СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа духовно нравственного воспитания "Дорогою Добра"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей. Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.

           С целью эффективного введения и реализации стандартов нового поколения в 2016-2017  учебном году в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России» и опыта реализации воспитательной работы в соответствии с программой развития воспитательной системы школы годы разработана программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся детей - инвалидов, в  данной ситуации слепых и слабовидящих учащихся.

         Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно актуальна,  потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной и семейной культуры и базовых национальных ценностей, приведённый в Концепции: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество. 

Просмотр содержимого документа
«Программа духовно нравственного воспитания "Дорогою Добра"»

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение, реализующее адаптированные образовательные программы. Школа интернат 2.





















Программа внеурочной деятельности

«Дорогою добра»

Духовно-нравственное направление

















Автор:

Кабанова Ирина Васильевна,

учитель начальных классов











2016 год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей. Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.

С целью эффективного введения и реализации стандартов нового поколения в 2016-2017 учебном году в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России» и опыта реализации воспитательной работы в соответствии с программой развития воспитательной системы школы годы разработана программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся детей - инвалидов, в данной ситуации слепых и слабовидящих учащихся.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно актуальна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной и семейной культуры и базовых национальных ценностей, приведённый в Концепции: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.

В ее содержание входит программа внеурочной деятельности «Дорогою добра», которая разработана в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей на основании письма от 11.12.2006г. № 06-1844 Министерства образования и науки РФ департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей.

Программа предназначена для слепых и слабовидящих учащихся 1-4 классов и построена с учетом особенностей взросления от первого к четвертому классу. Практический материал для занятий с детьми позволяет не только усваивать обобщенные знания (нормы, правила), но и учиться видеть их проявление в жизни, давать оценку реальному поведению людей, взрослея, замечать усложнение жизненных ситуаций и способов их разрешения.

Систематическая, целенаправленная работа по реализации данной программы «Дорогою добра» с использованием активных видов деятельности и форм занятий поможет воспитать слепого и слабовидящего учащегося, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.

Программа духовно-нравственного развития «Дорогою добра», воспитания слепых обучающихся направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся, их социализацию, организацию нравственного уклада школьной жизни в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной - педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.

Педагогическая целесообразность данного курса для слепых и слабовидящих младших школьников обусловлена особенностями их психофизического развития, индивидуальных возможностей, разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить духовность личности, закрепить нравственные нормы поведения в обществе, сформировать правовое сознание и поведение в обществе помочь воспитаннику в выборе жизненной позиции, самостоятельной выработке идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в современном мире.


Целью программы внеурочной деятельности «Дорогою добра» духовно-нравственного развития, воспитания слепых обучающихся является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного, конкурентоспособного гражданина России, обладающего значимыми для него качествами личности: активности, самостоятельности, коммуникабельности.


Задачи духовно-нравственного развития, воспитания слепых и слабовидящих обучающихся:

  • формирование личностной культуры:

 формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности;

 укрепление нравственности, основанной на внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

 принятие базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

 формирование эстетических потребностей;

 развитие трудолюбия, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

  • формирование социальной культуры:

 формирование основ российской гражданской идентичности, патриотизма;

 пробуждение веры в Россию;

 воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

 развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

 укрепление доверия к другим людям;

 развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

  • формирование семейной культуры:

 формирование отношения к семье как основе российского общества;

 формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

 формирование представления о семейных ценностях и уважения к ним;

 знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.


Реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания слепых обучающихся осуществляется по следующим направлениям, включающим духовные, нравственные и культурные традиции нашей страны:

- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, своей школе; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; тполикультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; знание своих прав и обязанностей.

- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; социальные контакты; общение, самопознание, знания о другом человеке, самостоятельность, независимость.

- Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни:

Ценности: уважение к родителям; забота о старших и младших; физическое и психическое здоровье, физическое самосовершенствование; стремление к здоровому образу жизни; нравственное здоровье; охрана остаточного зрения, социально-бытовая активность; социально-бытовая независимость, мобильность.

- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду и творчеству; настойчивость; бережливость; трудолюбие; самореализация, познание себя, чувство нового.

- Воспитание положительного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание; чувство нового.

- Воспитание эмоционально-положительного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве; чувство нового.

Реализация перечисленных направлений, включающих духовные, нравственные и культурные традиции нашей страны, способствует личностно-социальному развитию слепых и слабовидящих обучающихся, их социализации.


Планируемый результат:

  • формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к своему краю; осознание своей национальности; уважение культуры и традиций народов России и мира;

  • формирование самооценки с осознанием своих возможностей в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие значимых мотивов учебной деятельности, любознательности и интереса к новому содержанию и способам решения проблем;

  • приобретение новых знаний и умений, формирование мотивации достижения результата;

  • ориентацию на содержательные моменты образовательного процесса;

  • наличие стремления к совершенствованию своих способностей, ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как примера для подражания;

  • формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;

  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

  • принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • формирование самооценки с осознанием своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие значимых мотивов учебной деятельности, любознательности и интереса к новому содержанию и способам решения проблем;

  • приобретение новых знаний и умений, формирование мотивации достижения результата;

  • развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

  • формирование установки на поддержание здоровьесбережения, охрану сохранных анализаторов; на безопасный, здоровый образ жизни;

  • сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям.


Результаты духовно-нравственного развития и воспитания слепых и слабовидящих обучающихся оцениваются по итогам каждого года обучения, по программе «Дорогою добра» в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:

  • метод наблюдения;

  • не персонифицированные анкеты, позволяющие анализировать ценностную сферу личности;

  • диагностический инструментарий подобранный с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.




МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Педагогические средства и формы:

  • наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;

  • просмотр кинофильмов (тифлоперевод), мультфильмов, презентаций, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, былин, притч, прослушивание аудиокниг;

  • участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно - досуговых программ;

  • участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах;

  • экскурсии, прогулки по микрорайону, виртуальные путешествия по родному краю;

  • участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства, трудовые и экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб;

  • знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;

  • посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, музейных экспозиций;

  • презентации учебных и творческих достижений обучающихся.


Материально-техническая база.

На базе школы-интерната имеются необходимые материально-технические ресурсы: библиотека, мобильный класс, мультимедийное оборудование, открытый доступ к ресурсам сети Internet ,а так же соответствующее тифлооборудование.

Состав участников:

Программа курса ориентирована на слепых и слабовидящих учащихся 1-4 классов. Оптимальный состав группы – 5-12 человек.


Нормативно-правовое обеспечение программы:

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования школы-интернат №2.

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.


Сроки и место реализации программы.

Программа является средством реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания слепых и слабовидящих обучающихся на ступени начального образования в течение 2016-2017 учебного года и рассчитана в каждом классе на 33-34 занятия за год (1 раз в неделю).


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа «Дорогою добра» предназначена для слепых и слабовидящих учащихся 1-4 классов, включает в себя 6 блоков и построена с учетом особых образовательных потребностей от первого к четвертому классу:

  1. «Школьный и внешкольный этикет»

  • усвоение нравственных норм, правил, требований;

  • формирование устойчивых положительных привычек, основ культуры общения и поведения, построения межличностных отношений;

  1. «Правила общения. Культура внешнего вида»

  • выработка основных этических понятий и норм речевого поведения;

  • формирование культуры нравственного поведения;

  • формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;

  • профилактика вредных привычек;

  • овладение основами нравственного самовоспитания;

  1. «О трудолюбии»

  • воспитание трудолюбия, ответственного отношения к учению и труду;

  • формирование потребности в выполнении поручений, обязанностей, посильной помощи;

  1. «Счастье семьи»

  • формирование ценностного отношения к семье, её традициям;

  • воспитание  почтения и любви к родителям и окружающим;

  • знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа;

  • расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;

  • повышение значения семейных, государственных ценностей;

  1. «Как прекрасен этот мир»

  • раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;

  • воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;

  • формирование ценностного бережного отношения к природе своей Родины;

  1. «Твоя речь: слово лечит, слово ранит»

  • формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности;

  • развитие коммуникативных способностей, умения говорить, слышать и слушать собеседника;

  • выработка оценочных моральных принципов, представлений;

  • воспитание уважения к личности человека, его правам и свободам, обязанностям и ответственности;








ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя /Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997г.

  2. Азбука нравственного взросления: методическое пособие, Питер, 2006. - 304 с., Авторы: Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д.

  3. Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А., 1 класс, АЗБУКА ИСТОКОВ «Золотое сердечко».

  4. Духовно-нравственное воспитание в контексте творчества Толстого Л.Н.: «Азбука» 1872 г. и «Новая азбука» 1874–1875 гг.

  5. Нравственное воспитание младших школьников на основе рассказов Осеевой В.А.

Федеральный государственный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья (ПРИКАЗ N 1598 от 19 декабря 2014 г.)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!