СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа специального курса по русскому языку "Искусство владеть словом"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная область – филология, предмет изучения - русский язык. Тип спецкурса – предметно – ориентированный.  Функции данного курса: формирование коммуникативных компетентностей: языковых, лингвистических, учебно-познавательных.  Реализация данного спецкурса осуществляется с учетом запросов и интересов учащихся и их родителей, данный час предусмотрен в учебном плане в вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Программа специального курса по русскому языку "Искусство владеть словом"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Могоеновская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено на заседании МО__________________________

протокол№____от__________20___г.

__________/___________________ /

СОГЛАСОВАНО

« »________ 20__г


Зам. директора по УВР _________Ф.И.О.


УТВЕРЖДАЮ

« »________ 20__г


Директор школы

________ Ф.И.О.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


специального курса


«Искусство владеть словом»


Уровень обучения: среднее общее образование


Количество часов: 34


Класс: 11


Учитель: Данилова Лариса Владимировна



















Могоенок, 2017








Пояснительная записка.


Рабочая программа специального курса «Искусство владеть словом» для учащихся 11 класса разработана на основе авторской программы «Русский язык. 10-11 классы: элективный курс «Искусство владеть словом» /автор-составитель Н.В. Васильченко, в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и основной образовательной программой.

Образовательная область – филология, предмет изучения - русский язык. Тип спецкурса – предметно – ориентированный. Функции данного курса: формирование коммуникативных компетентностей: языковых, лингвистических, учебно-познавательных. Реализация данного спецкурса осуществляется с учетом запросов и интересов учащихся и их родителей, данный час предусмотрен в учебном плане в вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.

Рабочая программа для 11 класса составлена из расчета 1 час в неделю. За год - 34 часа. Срок реализации программы - один учебный год.


С чего начинаются первые шаги в журналистику? Может ли удачное написание школьного сочинения служить началом постижения одной из востребованных профессий в наш информационный век? Конечно, ведь принципы работы над сочинением такие же. Как и принципы работы над любым текстом.

Сочинение – тот вид деятельности, который оказывается одним из наиболее востребованных в эпоху развития глобальных коммуникаций. Этот вид деятельности может и приучить и отучить думать. Шаблонные, удручающе правильные тексты, по сути, пересказ учебников и статей – результат неумения активизировать мышление учащихся.Старшеклассники серьезно задумываются над своими способностями и склонностями. Полезно предлагать им роли писателей, критиков, издателей, журналистов и редакторов.

Главная цель сочинения любого жанра- активизация творческого начала. Школа призвана давать учащимся необходимые навыки сочинения в художественных, публицистических и научных жанрах.


Актуальность программы:

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;

-способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся.


Цель спецкурса – дать возможность раскрыться творческим потребностям учащихся, уйти от шаблонности высказывания, обрести определённый набор качеств, которыми должен обладать любой выпускник, помочь развитию личности.

Программа направлена на достижение следующих задач курса:

-освоить культуру устной и письменной речи;

-раскрыть особенности текста;

-расширить знания обучающихся о различных жанрах сочинений;

-научить старшеклассников понимать особенности газетных жанров сочинений, определять пригодность того или иного жанра к данной теме;

-привить обучающимся авторское достоинство, воспитывать ответственность за творческую работу.

Формы и методы обучения: лекция, беседа, организация выступлений учащихся, метод наблюдения, работа с текстами образцами, создание текста.

Текущий контроль: анализ текста, составление таблиц, написание сочинений разных жанров.

Учебно-тематический план


Разделы, темы

Всего часов

Формы организации учебной деятельности

Формы контроля

По программе

По рабочей программе


1

Введение. Текст как речевое произведение

1

1


Урок-лекция

Комплексный анализ текста

2

Сочинение-это тоже текст

1

1


Урок-практическая работа

Письменная работа

3

Реферат как вид текста.

2

2


Урок-лекция,

урок-семинар

Реферат.

4

У каждого сочинения свой жанр

1

1


Урок-лекция

Устное сообщение по плану

5

Репортаж

4

4


Урок-лекция

урок-консультация

урок-практическая работа

Сочинение-репортаж


6

Интервью

1

1


Лекция,беседа,

Сообщение по теме.

7

Портретный очерк

2

2


Лекция,практикум

Сочинение-очерк

8

Путевой очерк

3

3


Лекция, сочинение

Сочинение в жанре путевого очерка

9

Статья.

2

3


Лекция, урок-консультация, урок-практическая работа.

Сочинение в жанре литературно-критической сатьи

10

Эссе

4

5


Лекция, урок-семинар, урок- практическая работа.

Сочинение в жанре эссе.

11

Рецензия.

4

4


Лекция, урок-практическая работа, урок-консультация.

Сочинение по литературному произведению

12

Дневниковые записи

3

3


Урок-практикум, урок-консультация.

Сочинение-дневник

13

Сочинение – письмо

3

2


Урок-консультация, урок-практикум.

Сочинение-письмо

14

Комплексный анализ текста

3

2


Урок-практическая работа, урок-семинар.

Подбор материла к сочинению.

15

Итого

34

34





Содержание программы


Введение. Текст как речевое произведение.( Повторение).

Текст. Тема и основная мысль. Способы связи между предложениями. Смысловая и композиционная целостность текста. Стилистические возможности языковых средств. Главные признаки текста.

Сочинение - это тоже текст.

Формулировка темы сочинения. О некоторых правилах цитирования( как сделать цитату частью текста. Разнообразие тематических сочинений. Объём сочинений.

Реферат как вид текста.

Цель реферата. Требования к реферату.

У каждого сочинения - свой жанр(обзор).

Единство и содержание формы. Источник материала сочинений .Жанры малой формы. Публицистические жанры информационного и аналитического характера. Жанры, используемые в научной работе. От чего зависит выбор жанра?

Репортаж.

Репортаж - один из жанров публицистики.. содержание репортажа. Различие между репортажем и информационной заметкой. Правила построения репортажа. Языковые средства в репортаже. Формы выражения авторского «я».

Интервью.

Интервью как информационный жанр. Цель интервью. Разновидности интервью. Интервью не просто беседа. Своеобразие языка интервью. Речевая ситуация.

Портретный очерк.

Очерк документальный и недокументальный. Очерк проблемный и конкретный. Сходство и их различие. Способы выражения авторской позиции. Портретный очерк- один из видов очерка публицистического стиля. Герой портретного очерка. Составные части портретного очерка. Этапы работы над очерком.

Путевой очерк ( путевые заметки).

Путевой очерк и путевые заметки. Сходство и их различие. Путевые заметки как жанр художественной публицистики. Содержание путевых заметок. Назначение путевых заметок. Типы речи путевых заметок.

Статья.

Статья- объясняющий жанр публицистики. Задача статьи. Языковые особенности статьи.

Эссе.

Эссе как разновидность очерка научного исторического, критического, публицистического характера. Жанровые особенности эссе. Языковые средства, характерные для жанра эссе. Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры эссе.

Рецензия.

Рецензия как разновидность критической статьи. Стили речи рецензии. Типы речи в рецензии. Отличие рецензии от отзыва и эссе. Требования к форме рецензии. Языковые средства в рецензии. Как строится научная рецензия. Формы рецензии.

Дневниковые записи.

Дневники великих людей. Дневник- литературная форма изложения мыслей. Композиция дневника. Типы речи в дневниковых записях. Особенности текста дневника.

Сочинение - письмо.

Виды сочинения-письма. Обязательные условия сочинения- письма. письма великих людей. Языковые особенности сочинения-письма. Речевые формулы.

Планируемы результаты обучения

В результате изучения курса обучающиеся должны

знать:

- особенности текста;

-жанры сочинения;

-специфические особенности газетных жанров;

уметь:

-писать сочинения в газетных жанрах;

-отбирать фактический и языковой материал для сочинения того или иного жанра;

-редактировать тексты сочинений;

-владеть навыками стилистической правки текста;

-активно владеть жанрами сочинений.
































СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

___________Ф.И.О.

«_____»__________20___г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________Ф.И.О.

«_____»__________20____г







КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по специальному курсу


Класс__11

Учитель___Данилова Л. В.____

Количество часов на I полугодие: всего___ __час.; в неделю____ ___ час.

Количество часов на II полугодие: всего__ __час.; в неделю_____ ___час.





Количество часов

№ темы

Число часов по каждой теме

Количество плановых

Контрольных работ

Зачетов

Тестов

Практи-

ческих работ

Практи-

кумов

I чет.









II чет.









III чет.









IV чет.









Итого












Тематическое планирование составила__________ _____Л.В.Данилова

(подпись) (расшифровка подписи)
















Календарно-тематическое планирование.

№ уроков

Название

темы

Кол-во часов

Календарные сроки

Планируемые результаты (базовые понятия)

Вид

контроля

план

факт

1

Введение. Текст как речевое произведение

(повторение)

1



Текст. Тема и основная мысль. Способы связи между предложениями. Смысловая и композиционная целостность текста. Стилистические возможности языковых средств. Главные признаки текста.


Устное сочинение. Комплексный анализ текста.

2

Сочинение-это тоже текст

1



Формулировка темы сочинения. О некоторых правилах цитирования( как сделать цитату частью текста).

Разнообразие тематических сочинений. Объём сочинений

Практикум.

3



4

Реферат как вид текста.


Практикум. Как строится реферат.

1



1



Цель реферата. Требования к реферату.

Стилистические конструкции, используемые при составлении реферата.

Написание реферата.

5

У каждого сочинения - свой жанр(обзор).


1



Единство и содержание формы. Источник материала сочинений Жанры малой формы. Публицистические жанры информационного и аналитического характера. Жанры, используемые в научной работе. От чего зависит выбор жанра?

Составление таблицы.

6



7

Репортаж.



Практикум. Вы репортер.


1



1



Репортаж-один из жанров публицистики. Содержание репортажа. Различие между репортажем и информационной заметкой. Правила построения репортажа. Языковые средства в репортаже. Формы выражения авторского «я».


Составление памятки. Анализ статьи из газеты.

8



9

Сочинение –репортаж.


Подготовка и написание сочинения – репортажа.

1




1



Содержание репортажа. Различие между репортажем и информационной заметкой. Правила построения репортажа. Языковые средства в репортаже. Формы выражения авторского «я».

Сочинение- репортаж.

10

Интервью. Особенности жанра интервью.


1



Интервью как информационный жанр. Цель интервью. Разновидности интервью. Интервью не просто беседа. Своеобразие языка интервью. Речевая ситуация.

Конкурс на лучшее интервью.

11





12

Портретный очерк.




Практикум. Этапы

работы над очерком.



1





1



Очерк документальный и недокументальный. Очерк проблемный и конкретный. Сходство и их различие. Способы выражения авторской позиции. Портретный очерк- один из видов очерка публицистического стиля. Герой портретного очерка. Составные части портретного очерка. Этапы работы над очерком

Сообщение по теме.Сочинение-очерк.

13

Путевой очерк ( путевые заметки).


1



Путевой очерк и путевые заметки. Сходство и их различие. Путевые заметки как жанр художественной публицистики. Содержание путевых заметок. Назначение путевых заметок. Типы речи путевых заметок.

Анализ текста.

14


15

Сочинение по картине. Подготовка и написание сочинения по картине.

1


1



Составление плана. Подбор изобразительно-выразительных средств.

Сочинение.

16



17

Языковые особенности статьи.

Практикум. Составление статьи.


1



1



Статья - объясняющий жанр публицистики. Задача статьи. Языковые особенности статьи.

Анализ статьи.

18

Сочинение-статья.

1



Формулировка темы и основной мысли. Подбор заголовка к статье.Определение задачи речи. Совершенствование написанного.

Сочинение в жанре литературно-критической статьи.

19



20

Разновидности эссе.


Эссе – отзыв.


1



1



Эссе как разновидность очерка научного исторического, критического, публицистического характера. Жанровые особенности эссе. Языковые средства, характерные для жанра эссе. Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры эссе.

Конспект лекции.

21

Языковые средства, характерные для жанра эссе.

1



Языковые средства, характерные для жанра эссе. Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры эссе.

Устное высказывание.

22


23

Сочинение в жанре эссе. Подготовка и написание эссэ.

1


1



Составление плана. Подбор языковых средств.

Сочинение-эссе.

24




25

Рецензия. Языковые средства в рецензии.

Практикум. Составление рецензии на статью.

1




1



Рецензия как разновидность критической статьи. Стили речи рецензии. Типы речи в рецензии. Отличие рецензии от отзыва и эссе. Требования к форме рецензии. Языковые средства в рецензии. Как строится научная рецензия. Формы рецензии.

Редактирование текста.

26





27

Подготовка к сочинению –рецензии на литературное произведение.

Письмо сочинения – рецензии на литературное произведение.

1





1



Составление план рецензии, выделение композиционных частей и микротем сочинения.

Сочинение.

28

Дневниковые записи.

1



Дневники великих людей. Дневник- литературная форма изложения мыслей. Композиция дневника. Типы речи в дневниковых записях. Особенности текста дневника

Практикум.

29


30

Сочинение-дневник. Подготовка и написание сочинения – дневника.

1


1



Подбор материала для сочинения, составление плана, написание черновика, редактирование.

Сочинение-дневник.

31





32

Письмо, его характеристика.




Сочинение-письмо.

1





1



Виды сочинения-письма. Обязательные условия сочинения- письма. письма великих людей. Языковые особенности сочинения-письма. Речевые формулы.

Устное сочинение-раздумье о судьбе литературного героя. Сочинение-письмо.

33


34

Комплексный анализ текста.

Подведение итогов за год.

1


1



Повторение видов текста, жанров сочинений.

Комплексный анализ текста, сочинение различных жанров.





















Учебно – методическая литература


1.Алдакаева Н. Сочинение как основной вид творческой работы при обучении языку. Русский язык в школе. - 2001.- №6.

2. Васильченко Н.В. Русский язык. 10-11 кл. Искусство владеть словом. Волгоград: Учитель, 2008.

3. Головин, Б.Н. Основы культуры речи. – М., 2000.

4. Обернихина. Г.А.. Сочинение на литературную тему. Методическое пособие. М.: Аркти, 2009.

5. Полтавец Е. «Обучение написанию сочинения», М.: Экзамен, 2005



Материально - технические средства обучения

1. Магнитная доска

2. Мультимедийный компьютер

3. Ноутбук

4. Принтер




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!