Учитель математики МОУ Зырянской СОШ
Дорохова Н.С.
- ввести понятия прямая и обратная пропорциональные зависимости; изучить алгоритмы решения задач по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»;
- ввести понятия прямая и обратная пропорциональные зависимости;
- изучить алгоритмы решения задач по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»;
- использование для достижения поставленной задачи уже полученные знания; развивать умение обобщать, конкретизировать;
- использование для достижения поставленной задачи уже полученные знания;
- развивать умение обобщать, конкретизировать;
- расширение кругозора и развитие интереса к предмету посредством привлечения практико-экономической составляющей.
- расширение кругозора и развитие интереса к предмету посредством привлечения практико-экономической составляющей.
С) … во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.
Х) …произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции.
А) …при увеличении одной величины в несколько раз, другая увеличивается на столько же.
П) …нужно произведение средних членов пропорции разделить на известный крайний член.
У) … частное этих чисел.
Е) …отношению произведения крайних членов к известному средне му.
- Отношением двух чисел называется…
2. Отношение показывает …
3. Чтобы найти неизвестный крайний член пропорции …
4. Средний член пропорции равен …
5. Пропорция верна, если…
Перед Вами молодая семья. Им нужно сделать бюджетный ремонт в ванной комнате. Предлагаю Вам помочь им, используя те знания, которые у Вас есть.
- Купить краску. Покрасить потолок.
- Купить плитку наиболее экономичную.
- Нанять бригаду, которая выполнит работу быстрее.
План постепенно, по мере рассуждений появляется на слайде. После, вывешивается на доске (заранее распечатать каждый этап).
Порешаем?
Рассуждают дети. Появляется ответ (750 рублей).
3 кг.
250 руб.
9кг
750руб.
Масса краски, кг.
1 банка
Стоимость ,руб.
3
2 банка
9
250
750
Значит:
Во сколько раз увеличивается масса краски, во столько же раз увеличивается её стоимость, при условии, что цена на товар остается неизменной.
Обратить внимание на направление стрелок
3 250
– = –
9 750
Вывод:
Отношения соответствующих
значений этих величин равны
пропорция верна
Рассуждают дети, приходят к ответу: будут равны.
Рассуждают дети, приходят к ответу: 6.
Сколько дней будет выполнять эту же работу вторая бригада, работая с той же производительностью труда, состоящая из 4 человек?
Количество, человек
1 бригада
Время,
дней
8
2 бригада
3
4
6
Значит:
Во сколько раз уменьшается число человек, выполняющих с одинаковой производительностью труда работу, во столько же раз увеличивается время выполнения работы, при условии, что объем работы , которую выполняют бригады одинаковый .
Обратить внимание на направление стрелок.
8 3 8 6
– – – = –
4 6 4 3
Вывод:
Отношение значений одной величины равно обратному отношению соответствующих значений другой величины пропорция верна
=
Учитель: Значит, отношение значений одной величины и отношение значений другой величины по отношению к друг другу?
Рассуждают дети, приходят к ответу: будут не равны.
Учитель: Значит, отношение значений одной величины и обратное отношение значений другой величины по отношению к друг другу?
Рассуждают дети, приходят к ответу: будут равны.
ВЫВОД:
Масса краски, кг
Количество, человек
1
1
3
2
Время,
дней
8
Стоимость, руб
2
9
4
3
250
6
750
3 250
– = –
9 750
8 6
– = –
4 3
Прямо пропорциональными
Обратно пропорциональными
Прямая пропорциональная зависимость
Обратная пропорциональная зависимость
Общий вид Вы видите на слайде. Такая шпаргалка есть у каждого (распечатать каждому). Приложение 1 . Она поможет вам при решении задач
«Прямая и обратная пропорциональные зависимости»
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Размеры меньшей –
20 см х 20 см
20 см = 2 дм
Размеры большей –
25 см х 36 см .
25 см = 2,5 дм;
36 см = 3,6 дм;
Перед молодой семьёй стал выбор плитки. Имеется два вида плитки.
Размеры меньшей – 20 см х 20 см. Переведите см в дм.
Рассуждают дети, приходят к ответу: 20 см = 2 дм
№ 1:
Необходимо выложить стены ванной комнаты керамической плиткой.
Имеется плитка двух видов:
площадью 4 дм 2 и площадью 9 дм 2 . Сколько потребуется плитки
площадью 4 дм 2 , если плитки площадью 9 дм 2 требуется 12 упаковок?
«Задачи на пропорциональные зависимости решаются с помощью пропорции».
1 . Составить схему.
2. Неизвестное число обозначить за х .
3. Установить вид зависимости между величинами.
4. Записать пропорцию.
5. Найти её неизвестный член.
Площадь плитки, дм 2
1 вид
Количество, упаковок
9
2 вид
4
12
х
Учитель: Неизвестное число обозначим за х. Учитель: Установите вид зависимости между величинами. Учитель: Как составить пропорцию? Используйте шпаргалку. Пригласить к доске одного ребенка решить пропорцию и записать ответ (27 упаковок).
№ 2:
Плитки площадью 4 дм² требуется 27 упаковок.
Стоимость 50 упаковок такой плитки составляет 20000 рублей.
Сколько стоит 27 упаковок такой плитки?
№ 3:
Плитки площадью 9 дм² требуется 12 упаковок. Стоимость 40 упаковок такой плитки составляет 28000 рублей.
Сколько стоят 12 упаковок такой плитки?
1
1
Количество, упаковок
Количество, упаковок
2
50
Стоимость, руб
40
2
Стоимость, руб
28000
20000
12
27
х
х
1/ Решить сначала задачу №2. Один ребенок решает у доски. Проговорить алгоритм. Схему проверить по слайду. Ответ проверить по слайду (10800 рублей).
2/ Самостоятельно в тетрадях решают задачу №3. Проговорить алгоритм. Схему проверить по слайду. Ответ проверить по слайду (8400 рублей).
Какую плитку выгоднее купить?
Плитку большей площади
Рассуждают дети, приходят к ответу: плитку большей площади.
1 бригада
Количество, человек
Время,
дней
8
2 бригада
3
4
6
Рассуждают дети, приходят к ответу: бригаду, состоящую из 8 человек.
?
Рассуждают дети, приходят к ответу: нет.
- № 1. На путь от одного поселка до другого со скоростью 12,5 км/ч велосипедист затратил 0,7 ч. С какой скоростью он должен был ехать, чтобы преодолеть этот путь за 0,5 ч?
- № 2. Из 5 кг свежих слив получается 1,5 кг чернослив. Сколько чернослива получится их 17,5 кг свежих слив?
- № 5 Шесть маляров могут выполнить некоторую работу за 18 дней. Сколько еще маляров надо пригласить, чтобы работа была выполнена за 12 дней?
- № 4. За 2 ч поймали 12 карасей. Сколько карасей поймают за 3 ч?
- № 3. Автомобиль проехал 500 км, истратив 35л бензина. Сколько литров бензина потребуется, чтобы проехать 420 км?
Самостоятельная работа (10 – 15 мин)(Взаимопроверка: по готовым слайдам учащиеся друг у друга проверяют самостоятельную работу, выставляя при этом + или -. Учитель в конце урока собирает тетради для просмотра).
Решение: №1
Решение: №2
Краткая запись:
Скорость (км/ч) 12,5 0,7
Время (ч) х 0,5
Ответ: 17,5 км/ч
Краткая запись:
Сливы (кг)
Чернослив (кг)
5
1,5
17,5
х
Ответ: 5,25 кг
Решение: №3
Краткая запись:
Расстояние (км) Бензин (л)
500 35
420 х
Количество Время маляров дни
6 18
Х 12
Ответ: 3 маляра
Ответ : 29,4 л.
- количество дежурных в 6 классе и время, затраченное на уборку
- чем больше народа, тем меньше кислорода
- чем выше пень, тем выше тень
- зависимость роста человека от его возраста
Я буду читать зависимости различных величин, а вы должны определить, какая это зависимость-прямая или обратная. Если прямая пропорциональность, то рука вперед , а если обратная, то рука вверх .
- № 68-71, 73
- найти и записать пословицы и поговорки, посвященные прямо и обратно пропорциональным зависимостям
Урок сегодня завершен,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут!
Желаю вам успехов в изучении математики!