СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Музейное дело"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа определяет основной круг музееведческих вопросов и определяет свои цели:

            - Совершенствование деятельности школьного краеведческого музея.

            - Совершенствование методов организации воспитательной работы с подростками.

            - Изучение и охрана природного наследия, воспитание экологической культуры.

            - Сбор краеведческих материалов.

            - Изучение жизни и деятельности своих земляков.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Музейное дело"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Котиково

Вяземского муниципального района Хабаровского края

Рассмотрено Утверждено

на заседании педагогического совета директор

от «__»_____20___г. Протокол №___ образовательного учреждения

приказ №___ от «__»____20__г.




Программа

кружка

«Музейное дело»

на 2015-2016 учебный год



Руководитель кружка:

Учитель истории и обществознания

Сакриева Наталья Петровна







2015 г.


Пояснительная записка

Программа модифицирована и составлена на основе программы Ореховой Валентины Николаевны, руководителя музея школы№1 г. Хабаровска сборник «Школьные музеи Хабаровского края» под/ред. Каячковой С.Г, Хабаровск,2003

Краеведение является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей.

Школьный краеведческий музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у них научных интересов, склонностей, навыков общественно-полезной деятельности, чувства патриотизма. Школьный музей является организующим центром разнообразной работы, которая создает оптимальные возможности для творческого развития детей, их гражданского становления, формирования профессиональных интересов, продолжает знакомить детей с бытом, нравами, обычаями и традициями села, народа, края, помогает

При организации работы кружка руководящее значение имеет «Положение о школьном краеведческом музее»

Программа определяет основной круг музееведческих вопросов и определяет свои цели:

- Совершенствование деятельности школьного краеведческого музея.

- Совершенствование методов организации воспитательной работы с подростками.

- Изучение и охрана природного наследия, воспитание экологической культуры.

- Сбор краеведческих материалов.

- Изучение жизни и деятельности своих земляков.

Программа ставит задачи:

- получение детьми дополнительных знаний в области краеведения, экологии,

истории, развитие познавательных, эмоциональных, эстетических способностей

детей.

- приобщение детей к краеведческой и поисковой работе.

- воспитание патриотизма, бережного отношения к природному и культурному

наследию родного края, совершенствование нравственного воспитания учащихся.

- знакомство детей со средой их обитания, формирование практических умений

ориентироваться в окружающем мире;

- показ азов музееведческой и исследовательской деятельности, формирование

умения выполнять практические исследования.

Принципы:

- добровольность членов кружка;

- достоверность, наглядность и научная обоснованность получаемой информации;

- соответствие содержания деятельности возрастным особенностям членов кружка.

Программа, тематический план предполагает проведение теоретических и практических занятий в течение 1 учебного года (сентябрь-май) в объеме 102 часа.

Программа рассчитана на проведение занятий с учащимися 5-9 классов.

Специфика сельской малочисленной школы предусматривает численность учащихся, посещающих кружок 9-15 человек.

Формы реализации программы:

- беседы, встречи с интересными людьми;

- проведение исследований, наблюдений;

- пропаганда краеведческих знаний путем организации праздников,

выставок, краеведческих чтений, тематических дней, игр, походов.

- проведение конкурса детского и семейного творчества;

- участие в муниципальных, региональных мероприятиях краеведческого

характера.

Усвоение материала предусмотрено с помощью теоретических и практических занятий, проведения исследований, игр, викторин, конкурсов, мини-праздников, взятия интервью у участников исторических событий, творческих исследовательских работ, экскурсий, похода.

Механизм реализации программы:

Программа реализуется учащимися МБОУ ООШ с.Котиково под руководством учителя истории и обществознания Сакриевой Натальи Петровны. Краеведческий кружок активно сотрудничает и получает методическую помощь от:

- Администрация с. Котиково

- Вяземский краеведческий музей;

- Котиковская сельской библиотеки;

При необходимости к деятельности кружка привлекаются учащиеся и педагоги школы.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

К концу учебного года кружковцы должны знать и правила регистрации, учета и хранения экспонатов музея, уметь это делать практически, составлять простейшие экспозиции, работать с краеведческой литературой, знать азы исследовательской работы, владеть методикой подготовки и проведения экскурсий, ориентироваться в народном календаре.

Кружковцы должны уметь выполнять операции с музейными предметами, знать методику подготовки и проведения экскурсии, правила взятия интервью, ориентироваться в краеведческой литературе, готовить и проводить викторины, конкурсы, мини-праздники краеведческой направленности, проводить простейшие исследования, работать с историческими документами, принять участие в акции «Ищу героя», в районном конкурсе творческих исследовательских работ.

Содержание.

  1. Работа в фондах музея:

Основное содержание школьного музея. Музейный предмет как первоисточник. Типы и группы музейных предметов. Фонд музея. Экспонат. Документ. Подлинник, копия, документ, реликвия. Методика сбора и обработки материалов. Виды фондовой работы. Изучение фондов. Инвентарная книга школьного музея. Атрибуция музейного предмета. Учет экспонатов. Учетная карточка. Хранение экспонатов.

Практическая работа: Отбор предметов для экспозиций, систематизация типовых предметов, работа в фондах музея. Учет и хранение экспонатов, регистрация экспонатов. Обеспечение физической сохранности музейных предметов.

  1. Экскурсии, экспозиции:

Экскурсия как одна из форм образовательной и просветительской работы.

Принципы и алгоритм подготовки и проведения экскурсии. Объекты экскурсии. Экскурсионная методика (тема, типичность, научность, логическая и хронологическая последовательность, конкретность, доступность, наглядность). Виды экскурсий. Учет возрастных особенностей экскурсантов и экскурсоводов. Приемы показа памятных мест родного края. Экспонат. Экспозиция. Тематическая экспозиции, монографическая экспозиция. Экспозиционное проектирование. Семейные традиции.

Практическая работа: использование экскурсий в учебно-воспитательном процессе; встреча с методистами музея города Вяземский; проверка достоверности материала, отбор и анализ экспонатов, составление экспозиций. Классификация экспонатов по времени. Проверка достоверности материала. Создание тематических и монографических экспозиций. Изучение жизни и деятельности земляков, родословных, семейных традиций

  1. Летопись родного края.

Алгоритм работы со справочной литературой, историческими и краеведческими материалами, памятниками архитектуры и культуры.

Практическая работа: работа с краеведческой литературой, разработка историко-краеведческого маршрута, викторин, конкурсов на краеведческую тематику, изучение жизни, исторических фактов, биографий замечательных людей родного края. Фиксирование событий современности, интервьюирование участников событий, собирание публикаций, относящихся к истории родного края. Изучение малоизвестных исторических событий, культурного наследия, творчества земляков. Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка».

4. Экспедиции и встречи: Связь с профилем и тематикой музея. Плановость,

целенаправленность, методика сбора и фиксации материала, оформление задания.

Инструктивные требования к организации и проведению экспедиции.

Практическая работа: Обсуждение предстоящих маршрутов. Приемы показа

памятных мест. Участие в экологической операции. Взятие интервью, запись и

оформление задания. Пропаганда краеведческих знаний.

  1. Работа творческих групп: Алгоритм написания и оформления исследовательской

работы. Выбор, обоснование темы.

Практическая работа: исследовательская деятельность, работа с историческими документами, оформление исследовательской работы. Участие в краеведческих чтениях, викторинах, конкурсах краеведческих исследовательских работ на муниципальном и региональном уровнях.

  1. Русская народная культура: знакомство с нравами, обычаями, культурным наследием народа. Приемы сбора информации. Актуальность и занимательность, учет возрастных особенностей, интересов и знаний. Особенности работы с местным населением. Опора на экспозицию.

Практическая работа: Изучение народных праздников, обычаев, основ народной культуры, творчества жителей родного края. Участие в викторинах, конкурсах, массовых мероприятиях. Привлечение к краеведческой деятельности родителей, местных жителей, старожилов села.

План работы

кружка «Музейное дело» на 2015-2016 учебный год.


№ темы

Тема занятия

Теория

практика

Всего часов.

1.


2.



3.


4.


5.


6.


7.





8.












9.







10.





11






12.





13.


Вводный инструктаж по технике безопасности


Вводное занятие. Итоги лета. План работы на год.


Оформление собранного за лето материала.


Учет и хранение фондов.


Работа в фондах. Регистрация экспонатов.


Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка».

Экскурсии. Экспозиции.

- «Ими гордится школа. »

- «Хозяйка золотой борозды»

- «Воинам-односельчанам посвящается»

- «История села в фотографиях»

МУЗЕЙНЫЕ УРОКИ И ЭКСКУРСИИ:

         1.  История заселения края.

         2.  Жизнь и быт крестьян-поселенцев.

         3.  Мастера рукоделия.

         4.  Партизанское движение в Вяземском районе в годы Гражданской войны.

         5.  По местам Славы

         6.  Коллективизация: образование колхозов, хозяйство, раскулачивание.               

         7.  Солдаты Победы.

         8.  Труженики тыла.

         9.  Родное село: труженики села, трудовые династии, достижения,  праздники и будни.

         10. Монеты и денежные знаки.

Летопись родного края.

- Разработка историко-краеведческого

маршрута;

- Работа с краеведческой литературой;

- Акция «Живые голоса истории»;

- «История больницы в селе Котиково»

Встречи и экспедиции.

- Экскурсия в г. Вяземский, в краеведческий

музей. Встреча с методистом музея.

- Встречи с односельчанами

Работа творческих групп.

- Как писать исследовательскую работу.

- Выбор темы. Консультации, сбор материала,

работа над темой.

- Участие в краеведческих чтениях,

викторинах, конкурсах.


Народная культура.

- С чем в бой ходили, что на себе носили

- Праздник Котиково

- Русская и украинская изба (строительство, убранство, украшения и символы)

Обобщение. Подведение итогов.


1


1



1


1


0


0



1

1

1

1


1

1

1


1

1


1

1

1


1

1



1

1

1

1



1

В теч. года


1


1


1



1

1

1


1


-


1



1


5


14


18



1

1

1

1


1

1

1


1

1


1

1

1


1

1



4

2

2

1



4

В теч. года


1


1


1



1

1

1



1


2



2


6


14


18



2

2

2

2


2

2

2


2

2


2

2

2


2

2



5

3

3

2



5

В теч. года


2


2


2



2

2

2


1


Итого:


30

72


102


Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема

Часы

Примечания


1

Вводный инструктаж по технике безопасности

Вводное занятие.

1,5



2

Итоги лета. План работы на год.

1,5



3

Оформление собранного за лето материала.

1,5



4

Оформление собранного за лето материала.

1,5

0,5 доп.


5

Шефство над могилой В. Курача и памятником «Пушка».

1,5



6

Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка».

1,5



7

Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка».

1,5



8

Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка».

1,5



9

История заселения края.

1,5



10

Работа с краеведческой литературой

1,5



11

Жизнь и быт крестьян-поселенцев.

1,5



12

Встречи с односельчанами

1,5



13

Мастера рукоделия.

1,5



14

Встречи с односельчанами

1,5



15

Коллективизация: образование колхозов, хозяйство, раскулачивание

1,5



16

  Работа с фондами

1,5


итого



24 ч



17

Работа с краеведческой литературой

1,5



18

По местам Славы

1,5



19

Партизанское движение в Вяземском районе в годы Гражданской войны.

1,5



20

Работа с фондами

1,5



21

Работа с краеведческой литературой

1,5



22

Родное село: труженики села, трудовые династии, достижения,  праздники и будни.

1,5



23

«История села в фотографиях»

1,5



24

Работа с фондами

1,5



25

Встречи с односельчанами

1,5



26

Монеты и денежные знаки.

1,5



27

Работа с фондами

1,5



28

Работа с литературой

1,5



29

«Ими гордится школа. »

1,5



30

Встречи с односельчанами

1,5



31

Встречи с односельчанами

1,5



32

Встречи с односельчанами

1,5


итого



24ч



33

Как писать исследовательскую работу.

1,5



34

Выбор темы. Работа над темой.

1,5



35

Консультации по сбору материала

1,5



36

Консультации по сбору материала

1,5



37

Учет и хранение фондов (теория)

1,5



38

Работа в фондах. Регистрация экспонатов (теория)

1,5



39

Учет и хранение фондов (практика)

1,5



40

Учет и хранение фондов (практика)

1,5



41

Учет и хранение фондов (практика)

1,5



42

Работа в фондах. Регистрация экспонатов.(практика)

1,5



43

Работа в фондах. Регистрация экспонатов (практика)

1,5



44

Работа в фондах. Регистрация экспонатов (практика)

1,5



45

Работа в фондах. Регистрация экспонатов (практика)

1,5



46

Работа в фондах. Регистрация экспонатов (практика)

1,5



47

Работа в фондах. Регистрация экспонатов (практика)

1,5



48

Работа в фондах. Регистрация экспонатов (практика)

1,5



49

Работа в фондах. Регистрация экспонатов (практика)

1,5



50

Работа в фондах. Регистрация экспонатов (практика)

1,5



51

Экскурсия в г. Вяземский, в краеведческий

музей. Встреча с методистом музея.

1,5



52

Экскурсия в г. Вяземский, в краеведческий

музей. Встреча с методистом музея.

1,5


итого



30ч



53

Разработка историко-краеведческого

маршрута

1,5



54

Акция «Живые голоса истории»

1,5



55

Акция «Живые голоса истории»

1,5



56

  «Воинам-односельчанам посвящается»

1,5



57

Солдаты Победы.

1,5



58

Солдаты Победы.

1,5



59

Труженики тыла.

1,5



60

Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка».

1,5



61

Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка».

1,5



62

Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка».

1,5



63

Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка».

1,5



64

Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка».

1,5



65

Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка».

1,5



66

Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка».

1,5



67

Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка».

1,5



68

Обобщение. Подведение итогов.

1,5


итого



24ч