Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Могоеновская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании МО__________________________ протокол№____от__________20___г. __________/___________________ / | СОГЛАСОВАНО « »________ 20__г Зам. директора по УВР _________Ф.И.О. | УТВЕРЖДАЮ « »________ 20__г Директор школы ________ Ф.И.О. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
специального курса
«Искусство владеть словом»
Уровень обучения: среднее общее образование
Количество часов: 34
Класс: 11
Учитель: Данилова Лариса Владимировна
Могоенок, 2017
Пояснительная записка.
Рабочая программа специального курса «Искусство владеть словом» для учащихся 11 класса разработана на основе авторской программы «Русский язык. 10-11 классы: элективный курс «Искусство владеть словом» /автор-составитель Н.В. Васильченко, в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и основной образовательной программой.
Образовательная область – филология, предмет изучения - русский язык. Тип спецкурса – предметно – ориентированный. Функции данного курса: формирование коммуникативных компетентностей: языковых, лингвистических, учебно-познавательных. Реализация данного спецкурса осуществляется с учетом запросов и интересов учащихся и их родителей, данный час предусмотрен в учебном плане в вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.
Рабочая программа для 11 класса составлена из расчета 1 час в неделю. За год - 34 часа. Срок реализации программы - один учебный год.
С чего начинаются первые шаги в журналистику? Может ли удачное написание школьного сочинения служить началом постижения одной из востребованных профессий в наш информационный век? Конечно, ведь принципы работы над сочинением такие же. Как и принципы работы над любым текстом.
Сочинение – тот вид деятельности, который оказывается одним из наиболее востребованных в эпоху развития глобальных коммуникаций. Этот вид деятельности может и приучить и отучить думать. Шаблонные, удручающе правильные тексты, по сути, пересказ учебников и статей – результат неумения активизировать мышление учащихся.Старшеклассники серьезно задумываются над своими способностями и склонностями. Полезно предлагать им роли писателей, критиков, издателей, журналистов и редакторов.
Главная цель сочинения любого жанра- активизация творческого начала. Школа призвана давать учащимся необходимые навыки сочинения в художественных, публицистических и научных жанрах.
Актуальность программы:
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;
-способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся.
Цель спецкурса – дать возможность раскрыться творческим потребностям учащихся, уйти от шаблонности высказывания, обрести определённый набор качеств, которыми должен обладать любой выпускник, помочь развитию личности.
Программа направлена на достижение следующих задач курса:
-освоить культуру устной и письменной речи;
-раскрыть особенности текста;
-расширить знания обучающихся о различных жанрах сочинений;
-научить старшеклассников понимать особенности газетных жанров сочинений, определять пригодность того или иного жанра к данной теме;
-привить обучающимся авторское достоинство, воспитывать ответственность за творческую работу.
Формы и методы обучения: лекция, беседа, организация выступлений учащихся, метод наблюдения, работа с текстами образцами, создание текста.
Текущий контроль: анализ текста, составление таблиц, написание сочинений разных жанров.
Учебно-тематический план
№ | Разделы, темы | Всего часов | Формы организации учебной деятельности | Формы контроля |
По программе | По рабочей программе | |
1 | Введение. Текст как речевое произведение | 1 | 1 | | Урок-лекция | Комплексный анализ текста |
2 | Сочинение-это тоже текст | 1 | 1 | | Урок-практическая работа | Письменная работа |
3 | Реферат как вид текста. | 2 | 2 | | Урок-лекция, урок-семинар | Реферат. |
4 | У каждого сочинения свой жанр | 1 | 1 | | Урок-лекция | Устное сообщение по плану |
5 | Репортаж | 4 | 4 | | Урок-лекция урок-консультация урок-практическая работа | Сочинение-репортаж |
6 | Интервью | 1 | 1 | | Лекция,беседа, | Сообщение по теме. |
7 | Портретный очерк | 2 | 2 | | Лекция,практикум | Сочинение-очерк |
8 | Путевой очерк | 3 | 3 | | Лекция, сочинение | Сочинение в жанре путевого очерка |
9 | Статья. | 2 | 3 | | Лекция, урок-консультация, урок-практическая работа. | Сочинение в жанре литературно-критической сатьи |
10 | Эссе | 4 | 5 | | Лекция, урок-семинар, урок- практическая работа. | Сочинение в жанре эссе. |
11 | Рецензия. | 4 | 4 | | Лекция, урок-практическая работа, урок-консультация. | Сочинение по литературному произведению |
12 | Дневниковые записи | 3 | 3 | | Урок-практикум, урок-консультация. | Сочинение-дневник |
13 | Сочинение – письмо | 3 | 2 | | Урок-консультация, урок-практикум. | Сочинение-письмо |
14 | Комплексный анализ текста | 3 | 2 | | Урок-практическая работа, урок-семинар. | Подбор материла к сочинению. |
15 | Итого | 34 | 34 | | | |
Содержание программы
Введение. Текст как речевое произведение.( Повторение).
Текст. Тема и основная мысль. Способы связи между предложениями. Смысловая и композиционная целостность текста. Стилистические возможности языковых средств. Главные признаки текста.
Сочинение - это тоже текст.
Формулировка темы сочинения. О некоторых правилах цитирования( как сделать цитату частью текста. Разнообразие тематических сочинений. Объём сочинений.
Реферат как вид текста.
Цель реферата. Требования к реферату.
У каждого сочинения - свой жанр(обзор).
Единство и содержание формы. Источник материала сочинений .Жанры малой формы. Публицистические жанры информационного и аналитического характера. Жанры, используемые в научной работе. От чего зависит выбор жанра?
Репортаж.
Репортаж - один из жанров публицистики.. содержание репортажа. Различие между репортажем и информационной заметкой. Правила построения репортажа. Языковые средства в репортаже. Формы выражения авторского «я».
Интервью.
Интервью как информационный жанр. Цель интервью. Разновидности интервью. Интервью не просто беседа. Своеобразие языка интервью. Речевая ситуация.
Портретный очерк.
Очерк документальный и недокументальный. Очерк проблемный и конкретный. Сходство и их различие. Способы выражения авторской позиции. Портретный очерк- один из видов очерка публицистического стиля. Герой портретного очерка. Составные части портретного очерка. Этапы работы над очерком.
Путевой очерк ( путевые заметки).
Путевой очерк и путевые заметки. Сходство и их различие. Путевые заметки как жанр художественной публицистики. Содержание путевых заметок. Назначение путевых заметок. Типы речи путевых заметок.
Статья.
Статья- объясняющий жанр публицистики. Задача статьи. Языковые особенности статьи.
Эссе.
Эссе как разновидность очерка научного исторического, критического, публицистического характера. Жанровые особенности эссе. Языковые средства, характерные для жанра эссе. Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры эссе.
Рецензия.
Рецензия как разновидность критической статьи. Стили речи рецензии. Типы речи в рецензии. Отличие рецензии от отзыва и эссе. Требования к форме рецензии. Языковые средства в рецензии. Как строится научная рецензия. Формы рецензии.
Дневниковые записи.
Дневники великих людей. Дневник- литературная форма изложения мыслей. Композиция дневника. Типы речи в дневниковых записях. Особенности текста дневника.
Сочинение - письмо.
Виды сочинения-письма. Обязательные условия сочинения- письма. письма великих людей. Языковые особенности сочинения-письма. Речевые формулы.
Планируемы результаты обучения
В результате изучения курса обучающиеся должны
знать:
- особенности текста;
-жанры сочинения;
-специфические особенности газетных жанров;
уметь:
-писать сочинения в газетных жанрах;
-отбирать фактический и языковой материал для сочинения того или иного жанра;
-редактировать тексты сочинений;
-владеть навыками стилистической правки текста;
-активно владеть жанрами сочинений.
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___________Ф.И.О. «_____»__________20___г | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ____________Ф.И.О. «_____»__________20____г |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по специальному курсу
Класс__11
Учитель___Данилова Л. В.____
Количество часов на I полугодие: всего___ __час.; в неделю____ ___ час.
Количество часов на II полугодие: всего__ __час.; в неделю_____ ___час.
| Количество часов | № темы | Число часов по каждой теме | Количество плановых |
Контрольных работ | Зачетов | Тестов | Практи- ческих работ | Практи- кумов |
I чет. | | | | | | | | |
II чет. | | | | | | | | |
III чет. | | | | | | | | |
IV чет. | | | | | | | | |
Итого | | | | | | | | |
Тематическое планирование составила__________ _____Л.В.Данилова
(подпись) (расшифровка подписи)
Календарно-тематическое планирование.
№ уроков | Название темы | Кол-во часов | Календарные сроки | Планируемые результаты (базовые понятия) | Вид контроля |
план | факт |
1 | Введение. Текст как речевое произведение (повторение) | 1 | | | Текст. Тема и основная мысль. Способы связи между предложениями. Смысловая и композиционная целостность текста. Стилистические возможности языковых средств. Главные признаки текста. | Устное сочинение. Комплексный анализ текста. |
2 | Сочинение-это тоже текст | 1 | | | Формулировка темы сочинения. О некоторых правилах цитирования( как сделать цитату частью текста). Разнообразие тематических сочинений. Объём сочинений | Практикум. |
3 4 | Реферат как вид текста. Практикум. Как строится реферат. | 1 1 | | | Цель реферата. Требования к реферату. Стилистические конструкции, используемые при составлении реферата. | Написание реферата. |
5 | У каждого сочинения - свой жанр(обзор). | 1 | | | Единство и содержание формы. Источник материала сочинений Жанры малой формы. Публицистические жанры информационного и аналитического характера. Жанры, используемые в научной работе. От чего зависит выбор жанра? | Составление таблицы. |
6 7 | Репортаж. Практикум. Вы репортер. | 1 1 | | | Репортаж-один из жанров публицистики. Содержание репортажа. Различие между репортажем и информационной заметкой. Правила построения репортажа. Языковые средства в репортаже. Формы выражения авторского «я». | Составление памятки. Анализ статьи из газеты. |
8 9 | Сочинение –репортаж. Подготовка и написание сочинения – репортажа. | 1 1 | | | Содержание репортажа. Различие между репортажем и информационной заметкой. Правила построения репортажа. Языковые средства в репортаже. Формы выражения авторского «я». | Сочинение- репортаж. |
10 | Интервью. Особенности жанра интервью. | 1 | | | Интервью как информационный жанр. Цель интервью. Разновидности интервью. Интервью не просто беседа. Своеобразие языка интервью. Речевая ситуация. | Конкурс на лучшее интервью. |
11 12 | Портретный очерк. Практикум. Этапы работы над очерком. | 1 1 | | | Очерк документальный и недокументальный. Очерк проблемный и конкретный. Сходство и их различие. Способы выражения авторской позиции. Портретный очерк- один из видов очерка публицистического стиля. Герой портретного очерка. Составные части портретного очерка. Этапы работы над очерком | Сообщение по теме.Сочинение-очерк. |
13 | Путевой очерк ( путевые заметки). | 1 | | | Путевой очерк и путевые заметки. Сходство и их различие. Путевые заметки как жанр художественной публицистики. Содержание путевых заметок. Назначение путевых заметок. Типы речи путевых заметок. | Анализ текста. |
14 15 | Сочинение по картине. Подготовка и написание сочинения по картине. | 1 1 | | | Составление плана. Подбор изобразительно-выразительных средств. | Сочинение. |
16 17 | Языковые особенности статьи. Практикум. Составление статьи. | 1 1 | | | Статья - объясняющий жанр публицистики. Задача статьи. Языковые особенности статьи. | Анализ статьи. |
18 | Сочинение-статья. | 1 | | | Формулировка темы и основной мысли. Подбор заголовка к статье.Определение задачи речи. Совершенствование написанного. | Сочинение в жанре литературно-критической статьи. |
19 20 | Разновидности эссе. Эссе – отзыв. | 1 1 | | | Эссе как разновидность очерка научного исторического, критического, публицистического характера. Жанровые особенности эссе. Языковые средства, характерные для жанра эссе. Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры эссе. | Конспект лекции. |
21 | Языковые средства, характерные для жанра эссе. | 1 | | | Языковые средства, характерные для жанра эссе. Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры эссе. | Устное высказывание. |
22 23 | Сочинение в жанре эссе. Подготовка и написание эссэ. | 1 1 | | | Составление плана. Подбор языковых средств. | Сочинение-эссе. |
24 25 | Рецензия. Языковые средства в рецензии. Практикум. Составление рецензии на статью. | 1 1 | | | Рецензия как разновидность критической статьи. Стили речи рецензии. Типы речи в рецензии. Отличие рецензии от отзыва и эссе. Требования к форме рецензии. Языковые средства в рецензии. Как строится научная рецензия. Формы рецензии. | Редактирование текста. |
26 27 | Подготовка к сочинению –рецензии на литературное произведение. Письмо сочинения – рецензии на литературное произведение. | 1 1 | | | Составление план рецензии, выделение композиционных частей и микротем сочинения. | Сочинение. |
28 | Дневниковые записи. | 1 | | | Дневники великих людей. Дневник- литературная форма изложения мыслей. Композиция дневника. Типы речи в дневниковых записях. Особенности текста дневника | Практикум. |
29 30 | Сочинение-дневник. Подготовка и написание сочинения – дневника. | 1 1 | | | Подбор материала для сочинения, составление плана, написание черновика, редактирование. | Сочинение-дневник. |
31 32 | Письмо, его характеристика. Сочинение-письмо. | 1 1 | | | Виды сочинения-письма. Обязательные условия сочинения- письма. письма великих людей. Языковые особенности сочинения-письма. Речевые формулы. | Устное сочинение-раздумье о судьбе литературного героя. Сочинение-письмо. |
33 34 | Комплексный анализ текста. Подведение итогов за год. | 1 1 | | | Повторение видов текста, жанров сочинений. | Комплексный анализ текста, сочинение различных жанров. |
Учебно – методическая литература
1.Алдакаева Н. Сочинение как основной вид творческой работы при обучении языку. Русский язык в школе. - 2001.- №6.
2. Васильченко Н.В. Русский язык. 10-11 кл. Искусство владеть словом. Волгоград: Учитель, 2008.
3. Головин, Б.Н. Основы культуры речи. – М., 2000.
4. Обернихина. Г.А.. Сочинение на литературную тему. Методическое пособие. М.: Аркти, 2009.
5. Полтавец Е. «Обучение написанию сочинения», М.: Экзамен, 2005
Материально - технические средства обучения
1. Магнитная доска
2. Мультимедийный компьютер
3. Ноутбук
4. Принтер