СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Музейное дело"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассматривает основы теории и практики музейной работы. Главное направление программы - комплектование, учёт и хранение музейных предметов, создание музейной экспозиции, просветительская и экскурсионная деятельность.  

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Музейное дело"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Пригородненская средняя общеобразовательная школа»

Щигровского района Курской области



«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

гуманитарного цикла


Протокол от

«31» августа 2015 г. № 1


Руководитель МО

_____________ Н.Н. Голубева


«Согласовано»

Заместитель директора школы по ВР

____________ О.А. Баркова


«31» августа 2015 г.

«Утверждаю»

Директор школы


___________ С.Н. Домарев


Приказ от

«31» августа 2015 г. № 65





Рабочая программа кружка

«Музейное дело»


Классы: 6-11


Количество часов по программе: 34


Учитель: Пожидаев Сергей Анатольевич























2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.


Программа кружка «Музейное дело» составлена на основе письма Министерства образования России «О деятельности музеев образовательных учреждений» от 12.03.2003 г., Примерного положения о музее образовательного учреждения, регионального компонента учебного плана школы.

Музеи - «эффективное средство духовно-нравственного и гражданского воспитания детей». Актуальность программы вызвана возрастанием роли дополнительного образования, музейной педагогики, усилением интереса к истории родного края в процессе гражданского образования школьников. Участие в работе школьного музея, собирание и описание его коллекций, создание экспозиций, использование материалов музея в процессе изучения истории, обществознания, краеведения приучают школьников приемам самостоятельной исследовательской работы. Забота о школьном музее, пропаганда его материалов воспитывают уважение к памяти прошлых поколений, бережному отношению к школьному наследию. Школьный музей дает возможность обучающимся попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Выполнение различных ролевых функций обогащает жизненный опыт детей, приучает к ответственности и дисциплине, формирует навыки лидерства и исполнительности, готовит ребенка к активной жизни в демократическом обществе, способствует социализации личности выпускника.

Программа предусмотрена для дополнительного образования, адаптирована с учётом возрастных особенностей обучающихся 6-11 классов. Программа рассматривает основы теории и практики музейной работы. Главное направление программы - комплектование, учёт и хранение музейных предметов, создание музейной экспозиции, просветительская и экскурсионная деятельность.

Цель: социализация и воспитание творческой личности обучающегося средствами музея.

Задачи:

Образовательные - обучение музейному языку, музейной терминологии, формирование научных и профессиональных интересов.

Развивающие - развитие интереса к изучению и сохранению собственной культуры, к истории своей малой родины

Воспитательные - воспитание музейной культуры, формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности обращаться с музейными ценностями.

Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа и включает в себя как теоретическую подготовку, так и практические занятия.

Формы занятий: лекции, беседы, экскурсия, викторины

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

1. Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

2. Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток и альбомов, посещение экспозиций и выставок разнообразных музеев.

3. Поисковый – сбор информации по интересующей теме.

4. Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов с целью анализа и создания новых экспозиций школьного музея.







































Содержание рабочей программы


Вводное занятие. (1 ч.)

Режим работы. Анкетирование. Инструктаж по правилам техники безопасности.


Тема 1. Музеи и музейное дело. (5 ч.)

История музейного дела в России. Виды музеев, основные направления их деятельности. Основы теории и организации музейного дела. Сущность и специфические особенности школьного музея.


Тема 2. Комплектование музейных фондов. (4 ч.)

Фонды школьного музея. Учет и хранение фондов. Учет и хранение документальных материалов. Вещественные памятники и требования к их хранению. Требования к помещению музея, к температурному и световому режиму. Правила работы в фондах школьного музея. Ознакомительная экскурсия по школьным музеям.


Тема 3. Экспозиционная работа. (6 ч.)

Экспонаты школьного музея. Как определить ценность экспоната – предмета материальной культуры, документа, фотографии и т. д. Как вести сбор музейных экспонатов – общие требования и правила. Составление паспорта экспоната. Тематический план будущей экспозиции – порядок составления. Монтажный лист экспозиции. Составление этикетажа. Постоянные и сменные экспозиции.


Тема 4. Экскурсионное дело. (17 ч.)

Специфика работы экскурсовода. Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Выбор темы экскурсии, составление ее плана. Отбор экспонатов и составление маршрута. Подготовка экспозиций к проведению экскурсии. Постоянное пополнение сведений и материалов для экскурсии. Отработка и сдача экскурсии.


Итоговое занятие. (1 ч.)












Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Темы, занятия

Кол-во

часов

Сроки проведения

план

факт

1

Вводное занятие.

1

04.09.15


Тема 1. Музеи и музейное дело.

5

2

История музейного дела в России.

1

11.09.15


3

Основы теории и организации музейного дела.

1

18.09.15


4

Основы теории и организации музейного дела.

1

25.09.15


5

Сущность и специфические особенности школьного музея.

1

02.10.15


6

Сущность и специфические особенности школьного музея.

1

09.10.15


Тема 2. Комплектование музейных фондов.

4


7

Фонды школьного музея.

1

16.10.15


8

Научная организация фондовой работы.

1

23.10.15


9

Учет и хранение фондов.

1

30.10.15


10

Правила работы в фондах школьного музея.

1

13.11.15


Тема 3. Экспозиционная работа.

6


11

Экспонаты музея.

1

20.11.15


12

Составление паспорта экспоната.

1

27.11.15


13

Экспозиционная работа.

1

04.12.15


14

Экспозиционная работа.

1

11.12.15


15

Правила оформления текстов для музейной экспозиции.

1

18.12.15


16

Правила оформления текстов для музейной экспозиции.

1

25.12.15


Тема 4. Экскурсионное дело.

17


17

Специфика работы экскурсовода.

1

15.01.16


18

Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.

1

22.01.16


19

Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.

1

29.01.16


20

Выбор темы и постановка целей экскурсии.

1

05.02.16


21

Выбор темы и постановка целей экскурсии.

1

12.02.16


22

Выбор темы и постановка целей экскурсии.

1

19.02.16


23

Изучение темы экскурсии.

1

26.02.16


24

Изучение темы экскурсии.

1

04.03.16


25

Отбор экспонатов и составление маршрута.

1

11.03.16


26

Отбор экспонатов и составление маршрута.

1

18.03.16


27

Отбор экспонатов и составление маршрута.

1

08.04.16


28

Работа над содержанием экскурсии.

1

15.04.16


29

Работа над содержанием экскурсии.

1

22.04.16


30

Работа над содержанием экскурсии.

1

29.04.16


31

Экскурсионные методы и приемы.

1

06.05.16


32

Отработка и сдача экскурсии.

1

13.05.16


33

Отработка и сдача экскурсии.

1

20.05.16


34

Итоговое занятие.

1

27.05.16
































Требования к уровню подготовки обучающихся


По окончании обучения по данной рабочей программе обучающиеся: должны знать:

- основы теории и организации музейного дела;

- правила работы с фондами музея;

- специфику работы экскурсовода;

- правила отбора экспонатов и составления маршрута экскурсии.


должны уметь:

- описывать и проводить паспортизацию музейных экспонатов;

- оформлять тексты для музейной экспозиции;

- самостоятельно собирать и обрабатывать исторический материал;

- проводить экскурсии по школьному музею.































Список литературы


1. Ванслова Е. Г.    Музей и культура. Экспериментальное методическое пособие Е.Г.Ванслова. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.

2. Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П.    Эстетическое воспитание подрастающего поколения в музеях различных профилей. // Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1999.

3. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964

4. Музееведение. На пути к музею 21 века: музейная экспозиция. М.,1996

5. Музейные экспозиции и выставки / Музейное дело России М., 2003.

6. Музей и школа. Пособие для учителя. М., 1985.

7. Нагорский Н.В.   Музей в духовной жизни общества.– СПб, 2004. – С. 380

8. Основы экскурсионного дела в музеях. М., 1976.

9. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?). М., 2003.

10. Современная историографическая ситуация и проблемы исторических экспозиций музеев. М., 2002.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!