Просмотр содержимого документа
«Проект "читательская грамотность"»
МБОУ «Нижнеторейская СОШ»
Проект:
«Формирование
информационно-коммуникативной компетенции учащихся как условие повышения читательской
грамотности»
Книга –
это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…
А.И. Герцен
« Прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».
Л.С. Выготский
Проблема
- снижение интереса к чтению у молодого поколения;
- уменьшение количества часов по литературному чтению;
- нечитающий ученик в среднем и старшем звене школы менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени;
- словарный запас нечитающих детей скуден, невыразителен.
Актуальность проекта
- Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.
- Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации.
- Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно – образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом.
Объект исследования –
читательская грамотность
Предмет исследования –
процесс формирования читательской грамотности
Цель проекта:
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ КАК ГРАМОТНОГО ЧИТАТЕЛЯ, СПОСОБНОГО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ
Задачи:
- изучить психолого – педагогическую литературу по данной теме;
- способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений;
- вычленить образовательные приемы, направленные на развитие и формирование осознанного чтения;
- апробировать образовательные приемы, направленные на развитие и формирование осознанного чтения;
- развивать у учащихся потребность в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования;
- формировать навык чтения на высоком уровне;
- прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению детских книг;
- консолидировать усилия учителей, родителей, библиотекарей в деле повышения престижа чтения, развивать семейное чтение.
Гипотеза
Формирование основ читательской грамотности будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- организация системы работы по формированию у школьников правильной читательской деятельности;
- использование современных технологий (в том числе ИКТ), нестандартных форм работы в учебной и внеурочной деятельности, типов заданий, позволяющих развивать читательскую компетентность, самостоятельность читателя, его познавательную мотивацию, умения и навыки работы с художественными и информационными текстами;
- создание единого книжного окружения и книжных интересов детей и родителей как основы успешного формирования грамотного читателя в семье;
- учёт возрастных, психологических особенностей развития школьников
Планируемые результаты:
- повышение успеваемости и качества знаний по литературному чтению
- совершенствование уровня сформированности техники чтения
- положительная динамика мотивации чтения
- раскрытие творческих способностей детей
- расширение кругозора, интеллектуального и творческого развития детей
- применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой и познавательной деятельности
ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТА
I этап – аналитический
- изучение состояния проблемы в теории и практике школы;
- систематизация дидактического материала;
- выработка стратегии;
- входной контроль:
- - методы опроса ( беседы, анкетирование);
- - техника чтения
II этап – внедренческий
- разработка методов и приемов совершенствования навыка чтения
- Разработка уроков, внеклассных мероприятий, направленных на формирование читательской грамотности школьников
- осуществление совместной работы с родителями и библиотекой
III этап - оценочный
- Проверка техники чтения
- Диагностика по выявлению круга интересов в самостоятельном выборе книг для чтения
- Диагностика уровня развития читательских умений
Внеклассная работа:
- Внеклассные занятия
- Работа с родителями
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, и веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Задатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться...
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
Ф.И. Тютчев