«Утверждаю»
директор школы: ________ Г.Н. Уренева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Никульевка
Программа
по оздоровлению детей на 2012 г.
«Увлекательное путешествие»
Составитель:
Бабкова Н.И. – учитель математики первой квалификационной категории.
с. Никульевка
2012 год.
Содержание программы:
Пояснительная записка.
Принципы, используемые при проведении лагерной смены.
Цели и задачи организации лагеря.
Содержание и формы реализации программы.
Условия реализации программы.
Критерии эффективности программы.
Предполагаемые результаты программы.
Примерный план работы.
Литература.
Пояснительная записка
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией РФ;
Законом РФ «Об образовании»;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в российской Федерации» от 24.07.98 г. №124-ФЗ;
Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197-ФЗ;
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. №2-ФЗ;
Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07 2001 г. № 2688.
Летние каникулы – самые любимые для детей школьного возраста. У ребят значительно увеличивается часть свободного времени, которое можно и нужно использовать для развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восстановления сил. Это период свободного общения детей. Целесообразно использовать летние каникулы для содержательного отдыха, поэтому актуальна организация школьных оздоровительных лагерей. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к самореализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков жизненного опыта. Это все возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей младшего и среднего школьного возраста в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.
Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания «Муравейник», который функционирует на базе школы. В нем отдыхают учащиеся в возрасте от 7 до 16 лет.
Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, детей – сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив из числа учителей школы совместно с работниками медицинского учреждения, работниками БДЦ.
Принципы, используемые при планировании и
проведении лагерной смены:
Безопасность всех проводимых мероприятий;
Учет особенностей каждой личности;
Возможность проявления способностей во всех областях досуговой
и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
Достаточное количество спортивного инвентаря и материалов для
организации всей деятельности лагеря;
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение
каждого дня;
Четкое распределение обязанностей и времени между всеми
участниками лагеря;
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных
категорий детей и взрослых;
Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника
лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Цели и задачи программы:
Цель - создать условия для организованного отдыха учащихся
в летний период, укрепления физического, психического и
эмоционального здоровья детей, развития творческих
способностей детей.
Задачи:
Создание системы физического оздоровления
детей в условиях временного коллектива;
Преодолеть разрыв между физическим и духовным
развитием детей средством игры, познавательной деятельностью;
Формирование у школьников навыков общения и
толерантности;
Утверждение в сознании школьников нравственной и
культурной ценности;
Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление
здоровья;
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие
творческого мышления;
Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений
дополнительного образования, культуры и др.
Содержание и формы реализации программы.
Основными направлениями деятельности
в лагере являются:
Виды деятельности.
Праздники.
Конкурсы.
Викторины.
Спортивные соревнования и мероприятия.
Выходы в культурные учреждения.
Акции.
Мониторинговая деятельность.
Всевозможные игры.
Чтение вслух.
Рисование.
Беседы.
Прогулки и т. д.
Условия реализации программы
Лагерь организуется на базе МБОУСОШ С. Никульевка Башмаковского района Пензенской области. Выполнение программы смены обеспечиваются материально-техническими средствами (спортивная и игровая площадки, спортивный зал, спортивный инвентарь, технические средства, медицинский кабинет).
Кадровые условия:
- начальник лагеря отдыха;
- воспитатели;
- физрук;
- руководители кружков;
- медицинский работник;
- обслуживающий персонал.
3. Охрана жизни и здоровья детей в лагере:
- начальник и сотрудники пришкольного лагеря несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей в лагере;
- сотрудники пришкольного лагеря допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей и медицинского освидетельствования;
- воспитатели отрядов проводят инструктаж по т/б с детьми перед выполнением различных форм деятельности.
Критерии эффективности программы:
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие
условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл
своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям,
с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для
выполнения этих условий разработаны следующие критерии
эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы,
благоприятный психологический климат;
Ожидаемые результаты:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья;
Укрепление физических и психологических сил детей и
подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение
новых знаний, развитие творческих способностей, детской
самостоятельности и самодеятельности;
коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности;
социально-значимую деятельность;
нравственных норм;
Примерный план работы.
РЕЖИМ ДНЯ
8.30 - 8.45 встреча детей «Мы вам рады»;
8.45 - 9.00 утренняя зарядка, «Чтобы быть весь день в порядке,
надо делать нам зарядку!»;
9.00 - 9.30 завтрак «Нас столовая зовет, полезная каша и
вкусный компот!»;
9.30. – 11.00 художественно-творческая деятельность
(конкурсы, творческие мероприятия): «Вместе с отрядом сил не жалей, пой,
танцуй, рисуй и клей!»
11.00-12.30 спортивно-оздоровительный час:
« Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы,
ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных!»
12.30-13.30 занятия в отрядах, кружках;
13.30 -14.00 обед «Время обеда настало и вот отряд за
отрядом к столовой идет»;
14.00 -14.15 Подведение итогов дня, линейка
14.15-14.30 операция «Уют» «Надо в порядок все привести,
в классе убрать и пол подмести!»;
14.30 - роспуск детей по домам «До свидания! До новых встреч!».
День | Мероприятие |
1 «День знакомств» | Организационные мероприятия по приему детей и распределению по отрядам и размещению; Открытие лагерной смены «Здравствуй, друг!»; Подвижные игры; Оформление отрядных уголков и уголка лагеря; Инструктаж по технике безопасности; Тренинг «Знакомство». |
2 «День Спорта» | здоровым быть»; - гребцов на байдарке с рулевым; - толкание ядра; - прыгунов в длину; - мастеров синхронного плавания; |
3 «День Питания» | Утренняя зарядка «Весёлое приседание»; Своя игра «Гигиена питания»; «Съедобный зоопарк» изготовить из разных овощей: - огуречного крокодила; - картофельного медведя; - морковную лису и т.д.; |
4 «День ПДД» | турнир; работникам ГАИ и нарисуйте новый дорожный знак: «Осторожно: жидкий асфальт»; «Осторожно: неприятные запахи» и т.д.; |
5 «День Сказок» | эскизы костюмов для сказочных персонажей: - рабочий костюм Бабы-яги; - парадно-выходной костюм Иванушки - дурачка; - спортивный костюм Кощея Бессмертного; - зимний костюм Водяного; |
6 «День Умников» | на одну букву – К; М; О; П; С; |
7 «День Космонавтики» | |
8 «День Музыки» | «Цветы в песнях»; - в прочитанных предложениях найти спрятавшиеся ноты; - составить предложения, в которых спрятались бы пять нот (ля, ми, ре, фа, си); |
9 «День Талантов» | |
10 «День Здоровья» | жизни; спорта (его название и правила), который мог бы вас прославить; |
11 «День Грибника» | уже есть начало: «Жила-была дружная семья оранжевых Лисичек, но однажды…»; «Родилась у грибного царя Подберёзовика 1 дочь, и устроил он по этому поводу пир, пригласил на него всех грибных жителей…» |
12 «День Мастеров» | |
13 «День Художника» | строчкам популярных песен: - «Мне снится зелёное лето, с прожилками жёлтых цветов»; - «Пусть всегда будет Солнце, пусть всегда небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я»; |
14 «День Памяти» | – жить в веках»; |
15«День России»![]() | своей деревни; смысл сказать по другому следующие фразы: «Бьют часы 12 раз»; «Шёл отряд по берегу»; «Воробей влетел в окно». |
16 «День Врунов» | |
17 «День Дружбы» | программа; заданные рифмы: «Кошка – ложка – окошко – немножко»; «Лето – зной – веселье – вой»; «Стакан – банан – карман – обман». |
18 «День Расставания» | оздоровительного сезона; |
Литература.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное
пособие по организации детского досуга в детских
оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое
общество России, 2002;
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником.
Волгоград: Учитель, 2007;
«Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе»,
Санкт-Петербург: «Детство-пресс» 2005;
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий
в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.