СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Музейное дело"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прорамма кружка "Музейное дело".2016-17 год. Тематическое планирование.    

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Музейное дело"»


«Рассмотрено»

на заседании МО

Руководитель МО

______/___________________ Протокол № ____

от «___» ___________ 2016 г.


«Согласовано»


Зам. директора по УР

________ /Уросова В.В../


«___»___________2016 г.

«Утверждаю»


Директор школы

_________ /Левченков В.Е. /

Приказ № ___

от «___»___________2016 г.




Рабочая программа

кружка «Музейное дело»

для 5,10 классов





Составитель:

Лескова А.В.,

учитель истории
















2016/2017 учебный год








Пояснительная записка

В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.

Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.



Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Задачи:

 Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.

 Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, микрорайона, города, края;

 Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;

 Оформление и экспонирование материалов;

 Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.

 Организация научно-исследовательской работы

Презентация проектов на школьном, городском, областном и всероссийском уровнях

Концепция данной образовательной программы заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной итоговой технологии — музейной педагогики.




Музейная педагогика дает возможность:

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на обучающихся;

- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Программа предназначена для обучающихся 5, 10 кл классов. Срок реализации программы - 2016-2017 учебный год (1 и 2 полугодие).


Практическая культурно-образовательная деятельность музея

  1. Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы.

  2. Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы.

  3. Обучение, передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.

  4. Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч.

  5. Общение. Встречи с целью знакомства и общения с художниками, писателями и поэтами, ветеранами , первостроителями города.

  6. Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей для ветеранов и гостей школы.

По основной направленности программа является развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей обучающихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры) и социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.

По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью метапредметных обобщений.

Программа переработана с упором на систему личностно-ориентированного обучения (В. Сериков) с использованием трех базовых методик:

- технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено как цепочка задач, которые необходимо решить);

- технологии диалога (при работе над содержательной стороной необходимо представить материал в форме конфликтно-проблемных вопросов и найти оптимальное решение, способное не подавить обучающихся, а обогатить педагога и ребенка);

- технологии имитационной деловой игры (используется при организации деятельности музея, при распределении обязанностей).

Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с основными педагогическими принципами.

Технологическую основу программы образуем система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у обучающихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий.

Направления деятельности:

• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.

• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.

• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.



Формы организации и режим работы с музейной аудиторией:

(Вторник, 14.30 -15.15, музей школы)

• лекции;

• экскурсии;

• консультации;

• литературные и исторические гостиные;

• киносеансы;

• встречи с интересными людьми;

• исторические игры, викторины;

• проектная и исследовательская деятельность;

• использование интернет – технологий;

• создание видео презентаций;

• посещение школьных музеев и музеев города и области;

• оформление выставок, обновление экспозиций;

• встречи с ветеранами войны.



Прогнозируемые результаты:

1) В обучающей сфере – приобретение обучающимися глубоких знаний по истории Смоленщины, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

2) В воспитательной сфере – воспитание у обучающихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.


Способы определения результативности

Тесты

Педагогическое наблюдение

Описание и классификация экспонатов, занесение экспонатов в инвентарную книгу

Проекты, рефераты

Участие в тематических классных часах, конкурсах, викторинах

Проведение экскурсий


Программа кружка «Музейное дело»

Вводная беседа. Задачи и содержание, значение работы. Особенности работы историков-краеведов.

Тема 1. Школьный музей. Фонды музея и их значение. Паспорт экспоната. Правила оформления текстов для музейной экспозиции.

Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.

Тема 2. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Школа в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. Использование военно-патриотического материала на уроках.

Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет – ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.

Тема 3. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила роботы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.

Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

Тема 4. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.

Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).

Тема 5. Работа музея. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.

Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.

Тема 6. Историческое краеведение. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.

Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.

Тема 7. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города.

Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.

Тема 8. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Школа в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Ученики школы – герои войны и труда. Пропаганда героических подвигов советских воинов.

Практические занятия: встреча – с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны – выпускниками школы, запись их воспоминаний, сбор материалов для школьного музея, подготовка рефератов, временных выставок.

Тема 9. Записи историко-краеведческих наблюдений. Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.

Практические занятия: фиксирование исторических событий в специальном дневнике; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.

Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций. Как определять цели и район экспедиции. Как комплектовать группы и распределять обязанности. Как разрабатывать маршрут экспедиции.

Практические занятия: подготовка экспедиции.

Тема 11. Подведение итогов путешествия. Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Аннотация собранных материалов, проверка фактов и дат. Изготовление экспонатов для школьного музея. Организация отчетной выставки.

Тема 12. Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Деятельность пионерской и комсомольской организаций.

Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы».



Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество

Обязательный минимум содержания образования

Прим. дата

Фактич. дата

1

Вводная беседа.

1

Задачи и содержание, значение работы кружка



2

Школьный музей. Фонды музея и их значение.

1

Школьный музей. Фонды музея и их значение.



3-4

Паспорт экспоната

2

Паспорт экспоната



5-6

Правила оформления текстов для экспозиции.

2

Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.



7

Военно –патриотическая работа.

1

Воспитательное значение военно – патриотической работы.



8

Школа в годы Великой отечественно войны.

1

Школа в годы Великой отечественно войны.



9

Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда.

1

Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Использование военно-патриотического материала на уроке.



10

-

11

Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость.

2

Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет – ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.



12

Записи историко-краеведческих наблюдений.

1

Фиксирование исторически событий, точность и историческая достоверность.



13

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках.

1

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках.



14

Копирование документов.

1

Правила хранения и использования документов. Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами. Фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.



15

Изучение истории школы.

1

Школьный музей как источник изучения родного края.



16

История образования школьного музея.

1

История образования школьного музея. Выпускники школы.



17

-

18

Основные события в жизни школы.

2

Практические занятия: поиск документов по истории школы ( официальные документы ; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).



19

Работа музея.

1

Правила подготовки текстов экскурсий(обзорная и тематическая).



20 - 21

Работа экскурсовода.

2




22 -23

Как вести занятия по экспозициям школьного музея.

2

Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.



24 – 25

-

26

Историческое краеведение.

3

Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения. Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.



27

История края.

1

Наш край в годы советской власти; в период Великой отечественной войны.



28

Родной край сегодня, перспективы развития.

1

Происхождение названий улиц города. Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.



29

Военно-патриотическая работа.

1

Воспитательное значение военно-патриотической работы. Ученики школы - герои войны и труда.


30

Пропаганда героических подвигов советских воинов.

1

Практические занятия: встреча – с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны – выпускниками школы, записи их воспоминаний, сбор материалов для школьного музея, подготовка рефератов, временных выставок.



31

Записи историко-краеведческих наблюдений.

1

Порядок ведения дневника исторических событий.



32

Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.

1

Практические занятия: фиксирование исторических событий в социальном дневнике; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.



33

Изучение истории школы.

1

Основные события в жизни школы.



34

Деятельность пионерской и комсомольской организации.

1

Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы».





Учебно-методический комплекс

Литература:

1.Музееведение /Под ред.проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста. – М.: Высшая школа, 1998.

2.Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий / Под ред. Н.М. Ланковой. – М.:Гуман.изд.центр, 2001.

3.Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: о работе школьных общественно-политических музеев: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

4.Школьные музеи: Из опыта работы. / Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Калинина. – М.: Просвещение, 1977














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!