Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Изыхская средняя школа»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель методического заместитель и.о. директора школы
объединения учителей директора по ВР
гуманитарного цикла
______/З.Х.Мокрецова/ _______ /М.А. Сергиенко/ _______/Е.В. Кузеванова
ФИО ФИО ФИО
Протокол №_____ Приказ №_____
от «___»______2017 «___»________2017 «___»________2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Моя малая Родина»
ДЛЯ 6 -7 КЛАССА
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество часов – 34 часа
Составитель программы –Мокрецова Зайтуна Хамидулловна, 1 кк. (Фамилия, имя, отчество, квалификационная категория)
п. Изыхские Копи, 2017
Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» для 6 класса разработана в соответствии со следующими документами:
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Изыхская СШ»;
-Учебный план МБОУ «Изыхская СШ» на 2017-2018 учебный год;
- Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС начального и основного общего образования МБОУ «Изыхская СШ».
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
формирование мотивации изучения представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения;
ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Хакасии;
развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности;
изучение проблем развития края (населенного пункта);
Метапредметные результаты:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности и поликультурности региона;
укрепление семейных связей:
заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;
изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии;
совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации в ходе проведения игр-исследований;
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.
В результате реализации данной программы:
Учащийся научится:
Знать и понимать:
родословную своей семьи,
историю своего населённого пункта, различных учреждений.
историю народов, проживающих в своём крае и их традиции,
историю героев Великой Отечественной войны, участников локальных войн, героев труда;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
рассказывать о важнейших событиях истории Хакасии,
выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы,
описывать традиции народов своего края,
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
использования знаний об историческом пути и традициях народов Хакасии в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
укрепление семейных связей:
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других народов;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Содержание разработанной программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителю предлагается дать собственный подход в части структурирования материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, данная программа содействует сохранению единого образовательного и воспитательного пространств, не сковывая творческой инициативы, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению всего курса, формированию ключевых компетенций.
Программа выполняет две функции:
информационно-методическая функция - позволяет всем участникам внеурочной деятельности получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного направления;
организационно - планирующая функция - предусматривает выделение этапов деятельности, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своей области, района, населённого пункта, рачительных хозяев;
В содержании:
изложение содержания с территориально - хронологических позиций;
понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.
Следовательно, курс данной программы интегративный, вбирающим в себя географические, биологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты.;
Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и посёлка исследовании. В ходе реализации программы школьники знакомятся с жизнью замечательных людей своего села, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы.
Духовно-нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлено на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного развития, включает краеведческое направление.
Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.
Цель программы: создание условий для воспитания гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, посёлок (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность.
Задачи:
Познавательный аспект:
познакомить детей c различными сторонами жизни своего населенного пункта и края и его населения; ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к изучению малой родины через тематические акции НОУ;
адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
Воспитательный аспект:
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
По данной программе в игровой форме идет развитие всех видов речевой деятельности, коммуникативных навыков. Как средство активизации и мотивации познавательной активности школьников общение обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности. Общение со сверстниками, взрослыми доставляет радость (радость творчества, радость победы и радость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность на участников. Ставя перед учеником реалистичные цели, связывая опыт ребёнка с опытом взрослых, добиваемся приобщения учащихся к истории своей семьи и родного края.
Внеурочная деятельность традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и коллективная работа.
Виды деятельности: игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры); исследовательская.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
добровольность участия и желание проявить себя, сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности; сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя; занимательность и новизна содержания, форм и методов работы; эстетичность всех проводимых мероприятий; четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий; наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах и проектах различного уровня; широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся; гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком.
Формы контроля:
Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (сообщения, рефераты, представление проектов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ (оценки не ставятся).
Тематическое планирование.
Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
«Моя малая Родина» | 34 | 8 | 26 |
Хакасия – субъект Российской Федерации | 3 | 1 | 2 |
История моей семьи | 5 | 1 | 4 |
История моего посёлка. | 26 | 6 | 20 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Тема | Содержание | Виды деятельности |
план | факт |
Раздел 3. Хакасия – субъект Российской Федерации (3 часа) |
1 | 07.09 | | Республика Хакасия на картах мира и Российской федерации. | История Хакасии. Хакасия сегодня и в будущем. | Беседа, рассказ. |
2 | 14.09 | | Официальные символы. | Герб, флаг, гимн Хакасии | Рассказ, беседа, презентация |
3 | 21.09 | | Достопримечательности Хакасии. | Музеи Хакасии, памятники республики. | Защита проекта. |
РАЗДЕЛ 1. История моей семьи (5 часов) |
4. | 28.09 | | Генеалогическое дерево семьи. | Понятие генеалогического древа. | Беседа, работа с бумагой, карандашами |
5. | 03.10 | | Моя родословная. | Составление древа семьи. | Работа с красками, карандашами, ножницами и клеем. |
6 | 10.10
| | Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края. | Исследование старых фотографий и их анализ. | Беседа, рассказ, анализ, составление коллажей, презентации |
7 | 17.10 | | Традиции семьи. | Изучение традиций семьи и их описание. | Рассказ, беседа, сочинение. |
8. | 25.10 | | Моя семья | Проект | Защита проекта |
Раздел 2. История моего посёлка (26 часов) |
9. | 07.11 | | История зарождения посёлка. | Изучение истории села. | Рассказ, беседа, работа с историческим материалом |
10. | 14.11 | | История школы. | Изучение истории школы. Учительские династии | Рассказ, беседа. презентация |
11. | 21.11 | | Достопримечательности нашего посёлка. | Здания, памятник, парк, аллея Шахтерской славы. | Экскурсия, встреча с жителями поселка |
12. | 28.11 | | Улицы нашего посёлка. | Старые и новые улицы. | Экскурсия, встреча с жителями поселка |
13 14 15 | 05.12 12.12 19.12 | | Посёлок в годы Великой Отечественной войны | Трудовой подвиг жителей посёлка в годы войны | Работа с документами, фотографиями, рассказ, беседа, экскурсия для дошкольников и учащихся. |
16 17 18 | 26.12 16.01 23.01 | | Посёлок в годы Великой Отечественной войны | Боевой подвиг жителей посёлка в годы войны | Работа с документами, фотографиями, рассказ, беседа, создание презентации, экскурсия для дошкольников и учащихся. |
19- 20 | 30.01 06.02 | | История памятника участникам Великой Отечественной войны | Боевой подвиг жителей посёлка в годы войны | Работа с документами, фотографиями, фотовыставка, экскурсия для дошкольников и учащихся |
21- 22- 23- | 13.02 20.02 27.02 | | Жители поселка на дорогах войны. Мои родные в годы ВОВ | Составление проекта | Защита проекта |
24- 25 | 06.03 13.03 | | Наши односельчане – участники локальных войн. | Боевой подвиг воинов-интернационалистов | Работа с документами, фотографиями, фотовыставка, экскурсия для дошкольников и учащихся |
26- 27 | 20.03 03.04 | | Профессия моих родных. | Судьба разреза «Изыхский» и судьба моих родных | Рассказ, беседа, оформление альбома |
28- 29- 30 | 10.04 17.04 24.04 | | Посёлок Изыхские Копи – шахтерский поселок. | Жители посёлка – шахтеры. Орден «Шахтерская слава» | Сбор материала о жителях посёлка, беседа, оформление альбома. |
31 | 08.05 | | Народы, заселяющие наш посёлок. | Национальный состав посёлка. | Рассказ. Беседа, исследование |
32 | 15.05 | | Традиции народов, живущих в поселке. | Национальный состав посёлка и традиции. | Исследование. |
33 | 22.05 | | Будущее моего посёлка. | Взгляд в будущее. | Защита проекта |
34 | 29.05 | | Заключительное занятие | | Защита проекта |
Список литературы
Список литературы для учителя
Алтайский район: от 1944 до 2014. Сила сибирская – люди. Редакция газеты «Сельская правда». Белый Яр, 2014
Материалы газеты «Сельская правда», «Хакасия»
Материалы школьного музея.
Лист внесения изменений и дополнений
Класс
| Дата
| Кол-во уроков
| Причина
| Коррекция
| Согласование с завучем |