Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Филиппово
Кирово-Чепецкого района Кировской области
Утверждаю.
Директор школы __________В. С. Солоницына
«___»_____________2017г
Приказ №_________
Приказ №________ «Согласовано
на заседании методического совета
«___»_________2017г
протокол № ___
с заместителем директора по УВР
_____________Л.Н.Кожевниковой
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Курс «Наш театр»
Социальное направление
Возраст – 8 – 9 лет
Срок реализации –1 год
2017 - 2018 учебный год
Разработана Козьминых Н.В.,
учителем начальных классов
с. Филиппово
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Наш театр» разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- авторской программы курса «Театр» для начальной школы/ И.А.Генералова (Образовательная система «Школа 2100»). Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);
- основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ с. Филиппово на 2017-2018 учебный год;
- годового календарного учебного графика МКОУ СОШ с. Филиппово на 2017-2018 учебный год
Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество, особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации. В программу курса «Наш театр» включено инсценирование произведений, изучаемых по программе «Литературное чтение».
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
общения;
и дать первичные сведения о ней;
любой работе.
Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в
начальной школе даются общие представления о его специфике.
В основу программы вошли принципы:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников.
Принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
Принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
- ценность зрительской культуры в театре;
- развитие художественного вкуса;
- развитие воображения, выразительности речи;
- расширение словарного запаса за счёт усвоения театральной терминологии, образного строя речи;
- ценность диалога;
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля
актёрский тренинг
выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Формы контроля
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
Учащиеся должны знать
правила поведения зрителя до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые воспитательные результаты реализации программы
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Ожидаемые воспитательные результаты
№ п/п | Тема раздела | Форма | Уровень Ожидаемый воспитательный результат |
1 | «Мы играем – мы мечтаем!» | игра | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
2 | Театр | беседа | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
экскурсия | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
3 | Основы актёрского мастерства | изучение основ сценического мастерства | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
актёрский тренинг | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
4 | Просмотр спектаклей в театрах города | просмотр спектакля | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
беседа | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
иллюстрирование | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
5 | Мы на сцене | мастерская образа | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
мастерская костюма, декораций | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
инсценировка, постановка спектакля | III уровень получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. |
выступление | III уровень получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Мы играем – мы мечтаем!» Игры «от внимания – к воображению».
Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Культура поведения в театре.
Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Мы на сцене. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
| Раздел «Театр» | 4 | 3 | 1 |
1 | Дорога в театр. Входная диагностическая работа. | 1 | – | 1 |
2 | В театре. | 1 | 1 | |
3-4 | Как создаётся спектакль. | 2 | 2 | – |
| Раздел «Основы актёрского мастерства» | 3 | - | 3 |
5-7 | Речевая гимнастика. Мимика. Пантомима. | 3 | - | 3 |
| Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» | 6 | – | 6 |
8-10 | Просмотр спектаклей в театрах города( или на видеодисках) | 3 | – | 3 |
11-13 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 3 | – | 3 |
| Раздел «Мы на сцене» | 20 | – | 20 |
14-22 | Работа над спектаклем по русским народным сказкам по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», по басням И.А. Крылова | 9 | – | 9 |
23-28 | Работа над спектаклем по произведениям К.И.Чуковского. | 6 | – | 6 |
29-33 | Работа над спектаклем по произведениям зарубежной литературы | 5 | – | 5 |
34 Итого | Итоговая диагностическая работа | 1 34 | 1 5 | - 29 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата |
Всего | Теория | Практика | План | Факт |
| Раздел «Театр» | 4 | 3 | 1 | | |
1 | Дорога в театр. Виртуальная экскурсия в Большой театр. Входная диагностическая работа. | 1 | | 1 | | |
2 | В театре. Культура поведения на сцене и в зрительном зале. | 1 | 1 | | | |
3 | Как создаётся спектакль. | 1 | 1 | | | |
4 | Как создаётся спектакль. | 1 | 1 | | | |
| Раздел «Основы актёрского мастерства» | 3 | | 3 | | |
5 | Речевая гимнастика. Упражнения «Дышим правильно», «Паровоз». | 1 | | 1 | | |
6 | Мимика | 1 | | 1 | | |
7 | Пантонима | 1 | | 1 | | |
| Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» | 6 | – | 6 | | |
8-10 | Просмотр спектакля в театре | 3 | – | 3 | | |
11-13 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование произведения. | 3 | – | 3 | | |
| Раздел «Мы на сцене» | | – | | | |
14 | Изготовление костюмов и декораций. Сказка « У страха глаза велики». | 1 | | 1 | | |
15 | Репетиция сказки с декорациями и музыкальным сопровождением. | 1 | | 1 | | |
16 | Постановка спектакля по сказке «У страха глаза велики». | 1 | | 1 | | |
17 | Изготовление бумажных кукол и декораций. Сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | | 1 | | |
18 | Работа с куклой на ширме. Репетиция сказки» с декорациями и музыкальным сопровождением. | 1 | | 1 | | |
19 | Постановка спектакля для бумажных кукол по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», | 1 | | 1 | | |
20 | Изготовление костюмов и декораций к басням И.А.Крылова | 2 | | 2 | | |
21 | Репетиция басен И.А.Крылова с декорациями и музыкальным сопровождением. | 1 | | 1 | | |
22 | Постановка мини - спектакля по басням И.А.Крылова | 1 | | 1 | | |
23-24 | Изготовление куклы – варежки (образ животного) и декораций к сказке К.И.Чуковского «Доктор Айболит» | 2 | | 2 | | |
25-26 | Работа с куклой на ширме. Репетиция сказки К.И.Чуковского с декорациями и музыкальным сопровождением. | 2 | | 2 | | |
27 | Репетиция сказки К.И.Чуковского «Федорино горе» | 1 | | 1 | | |
28 | Инсценирование сказки К.И.Чуковского « Федорино горе» | 1 | | 1 | | |
29 | Изготовление костюмов и декораций к сказке Ш.Перро «Кот в сапогах» | 1 | | 1 | | |
30-31 | Репетиция сказки Ш.Перро с декорациями и музыкальным сопровождением. | 2 | | 2 | | |
32 | Генеральная репетиция отчётного спектакля. | 1 | | 1 | | |
33 | Отчётный спектакль по произведением раздела «Мы на сцене». | 1 | | 1 | | |
34 | Итоговая диагностическая работа. Заключительное занятие по курсу «Наш театр» | 1 | | 1 | | |
| Итого | 35 | 3 | 32 | | |
Учебно – методические пособия
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
4. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.
5. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
6. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
8. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/