Мышление и деятельность
Уровни познания (ступени)
Всего их два!
Чувственный
Рациональный
ощущение
понятие
суждение
восприятие
умозаключение
представление
© Copyright Showeet.com – Creative & Free PowerPoint Templates
Какая ступень важнее?
Рационализм
Сенсуализм
Ступени познания
Характеристика
Чувственное познание
Способы
Рациональное познание
ОрГаНы ЧуВсТв
Формы
Абстрактное мышление
- Ощущение
- Восприятие
- Представление
Результат
- Понятие
- Суждение
- Умозаключение
Познание внешних свойств объекта познания, создание чувственного образа
Познание сущности объекта, его внутренних свойств
Мышление
это активный процесс познавательной деятельности индивида представляющий собой опосредованный и обобщенный способ отражения предметов и явлений окружающей действительности.
Слова
цвета
ассоциации
Числа
образы
Линии
Логика
Ритм
Структура
воображение
Анализ
формы
Особенности мышления
Опосредованный характер
Обобщённость
То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства – через другие, неизвестное – через известное
Так как свойства объектов в действительности связаны, то познание возможно через обобщение – познание общего и существенного
Виды мышления по месту в мысленном процессе слова,
образа и действия и их соотношению между собой:
Наглядно – действенное
Направлено на решение корректных задач в условиях практической деятельности
Конкретно-образное, или художественное
Абстрактное, или словесно-логическое, или теоретическое
Характеризуется воплощением отвлечённых мыслей, обобщений в конкретные образы
Направлено на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе
Логика
- Совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность;
- Закономерности объективного мира (логика событий, каких-либо действий)
Рефлексия
лат.reflexio «обращение назад » - принцип философского мышления , направленный на осмысление и самопознание субъектом внутренних психологических актов и состояний. Предполагает направление внимания на деятельность собственной души как особый источник знания – внутренний опыт и в отличие от ощущений, то есть внешнего опыта.
Умозаключение
Мысли (понятия, идеи) - Результат мышления !
Мысли всегда выражаются словами, даже если мы не произносим их вслух. Мышление связано с речью.
Осуществляется мышление в форме суждений.
Стремясь найти истину человек рассуждает и выводит умозаключение, которые бывают индуктивными, дедуктивными и по аналогии
- Индукция – это конечный вывод от частного к общему. Пример : ель, которая растёт в соседском дворе летом и зимой бывает зелёной, значит все ели относятся к вечнозелёным хвойным деревьям.
- Дедукция – это обратный индукции вывод от общего к частному. Пример: преступления наказуемы, дача взятки преступление, следовательно, дача взятки наказуема.
- Умозаключение по аналогии – это вывод от частного к частному. Когда свойства одного предмета переносятся на другой предмет. Пример: планеты Марс и Земля во многом похожи. На Земле есть жизнь. Поскольку Марс похож на Землю, вероятно на Марсе есть жизнь.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
– это целенаправленный процесс человеческой активности, удовлетворяющий потребности и преобразующий мир. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром!
Поведенческая активность животных целесообразна , а деятельность человека целесообразна, целеполагательна и целенаправленна. Она носит сознательный, преобразовательный, орудийный, продуктивный и общественный характер.
Структура деятельности
Человек, без которого деятельность невозможна, является субъектом . То, на что направлена деятельность субъекта называется объектом .
- субъект,
- объект,
- потребность,
- мотивы,
- цель,
- средства,
- процесс,
- результат.
Задание №3 (1б.)
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности».
- 1) субъект
- 2) объект
- 3) цель
- 4) статус
- 5) нормы
- 6) средства
- 7) результат
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
4,5
Виды деятельности
По направлению : материальная, духовная
- Духовная деятельность имеет три формы: познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная.
По содержанию : трудовая, учебная, игровая.
Особый вид деятельности общение строится по принципу «субъект – субъект», другие виды деятельности по принципу «субъект – объект»
Уровни способностей
- Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности строения организма, являющиеся предпосылками формирования и развития способностей.
- Склонности – потребность человека к определенной деятельности.
- Одаренность – наличие развитых способностей, обеспечивающих успешную деятельность человека в одной области или нескольких областях.
- Талант – выдающиеся способности, которые открываются с опытом и обеспечивают самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности.
- Гениальность – высшая степень таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений.