СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Мой выбор"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для оказания помощи учащимся 9 класса в выборе профессии

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Мой выбор"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Элективный курс « Мой выбор» предназначен для девятиклассников, направлен на повышение психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению.

Курс разработан Суровой Г.Ф. , педагогом-психологом.

Структура документа

Программа элективного курса включает пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-методическое обеспечение.

Общая характеристика курса

В 9 классе заканчивается важный этап в жизни подростка: он завершает основную школу и вступает в пору ранней юности – время размышлений о будущем, построения планов и определения перспектив своей жизни. Перед подростком открывается выбор: продолжить обучение в общеобразовательной школе; поступать в профессиональный лицей, училище или техникум; пойти работать.

Этот выбор и есть самоопределение – определение себя в дальнейшей жизни. Ответ на вопрос «Кем быть?» будет профессиональным самоопределением.

Свое будущее многие выпускники связывают с интересной работой, которая поможет им состояться как личности, добиться материального благополучия. Человеку в такой ситуации нужно суметь разобраться в огромном мире профессий, понять их содержание, специфические требования профессии к человеку, суметь реально оценить свои возможности, способности и интересы. В этом они смогут разобраться, посещая занятия по программе элективного курса « Мой выбор».

Цели курса

Элективный курс направлен на достижение следующих целей:

  • формирование психологической культуры учащихся.

  • обучение стратегии выбора профессии.

  • активизация процесса рефлексии и профессионального самоопределения девятиклассников.

Место курса в учебном плане

Программа курса «Мой выбор», составленная с учетом информационной нагрузки школьников, рассчитана на реализацию в учебное время в условиях образовательных учреждений. Объем курса составляет 34 часа. Предусмотрен резерв свободного времени в объеме 2 часов.

Общие умения, навыки и способы деятельности

В процессе изучения курса в 9 классе совершенствуются и развиваются :

  • рефлексивные умения, в частности умения осмысливать свою жизненную ситуацию как ситуацию выбора;

  • умения оценивать возможные действия в ситуации выбора, преодолевать мыслительные стереотипы;

  • умения осознавать свои мотивы и ценности, анализировать их связь с отношением к альтернативам в ситуации выбора;

  • умения преодолевать эмоциональные барьеры на этапе принятия решения и его реализации.

Результаты обучения

Результаты изучения элективного курса изложены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся». Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивают и воспроизводят обучающиеся. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название темы, раздела

Кол-во часов

1

Познай себя

11

2.

Я среди людей

10

3

Я в мире профессий

11

4

Резерв времени

2

Итого:

34


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ(34 часа)

Познай себя (11 ч)

Как человеку познать себя? Источники получения данных о человеке в психологии. Основные методы исследования: наблюдение, самонаблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, тестирование.

Способности. Способности и задатки. Классификация способностей. Изучение способностей: Де Хван и Каф « Все дети талантливы»

Мышление. Понятие о мышлении. Виды мышления. Операции мышления. Как определить тип своего мышления: тест Амтхауэра, ШТУР.

Внимание. Понятие о внимании. Виды внимания. Как оценить свое внимание.

Память. Понятие о памяти. Виды памяти. Основные свойства памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Как выявить особенности своей памяти?

Я среди людей (10 ч)

Самооценка и самовоспитание. Понятие о самооценке. Исследование самооценки. Понятие о самовоспитании. План самовоспитания.

Мои ценности. Понятие о ценностях. Составление списка собственных ценностей.

Темперамент и характер. Понятие о темпераменте. Виды темперамента. Понятие о характере. Структура характера. Как выявить черты своего темперамента и характера.

Я и коллектив. Понятие о коллективе. Психологический климат коллектива. Мое место в коллективе. Социометрические и референтометрические исследования.

Я и родители. Семья. Функции семьи. Стили родительского воспитания.

Я и друзья. Почему становятся друзьями. Как жить дружно. Хороший ли ты друг?

Я в мире профессий (11 ч)

Профессия и специальность. Понятие гот профессии и специальности. Отличие профессии от специальности.

Классификация профессий. Существующие классификации профессий. Типы, классы, отделы, группы профессий.

Формула профессии. Практическая работа.

Требование профессии к человеку. Профессии типа : человек-человек, человек-техника, человек-природа, человек - знаковая система, человек- художественный образ. Гностические и преобразующие профессии.

Интересы и склонности. Как выявить интересы и склонности. Практическая работа с использованием тестов и опросников (ДДО, КОС, карта интересов).


Как выбрать профессию? Практическая работа (тест Холланда).

Профессиограмма. Характеристика профессий. Работа над презентацией.

Советы по профессиональному воспитанию. Самопознание. Самообразование. Самоприказ. Самоубеждение. Самоконтроль. Самоупражнение.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения элективного курса обучающийся должен

знать/понимать:

    • источники получения данных о человеке в психологии;

    • основные методы исследования: наблюдение, самонаблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, тестирование;

    • понятия способности и задатки, классификацию способностей;

    • понятия внимания, памяти, мышления, способы изучения данных психических познавательных процессов;

    • понятия темперамента, характера, виды темперамента,структуру характера

    • понятия коллектив, лидер, предпочитеамый, принятый, изолированный;

    • понятие профессии, специальности, отличия профессии от специальности;

    • существующие классификации профессий, типы, классы, отделы, группы профессий;

    • типы профессий: человек-человек, человек-техника, человек-природа, человек-знаковая система, человек-художественный образ;

уметь:

    • пользоваться тестами и опросникаи;

    • работать в программе Exsel, Power Point.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для профессионального самоопределения.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10 – 11 классов. - М.: Просвещение, 1995.

  2. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников. Пособие для педагога. В 2 ч. - М.: Владос, 2002.

  3. Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Баранов А.А. Психология . 8 – 11 класс. – СПб: Питер, 2000.

  4. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Издание 2-е. - М.: Политиздат, 1999.

  5. Дусавицкий А.К. Формула интереса. - М.: Педагогика, 1989.

  6. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе. - М.: Просвещение, 1991.

  7. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.

  8. Леви В. Искусство быть собой. Издание 2-е. - М.: Знание, 1991.

  9. Немов Р.С. Практическая психология. Учебное пособие. - М.: Владос, 1998.

  10. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М.: Просвещение, 1991.

  11. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек! 5 изд. - М.: Знание, 1986.

  12. Платонов К.К. Занимательная психология. Изд. 4. – СПб: Питер, 1997.

  13. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М.: Просвещение, 1991.

  14. Психология популярных профессий. Под ред. Л.А. Головей. – СПб: Речь, 2003.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока в соответствии с целями и задачами урока

Тип урока

Виды, формы контроля

Дата

план

факт

Познай себя (11 часов)

1.1

Введение

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Текущий контроль. Фронтальная беседа



1.2

Как человеку познать себя?

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Фронтальная беседа



1.3

Способности и задатки

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Фронтальная беседа



1.4

Изучение способностей

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Индивидуальный опрос



1.5

Мышление. Виды мышления.

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Фронтальная беседа



1.6

Тест Амтхауэра, ШТУР

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Тестирование



1.7

Понятие о внимании.

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Заполнение таблицы



1.8

Как оценить свое внимание

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Тестирование



1.9

Память. Виды памяти

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Составление схемы



1.10

Свойства памяти

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Индивидуальный опрос



1.11

Как выявить особенности своей памяти?

Урок комплексного применения знаний

Тематический контроль. Тестирование



Я среди людей (10 часов)

2.1

Понятие о самооценке

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Фронтальная беседа



2.2

Понятие о самовоспитании

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Фронтальная беседа



2.3

Понятие о ценностях

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Индивидуальный опрос



2.4

Темперамент. Виды темперамента

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Заполнение таблицы



2.5

Определение своего темперамента

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Тестирование



2.6

Характер. Как выявить черты своего характера?

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Фронтальная беседа



2.7

Понятие о коллективе. Психологический климат в коллективе

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Фронтальная

беседа



2.8

Социометрические и референтометрические исследования

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Тестирование



2.9

Семья. Функции семьи

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Индивидуальный опрос



2.10

Друзья. Дружба. Как жить дружно.

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Фронтальная беседа



Я в мире профессий ( 11 часов)

3.1

Гот профессии и специальности

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Фронтальная беседа



3.2

Классификация профессий

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Фронтальный опрос



3.3

Практическая работа №1

«Формула профессии»

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Отчёт о работе



3.4

Профессии типа: человек – человек

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Фронтальная беседа



3.5

Профессии типа: человек - техника

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Фронтальная беседа



3.6

Профессии типа: человек - природа

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Фронтальная беседа



3.7

Профессии типа: человек – знаковая система, человек-художественный образ

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Фронтальная беседа



3.8

Интересы и склонности

Практическая работа №2

«Карта интересов»

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Отчёт о работе



3.9

Практическая работа №3

«Как выбрать профессию»

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Отчёт о работе



3.10

Профессиограмма

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Фронтальная беседа



3.11

Советы по профессиональному воспитанию

Урок комплексного применения знаний

Текущий контроль. Индивидуальный опрос