СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Мягкая игрушка"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа знакомит детей с технологией изготовления плоских и объемных мягких игрушек из ткани и меха.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Мягкая игрушка"»

Пояснительная записка.


Направленность программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Мягкая игрушка» имеет художественную направленность и является модифицированной. Она предназначена для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.

В основе данной программы лежит программа «Мягкая игрушка» Департамента образования г. Москвы Юго-Восточного окружного управления образования Департамента образования ГОУ Центр Образования № 1423. Автор-составитель: Пузанова Маргарита Алексеевна.

У обучающихся по данной программе формируются следующие знания:

-об основных законах цветоведения;

-о простейших ручных швах;

-о использовании готовых выкроек, а также выполнении их по эскизам (на основе имеющихся);

-об основных приемах работы с тканью (на примере изготовления мягкой игрушки);

-о приемах работы с мехом;

-о правилах пользования инструментами и приспособлениями;

-о правилах безопасной работы с иголками, ножницами, и т.д.;

- об интегрированной связи с другими предметами и образовательными программами.

Программа опирается на нормативные документы.

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273от 273-ФЗ.

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей

      1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14

  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  5. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

  6. ПОЛОЖЕНИЕ о разработке, структуре и порядке утверждения общеразвивающей программы МКОУ ДОД «Буткинский ДДТ»

  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

  8. Устав МКУ ДО «Буткинский ДДТ»

Актуальность программы.

Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного художественного творчества. Древнейшие игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко 2 тысячелетию до н.э. Это – миниатюрные орудия охоты, предметы быта, посуда, погремушки. Издавна своеобразие изготовления игрушки определялось условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями. Сюжеты игрушек подсказывала сама жизнь.

Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось из поколения в поколение. И каждому новому мастеру необходимо было лишь изучив весь опыт предков, превзойти учителей, сделать игрушку более занимательнее, не отступая от принятых норм, но при этом по-своему, особенной, отличной от других.

Традиции народного искусства и сейчас продолжают жить и развиваться, современные игрушки отличаются яркостью цветов, смелыми авторскими решениями, но в них также остались образность, добродушность, радость, которую они несут людям.

Каждый человек мечтает хоть иногда вернуться в мир детства, ощутить себя беззаботным, открытым миру, всему хорошему, что в нем есть, смотреть в будущее с замиранием сердца, мечтать о прекрасном в своей жизни. Какой мы, взрослые, сделаем для ребенка эту окружающую жизнь, таким он и вырастет. От нас зависит содержание жизнедеятельности маленького человека, развитие его способностей, раскрытие творческих сил. Результат воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целеустремленнее у детей развивается кругозор, воображение, внимание, стремление придумать, мысленно создать образ, а затем воплотить его в материале. Выявление и развитие творческих способностей ребенка, его самореализация находят свое проявление в работе мастерской по изготовлению игрушек. Создание игрушки - это непрерывная и многосторонняя игра, способная увлечь ребенка на долгие годы. Традиционные народные игрушки сохранились до наших дней, придя к нам из далеких времен.

Мягкая игрушка - это один из таких видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества. Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства. В этом и заключается актуальность данной дополнительной образовательной программы.

Педагогическая целесообразность.

Используя богатый потенциал, заложенный в детской игрушке, программа предполагает формирование у детей интереса к творческой деятельности и декоративно – прикладному искусству, позволяет проявить и реализовать свою фантазию, оригинальное мышление, способствует воспитанию ценностных эстетических ориентиров.

В наше время технического прогресса построение образовательного процесса не может оставаться на прежнем уровне. Поэтому педагог в своей работе должен использовать новые технологии, методики. При освоении данной программы активно используется метод творческого проекта. Научить всему, вызвать интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно – одна из основных задач педагога. И, как показывает практика, увлечение ребят поначалу лишь непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление самим придумывать и решать образ, а затем воплощать его в материал. В этом и состоит новизна данной программы.



Цели и задачи программы.

Цель – познакомить с технологией изготовления игрушек из ткани и меха, раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребенка.

В связи с поставленной целью задачи выглядят следующим образом:

Обучающие:

-научить основам художественной грамотности;

-научить основам цветоведения ;

-научить приемам безопасной работы;

-научить правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек, графическим навыкам работы по зарисовке моделей;

-научить практическим навыкам работы с тканью и мехом;

-научить творчески использовать полученные умения и практические навыки.


Воспитательно-развивающие:

-развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;

-создавать в студии соответствующую эстетическую среду;

-приобщение к народным традициям;

-воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;

-соединение обучения с воспитательным процессом;

-воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.


Отличительные особенности программы.

У школьников в процессе работы в кружке формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия, художественный вкус. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению учащихся к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты.

Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя с разных сторон, в них порой «просыпаются» «таланты» в области декора. Игрушки, выполненные их руками становятся забавными, живыми. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале. Программа дает возможность профессиональной ориентации учащихся, знакомит их с профессиями, развивает творческий подход.


Возраст обучающихся. Срок реализации данной программы.

Данная образовательная программа предполагает обучение детей 7-13 лет и рассчитана на 2 года обучения – 288 часов. При комплектовании групп следует учитывать возраст детей. В одну группу рекомендуется записывать школьников с разницей в возрасте не более 1-2 года. Например, младшая группа 1 - 3 класс, средняя 4 – 6 класс. Комплектование в группу детей одного возраста позволит руководителю построить занятие соответственно с их возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, правильно запланировать время для теоретических занятий и практических работ. Каждая группа занимается по 4 часа в неделю, один или два раза. Наполняемость группы 12 человек.


Формы и режим занятий.

Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя выполнение графических зарисовок в альбоме костюмов, орнаментов, моделей игрушек и изготовление игрушек.

Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.


Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.

Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают. Поэтому необходимы как групповые, так и индивидуальные занятия. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных образцов изделий. Он позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удаче. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.

Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как

-текущая оценка достигнутого самим ребенком;

-оценка законченной работы;

- участие в выставках, конкурсах и т.д.

-реализация творческих идей.

Ожидаемые результаты обучения.

Работа творческой группы имеет большое воспитательное значение для развития у школьников художественного вкуса, интереса к искусству, традициям, профессиональной ориентации. Вся работа направлена на достижение развития творческой активности учащихся. В конце курса учащиеся должны:

-знать историю развития игрушки;

-выполнять выкройки по схемам;

-выполнять простейшие швы;

-владеть приемами работы с тканью и мехом;

-выполнить несколько игрушек и оформить их самостоятельно;

-уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;

-совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.


Учебно-тематический план 1 года обучения.


Наименование темы



Теоретические занятия

Практические занятия

Количество часов

1.

Вводное занятие.

2


2

2.

Основные приемы работы с тканью.



13

2.1.

ТБ при работе.

1



2.2.

Материаловедение.

0,5

1,5


2.3.

Основные ручные швы.

1

7


2.4.


Способы закрепления нити.

0,5

1,5


3.

Цветоведение.



4

3.1.

Основные цвета.

0,5

1,5


3.2.

Сочетание цветов.

0,5

1,5


4.

Выполнение игрушек из ткани.



36

4.1.

Матрешка.

2

10


4.2.

Лошадка.

1

7


4.3.

Веселые клоуны.

2

14







5.

Плоскостная и полуплоскостная игрушки.



36

5.1.

Бабочка. Солнышко.

2

10


5.2.

Котенок. Собачка.

2

10


5.3.

Игрушка по выбору.

2

10


6.

Объемные игрушки.



48

6.1.

Зайчик.


2

10


6.2.

Собачка.

2

10


6.3.

Котенок. Львенок.

Медвежонок.

2

10


6.4.

Игрушка по выбору.

2

10


7.

Выставка работ.


5

5


Итого:

25

119

144




Учебно-тематический план 2 года обучения.


Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение.

2

2

-

2.

Основы ремесла

8

2

6

3.

Полуплоскостная игрушка

30

4

26

4.

Объёмная игрушка

34

6

28

5.

Игрушка на каркасе

30

4

26

6.

Творческое проектирование

28

4

24

7.

Выставочная деятельность

10

2

8

8.

Итоговое занятие

2

-

2



Всего

144

24

120


Содержание программы 1 год обучения.


Тема 1. Вводное занятие.2 ч. Знакомство преподавателя с учащимися. Запись в группы. Рассказ о работе кружка, плане проведения занятий и их тематике. Демонстрация изделий. Правила поведения на занятиях.


Тема 2. Основные приемы работы с тканью. 13ч.

2.1. ТБ при работе. Основы безопасного труда на занятиях. Инструменты и приспособления. Правила при работе с ножницами, иголками, булавками, электроутюгом, клеем, мехом.

2.2. Материаловедение. Виды тканей и их получение. Свойства тканей и меха. Способы обработки различных поверхностей тканей.

Практическая работа: определить вид ткани.

2.3. Основные ручные швы. Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной».

2.4. Способы закрепления нити. Различия между способами

закрепления нитей и их использование в процессе выполнения

игрушек.

Практическая работа: закрепление нити несколькими способами.

Тема 3. Цветоведение. 4 ч.

  1. Основные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Возможности цвета в композиции.

  2. Сочетание цветов. Сопоставление цветовой гаммы. Таблица сочетаемости цвета.

Практическая работа: подобрать необходимые для работы цветовые сочетания на примере одного из объектов труда.


Тема 4. Выполнение игрушек из ткани. 36 ч.

4.1. Матрешка. Беседа об истории народной игрушки и народного
костюма. Анализ образцов - связь материала, формы росписи.
Практическая работа: Зарисовка видов матрешек. Виды тканей
и их подбор для выполнения данной работы. Заготовка выкроек-
лекал, выполнение чертежей в альбоме, раскрой каркаса и ткани,
работа с клеем, сшивание деталей сарафана и кокошника, сшивание
и соединение деталей рукавов и детали головы, оформление
игрушки, роспись лица.

4.2. Лошадка. Беседа о городецкой росписи. Анализ
декоративного решения игрушек-сувениров.

Практическая работа: Зарисовка мотивов городецкой росписи, самостоятельное выполнение зарисовки и росписи «Лошадки», заготовка выкроек-лекал, раскрой ткани и узоров аппликации, заготовка каркаса, сметывание деталей, пришивание тесьмы, наклеивание аппликации, оформление игрушки.

4.3. Веселые клоуны. Беседа о декоративных лоскутных изделиях в
крестьянском быту.

Практическая работа: Зарисовка мотивов в альбоме различных
видов игрушек. Разработка мозаики костюма клоунов.

Выполнение выкроек-лекал, Подбор тканей, практическое выполнение модели, оформление.


Тема 5. Плоскостная и полуплоскостная игрушка (36 часов)

Тема 1: Плоскостная игрушка.

Теория: Технология изготовления плоскостной игрушки. Цветовая гармония. Разновидности тканей. Основы композиции. Правила кроя на ткани. Правила техники безопасности при работе с ножницами, иголками, клеем.

Практика: Изготовление игрушек: «Бабочка», «Веточка вишни», композиция «Крошечка- Хаврошечка».

Тема 2: Полуплоскостная игрушка.

Теория: Беседа «История создания сувенира и его назначение». Технология изготовления полуплоскостной игрушки.

Практика: Выполнение игрушек: «Игольница», «Солнышко», «Котенок». Организация выставки (8 часов)

5.3.Игрушка по выбору. Самостоятельное выполнение плоскостной игрушки. Подведение итогов. Что мы можем сделать самостоятельно?

Практическая работа: самостоятельное выполнение эскизов игрушки - различные варианты оформления, запись технологической карты «Последовательность выполнения работ».


Тема 6. Объемные игрушки. 48 ч.

Беседа об объемных игрушках.

Краткие сведения о материаловедении. Отличительные особенности объемной игрушки. Каркас и его применение в изготовлении игрушки.

6.1.3айчик. Беседа об анималистической игрушке. Объемные игрушки. Скульптура, графика, живопись при создании анималистических игрушек. Способы раскроя и выполнения игрушки.

Практическая работа: раскрой меха, сметывание и пошив, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

6.2.Собачка. Образы животных в скульптуре и живописи. Объемные игрушки. Выполнение объемной игрушки.

Практическая работа: раскрой меха, сметывание и пошив, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

6.3. Игрушка по выбору.

Обобщив все полученные знания, учащиеся самостоятельно выполняют выбранную игрушку, предварительно зарисовав ее в альбоме, выполнив чертежи и выкройки-лекала. Котенок. Львенок. Медвежонок.

Практическая работа: самостоятельное выполнение эскизов игрушки - различные варианты оформления, запись технологической карты «Последовательность выполнения работ». Раскрой меха и ткани, сметывание и пошив, заготовка и укрепление каркаса, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.


Тема 7. Выставка работ. 5 ч. Подготовка и проведение выставки готовых работ. Оценка выполненной работы. Подведение итогов года.

Содержание программы 2 года обучения.


1 раздел: Введение. (2 часа)

Знакомство с детьми. Понятие о декоративно-прикладном искусстве. Знакомство с рабочим местом. Планирование проведения занятий. Правила техники безопасности. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета. Предъявляемые требования к творческим работам обучающихся. Выставка работ обучающихся прошлых лет.

Задачи:

- познакомить учащихся с содержанием курса;

- вызвать интерес к занятиям;

- воспитывать уважение и бережное отношение к труду человека в изготовлении предметов декоративно-прикладного творчества.


2 раздел: Основы ремесла (8 часов)

Тема 1: Виды синтетических материалов и полимеров (4 часа).

Теория: Свойства синтетических смесовых тканей, их разнообразие (1 час)

Практика: Приобретение навыков обработки и кроя (3часа)

Тема 2: Виды швов (4 часа)

Теория: Виды швов: «вперёд иголку», «назад иголку», «через край», «петельный», «потайной», «встык». Техника выполнения швов (1 час)

Практика: Выполнение различных видов швов. Оформление альбома с образцами (3 часа)


3 раздел: Полуплоскостная игрушка (30 часов)

Тема 1: Игрушка – карман

Теория: Беседа «Игрушки, необходимые в быту». Технология их изготовления

Практика: Изготовление двух игрушек – карманов

Тема 2: Игрушка – сувенир

Теория: История создания сувенира. Технология изготовления сувенира. Используемые материалы, их цветосочетание

Практика: Изготовление сувениров: «Сумочка», «Кошелёк», «Клоун»

4 раздел: Объёмная игрушка (34 часа)

Тема 1: Объёмная игрушка из ткани

Теория: Разновидности тканей. Их сочетание по цвету и фактуре. Особенности кроя. Беседа «История появления игрушки». Технология изготовления и художественное оформление игрушки.

Практика: Изготовление игрушек: «Крабик», «Динозаврик»

Тема 2: Объёмная игрушка из меха

Теория: Разновидности меха. Особенности края и пошива. Беседа «Изображение животных в искусстве». Моделирование лекал. Особенности оформления мордочки, утяжка.

Практика: Изготовление лекал. Увеличение выкройки. Моделирование выкройки. Изготовление игрушек: «Заяц», «Медведь». Практическая проверочная работа: увеличение выкройки.

Тема 3: Объёмная игрушка из синтетических материалов.

Теория: Беседа «История Новогоднего праздника». Технология изготовления помпонов из полиэтилена.

Практика: Изготовление помпона. Изготовление игрушек: «Цыплёнок», «Собачка», коллективная работа «Ёлка» .


5 раздел: Игрушки на каркасе (30 часов)

Тема 1: Игрушка на картонном каркасе

Теория: Беседа «Из истории народной игрушки». Технология изготовления игрушки на каркасе

Практика: Изготовление лекал. Изготовление игрушек: «Матрёшка», «Крокодильчик», «Курочка»

Тема 2: Игрушка на проволочном каркасе

Теория: Каркасные игрушки. Шарнирное соединение деталей. Набивка игрушек

Практика: Изготовление каркаса. Перевод и увеличение выкроек. Изготовление игрушек: «Собачка», «Петушок», «Цветочек». Подготовка и оформление итоговой выставки.


6 раздел: Творческое проектирование. (28 часов)

Тема: Творческое проектирование в разработке тематических композиций.

1. Привлечение внимания обучающихся к проблемам охраны окружающей среды, воспитания бережного и внимательного отношения к природе средствами художественного творчества.

2. Осмысление проектной деятельности (на практическом уровне). Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством педагога.

Теория: - Что такое проект? На чем основывается проектная деятельность.

5 основных - «П»; Исследовательская деятельность (4 часа).

Практика: Создание творческого проекта «Кукла»


7 раздел: Выставочная деятельность. (10 часов).

Тема: Правила подготовки и участия в отчетной выставке.

Беседа: Понятие о критериях оценки качества изделий. Правила оформления готовых изделий. (2 часа)

Практика: Организация проведения выставки. (8 часов)

9 раздел: Итоговое занятие (2 часа).

Анализ своей работы за год, оценивание своей работы с помощью педагога. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших Выставка работ.

Методическое обеспечение программы.

В программе используются следующие методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий.)

-репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.)

-изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося, работа психолога и т.д.)

В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствует наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познания, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка.

Материально-техническое обеспечение.

На занятиях используются наглядные пособия, схемы, таблицы, образцы, чертежи игрушек, инструкционные и технологические карты. Возможно использование интернет технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Также интересно использование различных видов презентаций. На занятиях по данной программе потребуются следующие материалы и инструменты.

-альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов;

-ткани, мех;

-нитки катушечные разных цветов;

-тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, элементы отделки и т. д.;

-картон;

-поролон, проволока для каркаса, синтепон, вата;

-ножницы, иголки, наперсток;

-мел, клей ПВА, краски, кисти, карандаши;

-пассатижи (или плоскогубцы и кусачки);

-щетка для расчесывания меха;

-электрический утюг;

-спецодежда;

-самоклеющая цветная бумага.


Методические рекомендации. Выполнение графических работ.

На занятиях ведутся альбомы для выполнения зарисовок игрушек, чертежей. Выкройки-лекала переводятся на альбомные листы карандашом, затем контуры каждой детали выкройки обводят тушью или гелевой ручкой. При расположении выкроек на листе надо следить затем, чтобы детали не находили друг на друга. Если этого не избежать, необходимо воспользоваться цветными ручками или фломастерами, чтобы разграничить детали выкройки. На листах обычно вначале располагают детали выкроек больших размеров, а между ними помещают маленькие. На чертежах каждой модели делают соответствующую надпись — название детали с указанием количества частей, которые необходимо будет выкроить из материала. В верхней части листа делается надпись — название модели и ее краткая характеристика.

Качество выполнения игрушек из ткани и меха в значительной мере зависит от правильной подготовки выкроек-лекал каждой модели. Для занятий кружка педагог заготавливает комплекты контрольных выкроек на каждую модель игрушки, а затем делаются их копии для одновременной работы всех кружковцев группы. Выкройки-лекала можно изготовить из расчета один комплект на двоих.

Лекала изготавливают из плотной бумаги или картона, в последнем случае они дольше сохраняют правильную форму при частом употреблении карандаша или мела. Каждую деталь готовых лекал следует подписать и указать количество частей, которое необходимо получить при раскрое. На конверте зарисовывают внешний вид игрушки и делают соответствующие надписи.

Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек.

Каркасы для игрушек. При вырезании картонных каркасов надо следить за тем, чтобы края были ровными, без зазубрин. Каркас из поролона вырезают ножницами точно по выкройке. Лекала обводят на поролоне мягким карандашом или шариковой ручкой. В некоторые игрушки для укрепления формы вставляют каркасы из проволоки, которые делают игрушку более устойчивой. Для этого проволоку нужной длины сгибают посередине, ее концы загибают петелькой, чтобы не прокололась ткань или мех, а затем вставляют в форму, которую нужно укрепить (например, в длинные ножки козлика или передние ноги собаки). После установки каркаса набивка производится обычным способом.

Раскрой материала. Изготовление каждой модели связано с процессом раскроя материала. Поэтому необходимо знать основные свойства ткани и меха, уметь определять долевую и уточную нить, отличать лицевую и изнаночную стороны, соблю­дать правила раскроя.

При раскрое выкройки-лекала раскладывают на изнаночной стороне ткани или меха, учитывая направление нити, и аккуратно обводят карандашом или мелом. При размещении на материале парных деталей нужно следить за тем, чтобы они не были выкроены на одну сторону, для этого парные лекала при раскрое располагают симметрично.

При изготовлении игрушек из меха раскрой деталей производят в основном из лоскута и отходов, небольших по размеру. В первую очередь на материале надо располагать наиболее крупные детали. Если деталь выкройки не укладывается на одном куске мехового лоскута, следует сметать их два или три вместе, подобрав по фактуре и направлению ворса, нитей.

Затем, наметив контуры детали, сшить, не заходя за линии обмеловки.

Детали игрушек из сукна, драпа, войлока раскраиваются без припуска на швы а из тонких тканей, например, ситца, бязи, сатина — с припуском 0,5—1 см.

Детали из меха вырезают острыми концами ножниц по изнаночной стороне, не затрагивая при этом ворса меха, с незначительным

прибавлением на швы—0,3—0,5 см.

Соединение деталей. Различные способы соединения и сшивания деталей игрушек учащиеся осваивают в процессе изготовления разных моделей. Игрушки из меха и ткани в основном сшивают вручную. Возможна работа на швейных машинах, при сшивании крупных деталей из тонкой ткани.

Раскроенные детали игрушек из тонкой ткани — ситца, бязи и т.д. вначале сметывают по краю и сшивают катушечными нитками швом «за иголку» или на швейной машине.

Затем их выворачивают на лицевую сторону и набивают синтепоном.

Детали игрушек из толстых тканей и меха также предварительно сметывают, чтобы не получилось перекоса. Если детали выкроены из несыпучих тканей, то их сшивают по лицевой стороне швом «через край» или петельным швом катушечными нитками или нитками мулине. Игрушки из меха сшивают по изнаночной стороне частыми косыми стежками через край и затем выворачивают.

Набивка деталей. Для набивки сшитых деталей можно использовать синтепон или остатки мехового лоскута, которые почти всегда остаются от раскроя игрушек. Набивать формы следует небольшими кусками, заполняя вначале концы деталей, помогая при этом каким-либо тонким и длинным предметом, можно карандашом. Использовать при этом ножницы не рекомендуется, так как они могут поранить руки и прорезать деталь.

Оформление глаз, носа. Глаза и нос игрушек обычно делают из черных или коричневых пуговиц без отверстий, бусинок, кусочков клеенки, кожи. На прилавках магазинов в достаточном количестве есть и готовые детали для оформления игрушек: носики, язычки, глаза. Для игрушек выполненных из ткани могут подойти и кусочки самоклеющейся бумаги.

Техника безопасности трудa.

На занятиях учащиеся постоянно пользуются ножницами, иголками, электроутюгом, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности.

При работе ножницами, иголками, булавками:

-Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы

не уколоться об их острые концы.

- Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
-Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении
они могут поранить тебя и твоего товарища.

-Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

-Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.

-Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.

-При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо

прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.

-Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в

стол или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную

подушечку.

-Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.

- Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной
подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.

- Сломанную иглу следует отдать руководителю.
При работе электроутюгом:

-При включении и выключении электроутюга в розетку браться за вилку, а не за шнур.

-Утюг ставится на жаростойкую подставку с ограничителем; иначе он может упасть на пол, на ноги, При падений может возникнуть короткое замыкание.

-Не отвлекаться во время работы утюгом, не оставлять его

включенным в сеть без присмотра.

-Диск терморегулятора должен быть правильно установлен по отношению к виду ткани. -

-Следить за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур, чтобы шнур во время работы не перекручивался, что может привести к излому провода и короткому замыканию.

  • Следить за нормальной работой электроутюга. При обнаружении неисправности немедленно отключить его из сети и сообщить преподавателю.

  • По окончании работы утюг выключить из электросети, дать ему полностью охладиться, затем аккуратно намотать шнур на ручку утюга. Хранить утюг в вертикальном положении в сухом месте.

Список литературы.

  1. Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез.2007.

  2. Зайцева И.Г. Мягкая игрушка, ИД МСП, 2005.

  3. Кононович Т. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. Рипол Классик, Валерии С1Щ Малая энциклопедия рукоделия. 2001.

  4. Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. Рипол Классик, Валерии СПД, Малая энциклопедия рукоделия. 2001.

  5. Макарова М.Н. Перспектива: Графические задания и методические рекомендации. М.Д989.

  6. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров.М.: Просвещение, 1990.

  7. Неменский Б.М. Программы Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс. М.: Просвещение, 2009.

  8. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н., Мягкая игрушка. Издатель И.В. Балабанов, 2001.

9. Соловьева Л.Н. Русская матрешка. М.: «Интербук»Д993.
Ю.Фролова Т.О. Мягкая игрушка. АСТ-Сталкер. Подарок
своими руками. 2003.


17