Родительское собрание на тему: «Проблемы адаптации обучающихся 10 класса»
Подготовлено:
Борзых Марина Владимировна,
МОБУ СОШ №1 с. Ивановка
- «Если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юность смотрит на настоящее с позиции будущего» Л.И.Божович
Психофизиологические особенности десятикласснико в
- Адаптация – это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, это постоянный процесс приспособления индивида в условиям социальной среды.
- Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.
- Цель адаптационного периода - помочь ребятам освоится с с новой учебной ситуацией.
Задачи адаптационного периода для десятиклассников :
- принятие позиции «ученик-старшеклассник»;
- принятие новичков в коллектив;
- поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника;
- узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
- организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
В период юности завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение социальной значимости личности
- Для юношеского периода физические данные уже не представляют той первостепенной важности как в предыдущем возрасте. Они не теряют своей актуальности, а как бы отходят на второй план. На первый план выходят внутренние качества.
Период юности решает следующие задачи:
- Принятие собственной внешности;
- Складывание индивидуальных форм гендерного поведения;
- Установление зрелых стабильных взаимоотношений со сверстниками;
- Завоевание эмоциональной независимости от родителей;
- Подготовка к профессии и карьере;
- Формирование индивидуальной системы ценностей.
Осознание собственной идентичности.
- Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды.
- Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей.
- Заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии.
Физиологические особенности:
Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью.
Биологически это период завершения физического созревания, которое проявляется в возникновении вторичных половых признаков, росте тела в длину, окружности грудной клетки, бёдер, увеличении мускульной силы и массы, отвердении скелета .
Эмоционально- личностная сфера:
- Глубинный смысл поиска дружбы в ранней юности тесно связан с поиском защищенности, понимания, со стремлением познать самого себя , свое место среди людей, свое будущее. Но именно потому, что дружба столь важна и столь необходима, у старшеклассников возникает немало проблем и сложностей, связанных с ней.
Эмоционально- личностная сфера.
- Благодаря застенчивости , которая мешает раскрывать свои самые интимные переживания даже лучшему другу (а винят в этом нередко его самого). И потому порой, у старшеклассников чувств, эмоций бывает значительно больше , чем слов, которыми они могут их выразить. Пройти "школу" дружбы должен каждый человек, иначе он будет не готов к другим видам человеческих отношений – любви, семейным привязанностям.
Общение
- Исследования показывают, что большая часть юношей и девушек ощущает настоятельную потребность в близком, доверительном общении со взрослыми. Не со всеми, а с теми, кого они уважают. А уважают они в первую очередь тех взрослых, которые относятся с уважением к ним.
- Это могут быть и учитель, и родитель, и знакомые семьи, и родители сверстников, и просто знакомые взрослые.
Познавательные процессы и способности юношеского возраста
- 1. Сильная склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями и т.д. Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности.
Познавательные процессы и способности юношеского возраста
- Склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по успеваемости, их познавательные интересы менее определены и дифференцированы и они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи.
Познавательные процессы и способности юношеского возраста
- Объем внимания , способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов.
Школьная дезадаптация
- При переходе в десятый класс каждый ребёнок сталкивается со многими новыми для него фактами. А ситуация новизны всегда тревожна. Школьник переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к тому, что именуется школьной дезадаптацией.
- Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Ведущие формы деятельности в пору юности:
Самым важным и влиятельным остается семья!
- Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в своих родителях друзей и сверстников. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие их темы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им мешает самолюбие. Семья же остаётся тем местом, где подросток и юноша чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно.
КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ
• Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
• Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.
• Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).
КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ
• Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
• Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье.
КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ
• Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.
• Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.
КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ
Пожалуйста, помните!
- Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно.
- Контролируйте поведение ребенка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
Вопросы анкеты:
1.Как ты чувствуешь себя в школе?
2. С каким настроением ты идешь в школу?
3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?
4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?
5. Как ты относишься к домашним заданиям?
6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?
7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям?
8. Есть ли у тебя друзья в классе?
9. Как ты относишься к своим одноклассникам?
Чтобы поддержать ребёнка, необходимо:
- 1. Опираться на сильные стороны ребенка.
- 2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
- 3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
- 4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
- 5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
- 6. Проводить больше времени с ребенком.
- 7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
Чтобы поддержать ребёнка, необходимо:
- 8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
- 9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
- 10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
- 11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
- 12. Принимать индивидуальность ребенка.
- 13. Проявлять веру в ребенка, симпатию к нему.
- 14. Демонстрировать оптимизм.
До новых встреч!
- В презентации использованы Интернет - ресурсы