | |
Творческие | | | | | |
4. Открытые уроки, внеклассные мероприятия 2015—2016 учебного года.
Ф.И.О. учителя | Класс | Тема | Сроки | Степень результативности урока по оценке присутствующих |
высокая ; средняя низкая |
| | | | |
5. В текущем учебном году был обобщен опыт работы следующих учителей:
Ф.И.О. учителя | Тема опыта | Внутри МО, кафедры | Район | Город |
| | | | |
6. Методическое объединение участвовало в следующих мероприятиях:
Ф.И.О. учителя | Тема | Масштаб мероприятия | Сроки | Результат |
Иванова Е.М. | Урок как средство развития индивидуальности учащихся | Городской семинар | | Публикация выступления в журнале «Столичная школа» |
7. Успехи педагогов МО, кафедр и учащихся школы в... учебном году:
Мероприятие | Учитель | Предмет | Ученик | Класс | Достижение | Поощрение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Школьная олимпиада | Иванова МП. | Англ. язык | Котов С. | 10 «А» | Первое место | Грамота |
Районная олимпиада | | | | | | |
Городская олимпиада | | | | | | |
Республиканская олимпиада | | | | | | |
Международная олимпиада | | | | | | |
Вузовская олимпиада | | | | | | |
Школьный интеллектуальный марафон | | | | | | |
Районный интеллектуальный марафон | | | | | | |
Школьная научная конференция | | | | | | |
Районная научная конференция | | | | | | |
Городская научная конференция | | | | | | |
Республиканская научная конференция | | | | | | |
Публикации учащихся в газетах и журналах | | | | | | |
Участие в школьных конкурсах | | | | | | |
Участие в районных конкурсах | | | | | | |
Участие в городских конкурсах | | | | | | |
Участие в проектах в школе | | | | | | |
Участие в проектах в районе | | | | | | |
Участие в проектах в городе | | | | | | |
Участие в проектах в республике | | | | | | |
Участие в международных проектах | | | | | | |
8. Проведены внеклассные мероприятия по предмету в рамках МО, кафедры.
Класс | Учитель | Мероприятие | Форма проведения | Количество участвовавших учащихся |
| | | | |
9. Результативность работы учителей по итогам года.
Ф.И.О. учителя | Результаты учебного года в целом в % | Результаты экзаменов в школе | Результаты тестирования учащихся по предмету | Результаты поступления в вуз |
| | | | |
10. Положительные моменты в работе МО или кафедры.
11 Проблемы в работе МО или кафедры.
Результаты изучения методических затруднений педагогов.
Перспективы работы на новый учебный год.
Руководитель МО (подпись).
Для того чтобы руководитель МО мог сделать объективный анализ деятельности МО за учебный год, учителям нужно предложить сделать самоанализ своей деятельности за учебный год.
Образец самоанализа деятельности учителя по итогам учебного года
Ф.И.О. учителя ...
Преподаваемый предмет ..., категория ...
Нагрузка в ... учебном году (количество часов, классы) ...
Предполагаемая нагрузка в следующем учебном году (количество часов, классы) ...
Курсы повышения квалификации (вид курсов, тема) ...
Предполагаемые курсы в следующем учебном году ...
Повышение категории в ... учебном году ...
Предполагаемое повышение категории в следующем учебном году ...
Классное руководство (класс, количество лет) ...
Тема самообразования, ее реализация ...
Степень усвоения учащимися учебного материала по вашему предмету с учетом требований программ.
Класс | Высокий уровень учебных достижений | Средний уровень учебных достижений | Удовлетворительный уровень учебных достижений | Низкий уровень учебных достижений |
10 «Б» | Ф.И. ученика | Ф.И. ученика | Ф.И. ученика | Ф.И. ученика |
Общий итог по классу | | | | |
13. Участие обучаемых вами учащихся в олимпиадах, конференциях, конкурсах, проектах.
Класс | Высокий уровень учебных достижений | Средний уровень учебных достижений | Удовлетворительный уровень учебных достижений | Низкий уровень учебных достижений |
| | | | | | | | |
14. Участие в работе МО, семинарах, конкурсах, методических неделях.
Название мероприятия | Вид деятельности | Тема | Класс | Результат |
Предметная неделя | Открытый урок | Семья | 8 «А» | Благодарность |
Внеклассная работа по предмету в ... учебном году.
Предполагаемая внеклассная работа по предмету в следующем учебном году.
Методическая литература, которую изучали в течение года.
Дидактическая литература, которой отдаете предпочтение.
Разработанный Вами в этом учебном году дидактический материал (классы, темы).
Анализ учебных достижений учащихся по классам:
Классы | учащиеся с высокими учебными достижениями и высокой учебной мотивацией | Учащиеся СОС- с низкими учебными достиже- ниями | Учащиеся с низкой учебной мотива- цией по предмету | Учащиеся, рекомендуемые вами для уча- стия в олимпиадах и кон- ференциях в 2015/2016 учебном году | Перспективы учащихся, имею- щих высокие результаты по другим предметам и низкий резуль- тат по вашему предмету |
8 «А» | | | | | |
21. Анализ результатов контрольных срезов на начало и конец учебного года.
22. Сравнительный анализ учебных достижений учащихся по годам.
Класс | Высокий уровень учебных достижений | Средний уровень учебных достижений | Удовлетворительный уровень учебных достижений | Низкий уровень учебных достижений |
| | | | | | | | |
Контрольный срез (вид среза) | Класс | Начало года | Конец года | Сравнительный анализ |
тест | 10 «Б» | | | |
Факультатив, курсы по выбору (тема, результат).
Факультатив, курс по выбору в следующем учебном году (предполагаемая тема, класс).
Какие занятия предполагаете проводить дополнительно для повышения результативности учебной деятельности учащихся по вашему предмету?
25. Ваши предложения по организации учебного процесса в следующем учебном году:
администрации;
руководителю МО;
коллегам.
Изучив мнение всех педагогов, входящих в состав МО, руководитель МО может написать общий отчет по результатам деятельности МО в целом и сдать его для анализа заместителю директора по учебно-методической работе. Помимо отчета, руководитель МО в конце учебного года сдает завучу для оформления методической выставки по итогам учебного года следующие материалы:
разработки открытых уроков учителей, проведенных в рамках методической недели;
разработки внеклассных мероприятий;
доклады учителей, творческие работы, подготовленные в рамках темы по самообразованию;
дидактические материалы, материалы авторских мастерских, которые необходимо подготовить к изданию;
материалы изучения желания учителей участвовать в различных видах творческой деятельности в новом учебном году.
Для этого учителям можно предложить следующее анкетирование, которое позволит изучить мнение учителей по данной проблеме.
Примерная форма для прогнозирования профессиональной деятельности и творческого роста учителя
Ф.И.О. учителя ...
Стаж работы в учреждении ...
Мои профессиональные достижения в ... учебном году ...
Мнение о моей профессиональной деятельности учащихся и коллег.
Материал собственного исследования.
Мои ближайшие планы в области профессиональных достижений ...
Необходимая помощь для реализации данных планов:
завуча ...
руководителя МО,
психологов ...
классных руководителей ...
Виды помощи ...
Данные материалы (отчеты, самоанализ и прогнозирование) учителей являются основой для составления планов будущей работы МО, а также повышения их общей эффективности.