СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка «Музейное дело»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка "Музейное дело". р.п.Красные Баки

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Музейное дело»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«ВАРНАВИНСКИЙ ТЕХНОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

КРАСНОБАКОВСКИЙ ФИЛИАЛ



УТВЕРЖДАЮ

Зав. Краснобаковским филиалом «ВТЭТ»

________________ Кулигина Н.А.


Рассмотрена на ЦК

Протокол_от______________

______________Колокольчикова А.Н












Рабочая программа кружка

«Музейное дело»


2017-2018 учебный год – 1 год


Составитель: Ломакина Мария Сергеевна
































Пос. Красные Баки

2017г

I. Пояснительная записка.

Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Музей филиала своей программой внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Подросток, который будет знать историю своего поселка, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Музей филиала создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

Рабочая программа кружка «Музейное дело» для учащихся Краснобаковского филиала «ВТЭТ» составлена на основе:


  • «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования»;

  • Сборника методических материалов для руководителей школьных музеев Московской области (Под общей редакцией Н.С. Чекмаревой; Составители: Г.Л. Зинченко, С.Е. Мироненко. Министерство Образования Московской области Центр развития творчества детей и юношества, 2005 г.)

  • Преподавание основ музейного дела в школе Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г /дополнительное образование, УЦ «Преспектива», М., 2011г./

  • Элективные курсы по истории 8-11 класс; Н.И. Дорожкин; М. «Вако» 2010 г.

Программа рассчитана на 2часа в неделю, 80 часов.

Программа «Музейное дело» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.

В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.

Актуальность программы.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать музей филиала, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

Цель:

 Воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно – воспитательной работы.

Задачи программы:

  • Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;

  • Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

  • Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии.

  • Научить воспитанника самостоятельно понимать язык предметов и пользоваться этим языком.

  • Развить у воспитанника умение выделять в предметном мире наиболее интересные документальные сведения определенного периода истории, беречь и ценить их.

  • Сформировать научные и профессиональные интересы.

  • Воспитать музейную культуру.

Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Направления деятельности:

• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования. 

Принципы функционирования программы

1. Принцип продуктивности - дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.

2. Принцип культуросообразности - ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.

3. Принцип творческо-практической деятельности - вариативность в рамках канона.

4. Принцип коллективности - воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.

Адресность Обращение к определенной социальной группе: детям и подросткам (ориентация на индивидуальность).

Возраст занимающихся: 15- 19лет.

Группа- разновозрастная, состоящие из учащихся примерно разного уровня подготовки.

Ожидаемые результаты

  • Предполагается, что учащийся научится самостоятельно выделять памятники истории и культуры, независимо от времени их происхождения и от места, где они находятся.

  • Разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление.

  • Сформируется широкий кругозор и профессиональные интересы в области музееведения.

  • Появится интерес к истории своего отечества и родного края.

  • У учащихся филиала появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению.

  • Укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.














II. Учебно-тематический план.

Календарно-тематическое планирование

кружка «Музей»


Тема занятия

Кол-во часов

Тип

занятия

Характеристика

деятельности

Вид

контроля

Планируемые результаты

Дата


Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж. Инвентаризация.

2

2

Комбин

Знакомство с помещением музея, экспонатами. Инструктаж по ТБ и гигиеническими правилами при работе с экспонатами.

Текущ

Знать правила ТБ.

Уметь проводить инвентаризацию.


2

Основные понятия и термины музееведения

2

2

Комбин

Основные понятия: вернисаж, фонды, экскурсия, экспозиция)

Текущ

Знать о развитие государственно-общественной системы музейного дела.


3

Изучение экспозиций школьного музея.

2

2

Комбин

Экспозиции музея

(временные, постоянные)

Текущ

Знать экспозиции.

Уметь ориентироваться по ним.


4

Изучение документации музея.

2

2

Комбин

Основная документация музея: паспорт, инвентарная книга, книги поступлений №1,2, тематико-экспозиционные планы и т.д)

Текущ

Знать и уметь заполнять документацию в музее


5

Изучение истории

Краснобаковского филиала

2

2

Комбин

Обзорная экскурсия по музею

Текущ

Знать историю филиала, уметь ее рассказывать


6

Что такое музей?

Музееведение как

научная дисциплина.

2

2

Комбин

Законодательные акты, регулирующие музейное дело в РФ. Положение, устав, права и обязанности юных музееведов.

Текущ

Знать права и обязанности музееведов, обсуждать и дорабатывать устав юных музееведов.


7

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев

2

2

Комбин

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Социальные функции музея.

Текущ

Знать структуру школьного музея уметь осуществлять деятельность в его подразделениях.


8

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца 19 в.)

2

2

Комбин

Коллекционирование в античную эпоху. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Музеи и картинные галереи Западной Европы.

Текущ

Знать известные музеи мира, уметь находить о них информацию в сети Интернет.

Уметь рассказывать об одном из известных зарубежных музеев.


9

История музейного дела в России.

Коллекционирование (17-19 век)

2

2

Комбин

Первые музеи в России: Кунсткамера, Эрмитаж, Нижегородские музеи.

Текущ

Знать первые музеи в России, уметь рассказывать о них.


10

Музейная сеть и классификация музеев.

Краеведческий музей.

2

2

Комбин

Принципы классификации музеев в России.

Взаимодействие госмузеев с частными и общественными. Профили школьных музеев. План работы, отчет школьного музея.

Текущ

Уметь планировать и составлять отчет о деятельности музея.


11

Фонды музея. Работа с фондами.

2

2

Комбин

Научная организация фондов музея. Понятия: «музейный предмет», «экспонат», «артефакт», «фонды музея».Учет фондов, использование фондов для организации выставочной работы.

Текущ

Знать состав фондов школьного музея, уметь составлять учетную карточку.


12

Музейная экспозиция и ее виды.

2

2

Комбин

Понятия: экспозиция, экспонат, экспозиционный материал (музейные предметы, копии, тексты, указатели).Обновление экспозиций, тематические экспозиции по учебным дисциплинам и к памятным датам.

Текущ

Уметь создавать тематическую экспозицию


13

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

4

4

Комбин

Направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музеев, комплектование фондов, изучение предметов и коллекций, реставрация, хранение и охрана фондов.

Текущ

Уметь выполнять поисково-исследовательские задания.


14

Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.

4

4

Комбин

Организация стационарных, переносных и выездных выставок.

Текущ

Уметь организовывать выставки, составлять паспорт выставки.


15

Культурно- образовательная деятельность музея.

4

4

Комбин

Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея.

Текущ

Знать основные требования к экскурсии: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учет возраста и интересов участников, опора на экспозицию.

Уметь проводить экскурсию с учетом требований.


16

Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея.


4

4

Комбин

Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы(краеведческие походы, Экспедиции, работа в библиотеке, архиве, встреча с участником событий и запись воспоминаний, поиск и сбор экспонатов.

Текущ

Уметь составлять программу поисково-собирательской деятельности.


17

Организация краеведческой работы в экспедициях


2

2

Комбин

Понятие «краеведческая экспедиция».Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индив, звеньевые, коллективные.

Текущ

Уметь соблюдать научную культуру и этику исследовательской деятельности. Знать и соблюдать личную гигиену и ТБ в экспедиции.

Уметь составлять программу выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление дневника индивидуального исследования в экспедиции; самоанализ результатов выполнения инд краеведческого задания.


18

Подведение итогов

2

2

Комбин

Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело

Проверка знаний

Подготовка докладов, оформление выставок, презентаций, создание видеофильмов. Участие в конференции.




34

34

Итого 80 часов





III. Содержание программы

       В программе сочетаются системы работы с предметами, явлениями, ситуациями. Предполагается усложнение занятий в плане усвоения. Программа включает:

• изучение истории музееведения в России (Московской обл.);

• ознакомление с основами музейного дела;

• практическое применение полученных знаний на базе школьного музея: организационная работа - составление плана работы музея, учетно-фондовая работа (заполнение инвентарной книги, составление карточек научного описания), научно-пропагандистская деятельность (разработка тематики экскурсий, проведение экскурсий

1. Вводное занятие. Что такое история. Историческая терминология. О чём будет рассказывать школьный музей. Его основны еразделы. Знакомство со школьным музеем. История его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др. ; государственные, частные, муниципальные, школьные.

2.Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.

3.Свидетели истории. Газеты, журналы, книги – важные источники сведений о родном селе, районе, области, о героях Вов, ветеранах ВОВ, тружениках тыла. «Свидетельства и свидетели истории».

4. Ваши помощники в поисковой работе. Где и как собирать материалы для музея. Основные источники, используемые для сбора материала для музея: книги, брошюры, в которых рассказывается о Великой Отечественной войне, дневники, планы, фотографии, стенгазеты, боевые листки, воспоминания участников войны, тружеников тыла, детей, вещественные памятники ( символы, атрибуты).

5.Поисково- исследовательская и научная деятельность музея. Музеикак современные научные и поисково - исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, исследования в области истории, теории и методики музейного дела.

6. Как работать с газетами, журналами, книгами. Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подготовка списка необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.

7.Учёт и хранение собранных документов и вещей. Книга учёта (инвентарная книга). Какие сведения необходимо в неё вносить. Как хранить собранные материалы.

8. Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее. Оформление альбома, создание презентаций, музейной выставки (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов).

9. Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию. Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Посещение экскурсий в школьном музее. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме для младших школьников.

10.Забота о ветеранах – наш священный долг. Связь следопытского поиска с тимуровской работой. Какую помощь можно оказать ветеранам.

11.Как записывать воспоминания. Беседы, анкетирование участников войны, тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств.

12.Исторические источники как средство познания исторического прошлого. Что такое исторический источник? Классификация исторических источников.

  1. Письменные;

  2. Вещественные;

  3. Лингвистические;

  4. Этнографические;

  5. Устные.

Поиск и выявления источников. Основные методы и принципы научной критики.

13. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец 17 – первая половина 19 в.) Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца 17 – первой четверти 18 в. Кунсткамера учебных и научных учреждений. Иркутский музеум. Коллекционирование в России в конце 18 – первой половине 19 в.

14. Многообразие вспомогательных дисциплин.

  1. Археология

  2. Археография

  3. Генеалогия

  4. Геральдика

  5. Дипломатика

  6. Кодикология

  7. Метрология

  8. Нумизматика

  9. Ономастика

  10. Палеология

  11. Сфрагистика

  12. Фалеристика

  13. Хронология

  14. Эпиграфика.

15. Объекты исследования. Особенности приемов исследования. Роль и место в исторической науке.

16. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок. Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).

17. Подготовка и проведение итогового мероприятия. Подведение итогов обучения. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов, оформление экспозиций и выставок)

V. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность -самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-эксозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

Методы обучения

1. Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

2. Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.

3. Поисковый - сбор информации по интересующей теме.

4. Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из фондов музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

Средства обучения:

научный и практический опыт музеев мира, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.

Программа реализуется в следующих формах:

• мероприятия - беседа, лекция, экскурсия, культпоход;

• творческие дела - участие в конференциях, мероприятиях школы, оформление экспозиций музея школы.

Условия для реализации программы

Наличие в образовательном учреждении музея любого профиля.

Методические комментарии

Раздел № 1. История музейного дела. Должны оперировать понятиями: музей, коллекция, экспонат, экспозиционный зал, выставка, музейный фонд, архив, опись.

Раздел № 2. Фондовая деятельность в музее. Должны оперировать понятиями: музейный фонд, памятник (документальный, изобразительный, архитектурный, вещественный), книга учета, акт приемки-сдачи, карточка научного описания. Должны уметь самостоятельно составить акт, заполнить книгу учета, составить карточку научного описания, комплектовать фонд по средствам связи с учреждением, населением, коллекционерами или другими музеями.

Раздел № 3. Экспозиционная деятельность. Должны оперировать понятиями: экспозиция, экспозиционный комплекс, этикетка, витрина, диорама. Должны знать: методы построения экспозиции (систематический, тематический, ансамблевый), виды текстов (ведущий, объяснительный, этикетаж). Должны уметь самостоятельно составить: тематико-эспозиционный план, аннотации, оформить экспозиционный комплекс. Раздел

№ 4. Экскурсионная деятельность. Должны уметь оперировать понятиями: экскурсия, экскурсовод. Должны уметь самостоятельно составить и провести экскурсию.


Формы организации работы с музейной аудиторией:

• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение школьных музеев и музеев города и области;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны.

Прогнозируемые результаты:

1)В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, города, умений свободно ориентироваться в историческихсобытиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории филиала, родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутреннем (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровне; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.







V. Список литературы:


  • Приоритетный национальный проект «Образование» http://mon.gov.ru/pro/pnpo

  • Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.


  • Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.


  • Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.


  • Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.

  • Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.

  • Элективные курсы по истории. М. «Вако», 2010

  • Альманах «Отечество», выпуск 7, 2001 г.

  • Журналы «Патриот Отечества», №2, 2004 г., №8, 2009 г.

  • Журналы «Воспитание школьников», 2000 -2008 гг.

  • Музееведение. – М., 1998г.

  • Интернет-ресурсы.