Дифференцированный подход в обучении математике
Выполнила Панкратьева У.Ю.
Цели и задачи :
- раскрыть сущность понятия дифференциации обучения;
- рассмотреть дифференцированный подход в проведении уроков математики.
- изучить историю развития идей дифференцированного обучения;
- раскрыть сущность, цели и формы дифференцированного обучения;
- рассмотреть методы организации дифференцированного обучения на уроках математики
Рассмотрим, каких целей позволяет достичь внедрение дифференцированного обучения в школе:
- создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого ученика;
- удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование мыслительной деятельности, развитие интересов учащихся, выявление способностей и задатков, формирование профессиональных качеств;
- целенаправленно воздействовать на формирование творческого индивидуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом;
- решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.
Хорошо продуманное внедрение дифференциации в учебный процесс позволяет решить следующие задачи:
- предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всего класса;
- развить способности и интересы учащихся;
- повысить качество знаний;
- более рационально использовать учебное время каждого;
- вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность;
- устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний.
Содержание :
Введение
Теоретические основы дифференциации
- Дифференцированный подход в обучении математике на современном этапе развития общеобразовательной школы
- Новые педагогические технологии на основе дифференциации и индивидуализации обучения
- Сущность понятия дифференциации
- Виды и формы дифференцированного обучения
- Организация деятельности учителя по реализации дифференцированного обучения на уроках математики
- Проведение диагностики
- Распределение учащихся по группам - Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока
- Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий
Заключение
Литература
Дифференцированный подход в обучении математике на современном этапе развития общеобразовательной школы
Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. В последнее время данная технология обучения стала активно применяться в обучении школьников математике на различных ступенях математического образования. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника.
Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. В последнее время данная технология обучения стала активно применяться в обучении школьников математике на различных ступенях математического образования. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Существенно важно, что при этом, общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех.
Этот интерес во многом объясняется стремлением учителей так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним с учетом его математических способностей и интеллектуального развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников, а в конечном итоге дать полноценную базовую математическую подготовку учащимся обычного класса.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса
Новые педагогические технологии на основе дифференциации и индивидуализации обучения
1) Гузик Николай Петрович
Комбинированная система обучения
2) Фирсов Виктор Васильевич
Технология индивидуального обучения
3) Закатова Ирина Николаевна
Культуровоспитывающая технология
4) Унт Инге Эриховна
Технология индивидуального обучения
5) Границкая Антонина Сергеевна
Адаптивная система обучения
1. Внутриклассную дифференциацию Гузик Н.П. назвал «Комбинированной системой обучения», выделив три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С» разной степени сложности, между которыми существует строгая преемственность.
2. В технологии Фирсова Виктора Васильевича, предлагается введение двух стандартов: для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый).
3. Культуровоспитывающая технология, Закатовой Ирины Николаевны дифференцированного обучения по интересам детей дает ребенку возможность выбора, поиска и проявления всей индивидуальности
В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий внутриклассной индивидуализации обучения являются следующие.
4. Технология индивидуального обучения, Унт Инги Эриховны, где формой обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома; индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе;
5. Адаптивная система обучения, Границкой Антонины Сергеевны, такая организация работы класса, при которой 60-80 % времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками
6. Технология индивидуально-ориентированного обучения, Шадрикова Владимира Дмитриевича, направлена на развитие способностей более эффективных, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен; т.е. вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика.
7. В технология личностно ориентированного развивающего обучения Якиманской Ираиды Сергеевны, особое значение придается субъективному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.
6) Шадриков Владимир Дмитриевич
Технология индивидуально-
ориентированного обучения
7) Якиманская Ираида Сергеевна
Технология личностно ориентированного развивающего обучения
Сущность понятия дифференциации
Дифференциация
в переводе с латинского означает разделение, расслоение
целого на различные части, формы, ступени.
Дифференциация обучения
(дифференцированный подход)
условий обучения для
различных школ, классов,
групп с целью учета
особенностей их контингента;
2) комплекс методических,
психологических, организационно-
управленческих мероприятий.
Дифференцированное обучение
- форма организации учебного
процесса, при которой учитель
работает с группой учащихся,
составленной с учетом наличия
у них каких-либо значимых
для учебного процесса общих
качеств;
2) часть общей дидактической
системы, которая обеспечивает
специализацию учебного
процесса для различных
групп обучаемых.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность. Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.
Человек как результат длительного процесса развития жизни на Земле, как родовое существо располагает практически безграничными возможностями к обучению.
Специфика математики как учебного предмета, выраженная в широкой опоре на ранее изученный материал, абстрактности понятий, сложности логических рассуждений приводит к тому, что при изучении математики явно заметно расслоение учащихся. Одни ученики плохо усваивают фактический материал, с трудом воспроизводят выкладки по показанному образцу, не могут использовать новые знания в сочетании с ранее изученными. Другие легко оперируют изученными понятиями и свойствами, способны применить полученные знания в новых ситуациях, могут самостоятельно найти пути решения усложненных задач. Каждый человек учится по-своему. В связи с этим особое значение в обучении математике имеет дифференциация.
Виды дифференцированного обучения
Внешняя
дифференциация
Внутренняя (уровневая) дифференциация
она предполагает создание
особых типов школ (ориентированных на учащихся, имеющих способности) и классов
(особых классов (ККО, КРО, профильных))
предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе,
имеют право и возможность
усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований
Педагоги различают «внутреннюю» и «внешнюю» дифференциацию. «Внешней» (без выделения стабильных групп) дифференциацией называются мероприятия, выходящие за рамки обычных школьных уроков, например, посещение кружков, факультативов, спецклассов, спецшколы, предприятий, …
Внутренняя(с выделением стабильных групп) охватывает все педагогические мероприятия учителя, связанные с учетом индивидуальных особенностей школьников при организации повседневных классных занятий. Внутреннюю (уровневую) дифференциацию считают важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.
мероприятия, выходящие за рамки обычных школьных уроков, например, посещение кружков, факультативов, предприятий, организацию спецклассов, спецшколы, …
педагогические мероприятия
учителя, связанные с учетом индивидуальных особенностей школьников при организации повседневных классных занятий.
Формы дифференцированного обучения
Дифференциация может осуществляться в форме:
Дифференцированного подхода к учащимся
- который состоит в применении форм и методов обучения (с учетом психолого-педагогических особенностей ) ведущих школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом , давая возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.
- осуществляется посредством:
- вариативности темпа изучения материала;
- дифференциации учебных заданий;
- выбора различных видов деятельности;
- определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.
Организация деятельности учителя
по реализации дифференцированного
обучения на уроках математики
Процесс организации учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов.
1. Проведение диагностики.
2. Распределение учащихся по группам с учетом диагностики.
3. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
4. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.
5. Диагностический контроль за результатами.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Распределение учащихся
по группам
Уровень А(2) –
креативный уровень
Уровень Б – репродуктивный уровень
Уровень А(1) – ассоциативно – оценочный уровень
Цели дифференцированных форм учебной деятельности
1. Ликвидация пробелов в знаниях и умениях.
2. Пробуждение интереса к математике путем использования игровых элементов, занимательных и логических задач наряду с систематической организацией самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.
3. Развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по образцу и в сходных ситуациях, воспроизводить изученный материал, решенную задачу.
4. Доведение учащихся до минимального уровня усвоения знаний и способов деятельности.
- Создание соответствующих условий; повторение, ликвидация пробелов, актуализация знаний
для успешного изучения новой темы.
2. Развитие и закрепление интереса к математике и к
учебной деятельности, выполняемой в процессе обучения предмету.
3. Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над задачей.
4. Доведение учащихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности.
- Расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной сложности.
2. Развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представлений о роли математики в жизни, науке, технике.
3. Развитие умения самостоятельно работать с учебной и научно-популярной литературой.
4. Доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
Чтобы дифференцированно обучать школьников необходимо, после знакомства с новым классом, выяснить по максимальной возможности психофизиологические особенности учеников. Дифференцированное обучение представляет собой условное разделение на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы:
Уровень Б – репродуктивный уровень – характеризуется тем, что учащийся не может самостоятельно ставить цель и выбрать оптимальный путь её достижения; учебный материал усваивает лишь на уровне механического запоминания; при работе с текстом может лишь найти ответ на поставленный вопрос; при составлении конспекта не всегда может выделить главное, самостоятельно осмыслить изучаемый материал и оценить результаты своих действий; способен лишь к решению простейших задач, не требующих преобразования формул; не может оценить верность решения.
Уровень А(1) – ассоциативно – оценочный уровень характеризуется тем, что учащийся активно принимает учебную цель и может самостоятельно проследовать по предложенному пути её достижения; умеет работать с различными источниками информации по плану, составленному с помощью преподавателя, способен решать задачи, требующие преобразование формул, под непосредственным руководством учителя, либо по аналогии с другими подобными задачами; при небольшой помощи способен оценить верность решения.
Уровень А(2) – креативный уровень характеризуется тем, что учащийся может самостоятельно поставить цель и выбрать рациональный и оптимальный путь её достижения; способен активно работать с различными источниками информации; может выделить главное в изучаемом материале; способен к самостоятельному осмыслению учебного материала и его аргументированному изложению и интерпретации, используя при этом собственный план ответа; самостоятельно сформулировать выводы; может самостоятельно решать задачи, требующие преобразования формул; способен оценить верность решения и в некоторых случаях найти другой способ решения, выбрав наиболее рациональный.
Рассмотрим, какие цели могут быть реализованы с помощью дифференцированных форм учебной деятельности.
Организация деятельности учителя
по реализации дифференцированного
обучения на уроках математики
Способы дифференциации
предполагают
.
Дифференциацию
содержания
учебных заданий:
- по уровню творчества;
- по уровню трудности;
- по объему.
Использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, и работа дифференцируется:
- по степени самостоятельности учащихся;
- по степени и характеру помощи учащимся;
- по характеру учебных действий .
Рассмотрим один из них: способы дифференциации . Они предполагают:
дифференциацию содержания учебных заданий:
по уровню творчества;
по уровню трудности;
по объему.
использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, и работа дифференцируется:
по степени самостоятельности учащихся;
по степени и характеру помощи учащимся;
по характеру учебных действий.
Разработка дифференцированных заданий
Уровни усвоения
Компоненты задачи
Цель
0
Узнавание, понимание
задана
Задачная ситуация
I
Алгоритмический
II
Эвристический
задана
задана (типовая)
Деятельность ученика
Способ решения (действия)
внешне задан в виде правила (алгоритма)
задана
III
Творческий
задана (типовая)
задана в общей форме
задана неявно, требуется уточнение (не типовая, но знакомая)
явно не задан, воспроизводится по памяти, как ранее известный в виде алгоритма
по аналогии с решенной задачей
не задан, требуется видоизменить известный или получить новый комбинацией из нескольких известных
репродуктивно-алгоритмическая
не задана, требуется найти подходящую ситуацию (проблемная)
продуктивно-эвристическая
не задан, создается новый, ранее не известный
продуктивно-творческая, исследовательская
Реальностью, обусловливающей необходимость дифференцированного обучения математике, являются объективно существующие различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. Выявить уровень интеллектуальной одарённости детей можно путём постановки специальных заданий (разной степени сложности). Учебные задачи в математике рассматриваются как цель и как средство обучения. В силу этого нормативные требования к усвоению того или иного раздела (темы) формулируются и задаются в виде задач различного уровня сложности, решение которых является обязательным или желательным результатом обучения. Тем самым задается различный уровень усвоения. Возможность выбрать уровень усвоения, поможет избежать перегрузки школьника. С другой стороны, только освободив ученика от непосильной суммарной учебной нагрузки, мы сможем направить его усилия в область склонностей и интересов, способствуя развитию ребенка, полному раскрытию его способностей.
Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока
Ι этап. Учет знаний учащихся на уроке.
Сначала проверяю работу ребят из группы А(2) , затем
они помогают мне проверять работу остальных ребят.
ΙΙ этап. Организация базового повторения .
Ликвидирую выявленные пробелы в знаниях теоретического материала, разъясняю недочеты и ошибки, допущенные учениками в проверочных и контрольных работах. Задания каждой группе предлагаю разные.
III этап. Проверка усвоения пройденного материала.
Проверка включает самоконтроль и работу консультантов .
IV этап. Изучение нового материала.
Группа А(1) и А(2) переходят от обязательных заданий к творческим, сосредоточиваются на упражнениях, требующих хорошего понимания основных положений темы. Группа Б снова и снова возвращаются к основным моментам .
Внедряемые элементы дифференцированного подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики приучаются к самоорганизации учебного труда. Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть успешно организованы на любом этапе урока математики. В классе передо мной три группы. Можно начинать поэтапное дифференцирование на разных этапах урока .
Ι этап. Учет знаний учащихся на уроке. Сначала проверяю работу ребят из группы А(2) , затем они помогают мне проверять работу остальных ребят из своей группы.
ΙΙ этап. Организация базового повторения. Ликвидирую выявленные пробелы в знаниях теоретического материала, разъясняю недочеты и ошибки, допущенные учениками в проверочных и контрольных работах. Планируемый для повторения материал записываю на доске. Задания каждой группе предлагаю разные. Группе Б – «Выберите из данных ответов верный», «Исправьте ошибку в …». Группе А(1) – «Назовите правило, по которому выполняли действие …», «Закончите решение …» Группе А(2) – «Поясните причину допущенной ошибки», «Сформулируйте определение понятий, использующихся в данной задаче».
III этап. Проверка усвоения пройденного материала. Проверка включает самоконтроль и работу консультантов.
IV этап. Изучение нового материала. Дифференциация проявляется по отношению ко всем учащимся уже со второго урока по новой теме. Группе А(1) и А(2) переходят от обязательных заданий к творческим, сосредоточиваются на упражнениях, требующих хорошего понимания основных положений темы. Группе Б снова и снова возвращаются к основным моментам.
V этап. Закрепление и формирование умений. Можно дифференцирование осуществить через подбор различных заданий.
VI этап. Контроль знаний (проведение проверочных работ). Группа Б выполняют задания по образцу. Группа А(1) выделяют главное в решении. Группа А(2) работают с дополнительным материалом.
VII этап. Дифференцированное домашнее задание. Домашние задания тоже можно дать дифференцированно по уровню сложности. Группе Б предлагаю задания, соответствующие обязательным результатам обучения. Группе А(1) даю такое же задание, к которому добавляю более сложную задачу. Группе А(2) задание из учебника дополняю задачами из различных пособий. В течение урока ребенок может из одной группы перейти в другую (неявно).
На уроках используются элементы занимательности, интересные нестандартные задачи, задачи повышенной трудности. Применение различных форм учебных занятий - лекции, урок –практикумы, интегрированные уроки, создают условия для реализации креативных возможностей обучающимся. Создание такой атмосферы на уроке, которая стимулирует обучающихся к деятельности. На каждом уроке и на каждом его этапе создаются условия для самовыражения и саморазвития учащихся с учетом их индивидуальных психологических и учебных возможностей. (Эмоциональные паузы, постепенное возрастание сложности заданий, предупреждение возможных ошибок, применение интерактивных методов обучения) Постоянный пошаговый контроль на уроке с учетом уровня познавательной активности позволяет оценивать результативность усвоения материала каждым обучающимся и внести соответствующие коррективы.
V этап. Закрепление и формирование умений.
Дифференцирование осуществить через подбор различных заданий.
VI этап. Контроль знаний (проведение проверочных работ).
Группа Б выполняют задания по образцу. Группа А(1) выделяют главное
в решении. Группа А(2) работают с дополнительным материалом.
VII этап. Дифференцированное домашнее задание.
Заключение
Внедрение дифференцированного обучения позволяет достичь целей:
- создание оптимальных условий для выявления задатков,
развитие интересов и способностей каждого ученика;
- удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование мыслительной деятельности, развитие интересов учащихся, выявление способностей и задатков, формирование профессиональных качеств;
- целенаправленно воздействовать на формирование
творческого индивидуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом;
- решение назревших проблем школы путем создания новой
методической системы дифференцированного обучения
учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.
Дифференцированный подход в обучении позволяет учить всех, но по-разному. Это означает, что, осваивая основной курс, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие - в соответствии со своими склонностями, достигают более высоких рубежей. В итоге такой деятельности ученики научены самостоятельно добывать знания, у них развито логическое мышление, они умеют составлять устный и письменный ответ на поставленный вопрос, анализировать ситуацию, высказывать свое мнение, моделировать и составлять алгоритмы решения задач, приводить и обосновывать собственные примеры, применять полученные знания. Применение любого метода обучения предполагает соразмерное сочетание его с самостоятельной работой учащихся, ибо учение следует рассматривать не только как воспроизведение и запоминание учебного материала, а, в первую очередь, как активную познавательную деятельность, направленную на умственную переработку этого материала, что достигается самостоятельной работой школьников
Заключение
Хорошо продуманное внедрение дифференциации в учебный
п роцесс позволяет решить следующие задачи:
- предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся,
выровнять степень подготовки всего класса;
- развить способности и интересы учащихся;
- повысить качество знаний;
- более рационально использовать учебное время каждого;
- вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную
деятельность;
Применение в своей работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках математики позволило мне разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество математического образования школьников.
Литература
Акимова М.К. и др. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М., 1992.
Алексеев С.В. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла. Л., 1991.
Белошистая А.В. Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка // Вопросы психологии. 2001. №5.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
Жужгова К.А. « Дифференциация в процессе обучения математике», 2005
Жук Н. Личностно ориентированный урок: Технология проведения и оценки // Директор школы. – 2006.- №2.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе. М.: Лотос, 2001.
Иванова Т.П., МордашоваТ.В. Коррекционно-развивающее обучение 5-9 кл. (для детей с ЗПР). Математика. М:Школьная пресса. 2005г. -96 с.
Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. – М.: Просвещение, 1994.
Лукьянова М.И. Личностно ориентированный урок: Конструирование и диагностика // Завуч. 2006. №2.
Лысенкова С.Н. Метод опережающего обучения. – М.: Просвещение, 1988.
Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. – М.:
Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. №5.
Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М,: Педагогика, 1990., 192 с
Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. М., 1994.
Шадриков В.Д. Личностно ориентированное обучение // Педагогика. – 1994. - №5.
Якиманская И.С.Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.
Якиманская И.С.Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы // Директор школы 1995. - №3.
http :// berezamas . my .1. ru / pubi / raboty _ uchitelej http://pedsovet.su/load/33-1-0-34320
http:// www.vlivkor.com/2008/09/02 http ://shirshikova.ru
http :// nsportal . ru / shkola / materialy - metodicheskih - obedinenii http://www.bibliofond.ru
Спасибо за внимание