МАОУ «Лицей №28 имени Н.А.Рябова»
ПРОГРАММА
деятельности лагеря
с дневным пребыванием детей
«Солнышко»

г.Тамбов
2018г.
Информационная карта
программы лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»
Полное название программы | Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МАОУ «Лицей №28 имени Н.А.Рябова» «Солнышко» |
Цель | Цель - создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный и содержательный отдых детей, их оздоровление, социализацию, творческое развитие личности ребенка на основе патриотического воспитания. |
Тип лагеря | С дневным пребыванием |
Направление деятельности I | Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей и детей с ОВЗ в условиях оздоровительного лагеря. |
Краткое содержание | Программа предусматривает следующие направления деятельности: патриотическое: «Гордимся мы своей Россией!»; творческое: «Юные дарования»; спортивно-оздоровительное: «Острова здоровья»; экологическое: «Сохраним природу края»; техника безопасности: «Эти правила важны, они очень нам нужны!»; трудовое: «Творцы добрых дел» |
Ожидаемые результаты | 1 .Усвоение детьми понятия патриотизма. Расширение представлений о Великой Отечественной войне, культурно-историческом наследии Тамбовской области. 3.Развитие творческих способностей, воображения, фантазии детей. 4.Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного открытого общения детей друг с другом и взрослыми, уважительное отношение к людям старшего поколения, истории своей страны. Снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности. 5.Повышение устойчивости организма к инфекционным и простудным заболеваниям, расширение знаний о здоровье, способах его укрепления. 6. Приобретение знаний, навыков, умения, опыта безопасного поведения |
Автор - составитель программы | Сорокина Галина Анатольевна, социальный педагог |
Адрес организации | 392000, г.Тамбов, ул.Куйбышева, д.1 |
География участников | Учащиеся МАОУ «Лицей №28 имени Н.А.Рябова», дети микрорайона лицея |
Количество детей, участников программы, возраст | 200 человек. Программа может использоваться для работы с детьми 7-17 лет из различных социальных групп, разного уровня развития и состояния здоровья, а также с детьми с ОВЗ |
Сроки проведения | 28.05.2018г. - 26.06.2018г. |
Количество смен | 1 смена |
Финансовое обеспечение программы | Бюджет, родительские средства |
Пояснительная записка
Приближается лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях
летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации
самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в
пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая
деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной
Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким
уровням самоуважения и самореабилитации.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой
дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и
социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной
стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и
уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Разработка программы организации летнего отдыха, оздоровления и занятости была вызвана:
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях школьного лагеря
Выявлением интересов и пожеланий родителей и детей к направлениям работы в лагере в 2018 году
Обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет
Модернизацией старых форм работы и введением новых
Необходимостью использования творческого потенциала детей, педагогов в реализации цели и задач программ
Лагерь размещается на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей № 28 имени Н.А.Рябова». В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством. Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий.
Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Основная идея программы ЛДП «Солнышко» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на
работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Для реализации цели и задач при планировании и организации необходимо:
создать в оздоровительном лагере воспитательную среду, благоприятную для формирования патриотических и гражданских качеств личности детей, их нравственной культуры;
использовать природные условия для восстановления, сохранения, компенсации здоровья детей и подростков, привлекать максимальное количество школьников к осознанному выбору здорового образа жизни;
создавать условия для формирования и развития социально адаптированной личности, для развития навыков эффективного взаимодействия детей и подростков с окружающим миром, для удовлетворения потребностей личности в защищённости, признании и уважении, в самоутверждении;
предоставить широкий спектр услуг, способствующих творческой самореализации, самовыражению и самосовершенствованию каждого участника смены.
Основные принципы реализации программы:
Отражает необходимость организации совместной деятельности всех участников программы, что способствует созданию условий для ее реализации.
Предполагает добровольное участие в тех или иных видах деятельности.
Необходимость учитывать индивидуально-психологические и возрастные особенности детей и в соответствии с этим строить воспитательную работу.
Предполагает отслеживание уровня удовлетворенности родителей и детей
деятельностью лагеря.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одной лагерной смены.
Цель:
Воспитание лучших черт гражданина, развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, максимальная реализация и коррекция творческих потребностей и интересов детей с ОВЗ через игровую деятельность.
Задачи:
1. Создать условия для активного и здорового отдыха детей.
2. Повысить интерес к различным видам деятельности.
3. Формировать развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
4. Формировать качества, составляющие культуру поведения, санитарно- гигиеническую культуру.
5. Привлечь детей с ОВЗ к участию спортивных, развлекательных мероприятий с целью их социальной адаптации.
Содержание программы
Основные направления работы:
Патриотическое: «Гордимся мы своей Россией»:
Знакомство с выдающимися людьми прошлого и настоящего Тамбова Мероприятия, посвященные Дню памяти Викторины, игры, конкурсы.
Творческое: «Юные дарования»:
Подготовка и проведение общелагерных мероприятий: праздников, конкурсов, представлений, концертов, выставок, фестивалей.
Участие в городских мероприятиях
Посещение мероприятий в учреждениях культуры и досуга города КТД
Спортивно- оздоровительное: «Острова здоровья»:
Зарядка чемпионов;
Посещение бассейна;
Спортивные праздники «Весёлые старты», спортивные часы;
Прогулки на свежем воздухе;
Встречи с медицинским работником;
Беседы о вредных привычках, о ЗОЖ ;
Подвижные игры на свежем воздухе.
4.Работа по обучению безопасности жизнедеятельности: «Эти правила важны, они очень нам нужны»:
Ежедневные инструктажи по соблюдению ТБ и мер безопасности;
Оформление отрядных «Уголков безопасности»;
Беседы по ПДД, правилам поведения на воде, на улице, в транспорте, в общественных местах
Беседа «Безопасное лето»
Викторина «Огонь- враг или друг?».
5. Экологическое. «Сохраним природу родного края!»:
6. Трудовое: «Творцы добрых дел»:
Трудовой десант «Внимание! Зелёная зона!»

«Чистодвор» — большая уборка на территории
Дежурство по столовой и на территории лагеря.
Содержание смены предполагает использование различных форм деятельности, которые осуществляются на 3 уровнях:
Массовом (общелагерные мероприятия, экскурсии, праздники, фестивали, игры по станциям и т. д.);
Групповом (межотрядные: огоньки, игры-эстафеты, командные, конкурсные, игровые, шоу — программы, тренинги и т.д.);
Индивидуальном (отрядные: игры, викторины, индивидуальные конкурсные программы, кружковая деятельность и т.д.).
Этапы реализации программы:
Этапы | Содержание деятельности |
I этап Подготовительный Апрель-май | -разработка педагогической основы программы и сюжетно-игровой модели смены; -подбор методического материала на основе учета тематики смены (форма занятости несовершеннолетних в летний период) и контингента обучающихся; -обучение педагогов и воспитателей, помощников организаторов досуга формам и методам работы с детьми и подростками; -формирование пакета психолого-педагогических диагностик и анкет для детей разных категорий и их родителей; -практический семинар для педагогического коллектива, (помощников организаторов досуга); -привлечение дополнительных кадров для реализации цели и задач комплексной программы; -установление внешних связей с социальными учреждениями, учреждениями культуры (заключение договоров); -проведение родительского собрания; подготовка выставки методической литературы в библиотеке -утверждение программы руководителем ОУ -размещение информации об организации летнего отдыха обучающихся на сайте лицея |
II этап Организационный Май (4 дня) | -встреча детей, формирование детских коллективов; -знакомство с законами, традициями и правилами распорядка жизнедеятельности лагеря; -изучение патриотических установок и гражданской позиции; -организация первичной диагностики уровня индивидуального здоровья и назначение лечебно- оздоровительных процедур; -проведение анкетирования и тестирования детей с целью определения их психического состояния и зон тревожности; -проведение в каждом отряде организационных сборов; -привлечение детей и подростков разных категорий в различные клубы, студии по интересам и различные виды КТД; -открытие смены |
III этап Основной Июнь | -реализация основной идеи программы; -организация деятельности органов детского самоуправления; -проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий; -ежедневное наблюдение за состоянием детей со стороны педагогов, медицинских работников, воспитателей |
IV этап Заключительный Подведение итогов смены | -подведение итогов органов детского самоуправления; -награждение самых активных детей; -торжественное закрытие смены; -итоговое анкетирование и психологическое тестирование. |
Постлагерный этап | -анализ данных психолого-педагогических диагностик; -определение результативности проведения смены согласно критериям и показателям; -анализ предложений по дальнейшему развитию, внесенных детьми, родителями, педагогами; -составление итоговой документации; -проведение совещания воспитателей лагеря; -анализ качества продуктов социально творческой деятельности детей; -обобщение передового педагогического опыта; -определение перспектив и задач на следующий год |
Формы работы:
Актуальными для детей являются такие формы работы как6
КТД, общелагерные и отрядные конкурсы, соревнования, праздники, представления, концерты, выставки, экскурсии, участие в городских мероприятиях, посещение городских учреждений культуры и досуга, спортивные, оздоровительные мероприятия, мастер-классы, трудовые акции и десанты.
Методы работы:
театрализация (знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни);
состязательность (стимулирует поиск, победу над собой, развивает творчество);
равноправный духовный контакт (отношения между детьми и взрослыми построенные на гуманизме и доверии);
импровизация (развивает творческую и практическую предприимчивость);
воспитывающая ситуация (специально смоделированные ситуации для самореализации, успешности детей);
музыкотерапия (стимулирует творческий полет мысли, снимает внутреннее напряжение);
изотерапия (стимулирует творческое самовыражение; оказывает релаксационное, сублимирующее действие);
танцевальная терапия (снимает внутреннее напряжение и стимулирует творческое самовыражение)
игра и игровой тренинг (форма освоения ребенком социального опыта).
Методы психолого-педагогической диагностики:
Входная диагностика (анкетирование, тестирование).
Текущая диагностика (опросник, цветометодика, игры).
Итоговая диагностика (анкетирование, тестирование).
Средства воспитательного воздействия:
1.Общение:
- помогает установить эмоциональный контакт;
2.Игра:
- содействует сплочению коллектива; активизирует общественную деятельность детей;
- обеспечивает мыслительную активность участников игры;
- создает условия для детского творчества; имеет познавательное значение;
- формирует социально значимые качества.
3. Коллективная творческая деятельность:
- формирует навыки общения, помогает осознать значение группового опыта;
- учит чувствовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и
правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную
позицию.
- помогает согласовывать свои действия при решении проблемы. Самостоятельная
творческая познавательная деятельность ребенка.
Методическое сопровождение программы:
Наличие необходимой документации, программы, плана; проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены
Для эффективной работы в лагере активно используются:
1.Методика КТД
По содержанию и направленности коллективные творческие дела можно подразделить на:
познавательные - аукцион знаний, академия веселых наук, викторина, эрудит - шоу, КВН, «Что? Где? Когда»
трудовые - день самостоятельности, трудовые акции, город веселых мастеров, трудовой десант и т.д.
художественные - карнавал, вечер сказок, кинофестиваль, народные праздники, бал.
спортивные - спортивные праздники, спартакиада, зарядка,
общественно - политические - вечер актуальных проблем, фестиваль документальных фильмов, вечер памяти, операция «Забота»
2.Методика самоуправления
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.
3.Психолого-педагогическое сопровождение смены.
Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты психолого - педагогического сопровождения:
Диагностический;
Консультационный;
Прогностический
Практический.
Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка
в условиях лагеря:
Воспитательная - восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
Компенсаторная - формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
Стимулирующая - направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
Формирование патриотических качеств личности детей и подростков |
Критерии | Показатели | Методы |
Представления о Великой Отечественной войне | 1.Знание страниц истории Великой Отечественной войны. 2. Активное участие в мероприятиях, посвященных ВОВ. | 1.Анкетирование. 2.Беседы. 3.Посещение музея лицея. |
Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков |
Сохранение и укрепление здоровья | 1.Соблюдение режима ДНЯ. 2.Сбалансированное питание. 3.Участие детей в спортивно - массовых мероприятиях. 4.Эффективность целостного здоровья детей и подростков. 5.Количество детей, получивших оздоровительный эффект за лагерную смену. 6.Отсутствие травм. | 1.Анкетирование. 2.Диагностика индивидуального здоровья детей и подростков. 3.Качество питания. 4.Собеседование. |
Развитие коммуникативных навыков и толерантности |
Приобретение практических умений и навыков эффективной коммуникации, самоконтроля | Умение слушать и слышать собеседника (толерантность). Бесконфликтное общение. Рефлексия. Самооценка. Коммуникабельность. Формирование ценностных ориентаций. 7.Эмоциональная устойчивость. 8.Отсутствие конфликтов. | 1.Анкетирование. 2.Наблюдение. 3.Сюжетно - ролевые игры. 4.Социально психологическое консультирование. 5.Индивидуальные беседы, часы общения. |
Формирование социально-активной личности |
1.Реализация творческих способностей ребёнка. 2.Правовое амосознание детей и подростков разных категорий. | 1. Количество и качество проводимых познавательных, развлекательных, социально значимых мероприятий. Личная заинтересованность (% участия) детей и подростков в организации и проведении КТД. 3.Реализация социально – значимых проектов | 1.Анкетирование. 2.Наблюдение. 3.Итоговая выставка детских, творческих работ. 4.Навыки самообслуживания 5.Участие в заключительном концерте. 6.Рейтинг популярности творческих мероприятий. |
Профилактика правонарушений и подростковой агрессии |
1.Система работы по профилактике нарушений | 1.Снижение ассоциативного поведения. 2.Отсутствие конфликтных ситуаций. | 1.Беседы 2.Привлечение к мероприятиям 3.Наблюдение |
2.Формы и содержание профилактической работы | 1.Наличие плана работы по профилактике правонарушений и снижению ассоциативного поведения детей и подростков. 2.Формирование культуры ЗОЖ. | 1.Качество содержания плана мероприятий, уровень социально – педагогических программ индивидуального сопровождения детей и подростков. 2.Анализ данных уровня развития социальной активности личности. 3.Анализ уровня проведения мероприятий, направленных на формирование ценности ЗОЖ |
Факторы риска
Фактор риска | Меры профилактики |
Низкая активность детей в реализации программы | Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью (социально-значимой, спортивной, организационной и т.д.) |
Неблагоприятные погодные условия | Организация мероприятий согласно тематике смен в 2-х вариантах (на основе учета погоды: на свежем воздухе - в хорошую погоду, в помещениях лагеря на плохие погодные условия) |
Недостаточная психологическая компетентность воспитательского коллектива | Проведение инструктивно-методических сборов с теоретическими и практическими занятиями Планирование взаимозаменяемости воспитателей педагогами лагеря. Индивидуальная работа с воспитателями по коррекции содержания работы. |
Материально – техническое обеспечение
Наименование | Применение |
Кабинеты | Отрядные комнаты, расположенные на I этаж школы, оборудованные общими и индивидуальным зонами отдыха, информационно коммуникативным технологиями, настольными играми, уголок безопасности, информационное окно жизни отрядов лагеря |
Спортивный зал | Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды) |
Спортивная площадка | Проведение общелагерной утренней зарядки, общелагерных игр, спартакиады. Спортивные состязания, игры на свежем воздухе |
Библиотека школы | Литература для воспимтателей и детей лагеря |
Столовая | Завтрак, обед, полдник |
Комната детской организации | Творческая мастерская вожатых, воспитателей, руководителей кружков |
Комнаты гигиены | Туалеты |
Спортивный и игровой инвентарь | Мячи (футбольные, волейбольные, резиновые) бадминтон, скакалки, настольные игры |
Мультимедийное и звуковое оборудование | Аппаратура (компьютеры, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, микрофон, стереосистема) |
Кадровое обеспечение
Система подготовки педагогических кадров для работы в лагере:
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.
Педагогический коллектив представлен педагогами МАОУ «Лицей №28 имени Н.А.Рябова», имеющими опыт работы с детьми в лагере с дневным пребыванием детей дневного пребывания.
Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается учитель физической культуры в качестве интсруктора по физической культуре.
Для проведения массовых мероприятий, концертов, различных акций приглашается учитель музыки, библиотекарь, ответственный за школьный музей.
В мае для педагогов и вожатых проводится теоретический семинар «Организация летнего отдыха детей в условиях лагеря дневного пребывания».
Административно-хозяйственная деятельность лагеря
обеспечивается постоянными сотрудниками, имеющими
соответствующее профессиональное образование.
Кадровый потенциал, реализующий программу
- Начальник лагеря -1;
- Воспитатели - 16;
- Инструктор по физической культуре - 1;
- Медицинский работник (по согласованию) – 1;
- Технический персонал (по согласованию) - 4.
Подбор и назначение начальника лагеря осуществляет администрация лицея.
Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой деятельности, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Воспитатели проводят воспитательную работу, организуют активный отдых учащихся, несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следят за исполнением программы смены лагеря.
Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, мониторинга здоровья воспитанников.
Педагоги организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник лагеря, воспитатели, педагоги - специалисты отвечают за:
- организацию летнего отдыха и содержательного досуга для детей;
- соблюдение правил техники безопасности,
- выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, праздниках и других мероприятиях массового скопления детей.
Список литературы
1.Виноградова, Л. И. Мозаика лета / Л. И. Виноградова. - (Творческое лето) // Дети, техника, творчество. - 2011.
Алиева, Л. В. Летний детский лагерь - уникальное пространство оздоровления и воспитания ребенка / 2011.
Зеленкова, С. М. Детско-подростковая экспедиция: коррекция и профилактика девиантного поведения / С. М. Зеленкова // Социальная педагогика. - 2011.
Руденко, В. И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере. Сценарии и советы для вожатых / В.И. Руденко. - М.: Феникс, 2016.
Сборник Загородный детский лагерь / Сборник. - М.: ВАКО, 2016.
.Степанова, Т. М. Игры и развлечения в летнем лагере / Т.М. Степанова. - М.: Красико-Принт, 2016.
Рекомендации по составлению программы летнего отдыха «Каникулы». – Тюмень: ТОГИРРО, 2008.
Ронжина Г. Ф. Программа летнего лагеря "Вокруг света за 21 день" // Социальное обслуживание. - 2010.
Опарина Н. А. Замысел и воплощение мероприятия зрелищного досуга // Я вхожу в мир искусств. - 2012.
Верещагина А. Мы стали ближе друг другу. организация воспитательного досуга детей и подростков // Библиополе. - 2008.
Серегин О. В. Технология организации досуговых мероприятий в образовательных учреждениях спортивно-технической направленности // Воспитание и дополнительное образование. - 2009.