РЦ сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений
«Учебная мотивация:
новые вызовы
и пути решения»
Т. М. Новоселова
д. Мосеево
2024 год
Улыбка ничего не стоит,
но много дает.
Мотив – приводить в движение, толкать; побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей субъекта.
Мотивация – процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а так же факторы (внешние и внутренние) , которые влияют на активность или пассивность поведения.
Мотивирование - создание условий для развития собственных мотивов либо внешнее стимулирование, использование системы поощрений и наказаний.
« Все наши замыслы, все поиски
- « Все наши замыслы, все поиски
и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
- и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
В.А. Сухомлинский
Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.
Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению.
Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность.
Эмоции – реакция учащихся на воздействие внутренних и внешних раздражителей.
Интересы – познавательно-эмоциональное отношение учащихся к учению.
Уровни мотивации учебной деятельности
Виды учебной мотивации
Педагогические факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации учебной деятельности:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности;
- стиль педагогической деятельности учителя;
- коллективные, групповые формы учебной деятельности;
- оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике.
Три кита учебной мотивации Ощущение самостоятельности поиска знаний (лозунг: «Мы сделали это сами!») + Ощущение свободы выбора (лозунг «Мы можем выбирать!») + Ощущение успешности (компетентности) лозунг «У меня это получается! «Я научился!»
Причины спада школьной мотивации:
- Переизбыток медийной информации
- Возрастные особенности
- Умственное развитие ученика
- Пропаганда легкого образа жизни
- Чрезмерные нагрузки
- Завышенные требования
- Нечетко сформированное чувство будущего
Причины спада школьной мотивации:
- Негативное отношение ученика к учителю
- Негативное отношение учителя к ученику
- Стиль воспитания в семье
- Отсутствие личной значимости предмета
- Низкая продуктивность учебной деятельности
- Непонимание цели учения
- Страх перед школой
Причины нежелания учиться:
- Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности
- Громадность школьного материала - Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни - Однообразие учебного процесса. - Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни вообще. - Упорно - однообразная авторитарная позиция учителей и родителей.
Общепринятая классификация поколений по годам
Молчаливое поколение - родившиеся примерно с 1928 по 1945 год.
Беби - бумеры - родившиеся примерно с 1946 по 1964 год.
Поколение X - родившиеся примерно с 1965 по 1983 год.
Поколение Y (миллениалы) - родившиеся примерно с 1984 по 2000 год.
Поколение Z (зумеры) - родившиеся примерно с 2001 по 2010 год.
Поколение А (альфа) - родившиеся с 2010 года по настоящее время.
Представители поколения «альфа»:
- практически с пелёнок знакомы с гаджетами, смартфонами, планшетами и другими цифровыми устройствами;
- легко ориентируются в интернет-пространстве, активно пользуются социальными сетями;
- воспринимают мир как единое глобальное пространство, свободно общаются со сверстниками из других стран;
- имеют широкий кругозор и доступ к информации со всего мира;
- быстро адаптируются к новым технологическим трендам и с лёгкостью осваивают их.
Проблемы и вызовы, стоящие перед поколением «альфа»
- Трудности с концентрацией внимания
- Индивидуализм
- Высокий риск интернет-зависимости и чрезмерного увлечения гаджетами в ущерб реальному общению и активному отдыху.
Проблемы и вызовы, стоящие перед поколением «альфа»
- Сложности с концентрацией внимания и усвоением информации, требующей длительной фокусировки.
- Повышенная тревожность и стресс, связанные с постоянным потоком новостей и информации.
- Нехватка живого общения и навыков социального взаимодействия.
- Трудности в отделении реального мира от виртуального.
- Риск развития психологических проблем, таких как депрессия и одиночество.
Принципы эффективного воспитания
- Уважайте их личность, но помните, что вы - учитель(родитель), а не приятель.
- Учите их структурировать информацию.
- Учите расставлять приоритеты в учёбе и жизни.
- Изучайте принципы информационной безопасности так же тщательно, как изучаете правила дорожного движения.
- Учите их навыкам релаксации и заботы о себе.
- Помните, что главная задача, стоящая перед человеком в наше время и далее, не накопить те или иные блага (деньги, знания и т. д.), а научиться выбирать то, что подходит тебе, и отказываться от ненужного.
Особенности общения:
- Сотрудничество и равноправие
- Честность: быть искренним и открытым, так как они хорошо чувствуют фальшь.
- Много общения: слушать ребенка, отвечать на его вопросы ёмко и общаться на равных.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А. Сухомлинский)
Если мы будем учить сегодня, как учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюн
Современные образовательные технологии
Творческих успехов и эффективной работы!