Проектная задача
«В царстве Берендея»
Тип проектной задачи | Межпредметная (математика, окружающий мир) проектная одновозрастная задача |
Место проектной задачи в образовательном процессе | Проводится в течение учебного года в 3 классе, рекомендуемое время проведения — до двух уроков |
Планируемый педагогический результат | Демонстрация навыка табличного умножения. Демонстрация навыка табличного умножения. |
Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача | Предметные 1. Умение выделять из предложенного перечня диких животных леса. 2. Умение применять таблицу умножения и производить действия умножения в концентре «Сотня» и «Тысяча». 3. Умение работать с единицами времени: переводить из больших в меньшие, сравнивать, вычислять. 4. Умение пользоваться геометрической терминологией: сторона квадрата, диагональ квадрата. |
Планируемый педагогический результат | «Сравнение величин» и возможность применять его в нестандартных условиях Усвоение предметного материала 3 класса по разделам программы «Внетабличное умножение», Демонстрация навыка табличного умножения. |
Критерии оценивания | Правильность выполнения предметных заданий. |
Правильное заполнение таблицы итогового задания на основе обобщения полученных данных. |
Продуктивность взаимодействия учащихся в микрогруппе |
Итоговое задание. Заполните таблицу.
Вопрос | Ответ |
Какие костюмы необходимы для инсценировки песни? | |
Какова стоимость каждого вида костюмов? | |
Какова стоимость всех костюмов для инсценировки? | |
В какой день недели можно оплатить услуги по пошиву костюмов, если от банка до ателье ехать на троллейбусе? | |
Какой из необходимых для инсценировки костюмов является самым дорогим? | |
Правильно ли расставили танцоров на схеме? | |
Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе)
Замысел проектной задачи
Проектная задача состоит из пяти заданий, стратегия выполнения заданий не позволит выполнять их в любом порядке — необходима определенная последовательность при выполнении большей части заданий. В соответствии с заданиями в проектной задаче класс делится на группы, каждая из которых независимо от других участвует в разработке своего проекта.
Задание № 1. Ученикам необходимо определить диких животных и их количество. На основе классификации по заданному основанию и знаний представителей домашних и диких животных третьеклассники осуществляют свой выбор.
Результат выполнения задания — определены виды животных, которые будут представлены на празднике.
Задание № 2. Ученикам необходимо применить комбинаторные умения для верного выполнения задания — расстановки участников во время танца. Для выполнения задания ученики должны продемонстрировать предметные умения — точное использование геометрической терминологии (сторона квадрата, диагональ квадрата).
Результат выполнения задания № 2 — верно определено месторасположение каждого вида животного.
Задание № 3. Правильная расстановка танцоров в соответствии со схемой
Задание № 4 предполагает подготовку сметы расходов для заказа на пошив заявленного количества костюмов. Ученики демонстрируют умение применять таблицу умножения и производить действия умножения в концентре «Сотня». Кроме того, ученики демонстрируют умение читать и дополнять таблицы в соответствии с заданием.
Результатом выполнения задания станет составленная смета расходов с определением итоговой суммы для выполнения заказа.
Задание № 5 потребует от третьеклассников соотнести временные рамки работы банка и ателье для того, чтобы стало возможным снять деньги и оплатить услуги ателье. В этой связи ученики должны продемонстрировать умение работать с единицами времени: переводить из больших единиц в меньшие, сравнивать, вычислять. Отвлекающими факторами в данном задании являются, во-первых, разные рабочие дни для банка и ателье — это ставит учеников перед выбором оптимального дня; во-вторых, разные часы работы с клиентами, что опять должно привести ребят к выбору наиболее приемлемого варианта. Усложняющим фактором становится информация о затрате времени на передвижение от банка до ателье, что дети обязаны учесть в обязательном порядке.
Содержание проектной задачи
К празднику «В царстве Берендея» решено представить инсценировку песни о животных. Для этого необходимы костюмы лесных зверей.
В ателье могут сшить следующие костюмы: лисы, зайца, волка, кошки, цыпленка, медведя, овечки.
Задание 1. Определите, костюмы, каких животных необходимо заказать в ателье (отметьте галочкой в квадратике).
□ лисы □ зайца □ волка □ кошки □ цыпленка □ медведя □ овечки
Задание 2. Помогите определить на схеме, где и в каких костюмах должны стоять танцоры (впишите букву, с которой начинается название животного).
Для начала необходимо определить общее количество танцоров в костюмах лесных животных. Для этого нужно расставить их в виде квадрата так, чтобы в каждом ряду были по одному виду каждого животного, причем по одной из диагоналей должны стоять танцоры в костюме животного, которое, в отличие от других, зимой впадает в спячку.

Задание 3. По схеме определите общее количество танцоров и количество костюмов каждого вида (количество костюмов каждого животного, участвующего в инсценировке, впишите в клеточку).
| лисы | | зайца |
| медведя | | кошки |
| волка | | цыпленка |
| овечки | | |
Задание 4. Заполните бланк для заказа костюмов, чтобы знать, какую сумму необходимо снять со счета в банке и оплатить услуги ателье.

Банк выдает деньги по вторникам, средам и пятницам. Ателье принимает оплату за услуги по понедельникам, средам и пятницам.

От банка до ателье можно доехать на троллейбусе или маршрутном такси. Время в пути на троллейбусе займет 1 ч 20 минут, а на маршрутном такси в 2 раза меньше.
Задание 5. В какой день недели удобнее произвести все расчеты за услуги по пошиву костюмов? (Отметьте галочкой в крайнем слева квадратике, укажите точное время.)
