Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 г. Йошкар-Олы»
Рассмотрено на заседании кафедры начального образования Протокол № от 31.09.2016 г. Руководитель кафедры: Голубева О.В._____________ | | | Утверждаю Директор школы: Антоничева Н.Б. ____________________ |
Рабочая программа
кружка
«Грамотеи»
для 3 класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель программы:
Ларионова Ирина Юрьевна,
учитель начальных классов,
1 квалификационной категории
Йошкар-Ола
2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа предназначена для оказания платных образовательных услуг.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит кружок “Грамотеи”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая;
практическая.
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развитие умения пользоваться разнообразными словарями;
обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного кружка является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Срок реализации: программа кружка рассчитана на 26 учебных часов, 1 час в неделю по 45 минут.
Формы проведения занятий: лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Личностные результаты:
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
умение отгадывать и составлять ребусы;
умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы.
Содержание разделов программы.
Тема 1.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика:игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3.
Теория: беседа о богатстве русской грамоты «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами.
Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания.
Тема 4. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 5. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания,направленные на развитие познавательных способностей,отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку.
Тема 6 . Путешествие в страну слов.
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»
Тема 7. Чудесные превращения слов.
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.
Тема 8. Добрые слова.
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 9. Встреча с зарубежными друзьями.
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 13. В королевстве ошибок.
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 14. В стране Сочинителей.
Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
Тема 15. Праздник творчества и игры.
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры . Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 16. Анаграммы и метаграммы.
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).
Тема 17. Шарады и логогрифы.
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Календарно – тематический план
№ п/п | Темы занятий | Количест- во часов | Дата |
| | | план | факт |
1 | Да здравствует русский язык! | 1 | 5.10 | |
2 | Вежливые слова. | 1 | 12.10 | |
3 | Поговорки и пословицы. | 1 | 19.10 | |
4 | Игротека. | 1 | 26.10 | |
5 | Добрые слова. | 1 | 02.11 | |
6 | Растения во фразеологизмах | 1 | 09.11 | |
7 | Животные во фразеологизмах | 1 | 16.11 | |
8 | Игротека. | 1 | 23.11 | |
9 | Я не поэт, я только учусь… | 1 | 30.11 | |
10 | Как морфология порядок навела. | 1 | 7.12 | |
11 | Игры с пословицами. | 1 | 14.12 | |
12 | Игротека. | 1 | 21.12 | |
13 | Животные во фразеологизмах. | 1 | 11.01 | |
14 | Встреча с зарубежными друзьями. | 1 | 18.01 | |
15 | Крылатые слова. | 1 | 25.01 | |
16 | Шарады и логогрифы. | 1 | 1.02 | |
17 | В королевстве ошибок. | 1 | 8.02 | |
18 | Играем в «ошибки». | 1 | 15.02 | |
19 | Искусство красноречия. | 1 | 22.02 | |
20 | Игротека. | 1 | 1.03 | |
21 | Анаграммы | 1 | 15.03 | |
22 | Метаграммы. | 1 | 22.03 | |
23 | В стране Сочинителей. | 1 | 5.04 | |
24 | От архаизмов до неологизмов. | 1 | 12.04 | |
25 | По страницам энциклопедий. | 1 | 19.04 | |
26 | Игротека. | 1 | 26.04 | |
| Итого: | 26 | | |
Методическое обеспечение.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу.
Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность,
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Техническое оборудование: компьютер; принтер; сканер; мультмедиапроектор.
Информационное обеспечение.
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.