СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "читательская грамотность"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

повышение качества читательской грамотности учащихся

Просмотр содержимого документа
«Проект "читательская грамотность"»

МБОУ «Нижнеторейская СОШ» Проект: «Формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся как условие повышения читательской грамотности»

МБОУ «Нижнеторейская СОШ»

Проект:

«Формирование

информационно-коммуникативной компетенции учащихся как условие повышения читательской

грамотности»

Книга – это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…  А.И. Герцен

Книга –

это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…

А.И. Герцен

« Прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею.  А  интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».  Л.С. Выготский

« Прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею.  А  интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».

Л.С. Выготский

 Проблема  снижение интереса к чтению у молодого поколения; уменьшение количества часов по литературному чтению; нечитающий ученик в среднем и старшем звене школы менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени; словарный запас нечитающих детей скуден, невыразителен.

Проблема

  • снижение интереса к чтению у молодого поколения;
  • уменьшение количества часов по литературному чтению;
  • нечитающий ученик в среднем и старшем звене школы менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени;
  • словарный запас нечитающих детей скуден, невыразителен.
Актуальность проекта  Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно – образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом.

Актуальность проекта

  • Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.
  • Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации.
  • Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно – образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом.
  Объект исследования –  читательская грамотность  Предмет исследования –  процесс формирования читательской грамотности

Объект исследования

читательская грамотность

Предмет исследования –

процесс формирования читательской грамотности

Цель проекта:   ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ КАК ГРАМОТНОГО ЧИТАТЕЛЯ, СПОСОБНОГО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ

Цель проекта:

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ КАК ГРАМОТНОГО ЧИТАТЕЛЯ, СПОСОБНОГО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ

 Задачи:  изучить психолого – педагогическую литературу по данной теме; способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений; вычленить образовательные приемы, направленные на развитие и формирование осознанного чтения; апробировать образовательные приемы, направленные на развитие и формирование осознанного чтения; развивать у учащихся потребность в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования; формировать навык чтения на высоком уровне; прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению детских книг; консолидировать усилия учителей, родителей, библиотекарей в деле повышения престижа чтения, развивать семейное чтение.

Задачи:

  • изучить психолого – педагогическую литературу по данной теме;
  • способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений;
  • вычленить образовательные приемы, направленные на развитие и формирование осознанного чтения;
  • апробировать образовательные приемы, направленные на развитие и формирование осознанного чтения;
  • развивать у учащихся потребность в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования;
  • формировать навык чтения на высоком уровне;
  • прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению детских книг;
  • консолидировать усилия учителей, родителей, библиотекарей в деле повышения престижа чтения, развивать семейное чтение.

 Гипотеза   Формирование основ читательской грамотности будет эффективным при соблюдении следующих условий: организация системы работы по формированию у школьников правильной читательской деятельности; использование современных технологий (в том числе ИКТ), нестандартных форм работы в учебной и внеурочной деятельности, типов заданий, позволяющих развивать читательскую компетентность, самостоятельность читателя, его познавательную мотивацию, умения и навыки работы с художественными и информационными текстами; создание единого книжного окружения и книжных интересов детей и родителей как основы успешного формирования грамотного читателя в семье; учёт возрастных, психологических особенностей развития школьников

Гипотеза

Формирование основ читательской грамотности будет эффективным при соблюдении следующих условий:

  • организация системы работы по формированию у школьников правильной читательской деятельности;
  • использование современных технологий (в том числе ИКТ), нестандартных форм работы в учебной и внеурочной деятельности, типов заданий, позволяющих развивать читательскую компетентность, самостоятельность читателя, его познавательную мотивацию, умения и навыки работы с художественными и информационными текстами;
  • создание единого книжного окружения и книжных интересов детей и родителей как основы успешного формирования грамотного читателя в семье;
  • учёт возрастных, психологических особенностей развития школьников
 Планируемые результаты:  повышение успеваемости и качества знаний по литературному чтению совершенствование уровня сформированности техники чтения положительная динамика мотивации чтения раскрытие творческих способностей детей расширение кругозора, интеллектуального и творческого развития детей применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой и познавательной деятельности

Планируемые результаты:

  • повышение успеваемости и качества знаний по литературному чтению
  • совершенствование уровня сформированности техники чтения
  • положительная динамика мотивации чтения
  • раскрытие творческих способностей детей
  • расширение кругозора, интеллектуального и творческого развития детей
  • применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой и познавательной деятельности
ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТА   I  этап – аналитический  изучение состояния проблемы в теории и практике школы; систематизация дидактического материала; выработка стратегии; входной контроль: - методы опроса ( беседы, анкетирование); - техника чтения

ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТА

I этап – аналитический

  • изучение состояния проблемы в теории и практике школы;
  • систематизация дидактического материала;
  • выработка стратегии;
  • входной контроль:
  • - методы опроса ( беседы, анкетирование);
  • - техника чтения
 II  этап – внедренческий  разработка методов и приемов совершенствования навыка чтения Разработка уроков, внеклассных мероприятий, направленных на формирование читательской грамотности школьников осуществление совместной работы с родителями и библиотекой

II этап – внедренческий

  • разработка методов и приемов совершенствования навыка чтения
  • Разработка уроков, внеклассных мероприятий, направленных на формирование читательской грамотности школьников
  • осуществление совместной работы с родителями и библиотекой
 III  этап - оценочный  Проверка техники чтения Диагностика по выявлению круга интересов в самостоятельном выборе книг для чтения Диагностика уровня развития читательских умений

III этап - оценочный

  • Проверка техники чтения
  • Диагностика по выявлению круга интересов в самостоятельном выборе книг для чтения
  • Диагностика уровня развития читательских умений
Внеклассная работа:  - Внеклассные занятия  - Работа с родителями

Внеклассная работа:

- Внеклассные занятия

- Работа с родителями

Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся.  Посеять в душах благодать, Увы, не всякий раз дается. Но мы обязаны мечтать О дивном времени, и веке,  Когда цветком прекрасным стать Сумеет личность человека И мы обязаны творить, Презрев все тяготы мирские, Чтоб истин светлых заложить Задатки в души молодые, Чтоб верный путь им указать,  Помочь в толпе не раствориться...  Нам не дано предугадать, Но мы обязаны стремиться! Ф.И. Тютчев

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз дается.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, и веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Задатки в души молодые,

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться...

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!

Ф.И. Тютчев