Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Пригородненская средняя общеобразовательная школа»
Щигровского района Курской области
«Рассмотрено» на заседании МО учителей гуманитарного цикла Протокол от «31» августа 2015 г. № 1 Руководитель МО _____________ Н.Н. Голубева | «Согласовано» Заместитель директора школы по ВР ____________ О.А. Баркова «31» августа 2015 г. | «Утверждаю» Директор школы ___________ С.Н. Домарев Приказ от «31» августа 2015 г. № 65 |
Рабочая программа кружка
«Музейное дело»
Классы: 6-11
Количество часов по программе: 34
Учитель: Пожидаев Сергей Анатольевич
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Программа кружка «Музейное дело» составлена на основе письма Министерства образования России «О деятельности музеев образовательных учреждений» от 12.03.2003 г., Примерного положения о музее образовательного учреждения, регионального компонента учебного плана школы.
Музеи - «эффективное средство духовно-нравственного и гражданского воспитания детей». Актуальность программы вызвана возрастанием роли дополнительного образования, музейной педагогики, усилением интереса к истории родного края в процессе гражданского образования школьников. Участие в работе школьного музея, собирание и описание его коллекций, создание экспозиций, использование материалов музея в процессе изучения истории, обществознания, краеведения приучают школьников приемам самостоятельной исследовательской работы. Забота о школьном музее, пропаганда его материалов воспитывают уважение к памяти прошлых поколений, бережному отношению к школьному наследию. Школьный музей дает возможность обучающимся попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Выполнение различных ролевых функций обогащает жизненный опыт детей, приучает к ответственности и дисциплине, формирует навыки лидерства и исполнительности, готовит ребенка к активной жизни в демократическом обществе, способствует социализации личности выпускника.
Программа предусмотрена для дополнительного образования, адаптирована с учётом возрастных особенностей обучающихся 6-11 классов. Программа рассматривает основы теории и практики музейной работы. Главное направление программы - комплектование, учёт и хранение музейных предметов, создание музейной экспозиции, просветительская и экскурсионная деятельность.
Цель: социализация и воспитание творческой личности обучающегося средствами музея.
Задачи:
Образовательные - обучение музейному языку, музейной терминологии, формирование научных и профессиональных интересов.
Развивающие - развитие интереса к изучению и сохранению собственной культуры, к истории своей малой родины
Воспитательные - воспитание музейной культуры, формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности обращаться с музейными ценностями.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа и включает в себя как теоретическую подготовку, так и практические занятия.
Формы занятий: лекции, беседы, экскурсия, викторины
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
1. Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
2. Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток и альбомов, посещение экспозиций и выставок разнообразных музеев.
3. Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
4. Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов с целью анализа и создания новых экспозиций школьного музея.
Содержание рабочей программы
Вводное занятие. (1 ч.)
Режим работы. Анкетирование. Инструктаж по правилам техники безопасности.
Тема 1. Музеи и музейное дело. (5 ч.)
История музейного дела в России. Виды музеев, основные направления их деятельности. Основы теории и организации музейного дела. Сущность и специфические особенности школьного музея.
Тема 2. Комплектование музейных фондов. (4 ч.)
Фонды школьного музея. Учет и хранение фондов. Учет и хранение документальных материалов. Вещественные памятники и требования к их хранению. Требования к помещению музея, к температурному и световому режиму. Правила работы в фондах школьного музея. Ознакомительная экскурсия по школьным музеям.
Тема 3. Экспозиционная работа. (6 ч.)
Экспонаты школьного музея. Как определить ценность экспоната – предмета материальной культуры, документа, фотографии и т. д. Как вести сбор музейных экспонатов – общие требования и правила. Составление паспорта экспоната. Тематический план будущей экспозиции – порядок составления. Монтажный лист экспозиции. Составление этикетажа. Постоянные и сменные экспозиции.
Тема 4. Экскурсионное дело. (17 ч.)
Специфика работы экскурсовода. Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Выбор темы экскурсии, составление ее плана. Отбор экспонатов и составление маршрута. Подготовка экспозиций к проведению экскурсии. Постоянное пополнение сведений и материалов для экскурсии. Отработка и сдача экскурсии.
Итоговое занятие. (1 ч.)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы, занятия | Кол-во часов | Сроки проведения |
план | факт |
1 | Вводное занятие. | 1 | 04.09.15 | |
Тема 1. Музеи и музейное дело. | 5 | |
2 | История музейного дела в России. | 1 | 11.09.15 | |
3 | Основы теории и организации музейного дела. | 1 | 18.09.15 | |
4 | Основы теории и организации музейного дела. | 1 | 25.09.15 | |
5 | Сущность и специфические особенности школьного музея. | 1 | 02.10.15 | |
6 | Сущность и специфические особенности школьного музея. | 1 | 09.10.15 | |
Тема 2. Комплектование музейных фондов. | 4 | |
7 | Фонды школьного музея. | 1 | 16.10.15 | |
8 | Научная организация фондовой работы. | 1 | 23.10.15 | |
9 | Учет и хранение фондов. | 1 | 30.10.15 | |
10 | Правила работы в фондах школьного музея. | 1 | 13.11.15 | |
Тема 3. Экспозиционная работа. | 6 | |
11 | Экспонаты музея. | 1 | 20.11.15 | |
12 | Составление паспорта экспоната. | 1 | 27.11.15 | |
13 | Экспозиционная работа. | 1 | 04.12.15 | |
14 | Экспозиционная работа. | 1 | 11.12.15 | |
15 | Правила оформления текстов для музейной экспозиции. | 1 | 18.12.15 | |
16 | Правила оформления текстов для музейной экспозиции. | 1 | 25.12.15 | |
Тема 4. Экскурсионное дело. | 17 | |
17 | Специфика работы экскурсовода. | 1 | 15.01.16 | |
18 | Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. | 1 | 22.01.16 | |
19 | Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. | 1 | 29.01.16 | |
20 | Выбор темы и постановка целей экскурсии. | 1 | 05.02.16 | |
21 | Выбор темы и постановка целей экскурсии. | 1 | 12.02.16 | |
22 | Выбор темы и постановка целей экскурсии. | 1 | 19.02.16 | |
23 | Изучение темы экскурсии. | 1 | 26.02.16 | |
24 | Изучение темы экскурсии. | 1 | 04.03.16 | |
25 | Отбор экспонатов и составление маршрута. | 1 | 11.03.16 | |
26 | Отбор экспонатов и составление маршрута. | 1 | 18.03.16 | |
27 | Отбор экспонатов и составление маршрута. | 1 | 08.04.16 | |
28 | Работа над содержанием экскурсии. | 1 | 15.04.16 | |
29 | Работа над содержанием экскурсии. | 1 | 22.04.16 | |
30 | Работа над содержанием экскурсии. | 1 | 29.04.16 | |
31 | Экскурсионные методы и приемы. | 1 | 06.05.16 | |
32 | Отработка и сдача экскурсии. | 1 | 13.05.16 | |
33 | Отработка и сдача экскурсии. | 1 | 20.05.16 | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | 27.05.16 | |
Требования к уровню подготовки обучающихся
По окончании обучения по данной рабочей программе обучающиеся: должны знать:
- основы теории и организации музейного дела;
- правила работы с фондами музея;
- специфику работы экскурсовода;
- правила отбора экспонатов и составления маршрута экскурсии.
должны уметь:
- описывать и проводить паспортизацию музейных экспонатов;
- оформлять тексты для музейной экспозиции;
- самостоятельно собирать и обрабатывать исторический материал;
- проводить экскурсии по школьному музею.
Список литературы
1. Ванслова Е. Г. Музей и культура. Экспериментальное методическое пособие Е.Г.Ванслова. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.
2. Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П. Эстетическое воспитание подрастающего поколения в музеях различных профилей. // Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1999.
3. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964
4. Музееведение. На пути к музею 21 века: музейная экспозиция. М.,1996
5. Музейные экспозиции и выставки / Музейное дело России М., 2003.
6. Музей и школа. Пособие для учителя. М., 1985.
7. Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества.– СПб, 2004. – С. 380
8. Основы экскурсионного дела в музеях. М., 1976.
9. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?). М., 2003.
10. Современная историографическая ситуация и проблемы исторических экспозиций музеев. М., 2002.