СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по физике»



УТВЕРЖДЕНО: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО: Директор Заместитель директора по УВР МО учителей естественно-

МКОУ Аносовская С О Ш МКОУ Аносовская С О Ш математического цикла

Поцелуева И.Г. Чернышова П.М. МКОУ Аносовская СОШ

__________________________ __________________________ Протокол № __________

приказ №_________________ от «_____» ____________2021г. от «_____»_____________2021г.

от « » 2021г












Рабочая программа

По физике

на 2021 – 2022 учебный год

10 класс



                                                                                






Программу составил:

Учитель физики

МКОУ Аносовская СОШ

Фалеева Г.В.










2021г



Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе:

• требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования (ООП СОО), представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) среднего общего образования;

• Основной образовательной программы МКОУ Аносовская СОШ, реализующей ФГОС на уровне среднего общего образования.

• авторской рабочей программы по физике для 10-11 классов: Физика. Рабочая программа к линии УМК Г.Я. Мякишева, М.Я. Петровой. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. Я. Петрова, И.Г. Куликова  М.: Дрофа, 2019.

• Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы.» М,: Дрофа, 2017).

В программе учтены основные идеи и положения программы формирования и развития универсальных учебных действий для среднего общего образования и соблюдена преемственность с Примерной программой по физике для основного общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на

профильном уровне, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики; определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

В программе представлено планирование из расчёта 70 ч за год обучения (по 2 ч в неделю); в программе учтено резервное время, которое может быть использовано для увеличения времени на изучение отдельных тем курса физики в зависимости от потребностей учащихся.

Целями реализации основной образовательной программы по физике являются:

• знакомство с основами физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;

• усвоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, динамических и статистических законах природы, строении и эволюции Вселенной;

• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, при выполнении экспериментальных исследований, подготовке докладов, рефератов и других творческих работ;

• применение знаний по физике для объяснения явлений природы, принципа работы технических устройств, для решения физических задач, для самостоятельного приобретения новой информации физического содержания и оценки ее достоверности;

• использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

• воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач,

уважительного отношения к мнению оппонента, уважения к творцам науки и техники; приобретение опыта обоснования высказываемой позиции, морально-этической оценки результатов использования научных достижений;

Программа направлена на формирование у школьников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса физики

Личностные результаты

ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, способность ставить цели и строить жизненные планыготовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, к саморазвитию и самовоспитаниюпринятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания.нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; Метапредметные результаты обучения физике в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия:самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей. Познавательные универсальные учебные действия:критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей широкого переноса средств и способов действия; Коммуникативные универсальные учебные действия:осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях;развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия.

Предметные результаты

• сформированность представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

• владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; владение умениями обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

•владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

• сформированность представлений о физической сущности явлений природы, видах материи, движении как способе существования материи; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;

  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

  • владение умением выдвигать гипотезы на основе знаний основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования; владение умением описывать и объяснять самостоятельно проведённые эксперименты, анализировать результаты полученной из экспериментов информации, определять достоверность полученного результата;

  • понимание физических основ и принципа действия машин, механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияние их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

  • сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

  • сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Основные типы учебных занятий:

• Урок изучения нового учебного материала;

• Урок формирования первоначальных предметных умений

• Урок закрепления и применения знаний и умений;

• Урок повторения ;

• Урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

• Урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.


Обязательный минимум содержания основных образовательных программ:

Физика и физические методы изучения природы

Физика – фундаментальная наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Моделирование явлений и объектов природы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Физические законы и закономерности. Физика и техника. Роль физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура

Механика

Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.

Молекулярная физика

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства

жидкостей и твердых тел. Изопроцессы. Газовые законы. Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Применение первого

закона термодинамики к изопроцессам. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества. Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.

Электродинамика

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света. Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона; для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.

Квантовая физика и элементы астрофизики

Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Опыты Резерфорда.Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии. Дефект масс и энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-излучение. Бета-излучение. Гамма-излучение. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств,работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.



Учебно - тематический план

п/п

Название

раздела (темы)

Коли-чест-во

часов

Содержание

раздела (темы)

Формы

контроля


10 класс

0

Введение


Что такое научный метод познания? Что и как изучает физика.

Границы применимости физических законов. Современная картина мира. Использование физических знаний

и методов.



Раздел 1 Механика (22 часа)

1-7

Кинема-

тика

7

Основная задача механики. Кинематика. Система отсчёта. Механическое движение,

Прямолинейное равномерное движение. Скорость , путь, перемещение, координата при равномерном движении.

Мгновенная, средняя скорость. Векторные величины и их проекции. Ускорение. Вращательное и поступательное движение.

Решение задач

Контрольная

работа №1

«Кинематика».

1-

15

Динамика

8

Что изучает динамика. Взаимодействие тел. Связь силы и ускорения. Масса тела. Законы Ньютона. Принцип относительности.

Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Ускорение свободного падения. Вес. Невесомость.

Сила упругости. Закон Гука.

Сила трения.

Контрольная

работа №2

«Динамика»

1-

22

Законы сохране-

ния

7

Импульс тела, Закон сохранения импульса. Работа силы. Мощность.

Кинетическая энергия.

Связь работы силы и изменения кинетической энергии.

Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.


Контрольная

работа

3«Законы

сохранения»


Раздел 2. Основы молекулярно-кинетической теории (20 часов)

2-

13

Молеку-лярная физика

12


Основное уравнение МКТ. Размеры молекул. Броуновское движение.Тепловое равновесие. Постоянная Больцмана. Постоянная Авогадро. Соотношение между шкалой Цельсия и Кельвина. Температура. движение молекул. . Изопроцессы.



2-

21

Термоди-намика

8

Внутренняя энергия. Работа газа при изопроцессах. Первый, второй законы термодинамики. Тепловые двигатели.


Контрольная

работа №4

«Основы МКТ.


Раздел 3. Основы электродинамики (24 часа)

3-8

Электо-статика

8

Электрический заряд. Электризация тел.

Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Силовые линии Потенциал. Разность потенциалов. Электроѐмкость.

Энергия электрического поля. Конденсатор.



3-

15

Законы

постоян-

ного тока

7

Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи . Сопротивление. Электрические цепи

Виды соединения проводников. Работа и мощность постоянного тока.

Закон Джоуля- Ленца. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Контрольная

работа №5

«Электростатика. Законы

Постоянного тока»

3-

24

Электри-ческий ток

в различ-

ных средах

9

Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника и удельного

сопротивления от температуры.

Сверхпроводимость. Электропроводимость

полупроводников, газов и проводящих жидкостей.

Закон электролиза. Электрический ток в вакууме.

Полупроводниковые приборы. Вакуумный диод.

Контрольная

работа № 6

«Электрический ток в

различных

средах»





Тематическое планирование

п/п


Кол-во

часов

Тема урока


1



Введение (1)


1.1.1


06.09

1

Введение. Физика и естественно-научный метод познания природы.


2



Раздел 1 Механика (22 часа)


2.1



Кинематика(7)


2.1.1

08.09


Механическое движении. Система отсчета.


2.1.2

13.09

1

Траектория, Путь. Перемещение.


2.1.3

15.09

1

Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения.


2.1.4

20.09

1

Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Движение с постоянным ускорением


2.1.5

22.09

1

Равномерное движение точки по окружности. Кинематика абсолютно твердого тела


2.1.6

27.09

1

Решение задач по теме «Кинематика»


2.1.7

29.09

1

Контрольная работа №1 «Кинематика».


2.2


1

Динамика (8)


2.2.1

04.10

1

Основное утверждение механики. Сила. Масса. Единица массы.


2.2.2

06.10

1

Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона.


2.2.3

11.10

1

Третий закон Ньютона.


2.2.4

13.10

1

Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения.


2.2.5

18.10

1

Вес. невесомость


2.2.6

20.10

1

Деформации и силы упругости. Закон Гука.


2.2.7

25.10

1

Силы трения. Лабораторная работа №1 «Измерение коэффициента трения скольжения»


2.2.8

27.10

1

Контрольная работа №2 «Динамика»


2.3



Законы сохранения (7)


1/16


1

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса


1/17


1

Механическая работа имощность силы.


1/18


1

Энергия. Кинетическая энергия


1/19


1

Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы.


1/20


1

Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике.


1/21


1

Лабораторная работа №2. «Изучение закона сохранения механической энергии». Решение задач.


1/22


1

Контрольная работа №3«Законы сохранения»



Раздел 2. Основы молекулярно-кинетической теории (20 часов)



Молекулярная физика (12)


2/1


1

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул.


2/2


1

Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.


2/3


1

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории.


2/4


1

Температура и тепловое равновесие.


2/5


1

Определение температуры. Энергия теплового движения молекул.


2/6


1

Уравнение состояния идеального газа


2/7


1

Газовые законы


2/8


1

Насыщенный пар. Давление насыщенного пара.


2/9


1

Влажность воздуха.


2/10


1

Свойство жидкости. Поверхностное натяжение.


2/11


1

Кристаллические аморфные тела


2/12


1

Лабораторная работа №3 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака»



Термодинамика (8)


2/14


1

Внутренняя энергия


2/15


1

Работа в термодинамике


2/16


1

Фазовые переходы. Уравнение теплового баланса


2/17


1

Первый закон термодинамики


2/18


1

Второй закон термодинамики


2/19


1

Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей.


2/20


1

Решение задач по теме «Основы МКТ»


2/21


1

Контрольная работа №4 «Основы МКТ»



Раздел 3. Основы электродинамики (24 часа)



Электостатика (8)


3/1


1

Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения заряда.


3/2


1

Закон Кулона. Единица электрического заряда.


3/3


1

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Силовые линии


3/4


1

Поле точечного заряда и заряженного шара. Принцип суперпозиции полей


3\5


1

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.


3/6


1

Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связ между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов.


3/7


1

Электроемкость. Единица электроемкости. Конденсатор.


3/8


1

Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.



Законы постоянного тока (7)


3/9


1

Электрический ток. Сила тока


3/10


1

Закон Ома для участка цеппи. Сопротивление.


3/11


1

Электрическое поле. Последовательное и параллельное соединение проводников


3/12


1

Работа и мощность постоянного тока


3/13


1

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи


3/14


1

Лабораторная работа №4 «Последовательное и параллельное соединение проводников»


3/15


1

Контрольная работа №5 «Электростатика. Законы постоянного тока»



Электрический ток в различных средах (9)


3/16


1

Электрическая проводимость различных веществ и металлов.


3/17


1

Зависимость сопротивления проводников от температуры. Сверхпроводимость.


3/18


1

Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости.


3/19


1

Электрический ток в вакууме. Электро-лучевая трубка.


3/20


1

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.


3/21


1

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный рвзряды.


3/22


1

Плазма


3/23


1

Решение задач по теме «Электрический ток в различных средах»


3/24


1

Контрольная работа № 6 «Электрический ток в различных средах»





Резервное время (3)





Итого 70 часов



Контроль уровня обученности.

Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, практическая контрольная работа, самостоятельная работа, лабораторная работа, домашняя практическая работа, тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме экзамена.


Учебно-методические пособия для учителя


В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Физика» 10 класса входят:

    • учебник Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика» классический курс. 10 класс» – Москва, Просвещение, 2020 г..


Электронные учебные пособия
  1. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка

  2. http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)

  3. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество

  4. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  5. -http://standart.edu.ru/сайт – «Федеральный государственный образовательный стандарт»