Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Болотного Болотнинского района Новосибирской области
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №2 __________________Павлович Т.И. «___»____________________2021г | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___________________Столярова И.В. «___»____________________2021г |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Ментальная арифметика» для начального общего образования Срок освоения программы: 3 года |
| Составители: учителя начальных классов: Котова Е.А. (первая квалификационная категория), |
г.Болотное 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Ментальная арифметика» для начального общего образования является частью Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №2 г.Болотного (Содержательный раздел, п.2.2).
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г) и с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
При составлении рабочей программы по курсу использовались:
методическое пособие и комплекс упражнений для навыков быстрого математического счёта с использованием счёт (абакус)/ SmartyKids, г.Новосибирск, 2017;
поурочный план/ SmartyKids, г.Новосибирск, 2017;
учебные пособия по ментальной арифметике. Уровень 1-3 / Москва, Новосибирск, ООО «Дилер-групп», 2017;
рабочие тетради по ментальной арифметике. Уровень 1-3 / Москва, Новосибирск, ООО «Дилер-групп», 2017;
В соответствии с учебным планом школы на изучение курса «Ментальная арифметика» отводится 1-2 часа в неделю. В течение учебного года этот курс изучается в количестве 1 год обучения - 66 часов, 2-3 года обучения – 34 часа; общее количество часов, отводимых на изучение учебного предмета в системе начального общего образования – 134 часа.
Постоянные группы формируются одного возраста из обучающихся 1-4 классов. Состав группы 5-6 человек.
Целью программы является углубление и расширение математических знаний, формирование интереса к приёмам математического счёта.
Основные задачи:
формирование навыков счёта на абакусе;
формирование навыков счета на ментальной карте;
формировать умение применять на практике знаний, полученных во время учебных занятий;
учить правильно, применять формулы при счёте;
развивать наблюдательность, любознательность, память, логическое мышление;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
воспитывать уважение к достижениям человечества в области математики, терпимость, инициативность, уважительного отношения друг к другу;
расширять кругозор учащихся.
Рабочая программа включает в себя три раздела:
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Календарно-тематическое планирование.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
После успешного завершения курса «Ментальная арифметика», обучающиеся смогут:
повысить эффективность обработки получаемой головным мозгом разносторонней информации, используя возможности рабочей памяти;
усовершенствовать навыки устного счета и логического мышления;
повысить точность и скорость выполнения разнообразных поставленных задач;
использовать полученные знания в личностном развитии.
В результате учебной деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные действия.
1 год обучения
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- установка на здоровый образ жизни.
Обучащийся получит возможность для формирования:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Обучающийся получит возможность научиться:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
2 год обучения
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- установка на здоровый образ жизни.
Обучащийся получит возможность для формирования:
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
способность к оценке своей учебной деятельности;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Обучающийся получит возможность научиться:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
устанавливать аналогии.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.
3 год обучения
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к оценке своей учебной деятельности;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни.
Обучащийся получит возможность для формирования:
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
владеть рядом общих приемов решения задач;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
контролировать действия партнера;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Уровень | Длительность | Описание |
1 уровень | 1 год обучения | Ознакомление с абакусом, простым сложением и вычитанием. Данный уровень является подготовительным. На этом уровне дети учатся считать с помощью абакуса в пределах от – 99 до + 99, делают упражнения на улучшение памяти, отдельное внимание уделяется развитию концентрации ребенка. |
2 уровень | 2 год обучения | Изучение формул до 5 на сложение и вычитание. Состав числа 5. Уровень тренирует ребенка осуществлять операции с двузначными цифрами на счетах абакус и в уме. Выполняются упражнения на развитие кратковременной и долговременной памяти. На данном этапе в программу включается решение нестандартных задач, направленных на развитие логического мышления, способностей анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать. |
3 уровень | З год обучения | Изучение формул до 10 на сложение и вычитание, состав числа 10. Уровень тренирует ребенка осуществлять операций с трехзначными цифрами на счетах абакус и в уме. Выполняются упражнения на развитие внимания, памяти, креативного мышления, увеличение скорости обработки информации. |
Одно занятие длится 45 минут:
1.Разминка – 3 мин.
2.Основная информация – 10 мин.
3.Практические занятия – 10 мин.
4.Проверка и оценка – 5 мин.
5.Самостоятельная работа (решение творческих задач, рассуждения и пр.) – 10 мин.
6.Ментальный счёт – 5 мин.
7.Завершение – 2 мин.
Структура занятия:
1.Разминка (методика Железновой и пр.).
2.Тренировка пальцев. Упражнения на абакусе по теме урока.
3.Новая тема или закрепление.
4.Решение примеров, работа с тренажёром.
5.Работа с карточками.
6.Дополнительные задания и игры.
7.Ментальный счёт.
Каждое занятие насыщенно работой по полноценному интеллектуальному развитию детей, поэтому для эффективности занятий имеется полная методическая база, а именно:
учебное пособие;
рабочие тетради;
методическая литература;
индивидуальное рабочее место;
индивидуальные счёты Абакус
демонстрационные (большие счеты) Абакус
канцелярские принадлежности;
компьютер;
проектор;
интерактивная доска;
флеш-карты;
плакаты с формулами;
принтер.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения (1 уровень)
№ п/п | сроки | Тема учебного занятия | Виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Проектная деятельность | Форма контроля |
Личностные | Метапредметные (УУД) |
1 | 1 неделя | Знакомство с абакусом. | Выполняют вычисления с помощью абакуса и ментальной карты. Различают главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделяют закономерности, завершают схемы. Анализируют ситуацию, устанавливают причинно-следственные связи. Называют предметы по описанию. Демонстрируют способность переключать, распределять внимание Различают предметы по цвету, форме, размеру. Демонстрируют целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определяют на глаз размеры предмета. Демонстрируют чувство времени, веса, расположенности в пространстве Определяют главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объясняют закономерности. Выделяют черты сходства и различия Описывают признаки геометрических фигур. Находят и выделяют признаки разных предметов. Узнают предметы по их признакам. Дают описание предметов , явлений в соответствии с их признаками. Ориентируются в пространстве листа. Дают несложные определения понятиям. Определяют на глаз размеры предмета. Демонстрируют чувство времени, веса, расположенности в пространстве Излагают свои мысли ясно и последовательно. | У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - установка на здоровый образ жизни. Обучащийся получит возможность для формирования: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им. | Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Обучающийся получит возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Рисование абакуса. | Практическая работа |
2 | Знакомство с основной техникой пальцев. Тренажёр №1. | Тренажёр №1. | Практическая работа |
3 | 2 неделя | Изучаем цифру «1» | | Фронтальный опрос |
4 | Изучаем цифру «2» | | Фронтальный опрос |
5 | 3 неделя | Изучаем цифру «3» | | Фронтальный опрос |
6 | Изучаем цифру «4» | | Фронтальный опрос |
7 | 4 неделя | Сложение и вычитание от 1 до 4. | | Решение примеров |
8 | Прямой счёт на сложение четвёрке. | | Решение примеров |
9 | 5 неделя | Прямой счёт на сложение четвёрке. | | Решение примеров |
10 | Прямой счёт на сложение четвёрке. | | Решение примеров |
11 | 6 неделя | Изучаем цифру «5» | | Фронтальный опрос |
12 | Изучаем цифру «6» | | Фронтальный опрос |
13 | 7 неделя | Изучаем цифру «7» | | Фронтальный опрос |
14 | Изучаем цифру «8» | | Фронтальный опрос |
15 | 8 неделя | Изучаем цифру «9» | | Фронтальный опрос |
16 | Прямой счёт на сложение и вычитание от 1 до 9. Тренажёр №2. | Тренажёр №2. | Практическая работа |
17 | 9 неделя | Прямой счёт на сложение и вычитание от 1 до 9. | | Решение примеров |
18 | Прямой счёт на сложение и вычитание от 1 до 9. Тренажёр №3. | Тренажёр №3. | Практическая работа |
19 | 10 неделя | Прямой счёт на сложение и вычитание от 1 до 9. | | Решение примеров |
20 | Прямой счёт на сложение и вычитание от 1 до 9. | | Решение примеров |
21 | 11 неделя | Прямой счёт на сложение и вычитание от 1 до 9. | | Решение примеров |
22 | Знакомство с «0». | | Фронтальный опрос |
23 | 12 неделя | Знакомство с «0». Закрепление. | | Фронтальный опрос |
24 | Закрепление пройденных тем. | | Решение примеров |
25 | 13 неделя | Закрепление пройденных тем. | | Практическая работа |
26 | Закрепление пройденных тем. | | Решение примеров |
27 | 14 неделя | Закрепление пройденных тем. | | Практическая работа |
28 | Закрепление пройденных тем. | | Решение примеров |
29 | 15 неделя | Закрепление пройденных тем. | | Практическая работа |
30 | Закрепление пройденных тем. | | Решение примеров |
31 | 16 неделя | Закрепление пройденных тем. | | Практическая работа |
32 | Закрепление пройденных тем. | | Решение примеров |
33 | 17 неделя | Знакомство с двузначными числами. | | Фронтальный опрос |
34 | Знакомство с двузначными числами. Тренажёр №4. | Тренажёр №4. | Практическая работа |
35 | 18 неделя | Повторение двузначных чисел. | | Практическая работа |
36 | Прямой счёт на сложение и вычитание двузначных чисел. | | Решение примеров |
37 | 19 неделя | Прямой счёт на сложение и вычитание двузначных чисел. | | Решение примеров |
38 | Прямой счёт на сложение и вычитание двузначных чисел. | | Практическая работа |
39 | 20 неделя | Прямой счёт на сложение и вычитание двузначных чисел. | | Практическая работа |
40 | Прямой счёт на сложение и вычитание. Повторение и тренировка. | | Решение примеров |
41 | 21 неделя | Прямой счёт на сложение и вычитание. Повторение и тренировка. | | Практическая работа |
42 | Прямой счёт на сложение и вычитание. Повторение и тренировка. | | Решение примеров |
43 | 22 неделя | Прямой счёт на сложение и вычитание. Повторение и тренировка. | | Практическая работа |
44 | Закрепление пройденных тем. | | Практическая работа |
45 | 23 неделя | Закрепление пройденных тем. | | Решение примеров |
46 | Закрепление пройденных тем. | | Практическая работа |
47 | 24 неделя | Закрепление пройденных тем. | | Решение примеров |
48 | Закрепление пройденных тем. | | Практическая работа |
49 | 25 неделя | Закрепление пройденных тем. | | Решение примеров |
50 | Закрепление пройденных тем. | | Практическая работа |
51 | 26 неделя | Закрепление пройденных тем. | | Решение примеров |
52 | Знакомство с трёхзначными числами. | | Фронтальный опрос |
53 | 27 неделя | Знакомство с трёхзначными числами. | | Фронтальный опрос |
54 | Знакомство с трёхзначными числами. Закрепление. | | Фронтальный опрос |
55 | 28 неделя | Закрепление пройденного материала. | | Практическая работа |
56 | Закрепление пройденного материала. | | Решение примеров |
57 | 29 неделя | Закрепление пройденного материала. | | Практическая работа |
58 | Закрепление пройденного материала. | | Практическая работа |
59 | 30 неделя | Закрепление пройденного материала. | | Решение примеров |
60 | Закрепление пройденного материала. | | Практическая работа |
61 | 31 неделя | Закрепление пройденного материала. | | Практическая работа |
62 | Закрепление пройденного материала. | | Решение примеров |
63 | 32 неделя | Закрепление пройденного материала. | | Практическая работа |
64 | Закрепление пройденного материала. | | Решение примеров |
65 | 33 неделя | Закрепление пройденного материала. | | Практическая работа |
66 | Итоговое занятие. Олимпиада 1 уровня. | | олимпиада |
2 год обучения (2 уровень)
№ п/п | сроки | Тема учебного занятия | Виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Проектная деятельность | Форма контроля |
Личностные | Метапредметные (УУД) |
1 | 1 неделя | Прямой счёт на сложение и вычитание. Повторение. | Осуществляют операции с числами на счетах абакус, ментальной карте и в уме. Учатся анализировать условия задачи и на основе анализа определять, какое количество косточек необходимо добавить или убрать. Применять изученные формулы на практических заданиях на абакусе, ментальной карте. Учатся различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. выделять закономерности. Демонстрируют способность переключать, распределять внимание Демонстрируют чувство времени, веса, расположенности в пространстве Определяют главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объясняют закономерности. Выделяют черты сходства и различия Дают описание предметов , явлений в соответствии с их признаками. Ориентируются в пространстве листа. Дают несложные определения понятиям. Излагают свои мысли ясно и последовательно. | У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - установка на здоровый образ жизни. Обучащийся получит возможность для формирования: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; способность к оценке своей учебной деятельности; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. | Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Обучающийся получит возможность научиться: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; различать способ и результат действия. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Обучающийся получит возможность научиться: строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; устанавливать аналогии. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. | | Фронтальный опрос |
2 | 2 неделя | Знакомство с составом числа 5. «Маленькие друзья» Сложение и вычитание в пятерке. «Маленькие друзья» состав числа 5. | | Фронтальный опрос |
3 | 3 неделя | Знакомство с формулой «Маленькие друзья» +1=+5-4 | | Фронтальный опрос |
4 | 4 неделя | Формула «Маленькие друзья» +1=+5-4 Знакомство с тренажером 4+1-5 | Тренажёр. | Решение примеров |
5 | 5 неделя | Знакомство с формулой «Маленькие друзья» -1=+4-5 | | Фронтальный опрос |
6 | 6 неделя | Формула «Маленькие друзья» -1=+4-5 Знакомство с тренажером 5-1-4. | | Решение примеров |
7 | 7 неделя | Знакомство с формулой «Маленькие друзья» +2=+5-3 | | Фронтальный опрос |
8 | 8 неделя | Формула «Маленькие друзья» +2=+5-3 Знакомство с тренажером 3+2-5. | Тренажёр. | Практическая работа |
9 | 9 неделя | Знакомство с тренажером 4+2-6. Знакомство с формулой «Маленькие друзья» -2=+3-5 | | Фронтальный опрос |
10 | 10 неделя | Формула «Маленькие друзья» -2=+3-5 Знакомство с тренажером 6-2-4 | Тренажёр. | Решение примеров |
11 | 11 неделя | Знакомство с тренажером 5-2-3 Знакомство с формулой «Маленькие друзья» +3=+5-2 | | Фронтальный опрос |
12 | 12 неделя | Формула «Маленькие друзья» +3=+5-2 Знакомство с тренажером 2+3-5, 3+3-6. | Тренажёр. | Решение примеров |
13 | 13 неделя | Знакомство с тренажером 4+3-7 Знакомство с формулой «Маленькие друзья» -3=+2-5 | | Фронтальный опрос |
14 | 14 неделя | Формула «Маленькие друзья» -3=+2-5 | | Решение примеров |
15 | 15 неделя | Знакомство с тренажером 7-3-4, 6-3-3, 5-3-2. | Тренажёр. | Практическая работа |
16 | 16 неделя | Знакомство с формулой «Маленькие друзья» +4=+5-1 | | Практическая работа |
17 | 17 неделя | Формула «Маленькие друзья» +4=+5-1 Знакомство с тренажером 1+4-5, 3+4-7. | Тренажёр. | Практическая работа |
18 | 18 неделя | Знакомство с формулой «Маленькие друзья» -4=+1-5 Знакомство с тренажером 2+4-6, 4+4-8. | | Практическая работа |
19 | 19 неделя | Формула «Маленькие друзья» -4=+1-5 Знакомство с тренажером 5-4-1, 7-4-3. | Тренажёр. | Практическая работа |
20 | 20 неделя | Знакомство с тренажером 6-4-2, 8-4-4. | Тренажёр. | Диктант |
21 | 21 неделя | Знакомство с составом числа 6 | | Фронтальный опрос |
22 | 22 неделя | Отработка состава числа 6 | Тренажёр. | Решение примеров |
23 | 23 неделя | Знакомство с составом числа 7 | | Фронтальный опрос |
24 | 24 неделя | Отработка состава числа 7 | Тренажёр. | Практическая работа |
25 | 25 неделя | Знакомство с составом числа 8 | | Фронтальный опрос |
26 | 26 неделя | Отработка состава числа 8 | Тренажёр. | Практическая работа |
27 | 27 неделя | Сложение и вычитание в пятерке, формулы «Маленькие друзья». Повторение и тренировка | | Практическая работа |
28 | 28 неделя | Сложение и вычитание в пятерке, формулы «Маленькие друзья». Повторение и тренировка | | Решение примеров |
29 | 29 неделя | Сложение и вычитание в пятерке, формулы «Маленькие друзья». Повторение и тренировка | | Практическая работа |
30 | 30 неделя | Закрепление пройденного материала. | | Практическая работа |
31 | 31 неделя | Закрепление пройденного материала. | | Решение примеров |
32 | 32 неделя | Закрепление пройденного материала. | | Практическая работа |
33 | 33 неделя | Закрепление пройденного материала. | | Практическая работа |
34 | 34 неделя | Итоговое занятие. Олимпиада 2 уровня. | | олимпиада |
3 год обучения (3 уровень)
№ п/п | сроки | Тема учебного занятия | Виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Проектная деятельность | Форма контроля |
Личностные | Метапредметные (УУД) |
1 | 1 неделя | Повтор формул «Маленькие друзья» | Выполняют вычисления с помощью абакуса и ментальной карты. Различают главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделяют закономерности, завершают схемы. Анализируют ситуацию, устанавливают причинно-следственные связи. Называют предметы по описанию. Демонстрируют способность переключать, распределять внимание Различают предметы по цвету, форме, размеру. Демонстрируют целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определяют на глаз размеры предмета. Демонстрируют чувство времени, веса, расположенности в пространстве Определяют главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объясняют закономерности. Выделяют черты сходства и различия Описывают признаки геометрических фигур. Находят и выделяют признаки разных предметов. Узнают предметы по их признакам. Дают описание предметов , явлений в соответствии с их признаками. Ориентируются в пространстве листа. Дают несложные определения понятиям. Определяют на глаз размеры предмета. Демонстрируют чувство времени, веса, расположенности в пространстве Излагают свои мысли ясно и последовательно. | У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к оценке своей учебной деятельности; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; - установка на здоровый образ жизни. Обучащийся получит возможность для формирования: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения; адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. | Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; владеть рядом общих приемов решения задач; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия. Обучающийся получит возможность научиться: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; контролировать действия партнера; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | | Решение примеров |
2 | 2 неделя | Состав числа 10. Формула «Большие друзья» +1= -9+10 | Тренажёр | Практическая работа |
3 | 3 неделя | Формула «Большие друзья» +2= -8+10 | Тренажёр | Практическая работа |
4 | 4 неделя | Формула «Большие друзья» +3= -7+10 | Тренажёр | Практическая работа |
5 | 5 неделя | Формула «Большие друзья» +4= -6+10 | Тренажёр | Практическая работа |
6 | 6 неделя | Формула «Большие друзья» +5= -5+10 | Тренажёр | Практическая работа |
7 | 7 неделя | Сложение в десятке. | | Диктант |
8 | 8 неделя | Сложение с переходом со столбика на столбик. | | Практическая работа |
9 | 9 неделя | Формула «Большие друзья» -1= -10+9 | Тренажёр | Практическая работа |
10 | 10 неделя | Формула «Большие друзья» -2= -10+8 | Тренажёр | Практическая работа |
11 | 11 неделя | Формула «Большие друзья» -3= -10+7 | Тренажёр | Практическая работа |
12 | 12 неделя | Формула «Большие друзья» -4= -10+6 | Тренажёр | Практическая работа |
13 | 13 неделя | Формула «Большие друзья» -5= -10+5 | Тренажёр | Практическая работа |
14 | 14 неделя | Вычитание в десятке. | | Диктант |
15 | 15 неделя | Формула «Большие друзья» +9= -1+10 | Тренажёр | Практическая работа |
16 | 16 неделя | Формула «Большие друзья» -9= -10+1 | Тренажёр | Практическая работа |
17 | 17 неделя | Формула «Большие друзья» +8= -2+10 | Тренажёр | Практическая работа |
18 | 18 неделя | Формула «Большие друзья» -8= -10+2 | Тренажёр | Практическая работа |
19 | 19 неделя | Формула «Большие друзья» +7= -3+10 | Тренажёр | Практическая работа |
20 | 20 неделя | Формула «Большие друзья» -7= -10+3 | Тренажёр | Практическая работа |
21 | 21 неделя | Формула «Большие друзья» +6= -4+10 | Тренажёр | Практическая работа |
22 | 22 неделя | Формула «Большие друзья» -6= -10+4 | Тренажёр | Практическая работа |
23 | 23 неделя | Формула «Семья» +9=+4-5+10 | | Решение примеров |
24 | 24 неделя | Формула «Семья» -9= -10+5-4 | | Решение примеров |
25 | 25 неделя | Формула «Семья» +8=+3-5+10 | | Решение примеров |
26 | 26 неделя | Формула «Семья» -8= -10+5-3 | | Решение примеров |
27 | 27 неделя | Формула «Семья» +7=+2-5+10 | | Решение примеров |
28 | 28 неделя | Формула «Семья» -7= -10+5-2 | | Решение примеров |
29 | 29 неделя | Формула «Семья» +6=+1-5+10 | | Решение примеров |
30 | 30 неделя | Формула «Семья» -6= -10+5-1 | | Решение примеров |
31 | 31 неделя | Закрепление пройденного материала. | | Решение примеров |
32 | 32 неделя | Закрепление пройденного материала. | | Решение примеров |
33 | 33 неделя | Закрепление пройденного материала. | | Решение примеров |
34 | 34 неделя | Итоговое занятие. Олимпиада 3 уровня. | | олимпиада |