Мониторинг качества обучения учащихся
Барбье Любовь Николаевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 38
Мониторинг -
Регулярное, непрерывное контролирующее действие качественных результатов обучения, воспитания, развития учащихся в системе «учитель – ученик»
Цель мониторинга:
- проанализировать и оценить результативность обучения;
- оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования;
- проанализировать успешность обучения с учётом особенностей детей ;
Основные функции педагогического мониторинга:
1.Информационная:
- выявление результативности педагогического процесса;
- получение сведений о состоянии объекта;
- обеспечение обратной связи;
- выявление самого образовательного процесса, его трудностей, искажений;
Требования к собираемой информации:
- полнота,
- конкретность;
- объективность;
- своевременность.
2. Побудительная (мотивационная):
- интерес к воспитанию, обучению;
- побуждение к более глубокому изучению детей;
- самоанализ своего педагогического труда;
- исследовательская установка.
3. Формирующая:
- воздействие на «зону ближайшего развития»;
- выявление сильных и слабых сторон личности ученика:
- индивидуальный подбор методов и приёмов воздействия на каждого ученика;
- исключение возможности выпадения учеников из зоны внимания педагога.
4. Коррекционная:
- обнаружение и фиксирование непрогнозируемых, неожиданных результатов;
- принятие мер по усилению положительного и одновременно ослаблению отрицательного воздействия на учеников.
Этапы включения педагогического мониторинга:
1-й этап Нормативно - установочный.
Основные действия:
- определение целей и задач мониторинга;
- определение основных показателей и критериев;
- выбор методов диагностики:
а) формализованные методы (тесты, анкеты, опросники, контрольные работы, диктанты и др.)
б) неформализованные методы (наблюдения, беседы и др.)
2-й этап Аналитико - диагностический.
Основные действия:
- сбор информации;
- количественная и качественная обработка данных;
-постановка педагогического диагноза;
-сравнение результатов, полученных при обработке;
-установление и анализ причинно-следственных зависимостей
3-й этап Прогностический.
Основные действия:
- прогнозирование дальнейших тенденций;
- прогнозирование возможностей развития;
- разработка планов.
4-й этап Деятельностно - технологический.
Основные действия:
- осуществление коррекции педагогического процесса;
- устранение причин и пробелов или отставаний, тормозящих развитие ребёнка или ослабляющих его внимание.
5-й этап Промежуточно - диагностический.
Основные действия:
- сопоставление с нормативными показателями;
- установление причин отклонения от нормативных показателей на основе логического анализа;
- разработка стратегии коррекционно-развивающей работы
6-й этап Итогово - диагностический.
Основные действия:
- оценка состояния объекта мониторинга;
- сопоставление полученных результатов с первоначальными;
- установление соответствия избранных целей и задач мониторинга;
- определение эффективности проведенной работы на основе логического анализа
Условия проведения мониторинга:
- системность;
- продолжительность во времени;
- сравнимость;
- объективность;
- комфортность.
Программа действий мониторинга
1.Определение раздела программы (блока, модуля), с которого следует начать обучение каждого учащегося.
2.Разбивка блока на темы, тестирование учащихся (цель – определить какими умениями школьник владеет изначально).
3.Реализация целей (для каждого ученика составляются указания, проводятся индивидуальные консультации и др.).
4.Промежуточный контроль. Результаты коррекции сопоставить с нормами.
5.Повторная коррекция.
6.Контроль (контрольная работа, диктант, списывание, тесты и т. д.).
7.Результативность. Сравнение.
8.Анализ. Педагогический диагноз (что есть положительного, что отрицательного).
9.Анализ. Педагогический прогноз: что необходимо скорректировать, какие методы особенно удачны и результативны.
10.Педагогическая помощь (индивидуальные занятия, объяснение новыми методами, т.е. соответствующий этап обучения повторяется).
11.Диагностика (при полном усвоении раздела степень достижения не ниже 85% по данным заключительного теста).
12.Переход к новому разделу (последовательность учебных процедур повторяется для каждого блока учебных целей).
Программа реализации мониторинга с 1-го по 4-ый класс учителем Барбье Л.Н.
№
Цель и содержание деятельности
Задачи реализации мониторинга
1.
Выявление уровня остаточных знаний на начало учебного года у учащихся 1-4-го классов
Дата
2.
Формы проведения контроля
1-я неделя сентября
Проведение сравнительного анализа результатов входящего и итогового контроля на конец прошлого учебного года
3.
Диагностика
Выявление уровня обученности учащихся 1-4-го классов по образовательным областям «Математика», «Русский язык», «Чтение»
4.
Сентябрь
Проведение сравнительного анализа результатов входящего и итогового контроля конец учебного года
В течение года
Сравнительный анализ
Тестирование, устный опрос, контрольные работы
Этапы реализации мониторинга
Май
1.
Сравнительный анализ
Поисково-теоретический этап:
1.Отработка понятийного аппарата;
2.Осмысление проблемы;
3.Анализ состояния проблемы;
4.Изучение психолого-педагогической литературы
2.
Экспериментальный этап:
1.Отслеживание адаптации учащихся 1-го класса к условиям школьной жизни;
2.Выявление уровня развития учащихся 1-го класса;
3.Отслеживание обучаемости учащихся;
4.Отслеживание внешней характеристики речи учащихся;
Август-сентябрь
Изучение продуктов деятельности учащихся, наблюдение, изучение литературы
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь-октябрь
Сентябрь-октябрь
Собеседование
Наблюдения, анкетирование
3.
4.
Проведение первичных срезов по выявлению ОУНН по определенным предметам и темам:
1.Выявление остаточных знаний по математике у учащихся 2-3-го классов;
2.Выявление остаточных знаний по русскому языку у учащихся 2-3-го классов;
3.Проверка у учащихся техники чтения на начало учебного года
5.
Отслеживание вычислительных навыков по математике:
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Диагностика формирования у учащихся общеучебных умений в соответствии с требованиями стандартов образования за 1 четверть
- в1-ом классе;
- во 2-ом классе;
- -в 3-ем классе;
- в4-ом классе
6.
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
В течение четверти
Устный опрос, тестирование
Выявление сформированности ведущих нравственных качеств личности у учащихся с 1 по 4-ый класс
7.
Октябрь
Контрольная работа
Проверка темпа письма учащихся с 1 по 4-ый класс
В течение года
Выявление уровня сформированности ОУУН по изучаемым разделам учебных предметов в соответствии с требованиями учебной программы
8.
Ноябрь-апрель
Наблюдения
Умение вести простейший диалог по картинке учащимися 1-2-го классов
9.
Контрольная проверка
Отслеживание навыков безошибочного списывания печатного текста, каллиграфических навыков уч-ся 1-го кл.
10.
Ноябрь-апрель
Устный опрос
Декабрь
Владение письмом под диктовку с изученными орфограммами учащимися 1-4-го классов
11.
Контрольная работа
Сложение и вычитание чисел в пределах 10
Декабрь-май
Диктант
Март
Математический диктант
12.
Приёмы вычисления:
- (1 - 10) – 1 класс;
13.
- (1 – 100) -2 класс;
- (1 – 1000) – 3 класс;
- (1 – 1000000) – 4 класс
Апрель
Решение текстовых задач учащимися 1-4-ый класс
14.
КУС
15.
Декабрь-май
Проверка техники чтения (1-4-ый класс)
Отношение учащихся к учебному процессу
Контрольная работа
16.
Ноябрь-май
17.
Диагностика формирования у учащихся стандартов образования
Устный опрос
Февраль
Анкетирование
1 раз в полугодие
18.
Сложение и вычитание в пределах 1-20 учащимися 1-го класса
Сложение и вычитание в пределах 1-100 учащимися 2-го класса
19.
Срезовые работы по предметам
Февраль
Тестирование
Февраль
Умножение и деление (3-ий класс)
20.
21.
Тестирование
Март
Внетабличное умножение и деление (4-ый класс)
Решение составных задач (2-4 класс)
22.
Март
Математический диктант
Математический диктант
Апрель
Порядок математический действий (2-4 класс)
23.
Контрольная работа
Январь
24.
Ударные и безударные гласные в корне слова (2 класс)
Контрольная работа
25
Май
Усвоение частей речи и их грамматические признаки (3-4-ый класс)
Апрель
Деформированный текст
Диагностирование прочности ОУУН учащимися 1-4-го классов
Тестирование
Май
Контрольные работы
26.
Разные виды разборов текстов по русскому языку (2-4 класс)
27.
Формирование первичных исследовательских навыков учащихся по литературному чтению
28.
Март
Отслеживание уровня воспитанности учащихся
Контрольные срезы
Апрель
29.
Тестирование
Май
1- 4 классы
Анализ и сравнение фактического материала
Наблюдение, беседа
Май-июнь
Мониторинг должен проводиться в естественных условиях.
1) Мониторинг отслеживания учебной деятельности учащихся
Результаты оцениваются при помощи условных обозначений:
«+»-реализовано, высокий уровень;
«/»-реализовано частично, средний уровень;
«-»-не реализовано, низкий уровень.
2)Мониторинг отслеживания качества обученности учащихся
«+» - знания учащихся выше требуемой программы, высокий уровень;
«О» - знания учащихся полностью соответствуют требуемой программе, средний уровень;
«У» - освоен программный минимум, ниже среднего;
«-» - программный минимум не усвоен, низкий уровень.
Учитель наблюдает за учебной деятельностью учеников и фиксирует в соответствующей таблице
Отслеживание развития мыслительной деятельности учащихся 1 «А» класса
№
Показатели мыслительной
деятельности
(умения)
Фамилии учащихся класса
1
2
Б
Е
Л
О
В
Классифицировать
/
3
Обобщать
Б
О
Л
О
Т
О
В
Г
А
Б
О
В
А
Анализировать
/
/
4
5
Синтезировать
/
/
З
И
М
И
Н
+
Отбирать все возможные варианты решения
+
6
+
-
/
И
Г
У
Т
О
В
А
/
/
+
Переключаться с одного поиска решения на другое
И
Л
Л
А
Р
И
О
Н
О
В
7
-
-
+
-
К
А
П
У
С
Т
И
Н
8
/
Составлять программу действий по своей работе
-
-
/
-
-
-
/
-
9
+
К
Л
И
М
У
Ш
Е
В
Рассматривать объект с различных точек зрения
/
10
/
-
-
-
Сравнивать различные объекты и их совокупности
/
+
/
/
К
О
Д
А
Н
Е
В
А
Устанавливать ассоциативные связи
/
-
-
/
/
/
-
/
11
К
О
К
А
Н
И
Н
А
-
-
-
/
/
-
/
/
-
12
-
+
К
О
М
А
Р
О
В
Составлять задания по заданной теме
-
/
/
-
/
/
/
-
+
/
К
Р
У
П
П
А
-
Провести самоконтроль
/
/
-
-
+
-
/
+
Итого: «+»
»-»
/
К
У
З
Ь
М
И
Н
-
-
+
/
-
/
-
-
/
/
/
+
-
0
7
Л
А
П
И
Н
+
/
/
-
-
/
+
-
+
-
М
Е
Л
Ь
Н
И
К
/
/
11
/
/
/
/
-
40
-
/
/
/
…
+
+
-
/
-
/
-
07
/
/
/
+
-
/
+
…
-
-
/
+
…
+
/
/
-
/
/
/
012
/
/
05
…
-
/
+
/
-
/
/
/
+
+
+
30
+
/
/
…
/
-
07
+
+
/
/
…
/
/
-
+
/
…
/
+
/
/
012
+
…
/
/
+
/
11
…
/
/
+
/
40
/
…
/
50
/
…
+
+
20
+
…
80
…
93
Отслеживание развития мыслительной деятельности учащихся 4А класса
№
Показатели мыслительной
деятельности
(умения)
1
Фамилии учащихся класса
Классифицировать
Б
Е
Л
О
В
2
/
Обобщать
Б
О
Л
О
Т
О
В
3
/
4
Г
А
Б
О
В
А
/
Анализировать
+
+
5
/
З
И
М
И
Н
Синтезировать
Отбирать все возможные варианты решения
+
/
6
+
+
И
Г
У
Т
О
В
А
/
И
Л
Л
А
Р
И
О
Н
О
В
7
/
Переключаться с одного поиска решения на другое
/
+
+
+
Составлять программу действий по своей работе
+
-
К
А
П
У
С
Т
И
Н
+
8
/
/
/
Рассматривать объект с различных точек зрения
/
+
/
К
Л
И
М
У
Ш
Е
В
/
9
+
/
/
+
/
/
10
-
/
Сравнивать различные объекты и их совокупности
/
/
К
О
Д
А
Н
Е
В
А
/
Устанавливать ассоциативные связи
-
/
/
/
+
+
/
К
О
К
А
Н
И
Н
А
/
11
+
/
/
/
-
-
/
+
12
Составлять задания по заданной теме
-
К
О
М
А
Р
О
В
+
/
+
/
/
+
/
/
+
/
+
Провести самоконтроль
К
Р
У
П
П
А
/
/
-
+
/
/
/
/
/
+
-
К
У
З
Ь
М
И
Н
+
Итого: «+»
«-»
+
-
-
/
+
+
+
01
+
/
/
/
Л
А
П
И
Н
-
/
+
/
-
/
+
+
/
/
+
М
Е
Л
Ь
Н
И
К
/
-
+
30
/
/
/
90
/
+
+
+
/
+
…
/
/
-
+
-
+
/
/
/
/
/
+
70
/
/
…
-
-
…
07
+
/
/
+
+
+
/
/
-
/
/
/
/
+
/
10
/
…
/
90
/
+
/
+
…
/
/
+
/
/
/
+
03
+
…
/
+
/
/
…
/
+
+
+
+
07
/
+
+
…
70
/
/
/
/
…
/
/
40
/
…
/
20
/
…
+
+
20
90
+
…
90
…
ФОРМИРОВАНИЕ первичных исследовательских навыков учащихся по литературному чтению 4 «А»класс
№
п/п
Фамилия и имя учащегося
Различение принадлежности текстов
1.
Белов Никита
2.
к различным темам произведения
/
Выделение приемов, придающихся тексту
к различным жанрам литературы
3.
Болотов Саша
Габова Тася
/
+
4.
изобрази-
тельность
/
выразительность
+
5.
Зимин Илья
Сравнительный анализ текстов по предложенному основанию
+
/
Игутова Оля
+
+
/
6.
+
+
-
/
Илларионов Данил
7.
/
+
Капустин Данил
-
/
+
-
8.
Климушев Дима
9.
/
-
/
+
+
Коданева Даша
-
+
/
10.
-
/
+
/
Коканина Саша
-
/
11.
/
+
Комаров Илья
-
/
12.
/
+
/
+
Круппа Аня
-
+
+
-
/
/
Итого: «+»
«-»
+
/
+
/
-
+
6
4
/
+
/
6
3
/
/
3
5
3
3
+
5
3
ОТСЛЕЖИВАНИЕ формирования видов речевой деятельности младших школьников 4 «А» класс
№ п/п
Критерии оценки
1
Фамилии учащихся класса
Понимание речи собеседника
Б
Е
Л
О
В
2
3
Понимание прочитанных учителем текстов
+
Б
О
Л
О
Т
О
В
Г
А
Б
О
В
А
4
Выделение основной мысли
+
+
+
/
+
Ответы на вопросы
5
З
И
М
И
Н
+
6
+
+
Монологическая речь
И
Г
У
Т
О
В
А
+
Диалогическая речь
+
И
Л
Л
А
Р
И
О
Н
О
В
+
7
/
/
+
/
+
/
/
Списывание текстов
/
К
А
П
У
С
Т
И
Н
8
/
+
9
К
Л
И
М
У
Ш
Е
В
+
/
/
/
Запись под диктовку
+
/
Изложение
/
/
+
/
/
/
/
+
К
О
Д
А
Н
Е
В
А
+
Итого: «+»
«-»
-
/
+
/
+
/
/
/
К
О
К
А
Н
И
Н
А
/
-
+
/
+
/
+
3
0
+
К
О
М
А
Р
О
В
-
+
/
/
/
5
0
+
/
+
/
+
Л
А
П
И
Н
-
8
0
+
-
/
+
+
/
+
…
+
+
/
6
0
-
/
+
+
…
-
+
+
0
1
/
/
+
+
…
/
/
0
5
+
/
…
+
/
+
+
/
9
0
+
/
+
…
+
0
2
/
+
+
/
…
0
5
/
…
/
+
+
…
/
7
0
/
7
1
…
…
7
0
Технологическая карта выявления качества обучения учащихся по русскому языку 4 «А» класс
№ п/п
Содержание модулей учебного предмета
Фамилии учащихся класса
1.
2.
Б
Е
Л
О
В
Части речи
Разбор слов как самостоятельной части речи
3.
У
Б
О
Л
О
Т
О
В
У
О
Синтаксический разбор предложения
4.
Г
А
Б
О
В
А
З
И
М
И
Н
У
5.
Списывание и письмо под диктовку текстов с изученными орфограммами
+
О
О
О
У
+
6.
И
Г
У
Т
О
В
А
Умение группировать и классифицировать языковой материал по заданным и самостоятельно выделенным основаниям
И
Л
Л
А
Р
И
О
Н
О
В
+
Сочинение в соответствии с выбранной темой и жанром
+
О
У
7.
У
У
+
У
+
+
Использование средств устного общения
К
А
П
У
С
Т
И
Н
О
+
У
О
К
Л
И
М
У
Ш
Е
В
У
+
+
Вывод: программный минимум усвоен 100% учащихся
У
У
О
О
У
У
+
+
К
О
Д
А
Н
Е
В
А
У
У
+
О
У
+
К
О
К
А
Н
И
Н
А
У
+
У
+
У
У
У
К
О
М
А
Р
О
В
О
+
У
У
О
О
У
К
Р
У
П
П
А
+
О
У
У
У
О
О
К
У
З
Ь
М
И
Н
+
+
У
О
У
У
О
Л
А
П
И
Н
О
О
О
У
+
У
М
Е
Л
Ь
Н
И
К
О
О
О
+
О
О
…
У
О
О
О
+
У
О
О
О
+
О
У
О
О
У
+
+
О
О
О
У
О
О
+
Технологическая карта отслеживания уровня воспитанности учащихся 4 «А» класс
№ п/п
Содержание модулей учебного процесса
Фамилии учащихся класса
1.
Б
Е
Л
О
В
Культура внешнего вида
2.
3.
+
Осмысление понятия добра
Б
О
Л
О
Т
О
В
+
Г
А
Б
О
В
А
/
Осмысление понятия зла
4.
/
+
+
Отношение к другу (подруге)
З
И
М
И
Н
5.
И
Г
У
Т
О
В
А
+
+
/
+
Эмоциональная реакция на победу
6.
Эмоциональная реакция на поражение
+
7.
/
/
+
/
И
Л
Л
А
Р
И
О
Н
О
В
+
+
Регулирование своего поведения в разных ситуациях
/
8.
К
А
П
У
С
Т
И
Н
+
+
/
+
Стремление к славе (первенству)
/
9.
+
+
-
К
Л
И
М
У
Ш
Е
В
/
/
+
10.
+
+
Отстаивание своей позиции
+
+
/
/
/
К
О
Д
А
Н
Е
В
А
+
+
/
+
/
+
+
/
Владение чувством юмора
К
О
К
А
Н
И
Н
А
+
11.
/
+
+
+
+
+
+
-
Умение общаться
/
К
О
М
А
Р
О
В
/
/
+
+
+
+
/
/
+
/
К
Р
У
П
П
А
+
+
/
/
/
/
/
+
+
+
/
+
К
У
З
Ь
М
И
Н
+
+
-
+
-
/
/
+
Л
А
П
И
Н
/
+
+
+
/
+
-
/
-
+
+
М
Е
Л
Ь
Н
И
К
+
+
+
/
/
-
+
+
+
+
/
+
…
/
+
/
/
-
/
+
+
+
/
-
+
+
/
+
/
+
+
-
+
/
+
/
+
/
/
/
/
+
+
/
+
+
/
/
+
/
+
-
*
/
+
+
/
+
/
/
+
/
/
+
/
+
+
/
+
+
+
Технологическая карта выявления качества обучения учащихся по математике 4 «А» класс
№ п/п
Содержание модулей учебного предмета
Фамилии учащихся класса
1.
2.
Б
Е
Л
О
В
Задачи, раскрывающие связь между величинами
Задачи на нахождение четвертого пропорционального
3.
О
Б
О
Л
О
Т
О
В
У
О
Задачи на пропорциональное деление
4.
Г
А
Б
О
В
А
З
И
М
И
Н
У
5.
Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям
+
О
+
+
О
О
6.
И
Г
У
Т
О
В
А
Использование уравнений при решении задач
И
Л
Л
А
Р
И
О
Н
О
В
+
Задачи на движение
+
О
У
7.
У
У
+
О
+
О
Использование блок-схем при решении задач
К
А
П
У
С
Т
И
Н
У
О
О
+
К
Л
И
М
У
Ш
Е
В
У
О
+
Вывод: программный минимум усвоили 100% учащихся
У
У
+
+
-
О
+
+
К
О
Д
А
Н
Е
В
А
У
У
+
О
У
+
К
О
К
А
Н
И
Н
А
У
О
У
+
О
У
У
К
О
М
А
Р
О
В
О
О
У
О
У
О
У
К
Р
У
П
П
А
О
+
О
У
-
О
О
К
У
З
Ь
М
И
Н
О
О
О
О
У
О
О
Л
А
П
И
Н
О
У
О
У
О
О
М
Е
Л
Ь
Н
И
К
У
О
О
О
О
У
…
У
О
О
О
+
О
О
О
У
О
+
У
О
О
О
О
О
О
+
О
О
+
+
+
Выводы:
- Результаты выполнения тестовых работ свидетельствуют о наличии положительной динамики уровня обученности учащихся 4А класса по русскому языку и математике (программный минимум усвоили 100% учащихся);
- Анализ результатов выполнения работ показывает, что к концу первого полугодия основная часть учащихся 4А класса достигает уровня стандарта начального общего образования по русскому языку и математике.
- Результаты мониторинга по литературному чтению свидетельствуют о том, что учащиеся 4А класса овладели первичными исследовательскими навыками, осознанно работают с содержанием текстов разных видов, направленных на проверку понимания использованных в тексте языковых средств, последовательности смысловых частей, особенностей текстов разных видов.
- В меньшей степени у учащихся сформировано умение систематизировать и обобщать полученную информацию, делать нужные выводы своими словами, определять авторский замысел.
Заключение:
- Результаты мониторинга показали средний уровень сформированности общеучебных умений и навыков по русскому языку, математике и литературному чтению в соответствии с требованиями программы.
- На второе полугодие было скорректировано календарно-тематическое планирование по данным предметам, целью которого является формирование ОУУнов на более высоком уровне.
- Мониторинг в конце второго полугодия поможет выявить насколько повысился уровень общеучебных умений и навыков и определить главные задачи при переходе из начальной школы в основную.