Этапы работы над решением текстовых задач
Стратегии смыслового чтения | Этапы решения задач | Что должен уметь ученик |
Поиск информации и понимание прочитанного | Анализ содержания задачи. Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения | Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл находить в тексте требуемую информацию |
Преобразование и интерпретация | Осуществление плана решения задачи. | Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации |
Оценка информации | Проверка решения задачи. | Подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её |
Стратегия текстовой деятельности может быть проведена посредством следующих приёмов:
«Чтение в кружок (попеременное чтение)»
«Чтение про себя с вопросами»
«Чтение про себя с остановками»
«Чтение про себя с пометками»
Послетекстовую деятельность можно организовать эффективно, применяя
«ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
Работу выполнила учитель начальных классов
Татьяна Васильевна Гусельникова
Учитель 1квалификационной категории
Развитие математической грамотности
Развитие математической грамотности учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения.
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи, которые составляют 40% учебного материала. Это связано с тем, что через решение задач реализуются образовательные, развивающие и воспитательные цели учебного процесса. Именно в процессе решения задач у ребёнка развивается интерес к предмету, самостоятельность мышления, речь, интеллект, инициатива и творчество, волевые качества личности.
Уже в начальных классах встает острая проблема: дети, читая задачу самостоятельно, или, выслушав учителя, читающего им, не умеют работать с текстом задачи. Они затрудняются в составлении задач по кратким схемам или таблицам.
Неумение работать с текстом на уроках математики в начальных классах – это проблема, стоящая во главе обучения решению задач.
Для этого надо:
- во-первых, ребенка на уроке заинтересовать, чтобы ему было понятно, зачем он изучает данный материал и где может применить полученные знания;
- во-вторых, на уроке создать ситуацию, в которой учащиеся приобретают знания в процессе активной познавательной деятельности;
- и в-третьих, дать возможность ученику успешно выполняют задания не только по образцу, но и в измененной ситуации (идеальный вариант, когда эта ситуация максимально приближена к конкретной жизненной проблеме), то именно такой урок можно считать эффективным.
Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны:
- осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;
- уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;
- уметь критически оценивать данную информацию;
- уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.
Стратегии смыслового чтения чётко прослеживаются в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики.
Приемы работы с задачей
1 «Тонкие и Толстые вопросы».
2 «Составления краткой записи задачи».
3« Составления вопросов к задаче».
4«Инсерт».
5Кластер (Грозди
6«Синквейн».
7«Работа над диаграммами.»