
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
3 КЛАСС
Составитель: учитель Святкина Лариса Александровна
Срок реализации 1 год
пос. Красный Яр
год
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Предметные результаты:
1.Выпускник научиться:
Понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познания художественного смысла окружающего предметного мира;
Понимать, что предметы имеют не только улитарное значение, но и является носителями духовной культуры;
Понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
Понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми, их мечты и заботы;
Работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
Использовать элементарные приёмы изображения пространства;
Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
Называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
Называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);
Сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
Называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);
Называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Гжель)
Использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые милки, тушь, уголь, бумага)
2.Выпускник получит возможность научиться:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
Воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
Оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
Использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
Использовать приобретённые знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
Использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
Анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
Осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
Личностные результаты:
Результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
формирование социальной роли ученика;
формирование положительного отношения к учению;
представления о ценности природного мира для практической деятельности человека
развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
осмысление своего поведения в школьном коллективе;
ориентация на понимание причин успеха в деятельности.
формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.
формирование умения радоваться успехам одноклассников;
формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;
умение видеть красоту труда и творчества.
формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;
Метапредметные результаты:
Результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД:
- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
- оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- Учиться согласованно работать в группе:
- Учиться планировать работу в группе;
- Учиться распределять работу между участниками проекта;
- Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Тема 1. Искусство в твоем доме (8 часов)
Осенний вернисаж. Прощаемся с летом. Отработка приемов рисования кистью. Красота букетов из Жостово. Твоя посуда. Изображение на бумаге сосудов из сервиза с декором. Мамин платок. Эскиз платка. Обои и шторы в твоем доме. Эскиз обоев для определенной комнаты. Твои игрушки (сведения о видах декоративно-прикладного искусства, лепка игрушки из пластилина и ее роспись). Твои книжки. Иллюстрация сказки. Поздравительная открытка, декоративная закладка. Создание эскиза декоративной закладки.
Тема 2. Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Памятники архитектуры - наследие веков. Изображение одного из архитектурных памятников. Ажурные ограды. Создание проекта ажурной решетки или ворот. Парки, скверы, бульвары. Изображение парка, сквера. Фонари на улицах и в парках. Конструирование формы фонаря из бумаги. Витрины магазинов. Создание проекта оформления витрины магазина. Транспорт в городе. Создание образов фантастических машин.
Тема 3. Художник и зрелище (11 ч)
Театральные маски. Конструирование масок. Художник в театре. Создание картонного макета и персонажей пальчикового театра. Театр кукол. Изготовление головы и костюма куклы. Конструирование сувенирной куклы. Афиша, плакат. Создание афиши – плаката к спектаклю. Художник и цирк. Выполнение аппликации на тему циркового представления. Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище.
Тема 4. Художник и музей (8 ч)
Музеи в жизни города. Изображение интерьера музея. Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях. Натюрморт. Изображение натюрморта с натуры. Картина – пейзаж. Изображение пейзажа по представлению. Картина – портрет. Рисование по памяти или по представлению друга (портрет друга, подруги). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Лепка животного (кошки) в движении. Музей архитектуры. Импровизация на тему древней архитектуры. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение по теме). Ступени художественного образования.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Из них |
Проекты | Диагностическая работа |
1 | Искусство в твоём доме | 8 | - | - |
2 | Искусство на улицах твоего города | 8 | 1 | 1 |
3 | Художник и зрелище | 11 | 1 | 1 |
4 | Художник и музей | 7 | - | 1 |
| Всего | 34 | 2 | 3 |
4.КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приёма или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе)
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка)
"5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
"4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
"3"
"2"
5. Коррекционно- развивающие задачи.
В процессе изучения предмета реализуются следующие задачи:
-коррекция внимания ( произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путем выполнения определенных упражнений..
-коррекция и развитие связной устной речи ( регулирующая функция, планирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение….
- коррекция и развитие памяти ( кратковременной, долговременной) путем выполнения упражнений…
-коррекция и развитие зрительного восприятия…
-развитие слухового восприятия…
-коррекция и развитие тактильного восприятия…
-коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук ( формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности, соразмерности движений)…
- коррекция и развитие мыслительной деятельности ( операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…
Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы ( навыков самоконтроля, усидчивости, выдержки.
6. Коррекционный компонент.
1.Совершенствование сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики;
-оптико-пространственной ориентации;
-зрительно-моторной координации и т.д.
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
---развитие зрительной памяти и внимания;
-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов ( цвет, форма, величина);
-развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений и времени;
-развитие слухового внимания и памяти;
-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций.
- навыков соотносительного анализа;
-навыков группировки и классификации ( на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умение планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления.:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления ( умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. ((релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.)
6.Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8.Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока |
| 1. Искусство в твоем доме (8 ч.) |
1 | | | Воплощение замысла в искусстве. Свободное рисование “Мое впечатления о лете” |
2 | | | Твои игрушки. |
3 | | | Посуда у тебя дома |
4 | | | Входная диагностическая работа |
5 | | | Мамин платок |
6. | | | Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. |
7-8 | | | Открытки. |
| 2. Искусство на улицах твоего города (8 ч.) |
9 | | | Входная диагностическая работа в форме тестирования |
10 | | | Парки, скверы, бульвары. |
11 | | | Ажурные ограды. |
12 | | | Волшебные фонари. |
13-14 | | | Витрины |
15 | | | Удивительный транспорт. |
16 | | | Промежуточная аттестация за 1 полугодие |
| 3. Художник и зрелище (11 ч.) |
17-18 | | | Художник в цирке. |
19 | | | Художник в театре |
20-21 | | | Театр на столе. |
22 | | | Театр кукол. |
23-24 | | | Мы художники кукольного театра |
25-26 | | | Афиша и плакат. |
27 | | | Школьный карнавал. |
| 4. Художник и музей (7ч.) |
28-29 | | | Музей в жизни города. Картины исторические и бытовые |
30 | | | Картина - особый мир. |
31 | | | Рисование натюрморта. Музеи народного декоративно-прикладного искусства |
32 | | | Рисование пейзажа. |
33 | | | Промежуточная аттестация (итоговая) |
34 | | | Картина-портрет. |