Управление познавательной деятельностью детей с ОВЗ на уроках математики
Учитель математики: Селифонкин Д.Н.
Занятия математикой с детьми с ОВЗ должны быть направлены на развитие внимания, воображения, мышления, восприятия, представления и памяти.
На уроке важно соотнести индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья с необходимостью выполнения образовательного стандарта.
Планирование урока должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие задачи, вызывая познавательный интерес учащегося.
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление. Он усиливает и углубляет другие познавательные мотивы, с которыми он переплетается и взаимодействует: возможность получать знания, узнавать новое, успехи в учении и др.
Познавательный интерес определяет активность в учении, инициативу в постановке познавательных целей. Он определяет поисковый, творческий характер любого вида познавательной деятельности, благоприятствует формированию способностей к творчеству в самых разных видах деятельности.
Активизация и управление познавательной деятельностью обучающихся – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.
Классификация методов по характеру познавательной деятельности
- Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, всеми доступными способами (рассказом, наглядностью и т.д), а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
- Репродуктивный метод (учитель не только дает знания, но и объясняет их, а ученик воспроизводит и запоминает информацию)
- Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
- Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
- Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
- Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
Для развития и управления познавательных интересов стараюсь выполнять следующие условия:
- избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
- стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности
(иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.);
- обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Принципы и факторы позволяющие сделать урок максимально эффективным в плане коррекции:
- Каждое задание должно быть интересно и полезно каждому ученику, а потому формы и способы постановки задания, определение продолжительности его выполнения, критерии оценивания всегда продумываются учителем;
- Предлагаемые учащимся задания должны предлагать не просто обработку учебной информации (повторение, закрепление, изучение), но и обязательное развитие высших психических функций. Акцент в работе учителя делается не на «сколько решил», а на то – как работал ученик, какие умственные операции были задействованы;
- Включение в урок упражнений по развитию и коррекции высших психических функций : внимания, памяти, восприятия и т.д.;
- Включение в урок выполнение идентичных заданий, но разных для каждого конкретного ученика. Объяснение решения нового типа задачи со всем классом, а затем решение такое же, идентичной задачи осуществляется каждым отдельным учеником на своем персональном материале, подготовленном учителем.
- Систематический контроль и учет состояния уровня учебного поведения каждого ученика: акцент только на хорошие моменты, побуждающие ученика учиться.
ПРИМЕРЫ ПРИЕМОВ И ЗАДАНИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
Этап устного счёта
(является основной частью этапа повторения) содействует уменьшению стрессовых ситуаций у учащихся от непонимания или недопонимания материала. Именно на этом этапе появляется настрой на весь урок. Устный опрос украшает урок, делает его логически стройным и интересным, способным лучшему усвоению программного материала.
В качестве приёма, активизирующего познавательный интерес и мыслительную деятельность, использую загадки и ребусы, игры, тесты, задания на смекалку, видеоматериалы и презентации на различных этапах урока.
РЕБУСЫ
100 лб
По 2 л
40 а
7 я
ЛАС .
ВИ 3 НА
Задания на смекалку.
Задания на умение классифицировать.
1.Сколько пальцев на двух руках?
2.Сколько букв в русском алфавите?
3.Сколько букв в слове "школа"?
4.Сколько слогов в слове "Буратино"?
5.Сколько дней в неделе?
6.Сколько сторон у квадрата?
7.Сколько сторон у шестиугольника?
8.Сколько десятков в числе 18?
9.Как называется результат при сложении?
Игра: «Меткий стрелок»
- На доске примеры, напротив перепутанные ответы. Учащиеся решают примеры в тетради и соединяют их с правильными ответами при помощи карандаша. После решения проверка.
- Например:
- 6 х 7 + 8 99
- 100 – 1 50
- (49 + 1) : 5 60
- 8 х 8 – 4 8
Игра: «Незадачливый математик»
- Примеры с пропущенными цифрами и знаками. Детям предлагается ситуация: медвежонок решал примеры и записывал их на листочках. Подул ветер, и листики разлетелись. Мишутка очень расстроился. Помогите медвежонку вернуть листики с ответами на свои места.
- Например:
- 15 * 6 = 9 72 : ….. = 9
- … .. – 10 = 90 66 + …. = 70
- (35 + 5) х …= 0 99 х …..= 99
- 600 : … = 300 4 * 200 =800
Игра: «Помоги белочке добраться до дупла»
Весёлый счёт
Весёлый счёт
Игры: «Велогонка»
Значение и цели игры:
- Образовательные – закрепление и обобщение полученных знаний, включение занимательных элементов в урочную работу, для более успешного усвоения материала, получения новых знаний в процессе игры;
- Развивающие – развитие творческой самостоятельности обучающихся, их познавательных процессов;
- Воспитательные – формирование интереса к математике, воспитание чувства коллективизма.
Развитие математического аспекта логического мышления
Продолжи числовой ряд
Продолжи закономерность
- 6, 9, 12, 15, …., ….., …..
- 9, 1, 7, 1, 5, 1, …., …..,
- 16, 12, 15, 11, 14, 10, ………
Задания на развитие различных аспектов памяти
«Найди различия»
«Найди отличие»
«На что это похоже ?»
0,__23 4,07 11,005 9,235 9,__35 50,001 500,01 2,453 2,9 0,89 0,98 6,07 6,0070 +14,1 + 14,1 +14,1 3, 42 3,42 3,42 44,52 4,83 17,52 + 32,65 +32,65 +32, 65 5,678 5,678 5,678 8,943 38,328 37,743 +34,1 +34, 1 +34,1 0,895 0,895 0,895 4,305 42,96 34,995 " width="640"
Десятичные дроби
Тест, выбери правильный ответ
Выбери правильную запись
Сравните десятичные дроби
- 0,123 0,__23
- 4,07
- 11,005
- 9,235 9,__35
- 50,001 500,01
- 2,453 2,9
- 0,89 0,98
- 6,07 6,0070
- +14,1 + 14,1 +14,1
- 3, 42 3,42 3,42
- 44,52 4,83 17,52
-
- + 32,65 +32,65 +32, 65
- 5,678 5,678 5,678
- 8,943 38,328 37,743
-
- +34,1 +34, 1 +34,1
- 0,895 0,895 0,895
- 4,305 42,96 34,995
Использование тестовых заданий позволяет:
- Активизировать познавательную деятельность учащихся;
- Обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
- Повысить объем выполняемой работы на уроке;
- Усовершенствовать контроль знаний;
- Укрепить обратную связь в системе учитель – ученик.
Решение: На уроках математики необходимо включать в учебный процесс игры, загадки, устный счет, историю математики, ребусы, задания на смекалку, игры, тесты, применяя мультимедийное сопровождение, использовать практическую работу с изготовлением фигур из бумаги. Все эти методы делают работу более интересной. Повышают не только активность на уроке, но и результативность, развивают познавательную деятельность.
Благодарю за внимание