СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Блокадный хлеб"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа посвящена изучению блокадного хлеба. Идея этой работы состоит в том, чтобы изучить хлеб блокадного Ленинграда и доказать, что он не похож на современный.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Блокадный хлеб"»

Научно-практическая конференция младших школьников.








Блокадный хлеб














Работу выполнила: Сизикина Ксения Александровна

муниципальное общеобразовательное учреждение

Онохинская Средняя общеобразовательная школа,

4 «А» класс.

Научный руководитель:

Ганиева Татьяна Сергеевна,

учитель начальных классов






Онохино 2025

Люди! Не выбрасывайте хлеб!
Крошки, собирая по крупицам,
Что не съели сами, дайте птицам,
Только не выбрасывайте хлеб.

В этих крошках - судеб миллионы,
Олицетворение Ленинграда.
Боль его, детей и женщин стоны,
Всех, кого взяла в кольцо блокада.

Ленинградцы, берегите хлеб.
Утопая в тёплой, сытой жизни,
Может хлеб теперь казаться лишним,
Но в блокаду голод был свиреп.

Трудно нам понять под мирным небом,
Мысленно представить этот ад...
Не гнушайтесь, люди, черствым хлебом,
Он ведь спас блокадный Ленинград.


Блокадный хлеб.


Сизикина Ксения Александровна

Тюменская область, Тюменский район, село Онохино,

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Онохинская средняя общеобразовательная школа, 4 «А» класс

Краткая аннотация

Данная работа посвящена изучению блокадного хлеба. Идея этой работы состоит в том, чтобы изучить хлеб в блокадном Ленинграде и доказать, что блокадный хлеб не похож по своему составу на современный. Мы узнали много интересного о блокадном хлебе. Работы, выполненные самостоятельно, становятся интересными, необычными и дорогими для нас. Нам было интересно узнать, как относятся к хлебу дети 4-х классов, что они знают о нем. По результатам опроса мы пришли к выводу, что больше всего употребляют в пищу белый, менее - черный хлеб. Многие покупают хлеб ежедневно и через день, а некоторые семьи - один-два раза в неделю. При анализе таблицы видно, что хлеб, который покупают, съедают весь или убирают до следующего раза. Радует, что есть такие семьи, которые собирают все крошки (кормят птиц, домашних животных). Но, к сожалению, четверо ребят ответили, что выбрасывают. Конечно выбрасывать хлеб нельзя, это мало того что большой грех, так еще и как то не по-человечески получается. Я в таких случаях все время вспоминаю голодные время войны, когда крошки хлеба считалось за счастье, особенно блокадникам Ленинграда.

Вопросы заинтересовали ребят, поэтому они ответили, что хотели бы подробнее узнать об этой теме.

Мы предполагаем, что многие дети многое не знают о блокадном хлебе и что блокадный хлеб не похож по своему составу на современный.






























Сизикина Ксения Александровна

Тюменская область, Тюменский район, село Онохино,

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Онохинская средняя общеобразовательная школа, 4 «А» класс



Введение

В этом году наша страна будет праздновать 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Все население России вот уже на протяжении 80 лет вспоминают те страшные события. 80 лет со дня Великой Победы мы вспоминаем с глубоким уважением и почтением своих предков, воевавших за нашу Родину против фашистской Германии! Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял голову перед врагом и мужественно переносил все невзгоды. Великая Отечественная война по своим масштабам, разрушениям и человеческим жертвам не имела себе равных за всю историю нашего государства. Тем значимее наша Победа!

Когда мы в первом, втором и третьем классе говорили о событиях Великой Отечественной войны, мне запомнился рассказ учителя о блокаде Ленинграда и рассказ о блокадном хлебе. Я захотела больше узнать об этом. Каждый год, изучая эту тему на классных часах, я узнавала что-то новое, интересное и трогательное. И теперь хочется поделиться этим с другими.

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа. Этот город стал также символом неисчислимых бед и страданий, которые принесла человечеству вторая мировая война. В осаждённом Ленинграде между хлебом и жизнью стоял знак равенства.

Я думаю, что эта тема актуальна, потому что чем дальше по времени отодвигаются от нас годы Великой Отечественной войны, тем важнее все детали, все подробности тех великих событий, о которых могут рассказать их непосредственные участники. Их опыт, доставшийся дорогой ценой, не должен забываться, он должен сохраниться, потому что национальная культура – это память народа об историческом прошлом. Мне захотелось больше узнать о блокадном хлебе и поделиться этими знаниями со своими друзьями и одноклассниками, а еще научить бережному отношению к хлебу.

Мы определили объект исследования: хлеб.

Предмет исследования блокадного хлеба — норма, содержание и пищевая ценность хлеба в блокадном Ленинграде.

Главная цель моего исследования заключается в том, чтобы изучить состав блокадного хлеба, что он значил для ленинградцев и как питались люди в тылу? Определить значимость хлеба в жизни человека и научить бережному отношению.

Основные задачи:

1. Изучить историю о блокадном хлебе.
2. Узнать состав хлеба, найти и собрать рецепты.

3. Провести анкетирование среди 4-х АБВ классов

4. Попробовать вместе с мамой испечь блокадный хлеб.

Гипотеза – предполагаем, что блокадный хлеб не похож по своему составу на современный.

В ходе исследования применялись методы:

- анализ информации из литературных источников, интернета;

- испечь продукт;

- опрос учащихся 4-х классов (анкетирование);

- систематизация данных.

Практическая значимость состоит в том, чтобы изучить историю о блокадном хлебе и испечь самим хлеб; узнать состав хлеба, найти и собрать рецепты; сделать сравнительный анализ блокадного хлеба с современным; провести анкетирование среди 4-х АБВ классов и

познакомить одноклассников с результатами исследования на классном часе; выступить на научно-практической конференции младших школьников.



























Содержание

1. Введение_____________________________________________________________4-5

2. Глава 1. Хлеб в блокадном Ленинграде ___________________________________7-8

3. Глава 2. Значение хлеба в жизни русского народа __________________________9

4. Глава 3. Рецепты хлеба военного времени ________________________________10-12

5. Глава 4. Практическая часть ____________________________________________13-15

6. Заключение__________________________________________________________16

7. Литература__________________________________________________________17

8. Приложение_________________________________________________________18-21



































Глава 1. Хлеб в блокадном Ленинграде

Осень 41-го и зима 42-го  - было самое тяжёлое время. В ноябре 1942 года от голода уже погибали тысячи людей. 19-го ноября Военный  совет  Ленинградского фронта принял постановление - "О снижении норм хлеба": "Во избежание перебоев в обеспечении хлебом войск фронта и населения Ленинграда установить с 20-го ноября 1941 года следующие нормы отпуска хлеба: рабочим и  инженерно-техническим работникам - 250 г., служащим, иждивенцам и детям - 125г; частям первой линии и боевым кораблям 500 г; лётно-техническому  составу 500г; всем остальным воинским частям 300 г».  

Так родились "сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам", которые вошли как символ нечеловеческих испытаний в память и сознание миллионов людей.
Кусочек хлеба на протяжении многих блокадных дней оставался для человека единственным источником жизни и единственной надеждой.  

Говорят, что блокадный хлеб был без запаха и вкуса? Но вот что говорит об этом жительница Ленинграда, пережившая блокаду, Зинаида Павловна Овчаренко: «До сих пор помню этот маленький, толщиной не более 3 см., черный липкий кусочек. С удивительным запахом, от которого не оторваться и очень вкусный! Хотя знаю, муки в нем было мало, в основном разные примеси. Мне и сегодня не забыть тот волнующий запах»…

На основе древесного сырья получали белковые дрожжи. Один килограмм дрожжей по содержанию белка почти соответствует килограмму мяса. В дрожжах много витаминов — больше, чем в овощах, фруктах и молоке. Эти витамины благотворно влияют на состояние нервной системы, мышц, пищеварения, кожи, волос, глаз и печени. А как всё это было нужно ленинградцам в блокаду!

Есть прессованные дрожжи в сыром виде было нельзя; они вызывали расстройство кишечника, поэтому их варили в кипятке. Тогда к горечи добавлялся неприятный запах. Чтобы сделать эту еду более привлекательной, дрожжи сушили и потом добавляли в суп по столовой ложке — повышали содержание белков. Или смешивали с поваренной солью и получали жидкую массу, напоминающую по вкусу сыр, а по консистенции сметану. В таком виде дрожжи либо добавляли в суп, либо использовали как подливку ко второму блюду.

Чтобы приготовить паштет, дрожжи жарили с солью, луком, перцем и жиром до густоты теста и смешивали с немного поджаренной мукой. Дрожжи теряли специфические для них запах и вкус, приобретали запах жареной печенки и приятный мясной или грибной вкус. Такой паштет можно было намазывать на хлеб. По аналогичному рецепту делали котлеты, но только массу еще перемешивали с готовой гречневой, рисовой или чечевичной кашей и мукой. К жареным котлетам готовили специальный луковый соус, также с добавлением жареных дрожжей.

На фронте защитникам города выдавали брикеты с дрожжами для приготовления супа и каш. Брикет супа весом 50 граммов размешивали в литре кипятка и кипятили 15 минут. Брикет каши весил 200 граммов, перед употреблением его нужно было разломать, смешать с водой и варить 15–20 минут. Дрожжи использовали также при приготовлении плова, жаркого — всего в 26 блокадных блюдах!







































Глава 2. Значение хлеба в жизни русского народа

С самых первых этапов развития человечества хлеб был самым большим из богатств: у кого был хлеб, тот жил хорошо.

Издавна завоеватели пытались отобрать у покоренных самое ценное: драгоценности и хлеб. Когда золото теряло свою стоимость и привлекательность. Во время своих походов Александр Македонский получил столько золота, что оно стало цениться в три раза ниже! А почему так? Потому что настоящим эталоном цены всегда был хлеб. Золотом не наешься!

А когда покидали чужую землю, то обязательно уничтожали хлеб, который не могли взять с собой, и сжигали посевы. Ибо понимали, что без хлеба пострадавшие нескоро восстановят силы и смогут отомстить... Чтобы вырастить хлеб, люди тяжело работали. Хлеборобы должны были отстаивать плоды своего труда с оружием в руках. Главным яблоком раздора была всегда земля. Нетрудно понять причину. Конечно, земля рождает хлеб.

Хлеб во все времена — богатство. Пословицы про хлеб создавались многими поколениями. На Руси к хлебу всегда относились с почтением и благоговением. Почитание хлеба началось давно. Древние земледельцы были убеждены, что «не пашня родит хлеб, а небо» и называли хлеб «небесный», «божественный». Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту. Но, к сожалению, не все дорожат хлебом. Много раз замечала, что в школе хлеб не ценят, особенно старшие классы. Они его берут из столовой. Потом хлеб можно увидеть: на подоконнике, на полу, в туалете или даже в мусорном ведре. Чтобы испечь булку хлеба надо потратить много труда, это очень трудоемкая работа. Хлеб у нас есть, он необходим каждый день. Но вкус его почувствуешь по-настоящему тогда, когда попытаешься представить себе, что пережила Россия в годы неурожаев и в военное время. Почему же тогда взрослые подростки этого не понимают? Наверное, потому что их не застал голод или знают мало о значимости хлеба.

Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб  содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500 г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба. Помните! И ничто в нашей жизни нам не заменит хлеб.







Глава 3.Рецепты хлеба военного времени

У войны был свой хлеб. Разным был хлеб войны: фронтовой, тыловой, блокадный.

Фронтовой хлеб

В действующей армии по нормам, установленным правительством в сентябре 1941 года, рацион солдата на 80 процентов состоял из хлеба, его полагалось 800 граммов.

Тот, который привозили на фронт из тыла, состоял из 40 процентов муки ржаной обойной (то есть смеленной из цельного зерна без отходов), соевой муки, семечкового шрота (макухи), свекольного жмыха, солода, отрубей. В последние годы войны муки в таком хлебе было лишь 10 процентов.

Фронтовые пекари пекли хлеб прямо на полях сражений — в земляных печах, устроенных прямо в грунте. Порой — под обстрелом.

Тыловой хлеб

Не лучше питались и те, кто остался в тылу. Им приходилось сложнее, так как основной запас зерна шёл на фронт, приходилось делать хлеб из того что есть. Московский технологический институт пищевой промышленности разработал рецепт «рабочего хлеба», в который добавляли картофель, отруби, жмых, макуху, а также крапиву, лебеду и прочие более менее съедобные травы. Такой хлеб был не питательным, а люди в тылу много работали физически и сил им требовалось очень много, чтобы обеспечивать фронт всем необходимым.

Блокадный хлеб

Блокадный хлеб! Он, как послед­няя соломинка, связывал истощенных людей с жизнью. Горький, черный, похожий на глину. Страшно подумать, но даже такого хлеба, наполовину состоящего из практически несъедобных компонентов, катастрофически не хватало. Чтобы не умереть от голода, люди варили и ели «суп» из древесного клея, разрезанных на куски кожаных сапог, ремней и туфель. Пили «Кофе из земли», ели «Котлеты из папье-маше», на десерт: «желе» из столярного клея.

Хлеб оккупированных районов, хлеб концлагерей. Разный, но очень похожий. Он был горьким — хлеб войны. Потому, что в его состав часто входили компоненты, которые в обычной жизни никто бы и не подумал в хлеб добавлять.

В блокадном Ленинграде бесперебойно работали только шесть хлебозаводов. Производство не останавливалось ни на один день. В начале блокады хлеб пекли из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки. Через месяц к этой смеси стали добавлять льняной и хлопковый жмых, отруби и муку из затхлого зерна. Затем в тесто стали добавлять обойную пыль, мучную сметку, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки, опилки.

Когда была в наличии, использовалась коревая мука (от слова корка). Как и откуда бралась эта мука? Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в блокадный город, ночью специальные бригады крючьями на веревках поднимали из воды мешки. Иногда мука находилась под водой больше двух недель. В середине такого мешка какое-то количество муки было сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании схватывалась, превращаясь в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, а затем измельчали и перемалывали. Эта коревая мука давала возможность значительно сократить количество других малосъедобных добавок в блокадном хлебе.

В сети интернет мы нашли несколько рецептов военного хлеба: хлеб «Ржевский», Ржаной хлеб, Кукурузная лепешка, Хлеб «остен-брот» (хлеб фашистских лагерей), хлеб из лебеды и отрубей, 1 рецепт блокадного хлеба, 2 рецепт блокадного хлеба, Рецепт блокадных булок.

1. Хлеб «Ржевский»

Картофель варили, очищали, измельчали. Выкладывали массу на доску, посыпанную отрубями, охлаждали. Добавляли отруби, соль, быстро замешивали тесто и помещали его в смазанные жиром формы, которые ставили в духовку.

2. Ржаной хлеб
Рожь – 200 г

Ромашка аптечная – 1 пакетик
Вода – 100 г
Щепотка соли

3. Кукурузная лепешка

Кукурузная мука – 200 г

Вода – 100 г

4. Хлеб «остен-брот» (хлеб фашистских лагерей)

отжимки сахарной свеклы – 40%,

отруби – 30%,

древесные опилки – 20%,

целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%.

5. Хлеб из лебеды и отрубей

Так как зимой лебеду взять негде, её мы заменили шпинатом.

Шпинат – 150 г

Отруби – 150 г

Вода – 100 г

6. 1 рецепт блокадного хлеба:

пищевая целлюлоза —10%;

хлопковый жмых —10%;

обойная пыль — 2%;

мучная сметки и вытряска из мешков — 2%;

кукурузная мука — 3%;

ржаная мука — 73%.

7. 2 рецепт блокадного хлеба:

мука ржаная обойная 57 %;

мука овсяная 30 %;

жмых подсолнечный 10 %;

солод ржаной   3 %;

соль (от общего веса) 2 %.

8. Рецепт блокадных булок:

мука ржаная обойная 10–12%;

остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.

Рецепты блокадного хлеба менялись практически каждый день, в зависимости от того, какие ингредиенты были в наличии. Для обогащения хлеба витаминами и полезными микроэлементами добавляли муку из луба сосны, ветвей березы и семян дикорастущих трав. Формы для выпечки хлеба смазывались соляровым маслом, ибо другого в блокадном Ленинграде просто не было.



















Глава 4. Практическая часть.

Практическая часть работы проводилась в 3 этапа.

Первый этап: для проведения исследования по определению состава хлеба мы купили в магазине булку «Дарницкого». Проанализировав состав блокадного хлеба, и сравнив его с образцом современного хлеба, получили следующие результаты:

Блокадный хлеб

Хлеб дарницкий

Смесь муки; ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой, льняной жмых, отруби, хлопковый жмых, обойная пыль, мучная сметка, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки, опилки.

Мука ржаная хлебопекарная обдирная, вода питьевая, мука пшеничная хлебопекарная первого сорта, соль пищевая, дрожжи хлебопекарные.


Моя гипотеза подтвердилась, действительно блокадный хлеб мало похож по составу на тот хлеб, который мы сейчас употребляем в пищу.

Второй этап: выпечка блокадного хлеба в домашних условиях. Мы с мамой решили попробовать испечь блокадный хлеб, а затем сравнить и попробовать.

Настало время приготовления хлеба. Было непросто найти все ингредиенты: мука ржаная обойная 57 %; мука овсяная 30 %; жмых подсолнечный 10 %; солод ржаной   3 %; соль (от общего веса) 2 %. Все это смешали, вымесили тесто, выложили в формы и поставили выпекать. Вот что у нас получилось. Когда я кушала этот хлеб, испечённый своими руками, и думала о тех, кто голодал в блокаду. Сегодня мне многое стало понятно, как дорог был этот кусочек в 125 грамм, как много они в него вкладывали. Попробовав хлеб, я, ощутила насколько тяжело приходилось людям в то время.
Чтобы завершить своё исследование, мы отрезали и взвесили 125 граммов чёрного хлеба, чтобы увидеть, как выглядит кусочек хлеба такой массы, и попробовали продержаться весь день только на этом кусочке. Честно говоря, было очень тяжело.

Третий этап: анкетирование учащихся 4–х АБВ классов филиала МАОУ Червишевской СОШ «Онохинская СОШ». В процессе было опрошено 62 учащихся, 4А – 20 человек; 4Б – 20 человек; 4В – 22 человека. Ребятам было предложено ответить на следующие вопросы.






Анкета

1. Любишь ли ты хлеб?

А. да

Б. нет

2. Какой хлеб больше любишь?

А. черный

Б. белый

3. Как часто ваша семья покупает хлеб?

А. каждый день

Б. через день

В. один-два раза в неделю

4. Что вы делаете с оставшимся хлебом?

А. съедаем весь

Б. убираем до следующего раза

В. выкидываем

Г. собираем все крошки (кормим птиц, домашних животных)

Д. делаем сухарики

В анкетировании участвовали обучающиеся 4-х АБВ классов. Всего приняли участия 62 человека. По результатам анкеты (приложение 2) можно сделать вывод:

На первый вопрос «Любишь ли ты хлеб?» учащиеся 4А класса ответили да – 20 и нет – 0; учащиеся 4Б класса ответили да – 18 и нет – 2; учащиеся 4В класса ответили да – 21 и нет – 1.

На второй вопрос «Какой хлеб больше любишь?» учащиеся 4А класса ответили черный – 8 и белый – 12 человек; учащиеся 4Б класса ответили черный – 6 и белый – 14 человек; учащиеся 4В класса ответили черный – 8 и белый – 14 человек.

На третий вопрос «Как часто ваша семья покупает хлеб?» учащиеся 4А класса ответили каждый день – 5, через день – 7, один-два раза в неделю – 8; учащиеся 4Б класса ответили каждый день – 5, через день – 10, один-два раза в неделю – 5; учащиеся 4В класса ответили каждый день – 10, через день – 10, один-два раза в неделю – 2 человека.

На четвертый вопрос «Что вы делаете с оставшимся хлебом?» учащиеся 4А класса ответили съедаем весь – 11, убираем до следующего раза – 2, выкидываем – 1, собираем все крошки (кормим птиц, домашних животных) – 1, делаем сухарики – 5 человек; учащиеся 4Б класса ответили съедаем весь – 10, убираем до следующего раза – 5, выкидываем – 2, собираем все крошки (кормим птиц, домашних животных) – 3, делаем сухарики – 0 человек; учащиеся 4В класса ответили съедаем весь – 9, убираем до следующего раза – 4, выкидываем – 1, собираем все крошки (кормим птиц, домашних животных) – 4, делаем сухарики – 4.

Итого по результатам всех классов получилось: на первый вопрос «Любишь ли ты хлеб?» учащиеся 4 АБВ классов ответили да – 59, нет – 3; на второй вопрос «Какой хлеб больше любишь?» учащиеся 4 АБВ классов ответили черный – 22, белый – 40; на третий вопрос «Как часто ваша семья покупает хлеб?» учащиеся 4 АБВ классов ответили каждый день – 20, через день – 27, один-два раза в неделю – 15; на четвертый вопрос «Что вы делаете с оставшимся хлебом?» учащиеся 4 АБВ классов ответили съедаем весь – 30, убираем до следующего раза – 11, выкидываем – 4, собираем все крошки (кормим птиц, домашних животных) – 8, делаем сухарики – 8 человек.

Больше всего употребляют в пищу белый, менее - черный хлеб. Многие покупают хлеб ежедневно и через день, а некоторые семьи - один-два раза в неделю. При анализе таблицы видно, что хлеб, который покупают, съедают весь или убирают до следующего раза. Радует, что есть такие семьи, которые собирают все крошки (кормят птиц, домашних животных). Но, к сожалению, четверо ребят ответили, что выбрасывают. Конечно выбрасывать хлеб нельзя, это мало того что большой грех, так еще и как то не по-человечески получается. Я в таких случаях все время вспоминаю голодные время войны, когда крошки хлеба считалось за счастье, особенно блокадникам Ленинграда.

















Заключение

В ходе работы над темой мы изучили материалы: хлеб в блокадном Ленинграде; значение хлеба в жизни русского народа; рецепты хлеба военного времени. Провели анкетирование и подготовили анализ анкетирования. Подготовили для учащихся буклеты – блокадный хлеб.

Мы считаем, гипотеза нашего исследования подтвердилась, современный хлеб по составу и пищевой ценности отличается от хлеба блокадного Ленинграда. В ходе исследования я больше узнала о блокаде Ленинграда, о технологии изготовления блокадного хлеба.

Хлеб блокадного Ленинграда, имея низкую калорийность и пищевую ценность не мог восполнить потребности организма в энергии. При потреблении в сутки 500 грамм хлеба человек обеспечивает свои потребности в энергии на 40%. Соответственно 125 грамм хлеба – самая низкая норма хлеба в блокадном городе обеспечивала энергией всего на 10 %. Причиной тому была как суточная норма, так и состав блокадного кусочка. Рецепты блокадного хлеба менялись в зависимости от того, какие ингредиенты были в наличии хлебозаводов. В его состав входила не только мука, но и компоненты, заменяющие её. Многие из компонентов не усваивались организмом человека. Поэтому пищевая ценность блокадного хлеба была ниже энергетической ценности современного хлеба и являлась незначительной для поддержания жизни жителей блокадного Ленинграда. Это стало основной причиной смерти 1 млн. жителей Ленинграда. Можно сделать вывод, что такие показатели хлеба в осажденном городе, как пористость, влажность и кислотность свидетельствуют о том, что в годы Вов были важны не качественные параметры хлеба. Он был возможностью сохранить жизнь. В осаждённом Ленинграде между хлебом и жизнью стоял знак равенства. Маленький паёк хлеба стал символом блокадного Ленинграда.

Современные дети не знают, что такое голод. Но, думаю, что это исследование заставит моих ровесников и подростков задуматься об отношении к хлебу, ценить, то, что выращено, создано для нас. А нам, подрастающему поколению важно помнить о той Великой Отечественной войне. Нужно помнить, для того, чтобы они не повторились.

Мы никогда не сможем почувствовать ужасы военных лет. Но в наших силах изменить отношение к хлебу, по-настоящему научиться беречь его. Так давайте будем больше ценить то, что нам кажется обычным сейчас: мир и хлеб.









Библиография

1. Диков А. Блокадный хлеб. - [Электронный ресурс] -  http://world-war.ru/blokadnyj-xleb

2. Ртищев Я. Пищевая ценность хлеба. - [Электронный ресурс] - http://www.e9.ru/hleb/31.html

3. Уфимов Е. П. Никто не забыт, ничто не забыто. - М.: «Советская Россия», 1985 г.

4. Энциклопедия для детей. [Т.42] Великая Отечественная война/ред. Коллектива: А. Голосовская, О. Елисеевская, А. Русакова. – М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2011 г.

5. http://vo.od.ua/rubrics/raznoe/14025.php%20Хлеб%20фронтовой,%20хлеб%20блокадный...






























Приложение 1.

Анкета «Блокадный хлеб»


1. Любишь ли ты хлеб?

А. да

Б. нет

2. Какой хлеб больше любишь?

А. черный

Б. белый

3. Как часто ваша семья покупает хлеб?

А. каждый день

Б. через день

В. один-два раза в неделю

4. Что вы делаете с оставшимся хлебом?

А. съедаем весь

Б. убираем до следующего раза

В. выкидываем

Г. собираем все крошки (кормим птиц, домашних животных)

Д. делаем сухарики

















Приложение 2.


Табличный анализ анкетирования

Вопрос

Итого

1. Любишь ли ты хлеб?

да

20

18

21

59

нет

0

2

1

3

2. Какой хлеб больше любишь?

черный

8

6

8

22

белый

12

14

14

40

3. Как часто ваша семья покупает хлеб?

каждый день

5

5

10

20

через день

7

10

10

27

один-два раза в неделю

8

5

2

15

4. Что вы делаете с оставшимся хлебом?

съедаем весь

11

10

9

30

убираем до следующего раза

2

5

4

11

выкидываем

1

2

1

4

собираем все крошки (кормим птиц, домашних животных)

1

3

4

8

делаем сухарики

5

0

4

9

всего (человек)

20

20

22

62







Приложение 3.


Буклет «Блокадный хлеб»