ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Элективный курс « Мой выбор» предназначен для девятиклассников, направлен на повышение психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению.
Курс разработан Суровой Г.Ф. , педагогом-психологом.
Структура документа
Программа элективного курса включает пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-методическое обеспечение.
Общая характеристика курса
В 9 классе заканчивается важный этап в жизни подростка: он завершает основную школу и вступает в пору ранней юности – время размышлений о будущем, построения планов и определения перспектив своей жизни. Перед подростком открывается выбор: продолжить обучение в общеобразовательной школе; поступать в профессиональный лицей, училище или техникум; пойти работать.
Этот выбор и есть самоопределение – определение себя в дальнейшей жизни. Ответ на вопрос «Кем быть?» будет профессиональным самоопределением.
Свое будущее многие выпускники связывают с интересной работой, которая поможет им состояться как личности, добиться материального благополучия. Человеку в такой ситуации нужно суметь разобраться в огромном мире профессий, понять их содержание, специфические требования профессии к человеку, суметь реально оценить свои возможности, способности и интересы. В этом они смогут разобраться, посещая занятия по программе элективного курса « Мой выбор».
Цели курса
Элективный курс направлен на достижение следующих целей:
формирование психологической культуры учащихся.
обучение стратегии выбора профессии.
активизация процесса рефлексии и профессионального самоопределения девятиклассников.
Место курса в учебном плане
Программа курса «Мой выбор», составленная с учетом информационной нагрузки школьников, рассчитана на реализацию в учебное время в условиях образовательных учреждений. Объем курса составляет 34 часа. Предусмотрен резерв свободного времени в объеме 2 часов.
Общие умения, навыки и способы деятельности
В процессе изучения курса в 9 классе совершенствуются и развиваются :
рефлексивные умения, в частности умения осмысливать свою жизненную ситуацию как ситуацию выбора;
умения оценивать возможные действия в ситуации выбора, преодолевать мыслительные стереотипы;
умения осознавать свои мотивы и ценности, анализировать их связь с отношением к альтернативам в ситуации выбора;
умения преодолевать эмоциональные барьеры на этапе принятия решения и его реализации.
Результаты обучения
Результаты изучения элективного курса изложены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся». Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивают и воспроизводят обучающиеся. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов |
1 | Познай себя | 11 |
2. | Я среди людей | 10 |
3 | Я в мире профессий | 11 |
4 | Резерв времени | 2 |
Итого: | 34 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ(34 часа)
Познай себя (11 ч)
Как человеку познать себя? Источники получения данных о человеке в психологии. Основные методы исследования: наблюдение, самонаблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, тестирование.
Способности. Способности и задатки. Классификация способностей. Изучение способностей: Де Хван и Каф « Все дети талантливы»
Мышление. Понятие о мышлении. Виды мышления. Операции мышления. Как определить тип своего мышления: тест Амтхауэра, ШТУР.
Внимание. Понятие о внимании. Виды внимания. Как оценить свое внимание.
Память. Понятие о памяти. Виды памяти. Основные свойства памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Как выявить особенности своей памяти?
Я среди людей (10 ч)
Самооценка и самовоспитание. Понятие о самооценке. Исследование самооценки. Понятие о самовоспитании. План самовоспитания.
Мои ценности. Понятие о ценностях. Составление списка собственных ценностей.
Темперамент и характер. Понятие о темпераменте. Виды темперамента. Понятие о характере. Структура характера. Как выявить черты своего темперамента и характера.
Я и коллектив. Понятие о коллективе. Психологический климат коллектива. Мое место в коллективе. Социометрические и референтометрические исследования.
Я и родители. Семья. Функции семьи. Стили родительского воспитания.
Я и друзья. Почему становятся друзьями. Как жить дружно. Хороший ли ты друг?
Я в мире профессий (11 ч)
Профессия и специальность. Понятие гот профессии и специальности. Отличие профессии от специальности.
Классификация профессий. Существующие классификации профессий. Типы, классы, отделы, группы профессий.
Формула профессии. Практическая работа.
Требование профессии к человеку. Профессии типа : человек-человек, человек-техника, человек-природа, человек - знаковая система, человек- художественный образ. Гностические и преобразующие профессии.
Интересы и склонности. Как выявить интересы и склонности. Практическая работа с использованием тестов и опросников (ДДО, КОС, карта интересов).
Как выбрать профессию? Практическая работа (тест Холланда).
Профессиограмма. Характеристика профессий. Работа над презентацией.
Советы по профессиональному воспитанию. Самопознание. Самообразование. Самоприказ. Самоубеждение. Самоконтроль. Самоупражнение.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения элективного курса обучающийся должен
знать/понимать:
источники получения данных о человеке в психологии;
основные методы исследования: наблюдение, самонаблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, тестирование;
понятия способности и задатки, классификацию способностей;
понятия внимания, памяти, мышления, способы изучения данных психических познавательных процессов;
понятия темперамента, характера, виды темперамента,структуру характера
понятия коллектив, лидер, предпочитеамый, принятый, изолированный;
понятие профессии, специальности, отличия профессии от специальности;
существующие классификации профессий, типы, классы, отделы, группы профессий;
типы профессий: человек-человек, человек-техника, человек-природа, человек-знаковая система, человек-художественный образ;
уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для профессионального самоопределения.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10 – 11 классов. - М.: Просвещение, 1995.
Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников. Пособие для педагога. В 2 ч. - М.: Владос, 2002.
Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Баранов А.А. Психология . 8 – 11 класс. – СПб: Питер, 2000.
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Издание 2-е. - М.: Политиздат, 1999.
Дусавицкий А.К. Формула интереса. - М.: Педагогика, 1989.
Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе. - М.: Просвещение, 1991.
Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.
Леви В. Искусство быть собой. Издание 2-е. - М.: Знание, 1991.
Немов Р.С. Практическая психология. Учебное пособие. - М.: Владос, 1998.
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М.: Просвещение, 1991.
Пекелис В.Д. Твои возможности, человек! 5 изд. - М.: Знание, 1986.
Платонов К.К. Занимательная психология. Изд. 4. – СПб: Питер, 1997.
Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М.: Просвещение, 1991.
Психология популярных профессий. Под ред. Л.А. Головей. – СПб: Речь, 2003.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока в соответствии с целями и задачами урока | Тип урока | Виды, формы контроля | Дата |
план | факт |
Познай себя (11 часов) |
1.1 | Введение | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Текущий контроль. Фронтальная беседа | | |
1.2 | Как человеку познать себя? | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Фронтальная беседа | | |
1.3 | Способности и задатки | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Фронтальная беседа | | |
1.4 | Изучение способностей | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Индивидуальный опрос | | |
1.5 | Мышление. Виды мышления. | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Фронтальная беседа | | |
1.6 | Тест Амтхауэра, ШТУР | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Тестирование | | |
1.7 | Понятие о внимании. | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Заполнение таблицы | | |
1.8 | Как оценить свое внимание | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Тестирование | | |
1.9 | Память. Виды памяти | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Составление схемы | | |
1.10 | Свойства памяти | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Индивидуальный опрос | | |
1.11 | Как выявить особенности своей памяти? | Урок комплексного применения знаний | Тематический контроль. Тестирование | | |
Я среди людей (10 часов) |
2.1 | Понятие о самооценке | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Фронтальная беседа | | |
2.2 | Понятие о самовоспитании | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Фронтальная беседа | | |
2.3 | Понятие о ценностях | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Индивидуальный опрос | | |
2.4 | Темперамент. Виды темперамента | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Заполнение таблицы | | |
2.5 | Определение своего темперамента | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Тестирование | | |
2.6 | Характер. Как выявить черты своего характера? | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Фронтальная беседа | | |
2.7 | Понятие о коллективе. Психологический климат в коллективе | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Фронтальная беседа | | |
2.8 | Социометрические и референтометрические исследования | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Тестирование | | |
2.9 | Семья. Функции семьи | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Индивидуальный опрос | | |
2.10 | Друзья. Дружба. Как жить дружно. | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Фронтальная беседа | | |
Я в мире профессий ( 11 часов) |
3.1 | Гот профессии и специальности | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Фронтальная беседа | | |
3.2 | Классификация профессий | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Фронтальный опрос | | |
3.3 | Практическая работа №1 «Формула профессии» | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Отчёт о работе | | |
3.4 | Профессии типа: человек – человек | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Фронтальная беседа | | |
3.5 | Профессии типа: человек - техника | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Фронтальная беседа | | |
3.6 | Профессии типа: человек - природа | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Фронтальная беседа | | |
3.7 | Профессии типа: человек – знаковая система, человек-художественный образ | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Фронтальная беседа | | |
3.8 | Интересы и склонности Практическая работа №2 «Карта интересов» | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Отчёт о работе | | |
3.9 | Практическая работа №3 «Как выбрать профессию» | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Отчёт о работе | | |
3.10 | Профессиограмма | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Фронтальная беседа | | |
3.11 | Советы по профессиональному воспитанию | Урок комплексного применения знаний | Текущий контроль. Индивидуальный опрос | | |