Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к предметной области «Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» В 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часа в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Основы социальной жизни».
Цель обучения – практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» в 9 классе определяет следующие задачи:
Обучение «Основам социальной жизни» в 9 классе носит продолжение изучения теоретических знаний и практических умений. «Основы социальной жизни» тесно связаны с другими учебными предметами, жизнью и направлены на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
Программа обучения в 9 классе осуществляется по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Содержание курса обеспечивает формирование и развитие у обучающихся необходимых им навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. На пятом году обучения программа направлена на формирование у обучающихся знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, формирования правильных жизненных установок, соблюдения правил здорового образа жизни и бережного отношения к собственному здоровью, применения теоретических знаний на практике, формирование знаний об основах семейного бюджета и рациональном распределении бюджета. В ходе занятий дети учатся самостоятельно пользоваться услугами учреждений торговли, транспорта и бытовых предприятий. Большое значение имеют разделы, направленные на получение практических навыков по приготовлению простых и знакомых блюд, соблюдению правил поведения в быту, распределению бюджета для покупок определённых товаров и расчет стоимости продуктов питания, организацию собственной деятельности и социальную адаптацию в обществе.
При реализации программы и проведении занятий, одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпении, усидчивости; элементов трудовой культуры; организации труда; экономного и бережного отношения к продуктам, оборудованию; строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, внимания, наблюдательности, памяти, воображения.
Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний о поведении на улице, в транспорте и учреждениях, практические задания, которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые обучающимися в повседневной жизни. На уроках предмета «Основы социальной жизни» целесообразно организовывать работу детей в парах или малых группах с учетом уровня подготовленности. Это позволит каждому ученику овладеть навыками сотрудничества, коллективного приготовления пищи, ухода за одеждой, обувью, научиться самостоятельно пользоваться общественным транспортом и различными учреждениями быта.
Реализация курса должна способствовать достижению личностных результатов: пониманию своих реальных возможностей, владению навыками адаптации к изменяющимся жизненным условиям, развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества, усвоению морально-этических норм, принятых в обществе, развитию эстетического и художественного вкуса детей, формированию установки на безопасный здоровый образ жизни, интереса к творчеству.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
обучающийся полностью излагает изученный материал в объеме программы по учебному предмету;
самостоятельно выстраивает ответ.
обучающийся воспроизводит учебный материал, но допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе:
отвечает на наводящие вопросы.
обучающийся обнаруживает знания и понимание учебного материала по данному вопросу, но эти знания излагает не полностью, монологическая речь несвязная, воспроизводит изученный материал по наводящим вопросам учителя.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Программное содержание | Дата проведения |
Личная гигиена и здоровье – 5 часов |
1 | Табакокурение и вред, наносимый здоровью человека | 1 | Пагубное влияние курения на здоровье человека. Вред, наносимый никотином на развитие и здоровье человека. Новый вид зависимости – вейпинг, его влияние на организм человека. Зависимость от курения: опасность, приемы избавления от зависимости | |
2 | Наркотики и их разрушительное действие на организм человека | 1 | Вредные привычки и способы предотвращения их появления. Понятие «наркотическое опьянение» и его последствия в жизни человека. Разрушительное действие наркотических веществ на здоровье человека. Психическая и физическая зависимость. Основные причины возникновения наркомании. Влияние окружения на выбор молодого человек. Правила поведения подростков в различных ситуациях с незнакомыми людьми, неблагополучными компаниями. Коммуникативные игры и упражнения на умение выходить из сложных ситуаций, отстаивать свою позицию, говорить «нет» | |
3 | Здоровый образ | 1 | Определение значения здоровья для жизни и деятельности человека. Выделение средств и способов его сбережения: воспитание воли, целеустремлённости, доброты, отзывчивости и других положительных качеств личности. Влияние окружения, личных ценностей и установок на жизненное благополучие, физическое и психологическое здоровье и успех | |
4 | Значение физических упражнений: в здоровом теле - здоровый дух | 1 | Формирование представлений о необходимости поддержания физического здоровья. Понимание связи «здоровье» – «активная жизнь». Знакомство с различными видами физической активности. Умение выбирать активный вид спорта/деятельности для себя правильно организовывать свой активный досуг | |
5 | Правила и приемы соблюдения личной гигиены подростками | 1 | Особенности взросления и его влияния на внешность и изменения в организме. Выделение основных правил соблюдения личной гигиены в подростковый период. | |
Охрана здоровья – 5 часа |
6 | Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности | 1 | Знакомство с документами, подтверждающими нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности. Причины нетрудоспособности временного характера. Постоянная нетрудоспособность. Медико-социальная экспертиза (МСЭ). Основаниями для получения листка нетрудоспособности | |
7 | Порядок выдачи листков нетрудоспособности | 1 | Знакомство с порядком выдачи листков нетрудоспособности. Выплаты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Продолжительность выплаты пособий по временной нетрудоспособности. Выдача листка нетрудоспособности при заболеваниях, | |
8 | Самолечение и его негативные последствия | 1 | Повторение понятия «самолечение» и его негативные последствия для здоровья и жизни человека. Назначение медицинских учреждений в оказании медицинской помощи. Характеристика видов медицинских учреждений: диспансер, стационар, поликлиника, медпункт. Умение читать инструкции по показанию и применению лекарства, выписанного врачом. Составление графика приёма лекарств. Знакомство со значением слов: аннотация, инструкция | |
9 | Лекарственные растения и лекарственные препараты первой необходимости в домашней аптечке | 1 | Основные лекарственные растениями и лекарственные препараты первой необходимости. Важность домашней аптечки в доме. Примерное содержание основных лекарств и предметов домашней аптечки Виды, названия, способы хранения лекарственных препаратов | |
10 | Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний | 1 | Формирование бережного отношения к собственному здоровью. Ознакомление с профилактическими средствами для предупреждения вирусных и простудных заболеваний. | |
Жилище – 8 часов |
11 | Насекомые и грызуны в доме: виды; вред, приносимый грызунами и насекомыми. Профилактика появления грызунов и насекомых в доме | 1 | Виды насекомых и грызунов в доме: тараканы, мухи, блохи, муравьи, клопы, крысы и мыши. Вред, наносимый насекомыми и грызунами: порча пищевых продуктов, укусы, заражение болезнями, нарушения сна, психологический дискомфорт, порча предметов мебели и одежды. Причины появления в доме грызунов и насекомых. Виды и способы профилактики появления грызунов и насекомых в доме | |
12 | Виды химических средств для борьбы с грызунами и насекомыми | 1 | Правила и способы борьбы с грызунами и насекомыми в доме. Средства по борьбе с насекомыми и грызунами. Виды химических средств, для борьбы с грызунами и насекомыми | |
13 | Правила использования ядохимикатов и аэрозолей для профилактики и борьбы с грызунами и насекомыми. | 1 | Знакомство с правилами использования ядохимикатов и аэрозолей для профилактики борьбы с грызунами и насекомыми. Предупреждение отравлений ядохимикатами. Незамедлительные действия и первая помощь при оправлении ядохимикатами | |
14 | Городские службы по борьбе с грызунами и насекомыми | 1 | Службы по борьбе с грызунами и насекомыми. Знакомство с работой, видами предлагаемых услуг | |
15 | Интерьер жилых помещений. Способы расстановки мебели | 1 | Знакомство с понятием «интерьер». Правила и особенности организации и оформления внутреннего пространства здания (жилого, общественного, промышленного) или какого-либо помещения (вестибюля, фойе, зала и т.д.). Способы расстановки мебели для разного вида комнат/помещения | |
16 | Уход за мебелью: средства и правила ухода за различными видами мебели | 1 | Виды мебели: из ДСП, из натурального дерева, полированная мебель, белая мебель из МДФ. Правила и способы ухода за различными видами мебели | |
17 | Правила пользования стиральными машинами; стиральные средства для машин, условные обозначения на упаковках. Правила пользования стиральными машинами. Техника безопасности | 1 | Виды стиральных машин. Повторение правил пользования стиральными машинами. Повторение частей стиральной машины, их назначение. | |
18 | Практическая работа: стирка с помощью стиральной машины | 1 | Повторение правил техники безопасности при работе со стиральной машиной. Выполнение практической работы – стирка белья в стиральной машине | |
Одежда и обувь – 11 часов |
19 | Предприятия бытового обслуживания. Ремонт обуви. Виды услуг. Прейскурант | 1 | Знакомство с видами предприятий бытового обслуживания: ателье, мастерские, парикмахерские, прачечные, химчистки. Мастерские по ремонту обуви. Виды услуг, предоставляемые мастерскими ремонту обуви. Знакомство с понятием «прейскурант» | |
20 | Правила подготовки обуви для сдачи в ремонт. Правила приема и выдачи обуви | 1 | Знакомство с правилами подготовки обуви для сдачи в ремонт. Порядок обращения в мастерские по ремонту обуви. Правила приема и выдачи обуви | |
21 | Профессия обувщик | 1 | Знакомство с профессией обувщик. Место работы обувщика. Условия труда. Виды выполняемой работы. Профессиональные и личностные качества для овладения профессией обувщик | |
22 | Магазины по продаже различных видов обуви. Порядок приобретения обуви в магазине: выбор, примерка, оплата. Гарантийный срок службы обуви, хранение чека или его копии | 1 | Магазины по продаже различных видов обуви. Порядок приобретения обуви в магазине: выбор, примерка, оплата. Гарантийный срок службы обуви, хранение чека или его копии. | |
23 | Практическая работа: определение размеров обуви, примерка одежды и обуви | 1 | Умение самостоятельно определять размеры одежды и обуви. Рациональный выбор товаров, учитывая назначение и собственные возможности | |
24 | Обувь и здоровье человека. Значение правильного выбора обуви для здоровья человека | 1 | Виды обуви и её назначение. Влияние обуви на здоровье человека. Правила подбора правильной обуви. Правила ухода за обувью и её хранением. Выполнение практической работы: чистка обуви | |
25 | Стиль одежды, мода, средства выражения индивидуальности | 1 | Повторение видов одежды. Определение слова «стиль». Знакомство с видами стилей: спортивный, деловой, классический, вечерний, романтический, повседневный и т.д. Определение своего стиля, его характеристика | |
26 | Выведение пятен в домашних условиях | 1 | Способами и правилами выведения пятен в домашних условиях. Виды пятновыводителей. Правила техники безопасности при работе с пятновыводителями. Повторение санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен | |
27 | Практическая работа: выведение пятен в домашних условиях | 1 | Соблюдение техники безопасности при использовании средств, для выведения пятен. Выполнение практической работы – выведение мелких пятен | |
28 | Правила и приемы глажения одежды из различных тканей | 1 | Правила и приемы глажения изделий из различных видов ткани: хлопок, шелк, синтетические материалы и т.д. Различие видов тканей по внешнему виду и на ощупь. | |
29 | Практическая работа: глажение одежды из различных видов тканей | 1 | Повторение техники безопасности при работе с электрическим утюгом. Выполнение практическое работы: глажение одежды | |
Питание – 18 часов |
30 | Организация питания семьи | 1 | Способы организации питания семьи. Умение рассчитывать бюджет семьи на питание. Составление меню на неделю. Составление списка продуктов питания на неделю на всю семью. Расчет бюджета на питание семье на неделю, месяц | |
31 | Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания | 1 | Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека. Классификация разнообразия продуктов. Составление полезного рациона питания на неделю | |
32 | Приготовление изделий из замороженного теста. Рецепты | 1 | Знакомство с разнообразием изделий и блюд, которые можно приготовить из замороженного теста. Рецепты изделий из слоеного теста. Технология приготовления изделий из замороженного теста | |
33 | Приготовление изделий из замороженного теста | 1 | Повторение правил работы на кухне. Повторение правил работы с духовкой. Выполнение практической работы: приготовление изделия из замороженного теста | |
34 | Приготовление изделий из замороженного теста | 1 | Повторение правил работы на кухне. Повторение правил работы с электрической духовкой. Выполнение практической работы: приготовление изделия из замороженного теста | |
35 | Домашние заготовки. Виды домашних заготовок | 1 | Виды домашних заготовок: варка, сушка, соление, маринование. Заготовки, которые позволяют сохранить полезные вещества фруктов, овощей и ягод. Способы заготовки овощей и фруктов, которые позволяют по максимуму сохранить полезные вещества. Технологические карты различных видов заготовок | |
36 | Домашние заготовки. Виды домашних заготовок. | 1 | Изучение технологических карт домашних заготовок. Выполнение практической работы: домашние заготовки | |
37 | Глубокая заморозка овощей и фруктов | 1 | Способы и правила заморозки овощей и фруктов. Требования к продуктам при заморозке. Правила подготовки овощей и фруктов к заморозке. Лучшие продукты для заморозки | |
38 | Варенье из ягод и фруктов | 1 | Виды варенья из ягод и фруктов. Способы и правила варки варенья. Технологическая карта варки варенья. Рецепты варенья | |
39 | Правила рационального питания для подростков | 1 | Повторение понятия «рациональное питание», его значение для здоровья человека. Знакомство с правилами рационального питания для подростков. Последствия, происходящие с организмом человека при недостаточном количестве витаминов в пище. Меню школьника: как питаться, чтобы быть бодрым | |
40 | Рынки. Виды продовольственных рынков: крытые и закрытые, постоянно действующие и сезонные | 1 | Виды продовольственных рынков: крытые и закрытые, постоянно действующие и сезонные. Отделы рынков. Разнообразие товаров на рынке | |
41 | Экскурсия на рынок | 1 | Повторение правил поведения в общественных местах. Посещение рынка. Умение ориентироваться в отделах рынка | |
42 | Гарниры: овощные, из круп, макаронных изделий. Рецепты | 1 | Виды гарниров: овощные, из круп, макаронные изделия. Повторение способов приготовления гарниров. Правила техники безопасности при работе на кухне. Рецепты гарниров | |
43 | Практическая работа – приготовление гарнира | 1 | Выполнение практической работы – приготовление гарнира | |
44 | Приготовление традиционных блюд. Рецепты | 1 | Определение значение слова «национальность». Национальная кухня. Виды блюд русской кухни. Особенности блюд разных народов. Рецепты национальных блюд. Способы приготовления национальных блюд | |
45 | Приготовление традиционных блюд – практическая работа | 1 | Повторение правил техники безопасности работы на кухне. Выполнение практической работы – приготовление традиционного блюда | |
46 | Виды салатов. Рецепты | 1 | Виды салатов. Способы их приготовления. Рецепты салатов. Повторение правил подготовки рабочего места к приготовлению пищи. | |
47 | Приготовление салатов | 1 | Выполнение практической работы: приготовление салата. Техника безопасности при работе с режущими предметами | |
Транспорт – 5 часа |
48 | Авиационный транспорт. Аэропорты, аэровокзалы | 1 | Знакомство назначением авиатранспорта, аэропорта. Знакомство со службами аэровокзала. Части аэропорта и их назначения | |
49 | Виды воздушного транспорта. Самолёты. Вертолёты | 1 | Знакомство с видами воздушного транспорта, их назначением. Способы передвижения на различных видах воздушного транспорта. Правила безопасности на различных видах воздушного транспорта | |
50 | Порядок приобретения билетов. Регистрация рейсов. Стоимость проезда | 1 | Знакомство со способами и порядком приобретения билетов. Установление зависимости стоимости от срока приобретения и количества билетов на один рейс. Способы и правила возврата билетов. Регистрация рейсов. Порядок досмотра пассажира и его вещей, ограничения в перевозке багажа | |
51 | Практическая работа: «Выбор пункта назначения» | 1 | Приобретение практических навыков в сюжетной игре «На каникулы летим самолетом». Определение маршрута и выбор пункта назначения. Возможности бюджета для приобретения билета «туда» и «обратно». Умение рассчитывать средства с учетом дополнительных затрат проезда от аэропорта до города. Умение ориентироваться в расписание/табло. Умение читать информацию о рейсе, времени регистрации и вылета, номере места на билете | |
52 | Безопасность в воздухе. Правила безопасного поведения во время взлёта и посадки | 1 | Знакомство с правилами безопасного поведения во время полета, с правилами посадки в самолет и поведения в аэропорту. Тестирование по итогам изучаемого раздела для систематизации полученных знаний | |
Средства связи – 6 часа |
53 | Письма. Деловые письма: заказное, с уведомлением | 1 | Виды писем: личное, деловое, поздравительное. Деловые письма: заказное, с уведомлением. Правила оформления делового письма. Порядок оформления делового письма | |
54 | Личные письма | 1 | Знакомство с правилами и порядком оформления личных писем | |
55 | Личные письма. Практическая работа | 1 | Выполнение практической работы: оформление личного письма | |
56 | Порядок отправления писем различного вида. Стоимость пересылки | 1 | Знакомство с порядком отправления писем разного вида. Знакомятся со стоимостью пересылки. Заполнение бланков для отправления письма. Оформление конверта | |
57 | Отправление письма. Экскурсия на почту | 1 | Применение знаний на практике. Экскурсия на почту. Отправление личных писем. Повторение правил поведения в общественных местах | |
58 | Денежные переводы. Виды денежных переводов. Стоимость отправления | 1 | Знакомство с видами денежных переводов: почтовые, банковские, наличные. Сходство и различие денежных переводов. Стоимость отправления денежных переводов. Безопасность в интернете: мошенничество в сети, как защитить свои платежи. Тестирование по итогам изучаемого раздела для систематизации полученных знаний | |
Предприятия, организации, учреждения – 4 часа |
59 | Исполнительные органы государственной власти | 1 | Знакомство с понятиями «исполнительная власть», «органы исполнительной власти». Их назначение. Три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Федеральные и региональные органы власти | |
60 | Муниципальные власти. Структура, назначение | 1 | Знакомство с понятием «муниципальная власть». Структура и назначение муниципальной власти | |
61 | Названия местных предприятий, вид деятельности, основные виды выпускаемой продукции, профессии рабочих и служащих | 1 | Повторение названий промышленных и сельскохозяйственные местных предприятий, их значение для жителей города и села. Виды выпускаемой продукции предприятий городского округа. Виды рабочих специальностей, их названия, характеристика деятельности. | |
62 | Экскурсия на предприятие | 1 | Посещение местного предприятия. Знакомство с работой предприятия и выпускаемой продукцией. Повторение правил поведения в общественных местах | |
Семья – 5 часа |
63 | Культура межличностных отношений: выбор спутника жизни; готовность к браку; планирование семьи | 1 | Определение семейных отношений. Определение условий для создания семьи. Анализ различных семейных ситуаций, правильная оценка ситуаций. Правила хороших отношений в семье | |
64 | Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи. Виды и источники дохода | 1 | Знакомство с понятиями «экономика домашнего хозяйства», «бюджет», «денежные сбережения». Бюджет семьи. Виды и источники дохода семьи | |
65 | Определение суммы доходов семьи на месяц. Основные статьи расходов | 1 | Источники дохода семьи. Структура дохода семьи в месяц. Основные статьи расходов семьи. Структура расходов семьи на месяц. Упражнения в планировании расходов семьи на месяц | |
66 | Планирование расходов на месяц по отдельным статьям. Планирование дорогостоящих покупок | 1 | Умение планировать расходы на месяц по отдельным статьям. Правила и способы планирования дорогостоящих покупок. Денежные сбережения, вклады. Упражнения в планировании дорогостоящих покупок с помощью сбережений | |
67 | Практическая работа. Составление бюджета семьи | 1 | Выполнение практической работы – составление бюджета семьи с помощью интерактивного тренажера. Тестирование по итогам изучаемого раздела для систематизации полученных знаний | |
Итоговое занятие – 1 час |
68 | Итоговое занятие. Промежуточная аттестация. Тестирование | 1 | Обобщение изученного в течение года. Выполнение итогового теста | |