Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Котиково
Вяземского муниципального района Хабаровского края
Рассмотрено Утверждено
на заседании педагогического совета директор
от «__»_____20___г. Протокол №___ образовательного учреждения
приказ №___ от «__»____20__г.
Программа
кружка
«Музейное дело»
на 2015-2016 учебный год
Руководитель кружка:
Учитель истории и обществознания
Сакриева Наталья Петровна
2015 г.
Пояснительная записка
Программа модифицирована и составлена на основе программы Ореховой Валентины Николаевны, руководителя музея школы№1 г. Хабаровска сборник «Школьные музеи Хабаровского края» под/ред. Каячковой С.Г, Хабаровск,2003
Краеведение является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей.
Школьный краеведческий музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у них научных интересов, склонностей, навыков общественно-полезной деятельности, чувства патриотизма. Школьный музей является организующим центром разнообразной работы, которая создает оптимальные возможности для творческого развития детей, их гражданского становления, формирования профессиональных интересов, продолжает знакомить детей с бытом, нравами, обычаями и традициями села, народа, края, помогает
При организации работы кружка руководящее значение имеет «Положение о школьном краеведческом музее»
Программа определяет основной круг музееведческих вопросов и определяет свои цели:
- Совершенствование деятельности школьного краеведческого музея.
- Совершенствование методов организации воспитательной работы с подростками.
- Изучение и охрана природного наследия, воспитание экологической культуры.
- Сбор краеведческих материалов.
- Изучение жизни и деятельности своих земляков.
Программа ставит задачи:
- получение детьми дополнительных знаний в области краеведения, экологии,
истории, развитие познавательных, эмоциональных, эстетических способностей
детей.
- приобщение детей к краеведческой и поисковой работе.
- воспитание патриотизма, бережного отношения к природному и культурному
наследию родного края, совершенствование нравственного воспитания учащихся.
- знакомство детей со средой их обитания, формирование практических умений
ориентироваться в окружающем мире;
- показ азов музееведческой и исследовательской деятельности, формирование
умения выполнять практические исследования.
Принципы:
- добровольность членов кружка;
- достоверность, наглядность и научная обоснованность получаемой информации;
- соответствие содержания деятельности возрастным особенностям членов кружка.
Программа, тематический план предполагает проведение теоретических и практических занятий в течение 1 учебного года (сентябрь-май) в объеме 102 часа.
Программа рассчитана на проведение занятий с учащимися 5-9 классов.
Специфика сельской малочисленной школы предусматривает численность учащихся, посещающих кружок 9-15 человек.
Формы реализации программы:
- беседы, встречи с интересными людьми;
- проведение исследований, наблюдений;
- пропаганда краеведческих знаний путем организации праздников,
выставок, краеведческих чтений, тематических дней, игр, походов.
- проведение конкурса детского и семейного творчества;
- участие в муниципальных, региональных мероприятиях краеведческого
характера.
Усвоение материала предусмотрено с помощью теоретических и практических занятий, проведения исследований, игр, викторин, конкурсов, мини-праздников, взятия интервью у участников исторических событий, творческих исследовательских работ, экскурсий, похода.
Механизм реализации программы:
Программа реализуется учащимися МБОУ ООШ с.Котиково под руководством учителя истории и обществознания Сакриевой Натальи Петровны. Краеведческий кружок активно сотрудничает и получает методическую помощь от:
- Администрация с. Котиково
- Вяземский краеведческий музей;
- Котиковская сельской библиотеки;
При необходимости к деятельности кружка привлекаются учащиеся и педагоги школы.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
К концу учебного года кружковцы должны знать и правила регистрации, учета и хранения экспонатов музея, уметь это делать практически, составлять простейшие экспозиции, работать с краеведческой литературой, знать азы исследовательской работы, владеть методикой подготовки и проведения экскурсий, ориентироваться в народном календаре.
Кружковцы должны уметь выполнять операции с музейными предметами, знать методику подготовки и проведения экскурсии, правила взятия интервью, ориентироваться в краеведческой литературе, готовить и проводить викторины, конкурсы, мини-праздники краеведческой направленности, проводить простейшие исследования, работать с историческими документами, принять участие в акции «Ищу героя», в районном конкурсе творческих исследовательских работ.
Содержание.
Работа в фондах музея:
Основное содержание школьного музея. Музейный предмет как первоисточник. Типы и группы музейных предметов. Фонд музея. Экспонат. Документ. Подлинник, копия, документ, реликвия. Методика сбора и обработки материалов. Виды фондовой работы. Изучение фондов. Инвентарная книга школьного музея. Атрибуция музейного предмета. Учет экспонатов. Учетная карточка. Хранение экспонатов.
Практическая работа: Отбор предметов для экспозиций, систематизация типовых предметов, работа в фондах музея. Учет и хранение экспонатов, регистрация экспонатов. Обеспечение физической сохранности музейных предметов.
Экскурсии, экспозиции:
Экскурсия как одна из форм образовательной и просветительской работы.
Принципы и алгоритм подготовки и проведения экскурсии. Объекты экскурсии. Экскурсионная методика (тема, типичность, научность, логическая и хронологическая последовательность, конкретность, доступность, наглядность). Виды экскурсий. Учет возрастных особенностей экскурсантов и экскурсоводов. Приемы показа памятных мест родного края. Экспонат. Экспозиция. Тематическая экспозиции, монографическая экспозиция. Экспозиционное проектирование. Семейные традиции.
Практическая работа: использование экскурсий в учебно-воспитательном процессе; встреча с методистами музея города Вяземский; проверка достоверности материала, отбор и анализ экспонатов, составление экспозиций. Классификация экспонатов по времени. Проверка достоверности материала. Создание тематических и монографических экспозиций. Изучение жизни и деятельности земляков, родословных, семейных традиций
Летопись родного края.
Алгоритм работы со справочной литературой, историческими и краеведческими материалами, памятниками архитектуры и культуры.
Практическая работа: работа с краеведческой литературой, разработка историко-краеведческого маршрута, викторин, конкурсов на краеведческую тематику, изучение жизни, исторических фактов, биографий замечательных людей родного края. Фиксирование событий современности, интервьюирование участников событий, собирание публикаций, относящихся к истории родного края. Изучение малоизвестных исторических событий, культурного наследия, творчества земляков. Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка».
4. Экспедиции и встречи: Связь с профилем и тематикой музея. Плановость,
целенаправленность, методика сбора и фиксации материала, оформление задания.
Инструктивные требования к организации и проведению экспедиции.
Практическая работа: Обсуждение предстоящих маршрутов. Приемы показа
памятных мест. Участие в экологической операции. Взятие интервью, запись и
оформление задания. Пропаганда краеведческих знаний.
Работа творческих групп: Алгоритм написания и оформления исследовательской
работы. Выбор, обоснование темы.
Практическая работа: исследовательская деятельность, работа с историческими документами, оформление исследовательской работы. Участие в краеведческих чтениях, викторинах, конкурсах краеведческих исследовательских работ на муниципальном и региональном уровнях.
Русская народная культура: знакомство с нравами, обычаями, культурным наследием народа. Приемы сбора информации. Актуальность и занимательность, учет возрастных особенностей, интересов и знаний. Особенности работы с местным населением. Опора на экспозицию.
Практическая работа: Изучение народных праздников, обычаев, основ народной культуры, творчества жителей родного края. Участие в викторинах, конкурсах, массовых мероприятиях. Привлечение к краеведческой деятельности родителей, местных жителей, старожилов села.
План работы
кружка «Музейное дело» на 2015-2016 учебный год.
№ темы | Тема занятия | Теория | практика | Всего часов. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11 12. 13. | Вводный инструктаж по технике безопасности Вводное занятие. Итоги лета. План работы на год. Оформление собранного за лето материала. Учет и хранение фондов. Работа в фондах. Регистрация экспонатов. Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка». Экскурсии. Экспозиции. - «Ими гордится школа. » - «Хозяйка золотой борозды» - «Воинам-односельчанам посвящается» - «История села в фотографиях» МУЗЕЙНЫЕ УРОКИ И ЭКСКУРСИИ: 1. История заселения края. 2. Жизнь и быт крестьян-поселенцев. 3. Мастера рукоделия. 4. Партизанское движение в Вяземском районе в годы Гражданской войны. 5. По местам Славы 6. Коллективизация: образование колхозов, хозяйство, раскулачивание. 7. Солдаты Победы. 8. Труженики тыла. 9. Родное село: труженики села, трудовые династии, достижения, праздники и будни. 10. Монеты и денежные знаки. Летопись родного края. - Разработка историко-краеведческого маршрута; - Работа с краеведческой литературой; - Акция «Живые голоса истории»; - «История больницы в селе Котиково» Встречи и экспедиции. - Экскурсия в г. Вяземский, в краеведческий музей. Встреча с методистом музея. - Встречи с односельчанами Работа творческих групп. - Как писать исследовательскую работу. - Выбор темы. Консультации, сбор материала, работа над темой. - Участие в краеведческих чтениях, викторинах, конкурсах. Народная культура. - С чем в бой ходили, что на себе носили - Праздник Котиково - Русская и украинская изба (строительство, убранство, украшения и символы) Обобщение. Подведение итогов. | 1 1 1 1 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 В теч. года 1 1 1 1 1 1 1 | - 1 1 5 14 18 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 2 2 1 4 В теч. года 1 1 1 1 1 1 | 1 2 2 6 14 18 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 5 3 3 2 5 В теч. года 2 2 2 2 2 2 1 |
| Итого: | 30 | 72 | 102 |
Календарно-тематическое планирование.
Дата | № | Тема | Часы | Примечания |
| 1 | Вводный инструктаж по технике безопасности Вводное занятие. | 1,5 | |
| 2 | Итоги лета. План работы на год. | 1,5 | |
| 3 | Оформление собранного за лето материала. | 1,5 | |
| 4 | Оформление собранного за лето материала. | 1,5 | 0,5 доп. |
| 5 | Шефство над могилой В. Курача и памятником «Пушка». | 1,5 | |
| 6 | Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка». | 1,5 | |
| 7 | Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка». | 1,5 | |
| 8 | Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка». | 1,5 | |
| 9 | История заселения края. | 1,5 | |
| 10 | Работа с краеведческой литературой | 1,5 | |
| 11 | Жизнь и быт крестьян-поселенцев. | 1,5 | |
| 12 | Встречи с односельчанами | 1,5 | |
| 13 | Мастера рукоделия. | 1,5 | |
| 14 | Встречи с односельчанами | 1,5 | |
| 15 | Коллективизация: образование колхозов, хозяйство, раскулачивание | 1,5 | |
| 16 | Работа с фондами | 1,5 | |
итого | | | 24 ч | |
| 17 | Работа с краеведческой литературой | 1,5 | |
| 18 | По местам Славы | 1,5 | |
| 19 | Партизанское движение в Вяземском районе в годы Гражданской войны. | 1,5 | |
| 20 | Работа с фондами | 1,5 | |
| 21 | Работа с краеведческой литературой | 1,5 | |
| 22 | Родное село: труженики села, трудовые династии, достижения, праздники и будни. | 1,5 | |
| 23 | «История села в фотографиях» | 1,5 | |
| 24 | Работа с фондами | 1,5 | |
| 25 | Встречи с односельчанами | 1,5 | |
| 26 | Монеты и денежные знаки. | 1,5 | |
| 27 | Работа с фондами | 1,5 | |
| 28 | Работа с литературой | 1,5 | |
| 29 | «Ими гордится школа. » | 1,5 | |
| 30 | Встречи с односельчанами | 1,5 | |
| 31 | Встречи с односельчанами | 1,5 | |
| 32 | Встречи с односельчанами | 1,5 | |
итого | | | 24ч | |
| 33 | Как писать исследовательскую работу. | 1,5 | |
| 34 | Выбор темы. Работа над темой. | 1,5 | |
| 35 | Консультации по сбору материала | 1,5 | |
| 36 | Консультации по сбору материала | 1,5 | |
| 37 | Учет и хранение фондов (теория) | 1,5 | |
| 38 | Работа в фондах. Регистрация экспонатов (теория) | 1,5 | |
| 39 | Учет и хранение фондов (практика) | 1,5 | |
| 40 | Учет и хранение фондов (практика) | 1,5 | |
| 41 | Учет и хранение фондов (практика) | 1,5 | |
| 42 | Работа в фондах. Регистрация экспонатов.(практика) | 1,5 | |
| 43 | Работа в фондах. Регистрация экспонатов (практика) | 1,5 | |
| 44 | Работа в фондах. Регистрация экспонатов (практика) | 1,5 | |
| 45 | Работа в фондах. Регистрация экспонатов (практика) | 1,5 | |
| 46 | Работа в фондах. Регистрация экспонатов (практика) | 1,5 | |
| 47 | Работа в фондах. Регистрация экспонатов (практика) | 1,5 | |
| 48 | Работа в фондах. Регистрация экспонатов (практика) | 1,5 | |
| 49 | Работа в фондах. Регистрация экспонатов (практика) | 1,5 | |
| 50 | Работа в фондах. Регистрация экспонатов (практика) | 1,5 | |
| 51 | Экскурсия в г. Вяземский, в краеведческий музей. Встреча с методистом музея. | 1,5 | |
| 52 | Экскурсия в г. Вяземский, в краеведческий музей. Встреча с методистом музея. | 1,5 | |
итого | | | 30ч | |
| 53 | Разработка историко-краеведческого маршрута | 1,5 | |
| 54 | Акция «Живые голоса истории» | 1,5 | |
| 55 | Акция «Живые голоса истории» | 1,5 | |
| 56 | «Воинам-односельчанам посвящается» | 1,5 | |
| 57 | Солдаты Победы. | 1,5 | |
| 58 | Солдаты Победы. | 1,5 | |
| 59 | Труженики тыла. | 1,5 | |
| 60 | Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка». | 1,5 | |
| 61 | Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка». | 1,5 | |
| 62 | Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка». | 1,5 | |
| 63 | Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка». | 1,5 | |
| 64 | Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка». | 1,5 | |
| 65 | Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка». | 1,5 | |
| 66 | Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка». | 1,5 | |
| 67 | Шефство над могилой В.Курача и памятником «Пушка». | 1,5 | |
| 68 | Обобщение. Подведение итогов. | 1,5 | |
итого | | | 24ч | |