СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональный стандарт учителя английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кратко описывается в чем суть стандарта? Что должен делать учитель иностранного языка в контексте ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональный стандарт учителя английского языка»



ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ





















Учитель иностранного языка

Горина Н.Ю.









Разгон-2019

Профессиональный стандарт учителя иностранных языков

Последнее время возникают в профессиональной среде споры, что же такое профессия «учитель». Одни полагают, что, как и для любой другой профессии, у профессии «учитель» должны быть строгие и измеримые параметры качества, а это значит, что должны быть и единые требования к учителю как к профессионалу. Другие полагают, что учитель – это творческая профессия, что во многом о качестве учителя можно судить исключительно на основе собственной интуиции, а не стандартных признаков. У каждого свои критерии. Кто же такой настоящий учитель. Профессия-то творческая. И может быть много вариантов решения возникшей проблемы: либо пытаться найти консенсус, оставив только то, с чем согласны все, либо включить всё, либо вообще пойти по третьему пути и сформулировать требования исходя из дидактических принципов, прописанных в педагогических теориях.

Профессиональный стандарт разрабатывался для самих педагогов для того, чтобы осознавать, куда стремиться в своем развитии, как не закостенеть, не зачерстветь с годами, и формируют его сами педагоги.


Итак, в чем же суть стандарта? Что должен делать учитель иностранного языка в контексте ФГОС?

«Если запастись терпением и проявить старание,

то посеянные семена знания непременно дадут

добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.»

(М. Квинтилиан)

Учитель иностранного языка должен:

· Придерживаться языковой нормы иностранного языка, избегать в устной и письменной речи «слов-паразитов», ошибочных ударений и форм в словах, используемых в работе с учащимися.

· при возникновении сомнения в правильности произношения или написания слова,

обращаться к словарям и источникам Интернета.

· владеть методами и технологиями обучения иностранному языку.

· владеть специальными приемами обучения детей с ограниченными возможностями

здоровья.

· давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики.

- владеть методами воспитательной работы, как на уроках, так и во внеклассной,

внеурочной работе.

· являться активным и постоянным читателем и зрителем (литературной периодики,

новинок литературы, кино и театра).

· поощрять формирование потребности учащихся в коммуникации на иностранном языке.

· поощрять участие учащихся в творческих и др. проектах.

· планировать образовательный процесс для группы, класса детей на основе имеющихся образовательных программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся.

· уметь организовать работу группы (класса) детей, в том числе индивидуальную и

коллективную, обеспечить смену форм деятельности, индивидуализации заданий,

· применять ИКТ в образовательном процессе как инструмента деятельности.

· участвовать в организации олимпиад, конференций, турниров, лингвистических игр в школе.

Учителю необходимо:

- уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы

контроля.

- использовать информационные источники (в Интернете и др.), в том числе иноязычные, пользуясь средствами автоматизированного перевода и звукового воспроизведения.

- уметь использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-

исторический, деятельностный и развивающий.

- уметь проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду,

- знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

- владеть элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и

возрастных особенностей учащихся.

- уметь планировать и анализировать образовательную работу с детьми школьного возраста в соответствии с ФГОС.

- владеть методами организации экскурсий, походов и внеклассных мероприятий.

- быть толерантным и сдержанным при работе с учащимися, родителями и коллегами.


В настоящее время существует много классификаций по оценке профессиональной компетенции учителя иностранного языка. Методист З.М. Цветкова предлагает такую модель:

1. Учитель начинает видеть, что его не понимают.

2. Учитель видит, что именно не понимают.

3. Учитель осознает, почему его не понимают.

4. Учитель видит, что нужно сделать, и делает так, чтобы его поняли.

5. Учитель способен добиться понимания за минимальное время.

6. Добиваясь понимания за минимальное время, учитель одновременно развивает

творческие возможности учащихся.

«Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приемов, методов обучения) и искусства (актерство и ораторство).

И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение».

С принятием нового профессионального стандарта изменятся подходы к педагогическому образованию. Согласно новому профессиональному стандарту, педагог должен иметь высшее или среднее профессиональное образование, уметь анализировать и планировать уроки, организовывать экскурсии, поддерживать деловую дружелюбную атмосферу в детском коллективе, объективно оценивать знания учащихся, защищать их интересы и достоинства.

Также новый стандарт предполагает, что каждый школьный учитель будет свободно говорить на иностранном языке, использовать вместе с учениками иноязычные источники информации, владеть методикой обучения детей-мигрантов, одаренных учеников, а также социально запущенных детей и учащихся с ограниченными возможностями здоровья. По новому стандарту учитель также должен уметь работать с обучающимися разных возрастных категорий и прекрасно владеть компьютером (разбираться в социальных сетях, вести уроки по скайпу, проводить презентации и видеоконференции).

По мнению экспертов, далеко не все учителя могут соответствовать требованиям профессионального стандарта. Необходимо сделать так, чтобы из педагогических институтов выходили уже профессиональные учителя.


ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСПЕШНОГО ПЕДАГОГА:

- мобильность

- самостоятельность в принятии решений

- готовность к переменам

- способность к нестандартной деятельности


4 БЛОКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

1) методическая

2) психолого-педагогическая

3) коммуникативная

4)проектно-исследовательская

Существует необходимость наполнения профессионального стандарта новыми компетенциями:

1. Работа с одаренными детьми;

2. Работа в условиях инклюзивного образования;

3. Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;

4. Работа с девиантными, зависимыми, социально-уязвимыми детьми, имеющими серьезные отклонения в поведении.


СТРУКТУРА СТАНДАРТА:

Инвариант - знание предмета, владение информационными технологиями.

Вариативная часть – новые профессиональные компетенции.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА:

1) Обучение

2) Воспитание

3) Развитие


Эти три компонента образуют неразрывную связь, зависят один от другого в современных условиях нового профессионального стандарта.

Наибольшую заинтересованность вызывает аспект «Развитие»:

1. Принятие разных детей, независимо от их поведения, психического и физического состояния. Данный пункт является весьма спорным, так как современная школа (особенно в лице обучающихся) не подготовлена к подобного рода лояльности, а также недопустимо попустительство в плане поведения, так как это приведет к ухудшению общей ситуации в классе (эффект цепной реакции).

2. Оказание помощи является и всегда являлось неотъемлемой частью любого учебного процесса. Важно создать плотное взаимодействие в системе ученик- ученик, ученик-учитель.

3. Взаимодействие с психологом и медиками. В современной школе педагог- психолог очень важный специалист, помогающий решить различные вопросы, связанные с воспитанием, внутренним состоянием ребенка. Именно психолог способен верно направить участников процесса обучения и найти общий язык с «трудными» детьми.

4. Программа индивидуального развития затруднена, так как школа является учреждением массового обучения, и зачастую у учителя просто не хватает времени, чтобы уделить внимание каждому, отслеживать динамику развития каждого ребенка также проблематично.

5. Защита того, кого не принимают в классе. Ребенок-изгой не способен стать полноценным членом общества, а его психоэмоциональное состояние может негативно сказываться на учебе. Задача учителя помочь такому ученику влиться в коллектив, наладить отношение со сверстниками. Зачастую положительное отношение взрослого способно возвысить ребёнка-изгоя в глазах одноклассников и изменить их отношение в лучшую сторону.

6. Безопасная среда, комфорт. Ситуация, складывающаяся на сегодняшний день в стране и мире, заставляет уделять особое внимание безопасности не только фактической, но и виртуальной. В современной школе регулярно поводятся тренировки по экстренной эвакуации. Задачей учителя является предостережение учащихся от угроз виртуального мира. Что касается комфортных условий обучения, то это не всегда зависит от учителя напрямую. Например, существует проблема нехватки кабинетов, и учитель вынужден вести уроки в непрофильном помещении, переходить из кабинета в кабинет. Также учебные классы не всегда имеют необходимое оборудование. Существует проблема переполненных групп, неравномерного распределения обучающихся по группам иностранного языка (при делении на английский и какой-либо другой язык, например, французский или немецкий).

7. Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебного процесса. Оно помогает раскрыть способности ребёнка или развить их. Сейчас без доп. образования не обходится ни одна школа.

Как мы могли заметить аспект «развитие» - это очень важный компонент нового педагогического стандарта, хотя некоторые его пункты всё же являются достаточно спорными и вызывают ряд вопросов. Они заставляют изменить подход к обучению в целом не только педагогов, но и администрации школы.

Профессиональный стандарт педагога определяет новые требования к профессиональной компетентности педагога, выдвигаемые в ходе процесса модернизации и развития образования в стремительно меняющемся мире.

Общеизвестно, что в среднем знания обновляются каждые 3–5 лет, при этом «считается, что ежегодно обновляется 5 % теоретических и 20 % профессиональных знаний, которыми должен владеть любой специалист»

Профессиональный стандарт – не наше изобретение. Профессиональный стандарт учителя есть во многих странах. В Великобритании его приняли в 2012 году. Чаще всего этот документ разрабатывается профессиональными ассоциациями педагогов. Обратите внимание – не министерствами, не ведомствами, а самими педагогами. И не для министерств, не для ведомств, а для самих педагогов для того, чтобы осознавать, куда стремиться в своем развитии, как не закостенеть, не зачерстветь с годами, и формируют сами педагоги рамки профессии на разных этапах карьеры.

Следует также отметить, что профессиональный стандарт мотивирует учителей на дальнейшее профессиональное развитие и самосовершенствование. В этой связи интересен опыт стандартизации в образовании западных стран, в которых стандартами также предусмотрено ранжирование в рамках профессиональной области. В структуре западных стандартов можно выделить от двух до четырех уровней педагогического мастерства. Например, в Австралии присутствует следующее деление:

 - базовый уровень (Graduate teachers) – имеют учителя с базовым педагогическим образованием;

 - профессиональный уровень (Proficient teachers) – присуждается учителям, которые прошли аттестацию в соответствии с требованиями стандарта;

 - учителя высшей категории (Highly Accomplished teachers) – опытные учителя, заслужившие признание в профессиональном сообществе и родительской среде;

 - учителя – лидеры (Lead teachers) – эксперты, достигшие высшей степени педагогического мастерства.

Профессиональный стандарт невозможен без развития профессиональных компетенций учителя. Рассмотрим основные компетенции, представленные в стандарте применительно к преподавателям иностранного языка. На основе анализа данного нормативного документа, был выделен перечень общепедагогических компетенций, которыми должен владеть преподаватель иностранного языка.

Итак, в соответствии с требованиями стандарта учитель должен:

 - определять оптимальные способы обучения и развития обучающихся;

 - планировать специализированный образовательный процесс с учетом специфики состава обучающихся на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок;

 - применять современные образовательные технологии;

 - проводить занятия, используя достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий и методик обучения;

 - планировать и проводить учебные занятия в соответствии с основной общеобразовательной программой;

 - разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, используя современные педагогические технологии компетентностного подхода, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Для качественного формирования выявленных на основе профессионального стандарта компетенций нам представляется возможным обратиться к международному опыту профессионального обучения преподавателей английского языка и соответственно рассмотреть узкоспециальные экзамены Кембриджского университета – TKT (тест по методике преподавания английского языка), CELTA (сертификат в области преподавания английского языка как иностранного) и DELTA (диплом преподавателя английского языка, работающего со взрослой аудиторией). При этом необходимо также отметить, что данные международные сертификационные экзамены по праву можно рассматривать как элемент внешнего аудита, заложенного в профессиональном стандарте, который проводится независимыми центрами аттестации, имеющими высококвалифицированных экспертов с высоким авторитетом в мировом профессиональном сообществе.

На современном этапе развития профессионального лингвистического образования требуются новые подходы к оцениванию качества подготовки учителей и реализации педагогической деятельности в соответствии с современными образовательными стандартами. В этой связи представляется актуальным обращение к международным квалификационным экзаменам, которые позволяют произвести валидное оценивание сформированности профессиональной компетенции преподавателей иностранного языка.

Особую важность уровень предметной и методической подготовки учителей иностранного языка приобретает в связи с введением основного государственного экзамена по английскому языку (ОГЭ) в 2020 году и обязательного экзамена по иностранному языку (ЕГЭ) в 2022 году, аналогичных по своему формату и структуре соответствующим зарубежным экзаменам, определяющих языковой уровень.

Рассмотрим уровни, форматы, структуру и содержание каждого из «трех китов» учительского профессионализма.

Экзамен для преподавателей английского языка ТКТ (The Teaching Knowledge Test) имеет теоретическую направленность и дает представление в полной мере о современной методической базе, необходимой для преподавания английского языка, а также проверяет знания этой методики. Цель экзамена – предоставить возможность преподавателю английского языка получить основную теоретическую базу для работы и последующего профессионального обучения.

Экзамен имеет модульную структуру и состоит из трех основных модулей:

Модуль 1«Система языка, основы теории изучения и преподавания языка» (Language and background to language learning and teaching);

Модуль 2 «Планирование урока и использование дополнительных пособий, ресурсов и материалов» (Lesson planning and use of resources for language teaching);

Модуль 3«Ведение и ход урока» (Managing the teaching and learning process).

Каждый модуль состоит из 80 вопросов. Экзамен проводится в письменной форме, тип заданий – вопросы закрытого типа, ответы на которые проходят автоматическую обработку.

Преподаватели научатся различным приемам и методам обучения языку, смогут планировать уроки и структурировать их этапы в соответствии с поставленными целями и потребностями обучающихся, а также выбирать наиболее подходящие формы текущего и итогового контроля в соответствии с этапом и целями обучения определенной группы учащихся. Более того, учителя овладеют различными способами организации учебной деятельности на уроке с целью ее активизации, адаптивными технологиями, умением грамотно подобрать дополнительные пособия и материалы по курсу обучения.

Проанализировав учебный курс подготовки к экзамену ТКТ, мы приходим к заключению, что он обеспечивает должную методическую подготовку преподавателя английского языка в соответствии с современными требованиями.

       В любом случае профессиональный стандарт – это не инструмент дополнительного контроля со стороны начальства, это стимул, основа для саморазвития, а достижение поставленных стандартом целей – основание для поощрения.