МБДОУ д/с «Сказка» г. Белогорска Белогорского района Республики Крым
«Речевые игры и упражнения для дошкольников»
(по возрастам)
Подготовила:
учитель-логопед
Куртвапова Альме Иззетовна
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно , вместе с его ростом и развитием.
Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка
Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры.
Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют речевые игры . Именно в речевой игре ребёнок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь .
Они так же формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова.
Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи:
• воспитание звуковой культуры речи;
• формирование грамматического строя речи;
• обогащение словарного запаса;
• развитие связной речи.
С раннего возраста дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму, ритм.
В работе с детьми раннего возраста используются и произведения современных авторов.
Стихи привлекают своей динамичностью, содержанием. Их легко иллюстрировать игрушками.
Речевые игры и упражнения с детьми раннего возраста
Игры для уточнения и закрепления правильного произношения звуков «Покажи, как плачет Ляля», «Самолёт», «Лошадка», «У Ляли болят зубки» и др. Используются звукоподражания: мышка пищит - пи-пи-пи; машина гудит - би-би-би; лягушка квакает - ква-ква-ква; молоток стучит - тук-тук-тук; дудка дудит - ду-ду-ду; покатаемся на лошадке - но-но-но; малыш смеётся - ха-ха-ха; звонок звенит - динь-динь.
«Кто дольше?» В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный.
Тянуть можно и некоторые согласные. Все дети любят играть в эту игру.
Упражнение для языка «Лошадка»
Как играем: предложите ребенку поцокать, как лошадка. Цокать нужно язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов.
Речевые игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на:
- развитие речи,
- уточнение и закрепление словаря,
- воспитание правильного звукопроизношения, умение считать,
- ориентироваться в пространстве.
Играя со словом, дети учатся понимать родной язык, осваивают разговорную речь.
«На птичьем дворе» Вспомните, как кричат гуси, куры, утки и т. д. Наши уточки с утра – «кря – кря – кря»! Наши гуси у пруда – «га – га – га – га»! А индюк среди двора – «бал – бал – бал»! Наши гуленьки вверху – «гру – гру – гру»! А как Петя – петушок Рано – рано поутру Нам споёт – «ку – ка – ре – ку»!
Затем детей делят на группы
«уточки», «гуси» и т.д.
Воспитатель говорит слова, а дети отвечают звукоподражанием .
«Голоса животных»
Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Покажите ребёнку картинки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное животное, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребёнка с голосами и звуками животных. Показывайте ребёнку картинки и попросите назвать изображённых животных и вспомнить, кто какие звуки издаёт.
«Досказалка»
Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно—образное мышление
Как играем: произносите вместе с ребенком:
Ко-ко-ко — на плите сбежало моло... (ко).
Ща-ща-ща — зеленая ро... (ща).
Чу-чу-ну — педаль кру... (чу).
Речевые игры для детей
«Один – много»
один листочек – много листочков
«Назови ласково»
гриб – грибочек ягода - ягодка
Речевые игры для детей
- «Кто как передвигается?»
- «Кто какой голос подаёт?»
- «Кто где живёт?»
Средний дошкольный возраст Что это? Зачем? Куда? Откуда?
В средней группе воспитатель проводит речевые игры и упражнения, основываясь на накопленные у детей представлениях об окружающем. Вначале воспитатель может использовать словесные игры , уже знакомые детям по младшей группе, целью которых было развитие речевой, умственной и двигательной активности , а затем уже приступать к играм с более сложным заданием. Игры проводятся как со всей группой, так и с небольшими группами играющих.
Воспитатель поощряет самостоятельные словесные игры детей.
Речевые игры для детей среднего дошкольного возраста
« Воробушки и автомобиль», «Кто в домике живет», «Гуси-гуси», «Так бывает или нет», «Каравай», «Зайка», «Добавь слово».
Зеркало
Цель игры: р азвивать речевую и двигательную активность.
Ход игры . Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Вовочка покажет,
Будем дружно выполнять.
Ребенок в центре круга показывает
разнообразные движения,
остальные дети повторяют
«Что бывает широкое, длинное, высокое, низкое, узкое?
Цель: уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходства предметов.
Дети сидят в кругу, воспитатель называет слова и просить перечислять какие предметы можно назвать этим одним словом. -длинный (день, поезд), широкая (дорога, речка) и т. д.
«Мыши»
Цель игры. Развивать речевую и двигательную активность детей, вырабатывать реакцию на словесный сигнал. Ход игры . Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек (выбирают 3—4 детей), они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой». Дети с воспитателем ходят по кругу и произносят такие слова: Ах, как мыши надоели! Все погрызли, все поели. Всюду лезут — вот напасть! Доберемся мы до вас. Берегитесь вы, плутовки! Как поставим мышеловки, Переловим всех сейчас! Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их, пропуская мышек. Когда воспитатель произносит слово «хлоп», дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.
«Так бывает или нет?»
Цель игры: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Ход игры.
Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чём-то рассказывать. В моём рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит , тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.
Примерные рассказы:
«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».
«У Вити сегодня день рождения. Он принёс в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, солёные конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»
Примечание. Вначале рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают, но их не должно быть больше трёх.
"Назови одним словом"
Подготовка к школе – один из самых важных этапов жизни будущего первоклассника. В возрасте 5-7 лет у дошкольника стремительно развиваются основные познавательные процессы – внимание, память, мышление, речь .
В старшем же дошкольном возрасте необходимо больше использовать речевые игры с другой целью, а именно: для развития самостоятельности мышления, для формирования мыслительной деятельности детей. Речевая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.
Игры для детей старшей и подготовительной групп:
«Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Что за птица? », «Да - нет», «Придумай небылицу», «Кому что нужно? », «Звери, птицы, рыбы», «Краски», «Летает – не летает», «Где мы были мы не скажем», «Наоборот», «Скажи по-другому», «Дополни предложение», «Узнай по голосу».
Летает, плавает, бегает
Материал : мяч.
Ход игры : водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта.
Например: зайчик - бегает, ворона - летает, карась - плавает.
Усложнение - называются не только природные, но и рукотворные объекты. Тогда ребёнок должен назвать происхождение: щука - природный мир, плавает; самолёт - рукотворный мир, летает.
« Четвёртый лишний»
Цель : закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог:-Дети: Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки
Игра «Скажи наоборот»
«Найди отличия»
Внимательно рассмотри рисунки.
Скажи, что было сначала, а что потом.
Назови
- первый звук в слове УТКА - (У)
- первый звук в слове ПАЛКА - (П)
- последний звук в слове СУП - (П)
«Похожие слова»
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель - друг - враг;
Грусть - радость - печаль;
Еда - очистки - пища;
Труд - завод - работа;
Танец - пляска - песня;
Бежать - мчаться - идти;
Думать - хотеть - размышлять;
Шагать - сидеть - ступать;
Слушать - глядеть - смотреть;
Трусливый - тихий - пугливый;
Старый - мудрый - умный;
Бестолковый - маленький - глупый;
Смешной - большой - огромный.
"Магазин посуды"
Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.
Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.
Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла – маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей – сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.
После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.
"Найди по цвету"
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного.
Например:
Красное - яблоко, кресло, платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
Синий - василек, баклажан, карандаш
«Исправь ошибку»
Задачи: Учить согласовывать слова по признакам рода(муж., жен., сред.) Выявить умение ставить вопрос, находить в предложении главное слово.
Описание: Злая крокодил, медленный черепаха, полосатое зебра, зеленые попугай.
«Цепочка слов »
Все игроки в свой ход придумывают слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. Получается цепочка слов:
Арбуз – зебра – артист – театр – робот – телефон – нос – слон – небо – окно – океан
«Радио»
Считалочкой выбирается водящий на роль диктора. Он описывает подробно внешность, характерные особенности одного из играющих. Взрослый может дать образец такого описания:
- Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, черная юбочка, красные туфельки, она хорошо поёт, дружит с Верой.
Если диктор дал такое описание, что дети не смогли узнать товарища, все хором отвечают: "Нет такой девочки (мальчика) у нас!"
Правила. Подробно рассказывать о наиболее характерных особенностях в поведении, одежде играющих.
«Палочка остановись»
Цель : развивать фонематический слух, обогащать словарь детей.
Правило : 1. Дети встают в круг, воспитатель в центре.
2. Дети называют слова и передают одновременно палочку.
3.Участники игры договариваются заранее, о ком пойдет речь.
Например , про котенка: подобрать слова про то, какой он – пушистый, ласковый, усатый, зеленоглазый…
Подобрать слова про то, что он может делать – лакает, мяукает…
Если ребенок не может сразу назвать слово или повторяет уже названное, то он выходит из круга.
Спасибо за внимание!!!