МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 г.ДУБОВКИ ДУБОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На заседании МО решением Директор МКОУ СШ №2
Протокол № 1 Педагогического совета г.Дубовки
От 24.08.2017 МКОУ СШ №2 г.Дубовки _______________/С.В.Зыков/
Протокол №1 от 25.08. 2017 Введено в действие
Приказом №242 от28.08.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка
«Музейное дело»
для учащихся 7-8 классов
на 2017-2018 учебный год
Всего часов на учебный год: 34
Количество часов в неделю: 1
Краеведческое направление
Срок реализации программы: 1 год .Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 12-15 лет .
Рабочая программа разработана на основе: примерной программы внеурочной деятельности научно – познавательного направления «Юные музееведы», - М.: Просвещение, 20104
Составитель:
Москалева Дарья Владимировна
Пояснительная записка.
Программа по внеурочной деятельности краеведческого направления кружка «Музейное дело» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности научно – познавательного направления «Юные музееведы», - М.: Просвещение, 2014 с учетом программы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования. Новизна данной программы заключается в том, что, работая по ФГОС второго поколения, главным направлением которого является развитие потенциала личности, одной из проблем для современного подростка является проблема выбора будущей профессии. Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности. Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Цели кружка:
- познакомить учащихся с историей коллекционирования и музеев, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России;
- дать первичные навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной работы;
- побудить учащихся к созидательной деятельности;
- способствовать расширению кругозора школьников и социализации личности.
Задачи программы кружка:
- составить целостное представление о многогранности музейного мира и профессии музеолога;
- исследовать на практике собственные познавательные интересы, способности;
-интегрировать полученные в школе знания на качественно новом уровне.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
Программа имеет интегрированный характер. Актуальность данной программы заключается в том, что для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе,
потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру.
Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: программа кружка рассчитана на детей 12-15 лет
Сроки реализации: 1 год
Ожидаемые результаты деятельности кружка
Учащиеся должны знать:
- основную музейную терминологию;
- функции и задачи музея.
- этапы становления и развития музеев России.
- цели, методы и этапы научно-исследовательской работы музея;
- роль выставочной работы в социокультурной деятельности музея.
- структуру фондов и фондовую документацию;
- особенности хранения и экспонирования музейных предметов.
- характеристику музейной экспозиции;
- особенности экспозиционно-выставочной работы;
- виды культурно-просветительной деятельности музея;
- правила написания, подготовки и проведения экскурсии.
- механизм проведения экскурсий;
- правила поведения экскурсовода.
Учащиеся должны уметь:
1.свободно ориентироваться в музейной терминологии.
2. определять условия создания и становления музеев в России в любой исторический период и перспективы их дальнейшего развития;
3.правильно пользоваться музейной терминологией;
4.работать с основной документацией на стадии комплектования материалов;
5. умело пользоваться терминологией и правильно заполнять документацию при проектировании выставки.
6.работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проекта выставки.
7.грамотно пользоваться письменной речью;
учитывать возраст будущих экскурсантов при написании текста экскурсии, уметь адаптировать текст.
8. ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве; 9.
строить коммуникацию, вести диалог со слушателями. Формы и методы проведения занятий:
10. проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения;
11.экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;
12. поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;
13. просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;
14. составление словаря музейных терминов,
15. ведение дневника индивидуального краеведческого исследования;
16. разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;
17. обновление экспозиций музея; презентация музея или защита проекта;
18. участие в конкурсе экскурсоводов; работа в библиотеке, архиве;
19. встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;
20. подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов;
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела и темы | Всего часов | Теоретические часы | Практические часы |
1 -2 | Введение в музееведение. Введение. | 14 2 | 12 | 2 |
3-4 | Понятие о музее. | 2 | 2 | |
5-6 | Тип и профиль музея. | 2 | 2 | |
7-8 | Понятие о музейном предмете. | 2 | 2 | |
9-10 | Классификация музейных предметов. | 2 | 2 | |
11-12 | Музейная терминология. | 2 | 2 | |
13-14 | Практическое занятие. | 2 | | 2 |
| История музейного дела в России. | 8 | 6 | 2 |
15-18 | Из истории музеев России с момента их зарождения до начала 21 века. | 4 | 4 | |
19-20 | Музей на службе человека | 2 | 2 | |
21-22 | Практическое занятие «Музеи города Дубовки». | 2 | | 2 |
| Краеведение в школьном музее. | 6 | 4 | 2 |
23-24 | Развитие культуры, образования, их влияние на развитее краеведения. | 2 | 2 | |
25-26 | Краеведение и школьные музеи на современном этапе. | 2 | 2 | |
27-28 | Практическое занятие в школьном музее. | 2 | | 2 |
| Школьный музей: его специфика и место в музейной сети. | 6 | 4 | 2 |
29-30 | Школьный музей в системе образования | 2 | 2 | |
31-32 | Учет и хранение фондов школьного музея. | 2 | 2 | |
33-34 | Практика в школьном музее. | 2 | | 2 |