СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Приемы и методы формирования функциональной грамотности обучающихся»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема выступления   познакомит педагогов с приемами и методами формирвоания функциональной грамотности обучающихся

Просмотр содержимого документа
««Приемы и методы формирования функциональной грамотности обучающихся»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новониколаевская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Иванченко»

Гайского городского округа Оренбургской области









Педагогический совет

«Приемы и методы формирования функциональной грамотности обучающихся»





























Подготовила: Маключенко Т.А., учитель начальных классов,

I квалификационной категории



2024 г

Тема «Приемы и методы формирования функциональной грамотности обучающихся»

Сегодня требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».

Кроме элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты, умения строить рассуждения и осуществлять простейшие арифметические действия необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для успешной адаптации в социуме, для профессионального роста.

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев

Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:

-готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

-возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

-способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

-совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача: развить ребёнка.

-Развить мышление - из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое

-Развить речь, развить память и внимание, фантазию и воображение

-Пространственное восприятие

-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику

-Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог  получает в результате функционально развитую личность.

Для достижения поставленных целей учителя используют следующие педагогические технологии:

-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;

-технология формирования типа правильной читательской деятельности;

-технология проектной деятельности;

-обучение на основе «учебных ситуаций»;

-уровневая дифференциация обучения;

-информационные        и      коммуникационные технологии;

-технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

В  современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

1)добывать новые знания;

2) применять полученные знания на практике;

3)оценивать свое знание-незнание;

4)стремиться к саморазвитию.

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности: ЭТО

-Групповая форма работы

-Игровая форма работы

-Творческие задания

-Тестовые задания

-Практическая работа

-Ролевые и деловые игры

-Исследовательская деятельность

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные  соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.

Исследования ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; и только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90% .

Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Как формировать функциональную грамотность? Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения…

Приемы для формирования функциональной грамотности

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

Прием «Ошибкоопасное место» для формирования грамотного письма

Все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом или подчёркиваются простым карандашом. Так ребенок учится видеть орфограмму.

Прием «Лови ошибку» для формирования грамотного письма

Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.

На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя. А вот в третьем и четвёртом классах этот приём я использую от себя.

А вот пример применения приёма «Лови ошибку» для создания проблемной ситуации. Например, на уроке при изучении темы «Удвоенные согласные» дети выполняют классификацию слов по типу орфограммы:

Беззаботный, коллективный, морковь, группа, Анна, аккуратный, лесной, осенний, дорога, конный, морской, улица, гнездо.

Слова «беззаботный», «осенний» и «конный» некоторыми детьми будут включены в группу удвоенные согласные в корне. Если это первый урок по теме, то возникает проблема: в каких же случаях пишутся удвоенные согласные? А если это этап первичного закрепления, то выявляются недочеты в усвоении темы.

Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работа и работа над ошибками. Словарная работа ведётся ежедневно и строится на ассоциациях, которые ребята подбирают по ходу работы над словарными словами.

«Удивляй!» и «Яркое пятно» - приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка. В качестве «Яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, шутки, ребусы, кроссворды. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.

Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока. Например, урок чтения по рассказу М.Зощенко «Ёлка» может начаться с музыкальной композиции «Новый год» С.Лазарев (приём «Яркое пятно»). Или, например, можно начать урок закрепления знаний по теме: «Склонение имён существительных» с вопроса:

- А знаете ли вы, что есть имена существительные, которые не относятся ни к 1, ни ко 2, ни к 3 склонению? (приём «Удивляй»)

- Это разноспрягаемые имена существительные, потому что в падежных формах у них окончания разных склонений. Таких существительных 11: 10 на -мя (имя, пламя, знамя, стремя и т.д.) и слово путь.

Способ «вхождения» в урок - прием "Отсроченная отгадка".

До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые подсказывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

Прием «Проблемная ситуация» Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. Прием создания проблемной ситуации, когда мы выводим детей на ошибку или обнажаем представления учащихся.

Предлагаю рассмотреть один небольшой фрагмент урока русского языка в 3 классе тема «Несклоняемые имена существительные».

На доске написаны слова: кенгуру, кофе, кино.

1. Что объединяет эти слова? (это имена существительные)

2. Выделите окончания у этих существительных. (Ученики выделяют окончания в каждом слове последнюю букву, полагая, что эти буквы будут окончаниями.)

Наблюдая это, спрашиваю – Вспомните, как найти окончание? Изменяем форму слова.

– Докажите, что вы правильно определили окончание. (У детей не получается изменить форму этих слов.)

– Какой вывод вы можете сделать из этого наблюдения? Есть такие имена существительные, которые не изменяют свои окончания.

– А когда существительные изменяют окончания? Когда мы их склоняем.


– Как мы можем обозначить тему урока? Несклоняемые имена существительные.


Приемы «Своя опора», «Ключевые слова», которые научат ребенка работать с информацией. например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» (обозначает, отвечает на вопросы)


Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности . Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. 
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

 Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство»

Это:-Пробно-поисковые ситуации;

-Беседы-дискуссии;

-Сам задай вопрос;

-Личный пример учителя;

-Приём устного словесного рисования;

-Словарно-стилистическая работа;

-Элементы драматизации;

На уроках чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности учителя применяют различные методы и приемы. Приведу примеры некоторых из них.

С целью формирования навыков ознакомительного чтения активно используются следующие приемы:

  1. «Диалог с автором». Ученик самостоятельно читает текст, по ходу чтения записывает вопросы, которые он задал бы автору. Ведется своеобразный «диалог с автором».

2.«Чтение с остановками».

Материалом для его проведения  служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

3.  «Работа с вопросником»

Этот прием применяют при введении нового материала на  этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов,

Приведу пример вопросника к тексту Л.Н. Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.

ВОПРОСНИК

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

1.     Назовите главных героев произведения.

2.     Где происходят события?

3.     Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.

4.     Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?    и т.д.

С целью формирования навыков выборочного чтения активно используются следующие приемы:

  1. «Ключевые слова». Учащимся предлагается по ключевым, опорным словам или фразам найти цитату в тексте.

  2. «Найди ошибку». Учащимся предлагается в отрывке из текста найти слова, фразы, которые употреблены не по тексту.

Следующие методы и приемы:

3. «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

 4. «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

 5. Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.                                                   


6.  «Создание викторины».

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).

7. «Логическая цепочка».

После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

С целью формирования навыков изучающего (критического) чтения активно используются следующие приемы:

8. «Тонкие и толстые вопросы».

Дети учатся  различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

1) Толстые вопросы                               

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…? 

2) Тонкие вопросы

Кто…?               Что…?

Будет…?           Мог ли …?

Верно ли …?     Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

При формировании функциональной грамотности обучающихся учителям начальных классов надо помнить.

1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.

2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества.

3.Учите детей учиться.

4.Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике.

6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.