СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологии ТРИЗ

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение технологии ТРИЗ для развития творческих способностей учащихся

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии ТРИЗ»

Муниципальное образовательное учреждение  средняя школа № 9 ТРИЗ – теория решения изобретательских задач КАПКОВА ТАТЬЯНА ГРИГОРЬЕВНА, учитель биологии высшей категории г. Димитровград

Муниципальное образовательное учреждение

средняя школа № 9

ТРИЗ – теория решения

изобретательских задач

КАПКОВА ТАТЬЯНА ГРИГОРЬЕВНА,

учитель биологии высшей категории

г. Димитровград

Теория решения изобретательских задач ( ТРИЗ ) – это наука о развитии систем и об эффективном мышлении в любой области творчества. Еще ТРИЗ называют общей теорией творчества.  Главное отличие тризовского мышления от других образов мышления – это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам!
  • Теория решения изобретательских задач ( ТРИЗ ) – это наука о развитии систем и об эффективном мышлении в любой области творчества. Еще ТРИЗ называют общей теорией творчества.
  • Главное отличие тризовского мышления от других образов мышления – это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам!
 ТРИЗ начала создаваться в пятидесятых годах талантливым человеком, писателем-фантастом, инженером и изобретателем –  Генрихом Сауловичем Альтшуллером .

ТРИЗ начала создаваться в пятидесятых годах талантливым человеком, писателем-фантастом, инженером и изобретателем –

Генрихом Сауловичем Альтшуллером .

 Основные функции и области применения ТРИЗ: решение изобретательских задач любой сложности и направленности; прогнозирование развития технических систем; развитие творческого воображения и мышления; развитие качеств творческой личности и развитие творческих коллективов.

Основные функции и области применения ТРИЗ:

  • решение изобретательских задач любой сложности и направленности;
  • прогнозирование развития технических систем;
  • развитие творческого воображения и мышления;
  • развитие качеств творческой личности и развитие творческих коллективов.
Мозговой штурм - один из первых методов активизации творческого процесса - был изобретен в конце 30 - х гг. в США Алексом Осборном.
  • Мозговой штурм - один из первых методов активизации творческого процесса - был изобретен в конце 30 - х гг. в США Алексом Осборном.
Особенно интересен с точки зрения преподавания биологии раздел АРИЗа
  • Особенно интересен с точки зрения преподавания биологии раздел АРИЗа "вепольный анализ". Термин "веполь" образован от слов "вещество" и "поле"; он обозначает простейшую систему, которая в соответствии с концепцией Г.С. Альтшуллера состоит из трех элементов: вещества В1, которое должно быть подвергнуто изменению, вещества В2, осуществляющего необходимое действие, и поля П, которое обеспечивает взаимодействие В1 и В2.
Вепольный анализ не заменяет творческий процесс и не дает готового результата - решения, он является лишь вспомогательным средством для усиления мыслительной деятельности .  Если говорить без ложной скромности, то гениальность автора вепольного анализа в том и состояла, что опыт изобретателей по решению технических проблем он преобразовал в относительно несложный метод, которым может пользоваться любой человек при создании новых изобретений.
  • Вепольный анализ не заменяет творческий процесс и не дает готового результата - решения, он является лишь вспомогательным средством для усиления мыслительной деятельности .
  • Если говорить без ложной скромности, то гениальность автора вепольного анализа в том и состояла, что опыт изобретателей по решению технических проблем он преобразовал в относительно несложный метод, которым может пользоваться любой человек при создании новых изобретений.
Мы будем использовать очень упрощенный вариант вепольного анализа, достаточный для решения биологических проблем в школе.
  • Мы будем использовать очень упрощенный вариант вепольного анализа, достаточный для решения биологических проблем в школе.
Пример:  Известно, что в пещерных водоемах обитают слепые рыбы. Как ориентируются слепые рыбы в таких условиях?

Пример:

Известно, что в пещерных водоемах обитают слепые рыбы. Как ориентируются слепые рыбы в таких условиях?

Составляется схема взаимодействия по условию проблемы.  Слепые рыбы - среда водоема Варианты стрелок между взаимодействующими элементами: - сплошная стрелка - положительное взаимодействие; - пунктирная стрелка - неопределенное взаимодействие; - волнистая стрелка - отрицательное взаимодействие. Над стрелкой указывается явление или процесс взаимодействия, если об этом говорится в условии проблемы. Если процесс неизвестен, то над стрелкой ставим вопросительный знак.
  • Составляется схема взаимодействия по условию проблемы.

Слепые рыбы - среда водоема

  • Варианты стрелок между взаимодействующими элементами:

- сплошная стрелка - положительное взаимодействие;

- пунктирная стрелка - неопределенное взаимодействие;

- волнистая стрелка - отрицательное взаимодействие.

  • Над стрелкой указывается явление или процесс взаимодействия, если об этом говорится в условии проблемы. Если процесс неизвестен, то над стрелкой ставим вопросительный знак.
Составляется подробное описание структурных ресурсов взаимодействующих элементов и оцениваются возможности каждого из них в организации взаимодействия. Ресурсы рыбы: чешуя, слизь, кожа, мышцы, скелет, системы органов полости тела, органы чувств. Среда водоема: вода, каменистое дно, течения, температура и химический состав воды, электромагнитные поля . Рассматриваются возможности каждого элемента для ориентации рыб и составляются гипотезы.
  • Составляется подробное описание структурных ресурсов взаимодействующих элементов и оцениваются возможности каждого из них в организации взаимодействия.

Ресурсы рыбы: чешуя, слизь, кожа, мышцы, скелет, системы органов полости тела, органы чувств.

Среда водоема: вода, каменистое дно, течения, температура и химический состав воды, электромагнитные поля .

  • Рассматриваются возможности каждого элемента для ориентации рыб и составляются гипотезы.
 Можно предложить следующие гипотезы. Рыбы могут ориентироваться следующими способами: - по разнице температур в слоях воды; по особенностям запаха; - по солевому составу среды; - по колебаниям воды; - по электрическим разрядам (полям); - по звуковым колебаниям; - по изменениям магнитного поля Земли.

Можно предложить следующие гипотезы.

  • Рыбы могут ориентироваться следующими способами:

- по разнице температур в слоях воды; по особенностям запаха;

- по солевому составу среды;

- по колебаниям воды;

- по электрическим разрядам (полям);

- по звуковым колебаниям;

- по изменениям магнитного поля Земли.

  Задача. Чернильное озеро  В центре Алжира есть «чернильное» озеро: вода в нем имеет чернильный цвет. И вот что интересно: в озеро впадает несколько рек, и во всех – кристально чистая вода. На дне озера тоже нет никаких веществ, которые могли бы придать воде чернильный цвет.  Откуда же берутся «чернила»?

Задача. Чернильное озеро В центре Алжира есть «чернильное» озеро: вода в нем имеет чернильный цвет. И вот что интересно: в озеро впадает несколько рек, и во всех – кристально чистая вода. На дне озера тоже нет никаких веществ, которые могли бы придать воде чернильный цвет. Откуда же берутся «чернила»?

Решение 1 Воды рек несут растворенные вещества, которые не меняют цвет воды. Но при их смешивании происходит реакция, дающая вещество «чернильного» цвета.  Журнал «Наука и Техника», 1987. – № 11. (Юлий Мурашковский

Решение 1

  • Воды рек несут растворенные вещества, которые не меняют цвет воды. Но при их смешивании происходит реакция, дающая вещество «чернильного» цвета. Журнал «Наука и Техника», 1987. – № 11. (Юлий Мурашковский
Решение 2 В озере есть микроорганизмы, продукты жизнедеятельности которых придают воде чернильный цвет.

Решение 2

  • В озере есть микроорганизмы, продукты жизнедеятельности которых придают воде чернильный цвет.
Решение 3 По берегам озера могут быть какие нибудь растения плоды которых падают в озеро и растворяясь там дают такой цвет.

Решение 3

  • По берегам озера могут быть какие нибудь растения плоды которых падают в озеро и растворяясь там дают такой цвет.
Решение 4 1. Цвет воды таков из за того, что вода в реках впадающих в озеро несет разные химические вещества которые уже в озере смешиваются и вступают в реакцию 2. Чернила это продукт биологического происхождения. В озере водиться огромная популяция каракатиц. Которых регулярно пугают динамитом, работники, чтобы не иссякал поток туристов приезжающий посмотреть на это удивительное чудо света. Бедные каракатицы))))

Решение 4

  • 1. Цвет воды таков из за того, что вода в реках впадающих в озеро несет разные химические вещества которые уже в озере смешиваются и вступают в реакцию
  • 2. Чернила это продукт биологического происхождения. В озере водиться огромная популяция каракатиц. Которых регулярно пугают динамитом, работники, чтобы не иссякал поток туристов приезжающий посмотреть на это удивительное чудо света. Бедные каракатицы))))
«Зоопарк без клеток»  В 1907 году Карл Гагенбек открыл в Германии Штеллин-генский зоопарк, где животных содержали с максимальной свободой, в загонах без решеток. Когда проектировали зоопарк, возникла проблема: как обезопасить зрителей от хищных зверей - леопардов, львов, тигров? Традиционное решение: выкопать ров. Понятно, что ров нужен широкий, его ширина должна быть не менее 5 метров. Такой ров, конечно, не украсит зоопарк. Убрать бы ров полностью, или хотя бы сократить на метр-полтора, но такое расстояние хищник может перепрыгнуть. Как быть?

«Зоопарк без клеток»

В 1907 году Карл Гагенбек открыл в Германии Штеллин-генский зоопарк, где животных содержали с максимальной свободой, в загонах без решеток. Когда проектировали зоопарк, возникла проблема: как обезопасить зрителей от хищных зверей - леопардов, львов, тигров?

Традиционное решение: выкопать ров. Понятно, что ров нужен широкий, его ширина должна быть не менее 5 метров. Такой ров, конечно, не украсит зоопарк. Убрать бы ров полностью, или хотя бы сократить на метр-полтора, но такое расстояние хищник может перепрыгнуть. Как быть?

Подсказка 1[ИКР]  Хищник сам не может (не хочет) перепрыгнуть узкий ров .  Подсказка 2[Противоречие]  Ров должен быть широким, чтобы хищник его не мог перепрыгнуть, и ров должен быть узким, чтобы не обезображивать зоопарк или его вообще не должно быть. Подсказка 3[Ресурсы]  Рассмотрите процесс
  • Подсказка 1[ИКР]

Хищник сам не может (не хочет) перепрыгнуть узкий ров .

  • Подсказка 2[Противоречие]

Ров должен быть широким, чтобы хищник его не мог перепрыгнуть, и ров должен быть узким, чтобы не обезображивать зоопарк или его вообще не должно быть.

  • Подсказка 3[Ресурсы]

Рассмотрите процесс "прыганья" хищника, в том числе позу тигра, необходимую для прыжка.

Решение 1    Гагенбек предложил сделать узкую полоску на внешнем краю загона, как раз в том месте, откуда может прыгнуть хищник. Эта канавка была несколько ниже основного грунта. Теперь у животного, готовящегося прыгнуть, передние лапы расположены ниже, чем задние. Такое неудобное и непривычное положение препятствует длинному прыжку. Решение 2  Сделать поверхность скользкой
  • Решение 1

Гагенбек предложил сделать узкую полоску на внешнем краю загона, как раз в том месте, откуда может прыгнуть хищник. Эта канавка была несколько ниже основного грунта. Теперь у животного, готовящегося прыгнуть, передние лапы расположены ниже, чем задние. Такое неудобное и непривычное положение препятствует длинному прыжку.

  • Решение 2 Сделать поверхность скользкой
 Задача «Кто не спрятался…»   Птицы поедают насекомых. Особенно в Африке. Но как их ловить в тех местах, где выросла очень высокая трава? Насекомые прячутся в траве, их не видно. Как же птицы все-таки добывают себе корм?

Задача

«Кто не спрятался…»

Птицы поедают насекомых. Особенно в Африке. Но как их ловить в тех местах, где выросла очень высокая трава? Насекомые прячутся в траве, их не видно. Как же птицы все-таки добывают себе корм?

Подсказка 1 ИКР  Насекомые сами появляются над травой или на открытых пространствах. Подсказка 2[Ресурсы]
  • Подсказка 1 ИКР

Насекомые сами появляются над травой или на открытых пространствах.

  • Подсказка 2[Ресурсы]

"Живность" в траве.

  • Подсказка 3[Прием/принцип]

Используйте посредник, т.е. нечто, что могло бы привлечь или вспугнуть насекомых.

Решение 1 Самые свирепые охотники леса не львы, не тигры и не волки, а бродячие муравьи. Это страшные существа! Когда, рассыпавшись широким фронтом, они прочесывают местность, все живое уступает им дорогу. Сворачивают в сторону даже слоны. Толпы таких муравьев сопровождает свита из птиц, которые охотятся за насекомыми, вспугнутыми мелкими хищниками.

Решение 1

  • Самые свирепые охотники леса не львы, не тигры и не волки, а бродячие муравьи. Это страшные существа! Когда, рассыпавшись широким фронтом, они прочесывают местность, все живое уступает им дорогу. Сворачивают в сторону даже слоны. Толпы таких муравьев сопровождает свита из птиц, которые охотятся за насекомыми, вспугнутыми мелкими хищниками.
Задача «Правление царей в Швеции»   Согласно скандинавским преданиям, цари древней Швеции правили по 9 лет. После этого их убивали. Как царю продолжить правление и остаться живым?

Задача

«Правление царей в Швеции»

Согласно скандинавским преданиям, цари древней Швеции правили по 9 лет. После этого их убивали. Как царю продолжить правление и остаться живым?

Подсказка 1 ИКР  Живой царь правит больше 9 лет. Подсказка 2 [Противоречие]   Царь должен править в последний день девятигодового срока, и не должен править, чтобы его не убили.
  • Подсказка 1 ИКР

Живой царь правит больше 9 лет.

  • Подсказка 2 [Противоречие]

Царь должен править в последний день девятигодового срока, и не должен править, чтобы его не убили.

Решение 1 Иногда правители, чтобы не подвергнуться каре, заменяли на несколько дней себя на троне преступниками, которых вследствии казнили, словно настоящих царей. Вот откуда идет поговорка о

Решение 1

  • Иногда правители, чтобы не подвергнуться каре, заменяли на несколько дней себя на троне преступниками, которых вследствии казнили, словно настоящих царей. Вот откуда идет поговорка о "халифе на час". (Виталий Ильинский)
  • Решение 2 Торжественно убивается копия короля (например, кукла), бывший король меняет имя и снова восходит на престол
 «Шляпу сними»  Один американский кинотеатр стал прогорать. Оказалось, зрители были недовольны тем, что во время киносеанса дамы не снимают шляп, загораживая экран. И чего только не делала администрация кинотеатра. Повесили объявление в гардеробе, просили по громкоговорителю быть вежливыми - результат нулевой. Как же заставить упрямых дам снимать шляпы во время киносеанса?

«Шляпу сними»

Один американский кинотеатр стал прогорать. Оказалось, зрители были недовольны тем, что во время киносеанса дамы не снимают шляп, загораживая экран. И чего только не делала администрация кинотеатра. Повесили объявление в гардеробе, просили по громкоговорителю быть вежливыми - результат нулевой. Как же заставить упрямых дам снимать шляпы во время киносеанса?

Подсказка 1 ИКР   Дама САМА хочет снять шляпу. Подсказка 2 [Наводка]  Измените ценность одетой во время сеанса шляпы или ценность человека, у которого одета шляпа.
  • Подсказка 1 ИКР

Дама САМА хочет снять шляпу.

  • Подсказка 2 [Наводка]

Измените ценность одетой во время сеанса шляпы или ценность человека, у которого одета шляпа.

 Решение 1 А вот как. Текст объявления изменили:

Решение 1

  • А вот как. Текст объявления изменили: " Во время сеанса просим дам снять шляпы. К пожилым леди это не относится". Ни одна дама не захотела, чтобы ее приняли за старушню. Даже в темноте зала.
  • Решение 2 Поднять выше экран и обеспечить удобный угол просмотра, поставив экран под углом и установив спинки кресел параллельно ему.
Решение подобных комплексных задач, когда последовательно используются все стратегии поиска нужного пути, позволяет развивать разные стороны мышления: и фантазию, и анализ, и системность, и логичность мышления, в силу чего они и полезны учащимся; в том числе и закрепления, усвоения пройденного учебного материала.
  • Решение подобных комплексных задач, когда последовательно используются все стратегии поиска нужного пути, позволяет развивать разные стороны мышления: и фантазию, и анализ, и системность, и логичность мышления, в силу чего они и полезны учащимся; в том числе и закрепления, усвоения пройденного учебного материала.
Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей и учителя, а кроме этого - на сам учебный предмет, т. к. позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал.  Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся, т. к. по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества.  Помогает формированию у детей целостной картины мира.
  • Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей и учителя, а кроме этого - на сам учебный предмет, т. к. позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал.
  • Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся, т. к. по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества.
  • Помогает формированию у детей целостной картины мира.
Ю.Г. Тамберг сказал:
  • Ю.Г. Тамберг сказал: "Если человек умеет хорошо решать задачи, значит, он хорошо мыслит".
  • Учить мыслить нестандартно, преодолевать шаблонность ума, управлять процессом мышления трудно, но интересно.
Удачи в  творческом  поиске!

Удачи в

творческом

поиске!