Программа по Биологии для 11 класса

Категория: Биология

Программа является продолжением 10 класса, расчитана на 1 час.

Программа подходит для профильного класса, в котором биология не является главным предметом.

Просмотр содержимого документа
«Программа по Биологии для 11 класса»

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии,  утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089, с учетом авторской программы и программы Биология 5—11 классы, под редакцией: Д. И. Трайтака, Н.Д. Андреевой, М.,«Мнемозина»,2008г., с использованием учебника для учащихся: Биология.10-11 классы: учеб. для общеобразоват. Учреждений (базовый уровень)/под ред. Н.Д. Андреево.- 3-е изд. испр. – М.: Мнемозина, 2010г.

На изучение биологии в 11 классе в учебном плане МБОУ СОШ №11 г. Брянска отводится 34 часов в год из расчета 1 час в неделю


Планируемые результаты освоения программы по биологии в 10-11 классах:

Учащиеся должны:

  • понимать мировоззренческую значимость биологии;

  • знать основные свойства и уровни организации живой ма­терии;

  • знать химический состав клетки, роль основных органиче­ских и неорганических веществ в клетке;

  • знать основные свойства нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), АТФ;

  • иметь представления о науке молекулярной биологии, о цитологии как науке, о клетке как структурной и функциональ­ной единице жизни;

  • уметь определять связь строения и функций органоидов клетки;

  • приводить определения основных цитологических по­нятий;

  • сравнивать строение и функции растительных и животных клеток;

  • давать сравнительные характеристики прокариотическим и эукариотическим клеткам;

  • знать основные положения клеточной теории;

  • иметь представление о вирусах как неклеточной форме жизни;

  • знать меры профилактики вирусных заболеваний;

  • иметь представление о живом организме как открытой, саморегулирующейся и самовоспроизводящейся системе;

  • уметь классифицировать организмы по способам питания (по источнику углерода) и способам дыхания;

  • уметь определять связь строения и функций органов;

  • уметь объяснять связь организма и окружающей его среды;

  • знать способы и биологическое значение размножения ор­ганизмов;

  • знать основные периоды онтогенеза и влияние условий среды на онтогенез;

  • знать определение вида и его критерии;

  • понимать многообразие биологических видов как результат эволюции;

  • иметь представление об органическом мире как сложной иерархической системе;

  • понимать роль биологического разнообразия в обеспечении устойчивости жизни на Земле;

  • иметь представления о популяции как структурной единице вида и элементарной единице эволюции;

  • знать характеристики биогеоценотического уровня организации живой природы;

  • уметь объяснять различие природных (естественных) и антропогенных (искусственных) экосистем;

  • знать о неоднозначном характере влияния человека на при­родные и антропогенные экосистемы;

  • иметь представление о биосфере как открытой и саморегулирующейся глобальной системе;

  • знать значение митоза, мейоза, гаметогенеза и оплодотворения;

  • понимать характер влияния факторов окружающей среды на митоз и мейоз;

  • понимать сущность, значение и взаимосвязи энергети­ческого и пластического обмена;

  • понимать сущность процесса биосинтеза белка и его био­логическое значение;

  • иметь представление о генетике как науке;

  • давать определения основных генетических понятий;

  • понимать основные закономерности наследования;

  • знать основные положения хромосомной теории наследст­венности;

  • иметь представления о генотипе как целостной системе;

  • знать основные закономерности изменчивости и закон го­мологических рядов;

  • знать причины мутации и их биологическое значение;

  • знать основные виды мутагенов;

  • понимать сущность и причины наследственных болезней человека;

  • иметь представление о селекции как науке и ее практиче­ском значении;

  • понимать мировоззренческую значимость научных взглядов о возникновении жизни на Земле;

  • иметь представления об истории развития взглядов на пробле­му о возникновении жизни на Земле и о современных гипотезах;

  • иметь представления о становлении и развитии эволю­ционного учения, их предпосылках;

  • приводить определения основных эволюционных понятий (с точки зрения современной теории эволюции);

  • определять движущие силы эволюции;

  • иметь представление о микроэволюции и макроэволюции;

  • определять место человека в системе органического мира;

  • устанавливать сходство и различия человека и животных;

  • знать этапы и движущие силы антропогенеза;

  • иметь представление о человеческих расах как совокупности популяций биологического вида Человек разумный;

  • знать современные экологические проблемы и возможные пути преодоления экологического кризиса;

  • относиться к природе, жизни, здоровью человека как к наивысшим ценностям;

  • понимать личностную и социальную значимость биологи­ческой науки и биологического образования.

Обучающиеся должны знать:

  • мировоззренческую значимость биологии;

  • основные положения клеточной теории;

  • основные свойства и уровни организации живой материи;

  • химический состав клетки, роль основных органических и неорганических веществ в клетке;

  • основные свойства нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), АТФ;

  • иметь представления о науке молекулярной биологии, о цитологии как науке, о клетке как структурной и функциональной, единице жизни;

  • меры профилактики вирусных заболеваний;

  • способы и биологическое значение размножения организмов;

  • значение митоза, мейоза, гаметогенеза и оплодотворения;

  • основные периоды онтогенеза и влияние условий среды на онтогенез;

  • определение вида и его критерии;

  • характеристики биогеоценотического уровня организации живой природы;

  • о неоднозначном характере влияния человека на природные и антропогенные экосистемы;

  • основные положения хромосомной теории наследственности;

  • основные закономерности изменчивости и закон гомологических рядов;

  • причины мутации и их биологическое значение; знать основные виды мутагенов;

  • этапы и движущие силы антропогенеза;

  • современные экологические проблемы и возможные пути экологического кризиса;

Обучающиеся должны уметь:

  • определять связь строения и функций органоидов клетки;

  • приводить определения основных цитологических понятий;

  • сравнивать строение и функции растительных и животных клеток;

  • давать сравнительные характеристики прокариотическим и эукариотическим клеткам;

  • характеризовать вирусы как неклеточные формы жизни;

  • обосновывать живой организм как открытую, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся систему;

  • классифицировать организмы по способам питания (по источнику углерода) и способам дыхания;

  • определять связь строения и функций органов;

  • объяснять связь организма и окружающей его среды;

  • понимать многообразие биологических видов как результат эволюции;

  • объяснять различие природных (естественных) и антропогенных (искусственных) экосистем;

  • понимать характер влияния факторов окружающей среды на митоз и мейоз;

  • понимать сущность, значение и взаимосвязи энергетического и пластического обмена;

  • понимать сущность процесса биосинтеза белка и его биологическое значение;

  • понимать роль биологического разнообразия в обеспечении устойчивости жизни на Земле;

  • давать определения основных генетических понятий; понимать основные закономерности наследования;

  • понимать сущность и причины наследственных болезней человека;

  • понимать мировоззренческую значимость научных взглядов о возникновении жизни на Земле;

  • приводить определения основных эволюционных понятий (с точки зрения современной теории эволюции);

  • определять движущие силы эволюции;

  • определять место человека в системе органического мира;

  • устанавливать сходство и различия человека и животных;

  • относиться к природе, жизни, здоровью человека как к наивысшим ценностям;

  • понимать личностную и социальную значимость биологической науки и биологического образования.


Обучающиеся должны иметь представление:

  • об органическом мире как сложной иерархической системе;

  • о популяции как структурной единице вида и элементарной единице эволюции;

  • о биосфере как открытой и саморегулирующейся глобальной системе;

  • о генетике как науке;

  • о генотипе как целостной системе;

  • о селекции как науке и ее практическом значении;

  • об истории развития взглядов на проблему о возникновении жизни на Земле и о современных гипотезах;

  • о становлении и развитии эволюционного учения, их предпосылках;

  • о микроэволюции и макроэволюции;

  • о человеческих расах как совокупности популяций биологического вида Человек разумный;

    Содержание учебного курса


№ п/п


Название темы

Кол-во часов

Контрольные работы

Раздел 2

Наследственность и изменчивость

16ч

1


Закономерности наследственности



Закономерности изменчивости



Генетика человека

1


Генетика и селекция


Раздел 3

Происхождение и эволюция жизни

17ч



Представления о происхождений жизни на Земле



Эволюция органического мира



Синтетическая теория эволюций

1


Микро- и макроэволюция



Происхождение и эволюция человека - антропогенез

2


Человек и природа


Всего


34ч

5


Содержание учебного материала 11 класс.

Раздел II
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ (16 ч)

Закономерности наследственности (7 ч)
Генетика как наука. Предмет изучения генетики. Основные этапы развития генетики. Методы, применяемые в генетических
исследованиях.
Основные понятия генетики.
Основные закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Правило единообразия гибридов первого поколения
Закон расщепления признаков. Гипотеза чистоты гамет.
Дигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования признаков (независимого наследования). Доминирование. Анализирующее скрещивание.

Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты.
Генетика пола. Первичные и вторичные половые признаки. Половые хромосомы и определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов: комплементарное, эпистаз, полимерия.

Закономерности изменчивости (3 ч)
Модификационная изменчивость. Качественные и количественные признаки. Статические закономерности модификационной изменчивости.
Наследственная изменчивость. Виды генетической изменчивости: мутационная и комбинативная. Мутации: геномные, хромосомные, генные. Мутагенез и мутагены.
Гомологические ряды в наследственной изменчивости (закон Н. И. Вавилова).


Генетика человека (3 ч)
Генетика человека как наука. Актуальность проблем генетики человека. Геном человека. Методы генетики человека:
генеалогический, близнецовый, цитогенетический, молекулярно-генетический, биохимический.
Наследственные болезни человека: генные, хромосомные. Тератогенные заболевания. Болезни с наследственной предрасположенностью. Медико-генетическое консультирование.

Генетика и селекция (3 ч)
История развития селекции. Селекция как наука. Задачи селекции. Основные понятия селекции. Учение об исходном материале. Методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Современные направления развития селекции. Биотехнология. Микробиологический синтез. Клеточная, хромосомная и генная инженерия. Проблемы биотехнологии.

Раздел III
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ (17 ч)

Представления о возникновении жизни на Земле (2 ч)
Мировоззренческое значение взглядов на возникновение жизни на Земле. Идеи биогенеза и абиогенеза. Гипотеза биохимической эволюции.
Современные научные представления о возникновении жизни.
Условия, необходимые для возникновения жизни на Земле. Этапы возникновения первичных организмов.

Эволюция органического мира (2 ч)
Понятие о биологической эволюции. История развития эволюционных идей. Эволюционное учение Ж. Б. Ламарка. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Основные положения учения Ч. Дарвина. Определение движущих сил эволюции главная заслуга Ч. Дарвина. Формирование классического дарвинизма и его кризис.

Синтетическая теория эволюции (6 ч)
Формирование синтетической теории эволюции.

Популяция элементарная единица эволюции. Генофонд популяции. Движущие силы (факторы) эволюции. Мутационный процесс. Популяционные волны (волны жизни). Дрейф генов. Изоляция. Естественный отбор — главная движущая сила эволюции. Формы естественного отбора.
Понятие «адаптация». Возникновение адаптации как результат действия естественного отбора.

Микро- и макроэволюция (3 ч)
Микроэволюция. Видообразование и его типы. Макроэволюция. Направления макроэволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Доказательства макроэволюции.

Происхождение человека антропогенез (2ч)
Происхождение человека с эволюционной точки зрения. Сходство человека с приматами. Отличия человека от животных. Место человека в системе царства животных. Этапы антропогенеза. Палеонтологические данные о происхождении человека. Движущие силы антропогенеза. Особенности и единство современных человеческих рас.

Человек и природа (2 ч)
Понятия «экологическая проблема», «экологический кризис», «экологическая катастрофа». Современный экологический кризис. Роль человека в возникновении экологических кризисов. Изменение климата. Ресурсный кризис. Проблемы загрязнения окружающей среды. Проблема отходов. Проблема резкого ухудшения здоровья населения.
Пути преодоления современного экологического кризиса. Экологические запреты. Ценностные переориентации общества.



















































Календарно – тематическое планирование учебного материала

на 2017\2018 учебный год

Количество контрольных работ, зачетов, представленных в таблице согласно учебным четвертям, исходя из требований УМК, авторской программы:

Форма контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Контрольная работа

1

1

1

1

Тестирование




1

Практическая работа





Итого

1

1

1

2


№ п/п

Тема

Количество часов на изучение

Дата

По плану

По факту

Раздел II
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ

Закономерности наследственности


16ч



1

Генетика как наука. Предмет изучения, этапы развития и основные понятия генетики.

05.09.17


2

Основные закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

12.09.17


3

Правило единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет.

19.09.17


4

Дигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования признаков. Доминирование. Анализирующее скрещивание.

26.09.17


5

Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.

03.10.17


6

Первичные и вторичные половые признаки. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом. Генотип как целостная система.

10.10.17


7

Контрольная работа №1 по теме «Закономерности наследственности»

17.10.17


Закономерности изменчивости



8

Модификационная изменчивость. Качественные и количественные признаки.

24.10.17


9

Наследственная изменчивость. Виды генетической изменчивости. Гомологические ряды наследственной изменчивости.

31.10.17


10

Мутации: геномные, хромосомные и генные. Мутагенез и мутагены.

14.11.17


Генетика человека



11

Генетика человека как наука. Актуальность проблем генетики человека.

21.11.17


12

Наследственные болезни человека: генные, хромосомные. Тератогенные заболевания

28.11.17


13

Болезни с наследственной предрасположенностью. Медико-генетическое консультирование

05.12.17


14

Контрольная работа №2 «Генетика человека»

12.12.17


Генетика и селекция



15

История развития селекции. Селекция как наука. Законы и понятия селекции.



16

Учение об исходном материале. Методы селекции растений, животных и микроорганизмов.



17

Современные направления развития селекции. Биотехнология. Микробиологический синтез. Клеточная, хромосомная и генная инженерия. Проблемы биотехнологии



Раздел III
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ

Представления о возникновении жизни на Земле

17ч




18

Мировоззренческое значение взглядов на возникновение жизни на Земле. Гипотеза биохимической эволюции.



19

Современные научные представления о возникновении жизни. Условия, необходимые для возникновения жизни на Земле. Этапы возникновения первичных организмов.



Эволюция органического мира



20

Понятие о биологической эволюции. История развития эволюционных идей. Эволюционное учение Ж. Б. Ламарка.



21

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Основные положения учения Ч. Дарвина. Определение движущих сил эволюции главная заслуга Ч. Дарвина.



Синтетическая теория эволюции



22

Формирование синтетической теории эволюции



23

Популяция элементарная единица эволюции. Генофонд популяции. Движущие силы (факторы) эволюции.



24

Мутационный процесс. Популяционные волны. Изоляция.



25

Естественный отбор — главная движущая сила эволюции.



26

Понятие «адаптация». Возникновение адаптации как результат действия естественного отбора



27

Контрольная работа №3 «Эволюция органического мира»



Микро- и макроэволюция



28

Микроэволюция. Видообразование и его типы.



29

Макроэволюция. Направления макроэволюции: биологический прогресс и биологический регресс



30

Пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Доказательства макроэволюции.



Происхождение человека антропогенез



31

Происхождение человека с эволюционной точки зрения. Сходство человека с приматами. Отличия человека от животных. Место человека в системе царства животных



32

Этапы антропогенеза. Палеонтологические данные о происхождении человека. Движущие силы антропогенеза. Особенности и единство современных человеческих рас.



Человек и природа



33

Понятия «экологическая проблема», «экологический кризис», «экологическая катастрофа». Современный экологический кризис. Роль человека в возникновении экологических кризисов. Изменение климата. Ресурсный кризис.



34

Проблемы загрязнения окружающей среды.
Пути преодоления современного экологического кризиса. Экологические запреты. Ценностные переориентации общества.

Итоговое тестирование за курс 10 класса







Список литературы

1. Андреева Н.Д. «Биология» 10-11 классы: учебник для общеобразовательных

учреждений (базовый уровень) – М.: «Мнемозина» 2010г. – 327с.

2. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы./Т.Л.Богданова Е.А. Солодова. – 3-е изд. М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 816 с.

3. Колесников С.И. Биология: Учебное пособие для поступающих в ВУЗы: Серия

«Единыйгосэкзамен». – Ростов н/д «Феникс», 2004.- 432 с.

4. Лемеза Н.А. Биология для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие / МН.: Юнипресс,2010.- 674 с.

5. Мамонтов С.Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 1997.- 320 с.

6. Программа для общеобразовательных учреждений – Биология. 5 -11 классы / автор-составитель А.Е. Андреева и др.; под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008 г.

7. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразовательных

учреждений / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. — М.: Просвещение, 2002.187 с

8. Федеральный государственный стандарт.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.

2. Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».

3. Биология. 1С: Репетитор.

4. Библиотека наглядных пособий. Методическая поддержка on-linewww.vSCHOOL.ru, 6-9 классы

5. Видеоматериалы «Общая биология. Цитология», 2004. DVD

6. Интерактивные наглядные пособия – «Биология. Клетка», «Биология. Неклеточные

формы жизни», «Биология. Закономерности наследования, взаимодействие генов»

7. Слайд-альбомы

8. Таблицы по общей биологии

9. Микроскопы ученические и цифровой микроскоп

10. Мультимедийное пособие «Биология 5-9 кл.»

11. Микропрепараты по общей биологии

12. Магнитные карточки по темам

13. Модели «Ископаемые животные»

14. Модели «Происхождение человека»


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас