СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Прямая и обратная пропорциональные зависимости»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок новых знаний

Просмотр содержимого документа
««Прямая и обратная пропорциональные зависимости»»

Учитель математики МОУ Зырянской СОШ Дорохова Н.С.

Учитель математики МОУ Зырянской СОШ

Дорохова Н.С.

Обучающие: ввести понятия прямая и обратная пропорциональные зависимости; изучить алгоритмы решения задач по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»; ввести понятия прямая и обратная пропорциональные зависимости; изучить алгоритмы решения задач по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»; Развивающие: использование для достижения поставленной задачи уже полученные знания; развивать умение обобщать, конкретизировать; использование для достижения поставленной задачи уже полученные знания; развивать умение обобщать, конкретизировать; Воспитательные: расширение кругозора и развитие интереса к предмету посредством привлечения практико-экономической составляющей. расширение кругозора и развитие интереса к предмету посредством привлечения практико-экономической составляющей.
  • Обучающие:
  • ввести понятия прямая и обратная пропорциональные зависимости; изучить алгоритмы решения задач по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»;
  • ввести понятия прямая и обратная пропорциональные зависимости;
  • изучить алгоритмы решения задач по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»;
  • Развивающие:
  • использование для достижения поставленной задачи уже полученные знания; развивать умение обобщать, конкретизировать;
  • использование для достижения поставленной задачи уже полученные знания;
  • развивать умение обобщать, конкретизировать;
  • Воспитательные:
  • расширение кругозора и развитие интереса к предмету посредством привлечения практико-экономической составляющей.
  • расширение кругозора и развитие интереса к предмету посредством привлечения практико-экономической составляющей.
С) … во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.  Х) …произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции. А)  …при увеличении одной величины в несколько раз, другая увеличивается на столько же.  П) …нужно произведение средних членов пропорции разделить на известный крайний член.  У) … частное этих чисел. Е) …отношению произведения крайних членов к известному средне му. Отношением двух чисел называется… 2.  Отношение показывает … 3.  Чтобы найти неизвестный крайний член пропорции … 4.  Средний член пропорции равен … 5.  Пропорция верна, если…   

С) … во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.

Х) …произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции.

А) …при увеличении одной величины в несколько раз, другая увеличивается на столько же.

П) …нужно произведение средних членов пропорции разделить на известный крайний член.

У) … частное этих чисел.

Е) …отношению произведения крайних членов к известному средне му.

  • Отношением двух чисел называется…

2. Отношение показывает …

3. Чтобы найти неизвестный крайний член пропорции …

4. Средний член пропорции равен …

5. Пропорция верна, если…

 

 Перед Вами молодая семья. Им нужно сделать бюджетный ремонт в ванной комнате. Предлагаю Вам помочь им, используя те знания, которые у Вас есть.

Перед Вами молодая семья. Им нужно сделать бюджетный ремонт в ванной комнате. Предлагаю Вам помочь им, используя те знания, которые у Вас есть.

Купить краску. Покрасить потолок. Купить плитку наиболее экономичную. Нанять бригаду, которая выполнит работу быстрее. План постепенно, по мере рассуждений появляется на слайде. После, вывешивается на доске (заранее распечатать каждый этап).
  • Купить краску. Покрасить потолок.
  • Купить плитку наиболее экономичную.
  • Нанять бригаду, которая выполнит работу быстрее.

План постепенно, по мере рассуждений появляется на слайде. После, вывешивается на доске (заранее распечатать каждый этап).

Порешаем?

Порешаем?

Рассуждают дети. Появляется ответ (750 рублей).  3 кг. 250 руб. 9кг 750руб.

Рассуждают дети. Появляется ответ (750 рублей).

3 кг.

250 руб.

9кг

750руб.

Масса краски, кг. 1 банка Стоимость ,руб. 3 2 банка 9 250 750 Значит: Во сколько раз увеличивается масса краски, во столько же раз увеличивается её стоимость, при условии, что цена на товар остается неизменной. Обратить внимание на направление стрелок

Масса краски, кг.

1 банка

Стоимость ,руб.

3

2 банка

9

250

750

Значит:

Во сколько раз увеличивается масса краски, во столько же раз увеличивается её стоимость, при условии, что цена на товар остается неизменной.

Обратить внимание на направление стрелок

    3 250 – = –  9 750  Вывод: Отношения соответствующих значений этих величин равны пропорция верна  Рассуждают дети, приходят к ответу: будут равны.

3 250

=

9 750

Вывод:

Отношения соответствующих

значений этих величин равны

пропорция верна

Рассуждают дети, приходят к ответу: будут равны.

Рассуждают дети, приходят к ответу: 6.  Сколько дней будет выполнять эту же работу вторая бригада, работая с той же производительностью труда, состоящая из 4 человек?

Рассуждают дети, приходят к ответу: 6.

Сколько дней будет выполнять эту же работу вторая бригада, работая с той же производительностью труда, состоящая из 4 человек?

Количество, человек 1 бригада Время,  дней  8 2 бригада 3 4 6 Значит: Во сколько раз уменьшается число человек, выполняющих с одинаковой производительностью труда работу, во столько же раз  увеличивается время выполнения работы, при условии, что объем работы , которую выполняют бригады одинаковый . Обратить внимание на направление стрелок.

Количество, человек

1 бригада

Время,

дней

8

2 бригада

3

4

6

Значит:

Во сколько раз уменьшается число человек, выполняющих с одинаковой производительностью труда работу, во столько же раз увеличивается время выполнения работы, при условии, что объем работы , которую выполняют бригады одинаковый .

Обратить внимание на направление стрелок.

 8 3 8 6 – – – = –  4 6 4 3  Вывод:  Отношение значений одной величины равно обратному отношению соответствующих значений другой величины пропорция верна    = Учитель: Значит, отношение значений одной величины и отношение значений другой величины по отношению к друг другу? Рассуждают дети, приходят к ответу: будут не равны. Учитель: Значит, отношение значений одной величины и обратное отношение значений другой величины по отношению к друг другу? Рассуждают дети, приходят к ответу: будут равны. ВЫВОД:

8 3 8 6

– – – =

4 6 4 3

Вывод:

Отношение значений одной величины равно обратному отношению соответствующих значений другой величины пропорция верна

=

Учитель: Значит, отношение значений одной величины и отношение значений другой величины по отношению к друг другу?

Рассуждают дети, приходят к ответу: будут не равны.

Учитель: Значит, отношение значений одной величины и обратное отношение значений другой величины по отношению к друг другу?

Рассуждают дети, приходят к ответу: будут равны.

ВЫВОД:

Масса краски, кг Количество, человек  1 1  3 2 Время,  дней   8 Стоимость, руб  2  9  4 3 250 6 750 3 250 – = – 9 750 8 6 – = – 4 3 Прямо пропорциональными Обратно пропорциональными

Масса краски, кг

Количество, человек

1

1

3

2

Время,

дней

8

Стоимость, руб

2

9

4

3

250

6

750

3 250

= –

9 750

8 6

= –

4 3

Прямо пропорциональными

Обратно пропорциональными

Прямая пропорциональная зависимость Обратная пропорциональная зависимость Общий вид Вы видите на слайде. Такая шпаргалка есть у каждого (распечатать каждому). Приложение 1 . Она поможет вам при решении задач

Прямая пропорциональная зависимость

Обратная пропорциональная зависимость

Общий вид Вы видите на слайде. Такая шпаргалка есть у каждого (распечатать каждому). Приложение 1 . Она поможет вам при решении задач

«Прямая и обратная пропорциональные зависимости» Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

«Прямая и обратная пропорциональные зависимости»

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Размеры меньшей –  20 см х 20 см  20 см = 2 дм Размеры большей – 25 см х 36 см . 25 см = 2,5 дм; 36 см = 3,6 дм;  Перед молодой семьёй стал выбор плитки. Имеется два вида плитки.   Размеры меньшей – 20 см х 20 см. Переведите см в дм. Рассуждают дети, приходят к ответу: 20 см = 2 дм

Размеры меньшей –

20 см х 20 см

20 см = 2 дм

Размеры большей –

25 см х 36 см .

25 см = 2,5 дм;

36 см = 3,6 дм;

Перед молодой семьёй стал выбор плитки. Имеется два вида плитки.

Размеры меньшей – 20 см х 20 см. Переведите см в дм.

Рассуждают дети, приходят к ответу: 20 см = 2 дм

№ 1: Необходимо выложить стены ванной комнаты керамической плиткой. Имеется плитка двух видов:  площадью 4 дм 2  и площадью 9 дм 2 . Сколько потребуется плитки  площадью 4 дм 2 , если плитки площадью 9 дм 2  требуется 12 упаковок? «Задачи на пропорциональные зависимости решаются с помощью пропорции».

1:

Необходимо выложить стены ванной комнаты керамической плиткой.

Имеется плитка двух видов:

площадью 4 дм 2 и площадью 9 дм 2 . Сколько потребуется плитки

площадью 4 дм 2 , если плитки площадью 9 дм 2 требуется 12 упаковок?

«Задачи на пропорциональные зависимости решаются с помощью пропорции».

1 . Составить схему. 2. Неизвестное число обозначить за х . 3. Установить вид зависимости между величинами. 4. Записать пропорцию. 5. Найти её неизвестный член.

1 . Составить схему.

2. Неизвестное число обозначить за х .

3. Установить вид зависимости между величинами.

4. Записать пропорцию.

5. Найти её неизвестный член.

Площадь плитки, дм 2 1 вид Количество, упаковок 9 2 вид 4 12 х Учитель: Неизвестное число обозначим за х.  Учитель: Установите вид зависимости между величинами.  Учитель: Как составить пропорцию? Используйте шпаргалку.  Пригласить к доске одного ребенка решить пропорцию и записать ответ (27 упаковок).

Площадь плитки, дм 2

1 вид

Количество, упаковок

9

2 вид

4

12

х

Учитель: Неизвестное число обозначим за х. Учитель: Установите вид зависимости между величинами. Учитель: Как составить пропорцию? Используйте шпаргалку. Пригласить к доске одного ребенка решить пропорцию и записать ответ (27 упаковок).

№ 2: Плитки площадью 4 дм² требуется 27 упаковок. Стоимость 50 упаковок такой плитки составляет 20000 рублей. Сколько стоит 27 упаковок такой плитки? № 3:  Плитки площадью 9 дм² требуется 12 упаковок. Стоимость 40 упаковок такой плитки составляет 28000 рублей. Сколько стоят 12 упаковок такой плитки? 1 1 Количество, упаковок Количество, упаковок 2 50 Стоимость, руб 40 2 Стоимость, руб 28000 20000 12 27 х х 1/ Решить сначала задачу №2. Один ребенок решает у доски. Проговорить алгоритм. Схему проверить по слайду. Ответ проверить по слайду (10800 рублей). 2/ Самостоятельно в тетрадях решают задачу №3. Проговорить алгоритм. Схему проверить по слайду. Ответ проверить по слайду (8400 рублей).

2:

Плитки площадью 4 дм² требуется 27 упаковок.

Стоимость 50 упаковок такой плитки составляет 20000 рублей.

Сколько стоит 27 упаковок такой плитки?

3:

Плитки площадью 9 дм² требуется 12 упаковок. Стоимость 40 упаковок такой плитки составляет 28000 рублей.

Сколько стоят 12 упаковок такой плитки?

1

1

Количество, упаковок

Количество, упаковок

2

50

Стоимость, руб

40

2

Стоимость, руб

28000

20000

12

27

х

х

1/ Решить сначала задачу №2. Один ребенок решает у доски. Проговорить алгоритм. Схему проверить по слайду. Ответ проверить по слайду (10800 рублей).

2/ Самостоятельно в тетрадях решают задачу №3. Проговорить алгоритм. Схему проверить по слайду. Ответ проверить по слайду (8400 рублей).

Какую плитку выгоднее купить?    Плитку большей площади Рассуждают дети, приходят к ответу: плитку большей площади.

Какую плитку выгоднее купить?

Плитку большей площади

Рассуждают дети, приходят к ответу: плитку большей площади.

1 бригада Количество, человек Время,  дней 8 2 бригада 3 4 6 Рассуждают дети, приходят к ответу: бригаду, состоящую из 8 человек.  ?

1 бригада

Количество, человек

Время,

дней

8

2 бригада

3

4

6

Рассуждают дети, приходят к ответу: бригаду, состоящую из 8 человек.

?

Рассуждают дети, приходят к ответу: нет.

Рассуждают дети, приходят к ответу: нет.

№ 1.   На путь от одного поселка до другого со скоростью 12,5 км/ч велосипедист затратил 0,7 ч. С какой скоростью он должен был ехать, чтобы преодолеть этот путь за 0,5 ч? № 2.   Из 5 кг свежих слив получается 1,5 кг чернослив. Сколько чернослива получится их 17,5 кг свежих слив? № 5  Шесть маляров могут выполнить некоторую работу за 18 дней. Сколько еще маляров надо пригласить, чтобы работа была выполнена за 12 дней? № 4.  За 2 ч поймали 12 карасей. Сколько карасей поймают за 3 ч?  № 3.   Автомобиль проехал 500 км, истратив 35л бензина. Сколько литров бензина потребуется, чтобы проехать 420 км? Самостоятельная работа  (10 – 15 мин)(Взаимопроверка: по готовым слайдам учащиеся друг у друга проверяют самостоятельную работу, выставляя при этом + или -. Учитель в конце урока собирает тетради для просмотра).
  • 1. На путь от одного поселка до другого со скоростью 12,5 км/ч велосипедист затратил 0,7 ч. С какой скоростью он должен был ехать, чтобы преодолеть этот путь за 0,5 ч?
  • 2. Из 5 кг свежих слив получается 1,5 кг чернослив. Сколько чернослива получится их 17,5 кг свежих слив?
  • 5 Шесть маляров могут выполнить некоторую работу за 18 дней. Сколько еще маляров надо пригласить, чтобы работа была выполнена за 12 дней?
  • 4. За 2 ч поймали 12 карасей. Сколько карасей поймают за 3 ч?
  • 3. Автомобиль проехал 500 км, истратив 35л бензина. Сколько литров бензина потребуется, чтобы проехать 420 км?

Самостоятельная работа (10 – 15 мин)(Взаимопроверка: по готовым слайдам учащиеся друг у друга проверяют самостоятельную работу, выставляя при этом + или -. Учитель в конце урока собирает тетради для просмотра).

Решение: №1 Решение: №2 Краткая запись:   Скорость (км/ч) 12,5 0,7  Время (ч) х 0,5  Ответ: 17,5 км/ч    Краткая запись:  Сливы (кг) Чернослив (кг) 5 1,5 17,5  х Ответ: 5,25 кг

Решение: №1

Решение: №2

Краткая запись:

Скорость (км/ч) 12,5 0,7

Время (ч) х 0,5

Ответ: 17,5 км/ч

Краткая запись:

Сливы (кг)

Чернослив (кг)

5

1,5

17,5

х

Ответ: 5,25 кг

Решение: №3 Краткая запись:  Расстояние (км) Бензин (л)  500 35  420  х Количество Время маляров дни   6 18  Х 12  Ответ: 3 маляра   Ответ : 29,4 л.

Решение: №3

Краткая запись:

Расстояние (км) Бензин (л)

500 35

420 х

Количество Время маляров дни

6 18

Х 12

Ответ: 3 маляра

Ответ : 29,4 л.

количество дежурных в 6 классе и время, затраченное на уборку  чем больше народа, тем меньше кислорода  чем выше пень, тем выше тень  зависимость роста человека от его возраста Я буду читать зависимости различных величин, а вы должны определить, какая это зависимость-прямая или обратная. Если прямая пропорциональность, то рука вперед , а если обратная, то рука вверх .
  • количество дежурных в 6 классе и время, затраченное на уборку
  • чем больше народа, тем меньше кислорода
  • чем выше пень, тем выше тень
  • зависимость роста человека от его возраста

Я буду читать зависимости различных величин, а вы должны определить, какая это зависимость-прямая или обратная. Если прямая пропорциональность, то рука вперед , а если обратная, то рука вверх .

 № 68-71, 73  найти и записать пословицы и поговорки, посвященные прямо и обратно пропорциональным зависимостям
  • № 68-71, 73
  • найти и записать пословицы и поговорки, посвященные прямо и обратно пропорциональным зависимостям
Урок сегодня завершен, Но каждый должен знать: Познание, упорство, труд К прогрессу в жизни приведут!

Урок сегодня завершен,

Но каждый должен знать:

Познание, упорство, труд

К прогрессу в жизни приведут!

Желаю вам успехов в изучении математики!

Желаю вам успехов в изучении математики!