УТВЕРЖДЕНО: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО: Директор Заместитель директора по УВР МО учителей естественно-
МКОУ Аносовская С О Ш МКОУ Аносовская С О Ш математического цикла
Поцелуева И.Г. Чернышова П.М. МКОУ Аносовская СОШ
__________________________ __________________________ Протокол № __________
приказ №_________________ от «_____» ____________2021г. от «_____»_____________2021г.
от « » 2021г
Рабочая программа
По физике
на 2021 – 2022 учебный год
10 класс
Программу составил:
Учитель физики
МКОУ Аносовская СОШ
Фалеева Г.В.
2021г
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе:
• требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования (ООП СОО), представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) среднего общего образования;
• Основной образовательной программы МКОУ Аносовская СОШ, реализующей ФГОС на уровне среднего общего образования.
• авторской рабочей программы по физике для 10-11 классов: Физика. Рабочая программа к линии УМК Г.Я. Мякишева, М.Я. Петровой. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. Я. Петрова, И.Г. Куликова М.: Дрофа, 2019.
• Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы.» М,: Дрофа, 2017).
В программе учтены основные идеи и положения программы формирования и развития универсальных учебных действий для среднего общего образования и соблюдена преемственность с Примерной программой по физике для основного общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на
профильном уровне, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики; определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
В программе представлено планирование из расчёта 70 ч за год обучения (по 2 ч в неделю); в программе учтено резервное время, которое может быть использовано для увеличения времени на изучение отдельных тем курса физики в зависимости от потребностей учащихся.
Целями реализации основной образовательной программы по физике являются:
• знакомство с основами физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;
• усвоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, динамических и статистических законах природы, строении и эволюции Вселенной;
• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, при выполнении экспериментальных исследований, подготовке докладов, рефератов и других творческих работ;
• применение знаний по физике для объяснения явлений природы, принципа работы технических устройств, для решения физических задач, для самостоятельного приобретения новой информации физического содержания и оценки ее достоверности;
• использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
• воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач,
уважительного отношения к мнению оппонента, уважения к творцам науки и техники; приобретение опыта обоснования высказываемой позиции, морально-этической оценки результатов использования научных достижений;
Программа направлена на формирование у школьников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса физики
Личностные результаты
•
ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, способность ставить цели и строить жизненные планы •
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, к саморазвитию и самовоспитанию •
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; •
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; •
гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания. •
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; •
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; •
уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; Метапредметные результаты обучения физике в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия: •
самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; •
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; •
сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; •
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; •
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; •
оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей. Познавательные универсальные учебные действия: •
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; •
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; •
использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; •
приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого; •
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей широкого переноса средств и способов действия; Коммуникативные универсальные учебные действия: •
осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами); •
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях; •
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; •
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы; •
координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального); •
согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением; •
представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; •
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия. Предметные результаты
• сформированность представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
• владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; владение умениями обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
•владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
• сформированность представлений о физической сущности явлений природы, видах материи, движении как способе существования материи; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;
проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
владение умением выдвигать гипотезы на основе знаний основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования; владение умением описывать и объяснять самостоятельно проведённые эксперименты, анализировать результаты полученной из экспериментов информации, определять достоверность полученного результата;
понимание физических основ и принципа действия машин, механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияние их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Основные типы учебных занятий:
• Урок изучения нового учебного материала;
• Урок формирования первоначальных предметных умений
• Урок закрепления и применения знаний и умений;
• Урок повторения ;
• Урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
• Урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ:
Физика и физические методы изучения природы
Физика – фундаментальная наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Моделирование явлений и объектов природы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Физические законы и закономерности. Физика и техника. Роль физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура
Механика
Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.
Молекулярная физика
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства
жидкостей и твердых тел. Изопроцессы. Газовые законы. Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Применение первого
закона термодинамики к изопроцессам. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества. Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.
Электродинамика
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света. Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона; для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.
Квантовая физика и элементы астрофизики
Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Опыты Резерфорда.Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии. Дефект масс и энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-излучение. Бета-излучение. Гамма-излучение. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств,работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.
Учебно - тематический план
№ п/п | Название раздела (темы) | Коли-чест-во часов | Содержание раздела (темы) | Формы контроля |
| 10 класс |
0 | Введение | | Что такое научный метод познания? Что и как изучает физика. Границы применимости физических законов. Современная картина мира. Использование физических знаний и методов. | |
| Раздел 1 Механика (22 часа) |
1-7 | Кинема- тика | 7 | Основная задача механики. Кинематика. Система отсчёта. Механическое движение, Прямолинейное равномерное движение. Скорость , путь, перемещение, координата при равномерном движении. Мгновенная, средняя скорость. Векторные величины и их проекции. Ускорение. Вращательное и поступательное движение. Решение задач | Контрольная работа №1 «Кинематика». |
1- 15 | Динамика | 8 | Что изучает динамика. Взаимодействие тел. Связь силы и ускорения. Масса тела. Законы Ньютона. Принцип относительности. Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Ускорение свободного падения. Вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. | Контрольная работа №2 «Динамика» |
1- 22 | Законы сохране- ния | 7 | Импульс тела, Закон сохранения импульса. Работа силы. Мощность. Кинетическая энергия. Связь работы силы и изменения кинетической энергии. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. | Контрольная работа №3«Законы сохранения» |
| Раздел 2. Основы молекулярно-кинетической теории (20 часов) |
2- 13 | Молеку-лярная физика | 12 | Основное уравнение МКТ. Размеры молекул. Броуновское движение.Тепловое равновесие. Постоянная Больцмана. Постоянная Авогадро. Соотношение между шкалой Цельсия и Кельвина. Температура. движение молекул. . Изопроцессы. | |
2- 21 | Термоди-намика | 8 | Внутренняя энергия. Работа газа при изопроцессах. Первый, второй законы термодинамики. Тепловые двигатели. | Контрольная работа №4 «Основы МКТ. |
| Раздел 3. Основы электродинамики (24 часа) |
3-8 | Электо-статика | 8 | Электрический заряд. Электризация тел. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Силовые линии Потенциал. Разность потенциалов. Электроѐмкость. Энергия электрического поля. Конденсатор. | |
3- 15 | Законы постоян- ного тока | 7 | Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи . Сопротивление. Электрические цепи Виды соединения проводников. Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля- Ленца. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | Контрольная работа №5 «Электростатика. Законы Постоянного тока» |
3- 24 | Электри-ческий ток в различ- ных средах | 9 | Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника и удельного сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Электропроводимость полупроводников, газов и проводящих жидкостей. Закон электролиза. Электрический ток в вакууме. Полупроводниковые приборы. Вакуумный диод. | Контрольная работа № 6 «Электрический ток в различных средах» |
Тематическое планирование
№ п/п | | Кол-во часов | Тема урока | |
1 | | | Введение (1) | |
1.1.1 | 06.09 | 1 | Введение. Физика и естественно-научный метод познания природы. | |
2 | | | Раздел 1 Механика (22 часа) | |
2.1 | | | Кинематика(7) | |
2.1.1 | 08.09 | | Механическое движении. Система отсчета. | |
2.1.2 | 13.09 | 1 | Траектория, Путь. Перемещение. | |
2.1.3 | 15.09 | 1 | Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения. | |
2.1.4 | 20.09 | 1 | Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Движение с постоянным ускорением | |
2.1.5 | 22.09 | 1 | Равномерное движение точки по окружности. Кинематика абсолютно твердого тела | |
2.1.6 | 27.09 | 1 | Решение задач по теме «Кинематика» | |
2.1.7 | 29.09 | 1 | Контрольная работа №1 «Кинематика». | |
2.2 | | 1 | Динамика (8) | |
2.2.1 | 04.10 | 1 | Основное утверждение механики. Сила. Масса. Единица массы. | |
2.2.2 | 06.10 | 1 | Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. | |
2.2.3 | 11.10 | 1 | Третий закон Ньютона. | |
2.2.4 | 13.10 | 1 | Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. | |
2.2.5 | 18.10 | 1 | Вес. невесомость | |
2.2.6 | 20.10 | 1 | Деформации и силы упругости. Закон Гука. | |
2.2.7 | 25.10 | 1 | Силы трения. Лабораторная работа №1 «Измерение коэффициента трения скольжения» | |
2.2.8 | 27.10 | 1 | Контрольная работа №2 «Динамика» | |
2.3 | | | Законы сохранения (7) | |
1/16 | | 1 | Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса | |
1/17 | | 1 | Механическая работа имощность силы. | |
1/18 | | 1 | Энергия. Кинетическая энергия | |
1/19 | | 1 | Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы. | |
1/20 | | 1 | Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике. | |
1/21 | | 1 | Лабораторная работа №2. «Изучение закона сохранения механической энергии». Решение задач. | |
1/22 | | 1 | Контрольная работа №3«Законы сохранения» | |
| Раздел 2. Основы молекулярно-кинетической теории (20 часов) | |
| Молекулярная физика (12) | |
2/1 | | 1 | Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул. | |
2/2 | | 1 | Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. | |
2/3 | | 1 | Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. | |
2/4 | | 1 | Температура и тепловое равновесие. | |
2/5 | | 1 | Определение температуры. Энергия теплового движения молекул. | |
2/6 | | 1 | Уравнение состояния идеального газа | |
2/7 | | 1 | Газовые законы | |
2/8 | | 1 | Насыщенный пар. Давление насыщенного пара. | |
2/9 | | 1 | Влажность воздуха. | |
2/10 | | 1 | Свойство жидкости. Поверхностное натяжение. | |
2/11 | | 1 | Кристаллические аморфные тела | |
2/12 | | 1 | Лабораторная работа №3 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака» | |
| Термодинамика (8) | |
2/14 | | 1 | Внутренняя энергия | |
2/15 | | 1 | Работа в термодинамике | |
2/16 | | 1 | Фазовые переходы. Уравнение теплового баланса | |
2/17 | | 1 | Первый закон термодинамики | |
2/18 | | 1 | Второй закон термодинамики | |
2/19 | | 1 | Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей. | |
2/20 | | 1 | Решение задач по теме «Основы МКТ» | |
2/21 | | 1 | Контрольная работа №4 «Основы МКТ» | |
| Раздел 3. Основы электродинамики (24 часа) | |
| Электостатика (8) | |
3/1 | | 1 | Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения заряда. | |
3/2 | | 1 | Закон Кулона. Единица электрического заряда. | |
3/3 | | 1 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Силовые линии | |
3/4 | | 1 | Поле точечного заряда и заряженного шара. Принцип суперпозиции полей | |
3\5 | | 1 | Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. | |
3/6 | | 1 | Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связ между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов. | |
3/7 | | 1 | Электроемкость. Единица электроемкости. Конденсатор. | |
3/8 | | 1 | Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов. | |
| Законы постоянного тока (7) | |
3/9 | | 1 | Электрический ток. Сила тока | |
3/10 | | 1 | Закон Ома для участка цеппи. Сопротивление. | |
3/11 | | 1 | Электрическое поле. Последовательное и параллельное соединение проводников | |
3/12 | | 1 | Работа и мощность постоянного тока | |
3/13 | | 1 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи | |
3/14 | | 1 | Лабораторная работа №4 «Последовательное и параллельное соединение проводников» | |
3/15 | | 1 | Контрольная работа №5 «Электростатика. Законы постоянного тока» | |
| Электрический ток в различных средах (9) | |
3/16 | | 1 | Электрическая проводимость различных веществ и металлов. | |
3/17 | | 1 | Зависимость сопротивления проводников от температуры. Сверхпроводимость. | |
3/18 | | 1 | Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. | |
3/19 | | 1 | Электрический ток в вакууме. Электро-лучевая трубка. | |
3/20 | | 1 | Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. | |
3/21 | | 1 | Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный рвзряды. | |
3/22 | | 1 | Плазма | |
3/23 | | 1 | Решение задач по теме «Электрический ток в различных средах» | |
3/24 | | 1 | Контрольная работа № 6 «Электрический ток в различных средах» | |
| | | Резервное время (3) | |
| | | Итого 70 часов | |
Контроль уровня обученности.
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, практическая контрольная работа, самостоятельная работа, лабораторная работа, домашняя практическая работа, тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме экзамена.
Учебно-методические пособия для учителя
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Физика» 10 класса входят:
учебник Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика» классический курс. 10 класс» – Москва, Просвещение, 2020 г..
Электронные учебные пособия
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка
http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
-http://standart.edu.ru/сайт – «Федеральный государственный образовательный стандарт»