СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Математика" 4 класс для надомного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по математике для надомного обучения (коррекция 8 вида) рассчитана на 68 часов

Просмотр содержимого документа
«Программа "Математика" 4 класс для надомного обучения»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Филиппово

Кирово-Чепецкого района Кировской области



«Согласовано»

на заседании методического совета

«___»_________2018 г

протокол № ___

с заместителем директора по УВР

_____________Л.Н.Кожевниковой

«Утверждаю».

Директор школы __________В.С.Солоницына

«___»_____________2018 г

Приказ №_________





Рабочая программа учебного предмета «Математика»

индивидуального обучения на дому

(общеобразовательные программы, разработанные исходя их особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, реализуемых в 1-4 специальных (коррекционных) классах VIII вида)


на 2018-2019 учебный год

4 класс

Разработана Козьминых Н.В.,

учителем начальных классов



с. Филиппово, 2018 г

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Математика» разработана и составлена на основе:
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с последующими изменениями и дополнениями);
2. Приказ МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;

3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288;
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение» 2011г;

5. Учебный план специального (коррекционного) обучения VIII вида МКОУ СОШ с.Филиппово на 2018-2019 учебный год, скорректированный для индивидуального обучения на дому.

6. М. Н. Перова Математика – учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.-М. «Просвещение» 2011 год. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.-7-е издание.

Актуальность. Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
      Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Цель:

  • расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

Задачи:

  • формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности;

  • повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств;

  • воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;

  • формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;

формирование и развитие речи учащихся;

  • коррекция нарушений психофизического развития детей.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие основных мыслительных операций;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.


Место предмета в базисном учебном плане

На реализацию программы по математике  в базисном учебном плане для индивидуального надомного обучения предусмотрено 68 часов: 2 часа в неделю, 34 учебных недели.

Ценностные ориентиры содержания курса

 - понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);

- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность   (аргументировать свою точку зрения; строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

В коррекционной школе VIII вида математика является одним из основных учебных предметов, готовит учащихся к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками.

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально – трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.

В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений. создании увлекательных для детей ситуаций.

Основным из важных приемов обучения математике является сравнение.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно – практической деятельности и действий с числами.

Содержание программы в 4 классе

      Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи).
      Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.
      Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
      Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.
      Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.
      Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Названия компонентов и результатов умножения и деления в речи учащихся.
      Единица (мера) массы — центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц = 100 кг.
      Единица (мера) длины — миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм.
      Единица (мера) времени — секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин =  60 с. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени.
      Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
      Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.
      Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.
      Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.
      Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.
      Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника.
      Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны.

Методическое обеспечение программы

Основные виды организации учебного курса

Урок, фронтальная работа, практическая работа, контрольная работа, самостоятельная работа.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множества на равные части; устное решение примеров и задач;

практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур;

работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;

развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;

самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;

работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;

индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.

Методы обучения:

Словесные, наглядные, практические.

Основные технологии:

- личностно-ориентированные;

- ИКТ

- здоровьесберегающие;

- игровые.

Планируемые результаты освоения курса

«Повторение»

Учащийся должен знать:

- числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке;

- сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц;

- присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7

Учащийся должен уметь:

- читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 100;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток;

- решать простые и составные арифметические задачи, кратко записывать содержание задачи

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

- знание состава двузначных чисел

«Сложение и вычитание чисел в пределах 100»

Учащийся должен знать:


- различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;

- письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд;

- решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи

Учащийся должен уметь:

- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

- решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи

ПРИМЕЧАНИЯ.

- решение составных задач с помощью учителя

«Умножение и деление»

Учащийся должен знать:

- таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10;

- правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

- названия компонентов умножения, деления;

- зависимость между стоимостью, ценой, количеством;

- составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями

Учащийся должен уметь:

- практически пользоваться переместительным свойством умножения;

-самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия

ПРИМЕЧАНИЯ.

- необязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6-9, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного.

«Числа, полученные при измерении»

- Учащийся должен знать:

меры длины, массы и их соотношения;

- меры времени и их соотношение, двойное обозначение времени;

Учащийся должен уметь:

- определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;

- различать числа, полученные при счете и измерении;

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

- определение времени по часам хотя бы одним способом

«Геометрический материал»

Учащийся должен знать:

- различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;

- названия элементов четырехугольников;

- замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дугу

Учащийся должен уметь:

- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;

- вычислять длину ломаной;

- узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

- чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге

Обязательно:

- узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания;

- черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя.


Учебно - тематическое планирование


№п/п

Тема раздела курса

Количество часов

1

Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.

15

2

Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд

4

3

Умножение и деление

34

4

Все действия в пределах 100

9

5

Повторение

6


Всего

68


Календарно – тематическое планирование (IV класс)


№ п/п

Дата

Тема

Кол.

час.

Реализация обязательного образовательного уровня.

Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд - 15 часов

1



Десятичный состав чисел. Таблицы разрядов.

1

Повторить нумерацию в пр. 100. Закрепить умение выделять десятичный состав числа, пользоваться таблицей разрядов.

2


Числовой ряд в пределах 100.

1

Закрепить умение выделить десятичный состав числа, разрядные слагаемые.

3



Сложение и вычитание в пределах 100.

1


1

Закрепить навык правильного сложения и вычитания в пр. 100 (без перехода через разряд), названия компонентов при сложении и вычитании.

4




Название компонентов при сложении и вычитании. Решение задач.

5


Меры стоимости: рубль, копейка. Решение примеров и задач с мерами стоимости.

1

Закрепить умение решать задачи с мерами стоимости. Закрепить умение решать примеры пройденных видов и составные задачи.

6


Меры длины: метр, дециметр, сантиметр и их соотношение. Решение примеров и задач.

1


1

Повторить и закрепить знания о мерах длины и их соотношении.

7


Меры длины: миллиметр 1см.= 10 мм. Черчение отрезков заданной длины.

1

Дать понятие о новой мере длины миллиметре. Учить чертить отрезки с длиной, записанной в см. и мм., учить измерять такие отрезки.

8



Умножение и деление (повторение). Название компонентов при умножении и делении.

1


Закрепить знание таблицы умножения и деления. Признак с компонентами умножения и деления.

9


Меры массы: килограмм, центнер. 1ц. = 100 кг. Решение примеров и задач.

1


1

Дать понятие центнер. Объяснить соотношение 1ц. = 100 кг. И наоборот 100 кг. = 1 ц.

10



Решение примеров в 2, 3 действия. Порядок действий.

1


Повторить порядок действий в примерах.

11


Решение примеров типа 24+6, 24+16 и составных задач.

1


Закрепить умение решать примеры этих видов, объяснять решение.

12


Решение примеров типа 40-2 и составных задач.

1

13


Решение примеров типа 30-12, 100-4 и составных задач.

1

14


Задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз.

1

Учить решать задачи на уменьшение и увеличение, в несколько раз.

15


Контрольная работа по итогам 1 четверти по теме «Сложение и вычитание в пределах 100»

1

Проверить знания, умения, навыки за первую четверть.


Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд – 4 часа

16



Работа над ошибками. Сложение с переходом через разряд.


1

Повторить способ сложения с переходом через разряд в пр. 20, закрепить его теперь в пр. 100.

17


Письменное сложение с переходом через разряд..

1

Дать понятие о новом способе вычисления – в столбик.

18


Вычитание с переходом через разряд.

1

Повторить способ вычитания с переходом через разряд в пр.20, закрепить его теперь в пр. 100.

19


Письменное вычитание с переходом через разряд.

1

Дать понятие о новом вычитании – в столбик.

Умножение и деление - 34 часа

20


Умножение и деление числа 2.

Название компонентов при умножении, делении.

1



Закрепить знание таблицы умножения и деления числа 2.

21


Умножение числа 3.

1

Закрепить знание таблицы умножения и деления числа 3.

22


Деление на 3 равные части.

1

Учить решать задачи на деление.

23


Умножение числа 4.

1

Познакомить с таблицей деления числа 4 (после 20). Закрепить таблицу деления числа 4.

24


Деление на 4 равные части.

1

Познакомить с таблицей деления числа 4 (после 20). Закрепить таблицу деления числа 4.

25


Замкнутая и незамкнутая кривые. Окружность. Дуга.

1

Дать понятие о замкнутых и незамкнутых кривых линиях, понятие дуги.

26


Умножение числа 5.

1

Познакомить с таблицей деления числа 5 (после 20). Закрепить таблицу деления числа 5.

27


Деление на 5 равных частей.

1

Познакомить с таблицей деления числа 5 (после 20). Закрепить таблицу деления числа 5.

28


Увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

1

Закрепить таблицы деления до 5.

29


Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

1

Формировать умение различать замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

30


Умножение числа 6. Решение примеров и задач.

1

Познакомить с таблицей умножения на 6. (после 20). Закрепить таблицу умножения на 6.

31


Деление на 6 равных частей.

1

Познакомить с таблицей деления числа 6 (после 20). Закрепить таблицу деления числа 6.

32


Длина ломаной линии.

1

Научить находить длину ломаной линии.

33


Контрольная работа по итогам 2 четверти по теме «Умножение и деление».

1

Проверить знания, умения, навыки за вторую четверть.

34


Работа над ошибками. Табличное умножение и деление.

1

Разобрать ошибки к. р.

35


Умножение числа 7.

3

Познакомить с таблицей умножения на 7. (после 20). Закрепить таблицу умножения на 7.

36


Деление на 7 равных частей.

1

Познакомить с таблицей умножения на 7. (после 20). Закрепить таблицу умножения на 7.

37


Прямая линия. Отрезок.

1

Повторить и закрепить пройденный геометрический материал.

38


Зависимость между ценой, количеством и стоимостью.

1

Учить находить цену зная количество и стоимость.

39


Умножение числа 8.

1

Познакомить с таблицей умножения на 8. (после 20). Закрепить таблицу умножения на 8.

40


Деление на 8 равных частей.

1

Познакомить с таблицей умножения на 8. (после 20). Закрепить таблицу умножения на 8.

41


Умножение числа 9.

1

Познакомить с таблицей умножения на 9. (после 20). Закрепить таблицу умножения на 9.

42


Деление на 9 равных частей.

1

Познакомить с таблицей умножения на 9. (после 20). Закрепить таблицу умножения на 9.

43


Взаимное положение прямых и отрезков.

1

Формировать умение различать положение отрезков и прямых на плоскости.

44


Умножение единицы и на единицу. Деление на единицу.

1

Познакомить с умножением и делением на единицу.

45


Проверочная работа по теме «Табличное умножение и деление»

1

Проверка знаний, умений и навыков.

46


Работа над ошибками. Взаимное положение окружности, прямой и отрезка.

1

Разобрать ошибки к. р. Формировать умение различать положение окружностей и прямых на плоскости.

47


Умножение нуля и на нуль. Деление нуля.

1

Познакомить с умножением и делением на нуль.

48


Взаимное положение многоугольника, прямой и отрезка.

1

Формировать умение различать положение многоугольника, отрезков и прямых на плоскости.

49


Умножение числа 10 и на 10. Деление чисел на 10.

1

Познакомить с умножением и делением на 10.

50


Меры времени. Действия с числами, полученными при измерении времени.

1

Учить решать примеры и задачи с величинами.

51


Секунда – мера времени.

1

Познакомить с мерой времени – секундой. Учить пользоваться данной мерой, решать примеры и задачи с данной величиной.

52


Контрольная работа по итогам 3 четверти по теме «Умножение и деление».

1

Проверка знаний, умений и навыков за третью четверть.

53


Работа над ошибками. Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц, в несколько раз.

1

Разобрать ошибки к. р. Закрепить навыки выполнения действия соответствующего заданного отношения.

Все действия в пределах 100 - 9 часов


54



Все действия в пр. 100.

1

Повторить и закрепить пройденный материал по данным темам.

55


Решение примеров в 2,3 действия и составных задач.

1

Закрепить умение решать примеры в 2,3 действия, используя порядок действия.

56,57,58


Деление с остатком. Проверка.

3

Познакомить с делением с остатком на наглядном материале. Учить правильно определять остаток. Формировать умение пользоваться таблицей умножения при выполнении деления с остатком. Учить выполнять проверку при делении с остатком.

59


Геометрический материал.

Треугольники. Четырёхугольники.

1

Закрепить умение называть буквами, различать стороны и основание.

Закрепить и расширить понятие «четырехугольники» (квадрат, прямоугольник, трапеция).

60


Определение времени по часам.

1

Учить определять время по механическим часам.

61


Решение примеров в 2,3 действия (порядок действий) и составных задач.

1

Закрепить умение решать примеры в 2,3 действия (используя порядок действий) и составные задачи.

62


Уменьшение, увеличение в несколько раз и на несколько единиц.

1

Закрепить умение решать задачи и составлять примеры со словами «уменьшить на» или «уменьшить в».


Повторение – 6 часов

63


Решение выражений в 2,3 действия (порядок действий) и составных задач.

1

Закрепить умение решать примеры в 2,3 действия (используя порядок действий) составные задачи.

64


Все действия с числами, полученными при измерении.

1

Учить решать примеры и задачи с величинами.

65


Уменьшение, увеличение числа на несколько единиц, в несколько раз.

1

Закрепить умение решать задачи и составлять примеры со словами «увеличить на» или «увеличить в».

66


Решение задач, содержащих отношение «на» и «в больше (меньше)».

1

Закрепить умение решать задачи и составлять примеры со словами «увеличить на» или «увеличить в».

67


Контрольная работа за год по теме «Повторение»

1

Проверить знания, умения, навыки за год.

68


Работа над ошибками. Геометрический материал.

1

Разобрать ошибки к. р. Повторить геометрический материал.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература

- М. Н. Перова Математика, учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М. «Просвещение» 2011 год, 7 издание

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В. В. Воронковой, 7 издание. -М. «Просвещение» 2010 год.

Технические средства обучения.

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3 Экспозиционный экран.

4. Сканер и принтер лазерный (МФУ).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!