КЕЙС-метод как инструмент
реализации ФГОС
Подготовила: воспитатель высшей
квалификационной категории МБДОУ
д/с №42 г. Сарапула УР
Смирнова Елена Вячеславовна
КЕЙС-метод как инструмент
реализации ФГОС
КЕЙС – это описание некоторой конкретной реальной
проблемной ситуации, связанной с каким-либо
объектом или событием.
Данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения
проблем в реальной жизни.
ИДЕИ МЕТОДА
1. Предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина которых
иллюралистична, т.е. нет однозначного ответа, а есть несколько,
которые соперничают по степени истинности.
2. Акцент обучения переносится на сотворчество воспитанника и взрослого.
Субъект-субъектное взаимодействие.
3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки
профессиональной деятельности, умения принимать решения.
4. Технология метода в следующем: по определенным правилам вырабатывается
модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни и отражается тот
комплекс знаний и практических навыков, которые важно получить.
5. Достоинством является не только знания и формирование практических
навыков, но и развитие системы ценностей учеников, профессиональных
позиций, жизненных установок, мироощущения и миропреобразования.
6. Преодолевается классический дефект традиционного обучения, дает
эмоциональную, творческую конкуренцию.
Навыки, развиваемые CASE
1..Аналитические навыки. Умение отличать данные от информации,
классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию,
анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их.
2. Практические навыки . Использование на практике академических теории,
методов и принципов.
3.Творческие навыки. Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить.
Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя
найти логическим путем.
4.Коммуникативные навыки . Умение вести дискуссию, убеждать окружающих.
Использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы,
защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий,
убедительный отчет
5.Социальные навыки. В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные
навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или
аргументировать противоположное мнение и т. д.
6. Самоанализ . Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения
других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют
формирования социальных
навыков их решения
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА
1 . Специфическая разновидность и сследовательской, аналитической
технологии .
2 . Технология коллективного обучения , взаимообмен информацией.
3 . Синергетическая технология , суть в формировании эффектов умножения
знания, инсайтного озарения, обмена открытиями
4 . Интегрирует в себе технологии развивающего обучения , включая процедуры
индивидуального, группового и коллективного развития, формирование
многообразных личностных качеств.
5. Разновидность проектной технологии . Процесс разрешения имеющейся
проблемы посредством совместной деятельности учащихся, формулирование
проблемы и путей её решения на основании кейса, который выступает
одновременно в виде технического задания и источника информации для
осознания вариантов эффективных действий.
6 . Концентрирует в себе значительные достижения технологии
«создания успеха» . В нем предусматривается деятельность по активизации
детей, стимулирования их успеха, подчеркивание достижений обучаемых.
Достижение успеха – главная движущая сила метода, формирование
устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности
КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ:
* по объему
* по наличию сюжета
* по субъекту
* по временной последовательности материала
* по наличию приложений
* по методической части
* по жанрам
* по характеру подачи материала
* по сложности
* по способу создания
* по форме подачи
СВОД ПРАВИЛ ХОРОШЕГО КЕЙСА
1 . Прошедшее время, т.к. предполагается, что он будет многократно
использоваться в будущем.
2 . Временной компонент.
3 . Повествовательный компонент.
4 . Пояснительный компонент – детализация информации
о действующих лицах.
5 . Сюжет – интригующая завязка, кульминация, развязка.
6 . Не должна присутствовать авторская оценка ситуации.
7 . Кейс должен рождать эмпатию.
8 . Должен содержать прямую речь.
9 . Должен быть представлен конфликт интересов. Сущность кейса в
противоречии.
10 . Хороший кейс должен иметь выход на более общие проблемы
(экстраполировать – распространять).
11 . Описывает события, проишедшие в течение последних 5 – 10 лет,
чтоб осознать важность и актуальность проблемы.
12 . Должен соответствовать поставленным образовательным задачам,
теме.
13 . Чтоб информация обрабатывалась.
ПРАВИЛА СТРУКТУРЫ НАПИСАНИЯ КЕЙСА
1. Введение.
Имена и должности основных действующих лиц.
Временные параметры событий.
Краткое описание проблемы.
2. Основная часть.
Хронологическая последовательность событий, приведших к
возникновению проблемы – история проблемы.
Развитие событий в данный момент времени.
Ситуация внутри органа.
Лица, принимающие решения.
Внешняя среда.
Момент принятия решений.
Возможные альтернативы.
3. Окончание.
Сценарий, определяющий состояние срочности в решении проблемы и
принятие решения.
Технология проведения занятия по кейс-методу.
O Подготовительный этап.
I Ознакомительный этап.
1 раунд - Вводная часть.
II Аналитический этап.
2 раунд - Индивидуальная работа над кейсом.
3 раунд - Разбор кейса в малой группе.
III Итоговый этап.
4 раунд - Дискуссия в общей группе
5 раунд - Подведение итогов.