В течение последних 10 лет проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой.
- -повышены требования со стороны общества к личности педагога,
- - роль в образовательном процессе.
- - высокая эмоциональная загруженность
- -несемейные педагоги,
- -бездетные,
- - плохое материальное положение,
- -незащищенность,
- - социальная несправедливость,
- -потеря социальной престижности;
- -высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников,
- - коммуникативная нагрузка.
- -работа с лицами с ОВЗ (не включая, дети с УО)
- -работа с детьми с умственной отсталостью более 5 лет.
Следствие:
- Увеличивается нервно-психического напряжения педагога
- - невротическое расстройство
- - обостряются
психосоматических заболевания.
"выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия»
В. В. Бойко
Три фазы формирования выгорания.
Фаза напряжения.
Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания
- Фаза истощения сопровождается:
- -общим падением энергетического тонуса
- - ослаблением нервной системы,
-оскудением психических ресурсов
Последствия:
- проблемы в семье,
-нарушение взаимоотношений с родными, с детьми.
-усиливаются тревожность, раздражительность,
- появляется агрессивность,
- изменяется стиль общения педагога с детьми (авторитарным или либерально-попустительским
Профилактика СЭВ
-стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
-учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
-проще относиться к конфликтам на работе;
-не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
- Естественные способы регуляции организма и само регуляция
- -длительный сон,
- -вкусная еда,
- - общение с природой и животными,
- -баня,
- -массаж,
- - движение,
- - танцы,
- -музыка .
- Данные средства нельзя использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.
- Они лишь способствуют:
- - восстановлению сил,
- -нормализуют эмоциональный фон деятельности,
- - усиливающим мобилизацию ресурсов организма.
Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь