Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Юный
журналист»
Срок реализации: 3 года
Возраст учащихся: 12-17 лет
Автор: Поздеева Елена Петровна,
педагог дополнительного образования
Кожиль
2017 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный журналист» - программа социально-педагогической направленности. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать ученикам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе школы юных журналистов. В этом заключается актуальнрость ее реализации. Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Программа модифицирована, составлена по принципу типовой, за основу берется примерный тематический план. Она имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, история, мировая художественная культура, обществознание, информатика, право, экономика). В ней четко прослеживаются межпредметные связи. В этом заключается ее педагогическая целесообразность Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты «Наш ералаш».
Цель программы: социализация учащихся путем организации детского информационного пространства.
Задачи программы
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих спсобностей, познавательной активности подростков;
- развитие интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);
Обучающие:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства;
- формирование интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Срок реализации программы — 3 года. Занятия проводятся 4 раза в неделю, 144 часа в год для учащихся 12-17 лет.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия. Предусматривается постепенное усложнение материала, видов практических работ, повышение требований к качеству работ обучающихся.Предполагаются экскурсии в редакции городских газет, типографии, встречи с журналистами.
Технологии, используемые в системе занятий, ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей профильной школы.
Ожидаемые результаты. В процессе обучения по программе учащиеся приобретают следующие знания:
из истории журналистики;
о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;
о законе о СМИ
и умения
создавать сочинения разных жанров;
соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;
участвовать в дискуссии, пресс-конференции.
- построить устное и письменное сообщение;
- работать в различных жанрах публицистического стиля;
общаться с отдельным человеком и аудиторией;
самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной и районной газеты.
Формы контроля разнообразны:
- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
- творческие конкурсы;
- публикации.
Оценка качества реализации дополнительной общеразвивающей программы включает в себя текущую, промежуточную и итоговую аттестацию. Текущая аттестация проводится в форме подготовки и анализа творческой работы, фронтального опроса. Промежуточная аттестация проводится в форме викторины. Итоговая аттестация проводится в форме Презентации «Портфеля творческих достижений»
Учебный план
Первый год обучения
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Формы промежуточной аттестации 1 |
| | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 10 | 2 | 8 | |
1.1 | Как стать юным журналистом? | 2 | 2 | | |
1.2 | «Наш ералаш». О прошедших летних каникулах. | 8 | | 8 | Выпуск и анализ газеты |
2 | Журналистика как профессия. | 24 | 6 | 18 | |
2.1 | Журналистика как профессия. | 2 | 2 | | |
2.2 | «Наш ералаш». Начало учебного года. День учителя, пожилых людей. | 8 | | 8 | |
2.3 | Функции журналистики | 4 | 2 | 2 | |
2.4 | Требования к журналисту | 2 | 2 | | |
2.5 | «Наш ералаш» - выпуск 3. | 8 | | 8 | Выпуск и анализ газеты |
3 | История российской журналистики | 22 | 6 | 16 | |
3.1 | Журналистика XVIII века. | 5 | 1 | 4 | |
3.2 | Журналистика XIX века. | 4 | 4 | | |
3.3 | «Наш ералаш» - выпуск 4. | 8 | | 8 | |
3.4 | Журналистика XX века. | 5 | 1 | 4 | Выпуск и анализ газеты |
4 | Язык журналистики | 18 | 4 | 14 | |
4.1 | Сущность слова | 8 | 2 | 6 | |
4.2 | Профессиональная лексика | 2 | 2 | | |
4.3 | «Наш ералаш» - выпуск 5. | 8 | | 8 | Выпуск и анализ газеты |
5 | Стилистические фигуры речи. | 26 | 4 | 22 | |
5.1 | Тропы | 5 | 2 | 3 | |
5.2 | «Наш ералаш» - выпуск 6. | 8 | | 8 | |
5.3 | Стилистические фигуры | 5 | 2 | 3 | |
5.4 | «Наш ералаш» - выпуск 7. | 8 | | 8 | Выпуск и анализ газеты |
6 | Композиция материала | 12 | 6 | 6 | |
6.1 | Основные структурные связи в повествовании | 4 | 2 | 2 | |
6.2 | Основные структурные связи в описании | 4 | 2 | 2 | |
6.3 | Основные структурные связи в рассуждении | 4 | 2 | 2 | Фронтальный опрос |
7 | Жанры журналистики | 12 | 6 | 6 | |
7.1 | Заметка и корреспонденция | 4 | 2 | 2 | |
7.2 | Статья | 4 | 2 | 2 | |
7.3 | Документальность воспроизведения материала | 4 | 2 | 2 | Творческая работа |
8 | Особенности работы журналиста в печатных изданиях, на радио и телевидении. | 20 | 8 | 12 | |
8.1 | Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах. | 6 | 4 | 2 | |
8.2 | Приемы воздействия на зрителя | 6 | 4 | 2 | |
8.3 | «Наш ералаш» - выпуск 8. | 8 | | 8 | Викторина |
Всего часов | 144 | 42 | 102 | |
Содержание программы
1 год обучения
1. Вводное занятие.
Знакомство с программой, целями, задачами, режимом занятий. Выпуск 1 газеты «Наш ералаш». О прошедших летних каникулах.
2. Журналистика как профессия.
Функции журналистики:
– информационная;
– коммуникативная;
– выражение мнений определенных групп;
– формирование общественного мнения.
Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
Требования к журналисту:
– компетентность;
– объективность;
– соблюдение профессиональных этических норм;
– глубокие знания в области литературы, философии и др.;
Выпуск 2 «Наш ералаш». Начало учебного года. День учителя, пожилых людей. «Безопасная дорога». Конкурс репортажей. Выпуск 3 «Наш ералаш».
2. История российской журналистики.
Журналистика XVIII века.
Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».
Журналистика XIX века.
Формирование жанров в журналистике.
А.С. Пушкин-публицист:
«Путешествие из Москвы в Петербург»;
журналы «Современник», «Отечественные записки».
Журналистика XX века.
В.И. Гиляровский – репортер и публицист.
Истоки нравственных основ журналистской этики.
Развитие жанра фельетона – И.Ильф, Е.Петров.
Задания. Напишите репортаж «Моя деревня».
Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.
Дискуссия о профессиональной этике журналиста.
Репортаж «Моя деревня». Работа в MS Word. Выпуск 4 «Наш ералаш».
3. Язык журналистики.
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.
Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.
Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.
Стилистические пласты лексики.
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Задания. Подберите лексику на тему «Слова-пришельцы», «Крылатые слова».
Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры употребления старославянских слов, историзмов, архаизмов, диалектизмов, профессиональной лексики. Докажите обоснованность или необоснованность их употребления.
Напишите рассказ на тему «Об этом слове хочется рассказать». Выпуск 5 «Наш ералаш».
4. Стилистические фигуры речи.
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.
Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры. Выпуск 6 «Наш ералаш». Выпуск 7 «Наш ералаш».
5. Композиция материала.
О
сновные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.
Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.
6. Жанры журналистики.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка-благодарность, заметка-просьба, обращение.
Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью-монолог; интервью-диалог; интервью-зарисовка, коллективное интервью; анкета.
Статья – роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий, информационный, рецензирующий прессу.
Репортаж – наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала.
Очерки событийные и путевые.
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру, оцените уровень мастерства автора.
Напишите:
– Заметку «Мой сверстник в XXI веке»: репортаж спортивного соревнования; хронику «События дня».
– Путевые заметки «Наше путешествие».
– Возьмите интервью у преподавателя.
– Напишите очерк о друге.
7. Особенности работы журналиста
в печатных изданиях, на радио и телевидении.
Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.
Особенность учета фактора времени на радио и телевидении, сиюминутность преподнесения информации. Сочетание записи и прямого эфира. Главенство фактора изображения на телевидении, возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука.
Задания. Прослушайте и просмотрите радио и телепередачи, определите их жанровую принадлежность, методы и приемы, используемые авторами, оцените уровень их мастерства. Выпуск 8 «Наш ералаш».
Учебный план
Второй год обучения
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Формы промежуточной аттестации 1 |
| | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 8 | 6 | 2 | |
1.1 | Публицистика как особый вид литературы и журналистики. | 2 | 2 | | |
1.2 | Роль и значение прессы в современном мире | 6 | 4 | 2 | Фронтальный опрос |
2 | Композиция материала | 20 | 8 | 6 | |
2.1 | Основные типы построения текста | 4 | 1 | 3 | |
2.2 | Основные структурные связи в повествовании | 4 | 1 | 3 | |
2.3 | Основные структурные связи в описании | 4 | 1 | 3 | |
2.4 | Основные структурные связи в рассуждении | 4 | 1 | 3 | |
2.5 | Умозаключение в доказательстве или опровержении | 4 | 1 | 3 | Написание рассказа по теме |
3 | Публицистический стиль русского литературного языка | 20 | 4 | 16 | |
3.1 | Анализ выразительных средств языка | 10 | 2 | 8 | |
3.2 | Заглавие — важный компонент текста | 10 | 2 | 8 | Лингвистический эксперимент |
4 | Информационные жанры | 20 | 8 | 12 | |
4.1 | Основнгые требования к информативной публицистике | 10 | 2 | 8 | |
4.2 | Информационные жанры | 10 | 6 | 4 | |
5 | Аналитические жанры | 20 | 6 | 14 | |
5.1 | Назначение аналитического жанра | 8 | 2 | 6 | |
5.2 | Специфика аналитической журналистики | 12 | 4 | 8 | Лингвистический эксперимент |
6 | Художественно- публицистические жанры | 20 | 8 | 12 | |
6.1 | Основные функции | 8 | 2 | 6 | |
6.2 | Основные жанры | 12 | 6 | 6 | Лингвистический эксперимент |
7 | Технические средства журналиста | 20 | 5 | 15 | |
7.1 | Приемы работы с ТСО | 4 | 1 | 3 | |
7.2 | Фотомонтаж | 8 | 2 | 6 | |
7.3 | Видеомонтаж | 8 | 2 | 6 | Создание фоторепортажа |
8 | Особенности работы журналиста в печатных изданиях, на радио, телевидении. | 16 | 4 | 12 | |
8.1 | Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах. | 4 | 1 | 3 | |
8.2 | Приемы воздействия на зрителя | 4 | 1 | 3 | |
8.3 | Факторы времени на радио и телевидении | 8 | 2 | 6 | Викторина |
Всего часов | 144 | 49 | 95 | |
Содержание программы 2 года обучения
1. Вводное занятие
Публицистика как особый вид литературы и журналистики.
2. Композиция материала
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.
Основные структурные связи в рассуждении.
Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.
3. Публицистический стиль русского литературного языка
Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли).
Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков.
Задание. Лингвистический эксперимент (работа с заглавиями текстов, замена, обоснование).
4. Информационные жанры
Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).
Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша)
Задание. Создание и презентация текста определенного жанра.
5. Аналитические жанры
Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность.
Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).
Задание. Взаиморецензирование черновых вариантов статьи, рецензии. Конкурс на лучший отзыв.
6. Художественно- публицистические жанры
Основные функции произведений художественно-публицистических жанров: информационная, эстетическая, экспрессивная, просветительская.
Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.
Задание. Самостоятельная работа со справочной литературой, наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; презентация портретного очерка, создание чернового варианта эссе или фельетона.
Технические средства журналиста
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)
Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER)
Задание. Оформление фотовыставок, фоторепортажей, создание газеты.
8. Особенности работы журналиста в печатных изданиях, на радио, телевидении.
Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.
Особенность учета фактора времени на радио и телевидении, сиюминутность преподнесения информации. Сочетание записи и прямого эфира. Главенство фактора изображения на телевидении, возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука.
Задания. Прослушайте и просмотрите радио и телепередачи, определите их жанровую принадлежность. Методы и приемы, используемые авторами, оцените уровень их мастерства.
Учебный план
Третий год обучения
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Формы промежуточной аттестации 1 |
| | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | | |
2 | Газетный язык и авторский почерк | 28 | 8 | 20 | |
2.1 | Особенности газетного языка | 14 | 4 | 10 | |
2.2 | Что такое авторский почерк | 14 | 4 | 10 | Фронтальный опрос |
3 | Этика и мораль. Поступок и мотив | 28 | 8 | 20 | |
3.1 | Знакомство с философскими понятиями | 14 | 4 | 10 | |
3.2 | Плагиат | 14 | 4 | 10 | Фронтальный опрос |
4 | Эстетика | 28 | 12 | 16 | |
4.1 | Эстетика как философская категория | 8 | 6 | 2 | |
4.2 | Театр и кино | 8 | 2 | 6 | |
4.3 | Направления и школы | 12 | 4 | 8 | Творческая работа |
5 | Аналитические и художественные жанры | 32 | 8 | 24 | |
5.1 | Специфика аналитической публицистики | 8 | 2 | 6 | |
5.2 | Основные требования к аналитическим жанрам | 8 | 2 | 6 | |
5.3 | Очерк и зарисовка | 8 | 2 | 6 | |
5.4 | Стихи и рассказы | 8 | 2 | 6 | Творческая работа |
6 | Информационные жанры | 24 | 12 | 12 | |
6.1 | Функции информационных жанров | 4 | 2 | 2 | |
6.2 | Заголовок | 4 | 2 | 2 | |
6.3 | Требования к информационному сообщению | 4 | 2 | 2 | |
6.4 | Заметка | 4 | 2 | 2 | |
6.5 | Репортаж | 4 | 2 | 2 | |
6.6 | Интервью | 4 | 2 | 2 | |
7 | Итоговое занятие | 2 | | | Презентация «Портфеля творческих достижений» |
Всего часов | 144 | 50 | 94 | |
Содержание программы 3 года обучения
1. Вводное занятие
Вводная мини-лекция преподавателя. Работа со справочной литературой, составление понятийного словаря.
2. Газетный язык и авторский почерк
Понятие «газетный штамп». «Оживление». Клише. Неверное употребление времен. Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.
3. Этика и мораль. Поступок и мотив
Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике. Составление понятийного словаря. Плагиат. Профессиональная этика и профессиональная мораль. Позиция журналиста и социальная оценка персонажей. Источники информации и методы ее получения. Служебная этика журналиста.
4. Эстетика
Эстетика как философская категория. Профессионализм в журналистике. История театра и кино. Направления и школы.
5. Аналитические и художественные жанры.
Специфика аналитической публицистики. Основные требования к аналитическим жанрам (очерк, зарисовка). Художественно-публицистические жанры (стихи и рассказы).
Информационные жанры .
Заметка (новость), репортаж, интервью, отчет, информационная корреспонденция, блиц-опрос, вопрос-ответ, некролог, колонки, реплики и зарисовки. Функции: номинативная, коммуникативная, рекламно-целевая. Заголовок. Важнейшие требования, предъявляемые к информационному сообщению: оперативность; релевантность, фактическая точность, декодируемость, краткость инфы.
7. Итоговое занятие
Презентация «Портфеля творческих достижений». Анализ работы. Подведение итогов.
Формы аттестации и оценочные материалы
Формы контроля разнообразны:
- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
- семинары-практикумы по изученной теме;
- творческие конкурсы;
- публикации.
Оценка качества реализации дополнительной общеразвивающей программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточный и итоговую аттестацию.
Формы аттестации учащихся 1 года обучения:
1.Викторина
- Назовите функции журналистики. (За каждый ответ 1 балл, макс. 4 балла)
- Что является основным материалом работы журналиста? (1 балл)
- Какие требования предъявляются к журналисту? (За каждый ответ 1 балл, макс. 5 баллов)
- Что вы знаете о происхождении профессии журналиста? (макс. 2 балла)
- Приведите 3 примера «слов – пришельцев». (3 балла)
- Назовите основные типы построения текстов. (макс. 3 балла)
- Назовите особенности газетного жанра Заметка. (Макс. 3 балла)
- Назовите особенности жанра Интервью. (макс. 3 балла)
- Назовите особенности жанра Репортаж, его виды. (макс. 3 балла)
Уровни усвоения теоретического материала
Низкий – 0-12 баллов
Средний – 13 – 24 балла
Высокий – 25-27 баллов
2.Творческая работа – написание эссе «Профессия журналиста»
Критерии оценивания:
- соответствие теме – 1 балл,
- связность (логичность) – 1 балл,
- выражение собственного отношения к описываемой теме – 1 балл.
Итого: 0 баллов – умение писать письменное сочинение отсутствует,
1 балл – умение слабо выражено
2 балла – умение сформировано удовлетворительно,
3 балла – умение ярко выражено.
Формы аттестации учащихся 2 года обучения:
1.Викторина
- Роль и значение прессы в современном мире. (2 балла)
- Основные структурные связи в рассуждении. (1 балл)
- Какие жанры относят к информационным? Назовите не менее трех. (1-3 балла)
- Назовите основные требования к информационным жанрам.(2 балла)
- Какие жанры называют аналитическими? Назовите не менее трех. (1-3 балла)
- Назовите не менее трех художественно- публицистических жанров. (1 – 3 балла)
- Каковы особенности работы журналиста в печатных изданиях? (2 балла)
Уровни усвоения теоретического материала
Низкий – 0-8 баллов
Средний – 9-13 баллов
Высокий – 14-16 баллов
2. Публикация материалов для школьной газеты
Каждый учащийся готовит публикацию в школьную газету «Наш ералаш» в любом выбранном им жанре. При аттестации учитываются следующие критерии:
- учтены требования к выбранному жанру – 1 балл,
- письменное сообщение построено логично – 1 балл,
- самостоятельность в подготовке материала – 1 балл,
- использование в публикации фотоматериала – 1 балл,
- умелое использование возможностей программ MS WORD или VS PUBLISHER – 1 балл.
4-5 баллов – умения максимально выражены,
3 балла – минимально выражены,
1-2 балла – умения не выражены.
Формы аттестации учащихся 3 года обучения:
1. Публикация материалов для школьной газеты
Каждый обучающийся готовит публикацию в школьную газету «Наш ералаш» в любом выбранном им жанре. При аттестации учитываются следующие критерии:
- учтены требования к выбранному жанру – 1 балл,
- письменное сообщение построено логично – 1 балл,
- самостоятельность в подготовке материала – 1 балл,
- использование в публикации фотоматериала – 1 балл,
- умелое использование возможностей программ MS WORD или VS PUBLISHER – 1 балл.
4-5 баллов – умения максимально выражены,
2-3 балла – минимально выражены,
0-1 балл – умения не выражены.
2. Презентация «Портфеля творческих достижений»
Критерии оценивания:
1. Аккуратность и эстетичность оформления. 1-3 балла.
2. Наглядность. 1-3 балла.
3. Структурированность. 1-3 балла.
1. Раздел 1 «Мой портрет» (минимум – 12 баллов)
личные данные учащегося, ведущего Портфолио;
автобиография обучающегося;
описание целей, поставленных учащимся на определенный период, анализ их достижений;
результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению обучающегося.
2. Раздел II «Портфолио документов» (минимум – 9 баллов)
все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения учащихся в различных видах деятельности;
грамоты, дипломы за участие в конкурсах различного уровня;
благодарственные письма, сертификаты.
3. Раздел III «Портфолио работ» (минимум – 6 баллов)
перечень представленных учащимися проектных, исследовательских, творческих работ;
статьи учащегося из журналов и газет, издаваемых в школе и вне ее;
30-36 баллов – высокий уровень
24-30 баллов – средний уровень
Менее 24 баллов – низкий уровень
Методическое обеспечение
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
- наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации
Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования
Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы: 8 штук;
стулья: 12 штук.
Технические средства: компьютеры: 4 штуки; фотоаппарат, видеокамера.
У каждого ребенка – блокнот, ручка.
Формы занятия, предусмотренные программой:
- свободная творческая дискуссия;
- ролевые игры;
- выполнение творческих заданий;
- активные методы формирования системы общения;
- практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).
Виды деятельности обучающихся:
- теоретические занятия;
- творческий практикум (сочинения разных жанров);
- работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
- работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
- анкетирование;
- социологический опрос;
- экскурсии;
- творческие командировки;
- встречи с журналистами;
- участие в школьных и окружных мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений;
- выпуск школьной газеты;
- публикации в местной прессе.
Литература для педагога
1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
2. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.
3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.
Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004.
Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М., 2004.
Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2004.
Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М., 2002.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.
Сенкевич М. П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование. М., 1980.
Сенкевич М.П. Функциональные стили научной речи. М., 1983.
Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанром газеты. М,. 2004.
Справочная книга редактора и корректора/ Сост. и общ. ред. А.Э. Мильчина. М., 1974.
Филимоновых Е.Н. Время работать на радио. М., 2002.
Литература для детей:
Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.
Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М., 2004.
Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанром газеты. М,. 2004.
Интернет-источники:
1. www.proshkolu.ru
2. www.testoch.com
3. www.festival.1september.ru
4. www.nsportal.ru
5. www.uroki.net
Календарный учебный график
Муниципального учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества»
Месяц, число № недели | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | | январь | февраль |
1, 3-8 | 10-15 | 17-22 | 24-29 | 1-6 | 8-13 | 15-20 | 23-27 | 29.10-3.11 | 6-10 | 12-17 | 19-24 | 26-1 | 3-8 | 10-15 | 17-22 | 45-29,31 | 9-12 | 14-19 | 21-26 | 28.01-2.02 | 4-9 | 11-16 | 18-22 | 25.02-2-03 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
| У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У |
март | апрель | май | июнь | июль | август |
4-7,9 | 11-16 | 18-23 | 25-30 | 1-6 | 8-13 | 15-20 | 22-27 | 29,30, 2,4 | 6-8, 10,11 | 13-18 | 20-25 | 27.05-1.06 | 3-8 | 10,11,13-15 | 17-22 | 24-39 | 1-6 | 8-13 | 15-20 | 22-27 | 29.07-3.08 | 5-10 | 12-17 | 19-24 | 26-31 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |
У | У | У | У | У | У | У | У | У, И/А | У, И/А | У, И/А | Р | Р | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л |
У – учебные дни, А – промежуточная/итоговая аттестация, Р – резервные дни, Л – летний режим работы для основных работников
Начало учебного года | 01 сентября |
Продолжительность учебного года | В течение всего календарного года, исключая общегосударственные праздничные дни. Учебный год составляет 51 неделю, в том числе в летний период работа в оздоровительных и профильных лагерях, по индивидуальным планам на период летнего активного отдыха. Педагоги-совместители работают в течение 36 недель — с 01 сентября по 31 мая, включая резервные дни. |
Продолжительность учебной недели | Шестидневная рабочая неделя |
Начало занятий | В соответствии с расписанием занятий. |
Длительность занятия | - 45 мин. - 30 мин. для детей в возрасте до 10 лет в объединениях с использованием компьютерной техники, в возрасте до 8 лет в хореографических объединениях. После каждого занятия необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин. Занятия в объединениях начинаются не ранее 8.00 утра, заканчиваются не позднее 20.00 часов для учащихся до 16 лет, не позднее 21.00 часов для учащихся 16-18 лет. |
Промежуточная и итоговая аттестация | Май. |